Опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 160.91 КБ |
otkrytoe_volshebnyy_sunduchok.pdf | 190.21 КБ |
igrovye-tehnologii-v-formirovanii-kommunikativnyh-navykov-detey-rannego-vozrasta.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ»
Формирование
социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста с использованием
игровой технологии
Автор: Бабурина Н.Е.
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I | |
Условия возникновения | |
Актуальность опыта | |
Ведущая педагогическая идея | |
Новизна опыта | |
Диапазон опыта | |
Теоретическая база | |
Раздел II | |
Технология описания опыта | |
Раздел III | |
Результативность опыта | |
Приложение | |
Приложение 1. Сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери», «Больница» | |
Приложение 2. Конспект игры-путешествия « Сказочное путешествие» | |
Приложение 3. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Царство диких зверей» | |
Приложение 4. Проект «Мои любимые питомцы» | |
Приложение 5. Настольно-печатные игры | |
Приложение 6. Конспект НОД по речевому развитию Совместное рассказывание сказки «Волк и козлята» | |
Библиографический список |
Раздел I
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Особенности государственной политики в области дошкольного образования, предусмотренные новой редакцией «Закона об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными стандартами дошкольного образования потребовали от педагогов пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Внедрению инноваций в образовательный процесс, послужила программа развития ОУ по проблеме: «Создание условий для личностного роста участников образовательного процесса».
Её основная цель – это развитие морально-нравственного потенциала, познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Кроме того программа «От рождения до школы», по которой работают дошкольные группы, направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Всё это требует от педагогов, работающих в дошкольной группе, овладение такими педагогическими умениями, которые позволят на должном уровне создать систему условий, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), а также социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей).
В качестве одного из главных критериев эффективности образовательного процесса в детском дошкольном учреждении развитие познавательных и коммуникативных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями. Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть не только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой.
Обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО предусмотрено развитие детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Для этого все виды деятельности с детьми дошкольного возраста должны быть направлены на приобретение опыта первичной ценностной ориентации и социализации. Особое место во всех четырёх образовательных областях принадлежит развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Работая над проблемой развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста, я выявила следующие противоречия: между реальной необходимостью развития коммуникативной компетентности дошкольников и неразработанностью в педагогической науке целостного представления о развитии коммуникативной компетентности дошкольников, когда в группе присутствуют дети нерусской национальности. Выявленное противоречие заставило задуматься в проблемном поле, связанном с развитием коммуникативной компетентности дошкольников, у которых при поступлении в дошкольную группу присутствует языковой барьер.
Моей педагогической находкой в этой связи явилась игра как средство развития коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста. Игра, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Встаёт вопрос: почему бы не использовать её для того, чтобы путем ненавязчивости развивать у ребенка все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
При этом я уверена в том, что педагогу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, в то же время уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
В свою очередь преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Дошкольная ступень формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему моего исследования: «Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с использованием игровой технологии».
Актуальность данного опыта подтверждается важностью проблемы современной действительности, которая легла в основу опыта. Учёными, которые занимались проблемой ключевых компетенций, установлено, что успешное развитие ключевых компетенций начинается у детей дошкольного возраста. Данная проблема обусловлена также новым подходом к оценке качества образования, где основным результатом дошкольного образования становится – способность ребёнка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. При этом одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Поскольку коммуникативная компетентность представляет собой совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где важными аспектами являются культура, речь, язык, то задача воспитателя заключается в создании эффективных условий для развития коммуникативных компетентностей. Наиболее эффективной в этой связи является организация игровой деятельности.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный мною опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая как процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Создание действенных условий для формирования коммуникативной компетентности является важнейшим фактором в её совершенствовании. По моему мнению, важно дать ребёнку широкий спектр средств, которые позволят получить высокие результаты.
К таким условиям следует отнести:
- создание ситуации коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;
- устранение коммуникативных трудностей;
- ориентирование на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проведение коррекционной работы по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечение баланса между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование и создание игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- признание семьи и социальных ситуаций, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
Одним из важных условий для развития коммуникативных компетентностей мною была выбрано использование игровых технологий в образовательном процессе. Так как через общение и деятельность при помощи использования игровой технологии ребёнок развивается, воспитывается, познаёт мир и себя.
