Консультации для родителей 1 младшей группы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа не предусмотрела механизма адаптации ребенка в ситуации "остаться без мамы", тем более - в том юном возрасте, в котором в нашей стране дети, обычно, массово идут в ясли или сад. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Адаптация ребенка в детском саду
С приходом ребенка в детский коллектив его жизнь существенным образом меняется : строгий режим дня ; отсутствие родителей; новые требования к поведению; новое помещение; другой стиль общения с окружающими. Всё это создаёт для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, у ребенка возникает страх, в следствии чего выделяется адреналин, инсулин, вырабатывается кортизол; отказ от еды, частые болезни, плач, выраженное психомоторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, пассивность )
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: лёгкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней, ребенок адекватно ведет себя в коллективе ; адаптация средней тяжести – поведение ребёнка нормализуется в течении месяца, есть признаки психического стресса (капризы, плач, отказ от еды, нарушения сна и т.д.); тяжелая адаптация – длится 2-6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже сформированные навыки, может наступить психофизическое истощение.
Цель адаптации : создание оптимальных условий направленных на успешную адаптацию ребенка в условиях дошкольного учреждения. Задачи: создать условия, обеспечивающие ребенку комфорт для облегчения периода адаптации; оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей; повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ.
Факторы, определяющие успешность адаптации детей раннего возраста к ДОУ: состояние здоровья и уровень развития ребенка, возраст , в котором малыш поступает в детское учреждение; степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметно-игровой деятельности. Организация условий для адаптации детей раннего возраста создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формирование у ребенка чувства уверенности; работа с родителями; правильная организация в адаптационный период игровой деятельности .
Работа с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей на темы: «Готовность ребенка к ДОУ»; «Какой я родитель. Виды родительских позиций»; практикум «Адаптационные игры для малышей»; цикл бесед: «Игры – игрушки»; консультации по вопросам воспитания и развития дошкольников; консультации родителей по возникающим у них вопросам
Методы организации процесса адаптации ребенка к новым условиям: элементы телесной терапии ( обнять, погладить ); Доброжелательность, культура общения, тактичность взрослого; исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой; сказкотерапия ; игровые методы взаимодействия с ребенком.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте . Дети 3-4 лет только начинают учиться играть! Игра – стимул развития ребенка, его навыков, интеллекта, моральных качеств. Малышам 3-4 лет свойственна непосредственность, импульсивность поведения. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Требования к играм: игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием; они не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу ); всем детям предлагаются одинаковые предметы. Инициатором игры всегда выступает взрослый.
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ. Задачи игры: ● создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; ● снятие эмоционального и мышечного напряжения; ● формирование чувства уверенности в окружающем; ● развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Преимущества игры перед другими методами: ● позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим; ● помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; ● помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах; ● развивает искусство общения; ● помогает управлять своими чувствами; ● дает возможность переживать массу эмоций. в момент физического и эмоционального напряжения игры помогают «выплеснуть» негативную энергию .
В адаптационный период ребенка игры делят на четыре группы: Игры способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми («Иди ко мне», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод с куклой», «Поезд», «Догонялки», «Бегом к дереву»). Игры на формирование эмоционального контакта и доверие («Мяч», «Игра с собачкой », «Кто в кулачке?», «Угадай-ка», «Дуй на что-нибудь и во что-нибудь»). Игры направленные на сближение детей друг с другом и педагогом («Давая познакомимся!», «Раздувайся пузырь!», «Лови, лови!», «Чей голосок?»). Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком («Найди игрушку», «Чьи вещи?»).
Спасибо за внимание!