Методы, формы организации деятельности учащихся

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

Методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету

В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.

  • Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:

  1. методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источникам: словесные, наглядные, практические

б)по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые

г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя

  1. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению

б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.

  1. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

  • коммуникативный;
  • познавательный;
  • преобразовательный;
  • систематизирующий;
  • контрольный.

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • игровое экспериментирование
  • драматизации
  • проблемно ориентированный диалог
  • учебная дискуссия
  • формулирование вопросов для поучения информации
  • разработка алгоритмов
  • решение проблемных ситуаций
  • проектирование и моделирование
  • ситуации выбора
  • анализ жизненного опыта
  • рефлексивный анализ
  • рецензирование работ
  • составление каталогов и систематизаторов
  • обсуждение докладов
  • организация опытов
  • подготовка презентаций
  • выполнение практических работ
  • исследование
  • выполнение проектов

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Предназначение дидактических средств

  1. содействовать осознанию содержания учебных тем
  2. способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

Интернет;

организующе-координирующая деятельность учителя;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
  • отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
  • тестовый материал;
  • средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
  • технические средства обучения;

На уровне предмета

  • система условных обозначений различных дисциплин:
  • искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
  • учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
  • учебники и учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические разработки (рекомендации) по предмету;
  • книги-первоисточники;
  • справочники, словари.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.