Игра представляет собой совместную деятельность детей, которая способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, а также позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
НОВИЗНА ОПЫТА
Под новизной опыта автором понимается организация скоординированной совместной деятельности дошкольников и воспитателя по формированию социально-коммуникативных компетентностей с использованием игровой технологии, в результате которой дошкольники овладевают навыками общения, развивают активную мыслительную и практическую деятельность.
ДИАПОЗОН ОПЫТА
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через использование игровой технологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Компетентностный подход олицетворяет в современном образовании инновационный процесс. По мнению А.В. Хуторского, доктора педагогических наук, образовательная компетенция рассматривается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. В его теории в состав ключевых образовательных компетенций включены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Проблема коммуникативной компетентности рассматривается специалистами в таких аспектах как: сущность и структура коммуникативной компетентности у О.А. Анисимовой, Н.Н. Богомоловой, И.В. Гришняевой, С.И. Дубова, Ю.Н. Емельянова, A.M. Еропкина, С.И. Ершовой, Т.А. Кривченко, Б.Д. Парыгина, Т.И. Шульги; специфика коммуникативной компетентности, которая отражена у А.А. Бодалева, В.И. Загвязинского, М.С. Каган, В.И. Кашницкой, И.Д. Ладанова, И.В., Макаровской, JI.A. Петровской, а также особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольников можно найти у А.П. Вороновой, Б.М. Гриншпун, О.В. Защиринской, Т.А. Ниловой, О.С. Павловой, В.И. Селиверстовой, JI.M. Шипицыной, Н.М. Юрьевой.
Различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии рассматривают Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова; с позиций педагогики Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкин, Ю.Н. Емельянов, а также вопросы формирования и развития коммуникативных способностей можно прочесть в научных трудах И.А. Алексеева, В.А. Сонина, В.Н. Снеткова, Е.С. Яхонтовой, Л.В. Куликовой, формирование коммуникативных умений в процессе дидактической игры разработаны Л.Р. Мунияровой; методические приемы актуализации коммуникативных знаний и умений представлены О.А. Веселковой; рассмотрены условия формирования социальной активности детей у В.А. Ситарова; условия эффективности коммуникативного взаимодействия у Д.А. Левел, В.Г. Гуранова, В. Долохова, Н.В. Гришиной, В. Зигерт.
Однако анализ педагогических исследований показал, что в педагогической практике проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников нерусской национальности, у которых присутствует языковой барьер (дети приходят в группу, не владея русской речью) глубоко и качественно не исследовалась.
Знакомясь с научной литературой по вопросам коммуникативной компетентности, были установлены следующие пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:
- большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности;
- Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества;
- Н.К. Ледовских и Н.А. Богданова как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов;
- Г.А. Саитова, Н.Н. Кулиш, С.С. Мальцева, С.А. Мурзина предлагают очень много проектов, связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают несколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Раздел II
ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Становление начальной социально-коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения. Содержанием программы дошкольного образования предусмотрено формирование первоначальных социально- коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста в процессе освоения образовательных направлений («Коммуникативно–личностное развитие», «Познавательно–речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности. В связи с этим задачи психолого-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано.
Определяющий характер взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками носит личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает: уважение к ребёнку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в группе, а также ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Работая с детьми дошкольного возраста, я замечаю, что некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, вести диалоги, развивая сюжет в воображаемой игре.
У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».
Часто дети разыгрывают бытовые темы: «Дочки-матери», «У врача», «Магазин» «Шофера» и другие (приложение 1). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом ролевой и по поводу игры.
Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят дети, воспитатель, родители. Для этого при обсуждении печатных источников, я стараюсь организовать нерегламентированную деятельность, которую устанавливают сами дети. В итоге ненавязчиво происходит ролевая игра, где присутствует порядок рассматривания иллюстраций и ведение диалога. Воспитатель выполняет роль направляющего в игровой деятельности. В этом случае явным положительным результатом является формирование у детей культуры дискуссии, умение выслушать сверстника, говорить о главном, уважать право партнёра на своё мнение, в тоже время каждый должен быть услышанным и понятым.
