Консультации для родителей старшей группы

Тюрина Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 «О гиперактивности и гиперопеке детей»

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.

Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно - индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Беспомощность детей - вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.

Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи, полученные в саду или в школе. Результат - ребенок не способен справиться самостоятельно с задачей в саду или в школе.



Предварительный просмотр:

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

  • В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.



Предварительный просмотр:

     Картинки по запросу рамки для текста детский

Похожее изображение

Консультация для родителей:

   «Формирование познавательной деятельности у детей в домашних  условиях»

Формирование целостного, комплексного, интегративного  системно – деятельностного  подхода к воспитанию дошкольника является  целевой установкой ФГОС. Современный человек должен в своей жизни быть исследователем.

    Одна из важнейших задач современного образования в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов – это формирование исследовательских умений дошкольников. Ребѐнок познаѐт мир в процессе любой своей деятельности, но в познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность  впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (как устроен мир и почему так происходит, зачем и для чего). Маленький        человечек        учится устанавливать        причинно-следственные,  пространственные и временные связи между предметами и явлениями. Результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника - высокое умственное развитие.

    Исследовательская деятельность способствует развитию творчества

ребѐнка и помогает решать следующие  задачи:

 - способствует  формированию   коммуникативных навыков;        

 - формирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной    инициативы;

 - развивает умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 - формирует умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;                   Познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру,

продуктивную деятельность, вплетаясь в них, дети получают возможность опробовать любой новый материал.        

    Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности можно считать исследовательскую деятельность. Системная работа по данному   направлению позволяет:        

  • развивать у детей критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные,        творческие способности детей        и        коммуникативные навыки;  
  • развивать детскую любознательность и пытливость ума;        

позволяет достичь качественных результатов в работе и при выпуске в   школу.        

Картинки по запросу рамки для текста детский

Уважаемые родители, исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные   условия.

а) разрешите играть в ванной комнате с пустыми баночками, флаконами,   мыльницам, воздушными шариками разных форм Похожее изображение

- Куда больше воды поместилось?

-Куда вода легче набирается? Почему?

- Откуда воду легче вылить?

-Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?

-Имеет ли вода форму?

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

  б) позвольте экспериментировать с предметами (тонут или плавают в во-    де);

-Как думаешь, утонет бутылка или нет?

- Что будет, если набрать в нее воды?

Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если при- жмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.        

   в) помощь в уборке комнаты

-Как ты считаешь, с чего нужно начать?

-Что    для этого нужно? Что ты сделаешь сам? Похожее изображение

-В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать рассчитывать свои силы.

г) уход за цветами

-Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему?

-Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

Это начало воспитания бережного отношения к природе, формирования знаний о растениях и способах ухода за ними.

Уважаемые родители, надеемся вам помогут советы:

  • будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность;        
  • поощряйте ребенка за стремление и активность в поиске новых знаний, умений;        
  • вместе с ребенком принимайте участие в поисково – исследовательской деятельности;        
  • не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в  процессе игры вы можете передать необходимые знания;        
  • чаще говорите с ребѐнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений;        
  • помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания;        
  • ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями  ребѐнка, его достижениями.        

Для детей самые главные люди в мире – родители, ваши слова становятся для детей руководством к действию.