В игровой деятельности средством заинтересованности может служить игровое путешествие (приложение 2). К нему ведётся большая подготовительная работа: прежде всего пополняется предметно-развивающая среда группы разнообразными материалами по теме путешествия: открытки, картинки, игрушки, художественная литература, фотографии. К сбору обязательно привлекаются родители. Характерно то, что появление новых материалов в группе вызывает особый интерес, вопросы, обсуждение. Затем принимается общее решение о выборе направления путешествия, после чего идёт активная подготовка. По карте определяется маршрут, виды транспорта, на котором дети будут добираться до намеченной цели. Под руководством педагога каждый изображает схему путешествия, то есть дети учатся моделированию. Схемы обозначаются условными значками остановки по маршруту следования. А затем дети с помощью конструктора строят вид транспорта (каждый выбирает индивидуально). Именно на этом этапе дошкольники включаются в разные формы коммуникации: дискуссии, деловые споры, тут же распределяются роли, формируется взаимопомощь. Этот этап игры позволяет развивать речь, способность к диалогу, потребность проявить себя, проявить свои возможности.
На втором этапе игры-путешествия в основном решаются развивающие задачи. В ходе подготовительной работы, которая является домашним заданием, дети и родители подбирают загадки, картинки, вопросы, игры. Деятельность детей безусловно сопровождается как свободным так и организованным общением. Они устраивают способы общения разных типов: игрового, делового, духовного; упражняются в использовании разнообразных средств общения – вербальных и невербальных.
Все путешествия могут быть организованны как в процессе проведения НОД (непосредственная образовательная деятельность), так и в других видах работы с детьми. Тематика этих занятий разнообразная: «Подготовка к плаванию», «Царство подводного мира», Сказка «Новое приключение Колобка», «Царство диких зверей» (приложение 3).
Эффективными формами работы, в ходе которых реализуются навыки общения и развития речи, являются следующие:
- дискуссии, рассказы детей;
- проекты;
- собирание коллекций;
- мини-музей;
- дидактические игры;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций.
Третьим этапом игры-путешествия является обзор всего путешествия, который можно организовать в виде викторины «Что? Где? Когда?» с вопросами: Чему вы научились? Без чего не получилась бы работа в нашей группе? С чего все начиналось? Как шла работа? Что получилось? Что не получилось?
По моему мнению, в первую очередь важно дать ребенку широкий спектр средств не только для решения задач, но и адаптации, выживания и получения высоких результатов в различных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.
Большой популярностью у детей пользуются настольно-печатные игры «Подбери по смыслу», «Назови животных», «Профессии». «Где чей домик» и др.(приложение 6). Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.
Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.
Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый в наших дошкольных группах. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике нашей разновозрастной группы используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, сюжетно–игровые. Воспитателями вместе с детьми и родителями реализованы следующие проекты «Да здравствует мыло душистое», «Игрушки в творчестве А.Барто», «Сказка», «Мои любимые питомцы» и др. (приложение 5).
Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для коммуникативного и социально-личностного развития ребенка, а также для создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Раздел III
Результативность опыта
Для изучения социально - коммуникативных умений детей проводились наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.
Оценка социально-коммуникативных умений проводилась по методике О. Ушаковой с учетом следующих критериев (смотрите приложение):
- уровень речевой коммуникации;
- уровень лексики и грамматики импрессивной речи;
- уровень лексики и грамматики экспрессивной речи.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что работа над опытом по формированию социально-коммуникативных навыков через игровые технологии позволила создать систему педагогических методов и приёмов для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения данной проблемы.
Приложение 1
Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери».
Цель:
- учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на выполнение практической задачи (мытье куклы, кормление куклы, прогулка, укладывание куклы спать и т.п.);
- развивать воображение и речевую коммуникацию;
- воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям;
Оборудование:
Оборудованный игровой уголок (кроватки, стол, стулья, посуда, постельное белье, куклы голыши, куклы в одежде, коляска, ванночка, ковш, тазик для белья, сушилка для белья и т.п.)
Предварительная работа:
1. Привлечение внимания и интереса детей к игре.
Воспитатель приносит в группу к детям фотографию своего ребенка (сына или дочки), обращая внимание детей на то, что воспитатель – мама, которая заботится о своем ребенке;
2. Обращение к личному опыту детей, выяснение родственных отношений;
3. Воспитатель выявляет, что знают дети о взаимоотношениях мамы и дочки (сыночка), чем они занимаются дома (спят, кушают, играют и т. п.)
4. Беседа об атрибутах, необходимых для выполнения мамой домашних дел;
5. Д/и «Сварим из овощей вкусный суп», «Будем учиться заваривать чай»
6. Чтение литературных произведений
- Муравейка И. «Я сама»
- Александрова 3. «Катя в яслях»
- Квитко Л. «Дочка».
Сценарий игры:
1 вариант: «Завтрак куклы Маши».
Педагог приводит в группу новую куклу и объясняет, что моя дочка, сейчас я буду кормить ее. Дети ожидающе садятся рядом с педагогом. Он сам берет на себя главную роль - роль мамы и дает образец общения и действий: «Машенька, дочка, я сейчас приготовлю тебе кашку, а ты пока поиграй, вот возьми эту игрушку, не нравится, ну тогда вот эту! Хорошо.»
Мама на плите варит кашу, накладывает ее в тарелку, усаживает дочку за стол.
2 вариант: «Ведем дочку на прогулку».
Педагог вверяет игру, начатую на первом занятии в руки детей, со стороны наблюдая за их игрой и ненавязчиво направляя детей в развитии сюжета. После того как дети накормили куклу, педагог предлагает детям пойти с ней погулять, и показывает образец
взаимодействия с куклой: подбирает одежду по сезону, постепенно одевает ее, разговаривая с дочкой и т. п.
3 вариант: «Стираем дочке белье».
Повторяются детьми игровые действия с предыдущих занятий, затем педагог предлагает новый сюжет игры: После прогулки дочка перепачкалась, и мама затевает стирку.
4 вариант: «Кукла хочет спать».
Повторяются игры по желанию детей, из тех в которые дети играли, после чего вводится новый сюжет, и разыгрываются новые действия: кормление - сон; прогулка - сон; кормление - прогулка – сон - стирка и т. п.
Мама говорит дочке ласковые слова, гладит по головке, зовет куклу искупаться перед сном, приготавливает ванночку, мыло, полотенце, затем одевает кукле пижаму, усыпляет. Педагог действует сам, привлекая в игру детей, показывая им образец действий с куклой.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель:
- знакомить детей с работой врача, учить выполнять игровые действия по показу, по образцу, а затем по словесной инструкции;
- развивать интерес к игре, стимулировать и поощрять речевую активность;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать больному, желание помогать.
Оборудование:
Медицинский халат и чепчик, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры;
2. Экскурсия в медицинский кабинет;
3. Дидактические игры «Разные таблетки», «Найди, где болит?»
4. Беседа об атрибутах к игре, предметах заместителях.
Литературно информационная поддержка игры:
Чтение Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (отрывки)
Кардашова А. «Наш доктор»
Сценарий игры:
1 вариант: «На приеме у врача»
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе заболела всеми любимая кукла. Педагог сам берет на себя роль врача и осуществляет осмотр пациента. Обращает внимание детей на инструменты, которые у него есть и уточняет для чего они нужны.
Демонстрирует детям последовательность выполнения осмотра: измерение температуры, осмотр горла, прослушивание, затем назначает лечение. Затем предлагает детям поиграть также.
2 вариант: «Осмотр у врача»
Игра вверяется в руки детей. Педагог помогает распределить роли между собой. На себя может взять роль мамы, что бы осуществлять необходимую помощь ребенку.
3 вариант: «Мама вызывает врача на дом»
Педагог берет на себя роль мамы и демонстрирует новые игровые действия: беспокойство за сына или за дочь, трогает голову ребенка, измеряет температуру, просит показать язык и т.п., звонит врачу и говорит, что случилось. Дети распределяют заранее роли: кто будет врачом, кто медсестрой, кто шофером и выполняют игровые действия с помощью взрослого. Медсестра принимает вызов по телефону, делает запись в тетради, врач собирает сумку, шофер готовит машину к поездке и т.п. По приезду на место ребенок выполняет уже знакомые действия самостоятельно.
4 вариант: «Скорая увозит больного в больницу»
Проводиться по тому же сценарию, что и в предыдущем варианте.
Затем педагог подводит ребенка к тому, что больного нужно везти в больницу: одеть, положить на носилки (если больной кукла) или проводить до машины, увезти в больницу, медсестра подготавливает дл больного палату. Проводится лечение.
Приложение 2
Конспект игры-путешествия
« Сказочное путешествие»
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания детей о диких и домашних животных. Закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Расширить представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Учить передавать в лепке характерные черты строения насекомых. Учить отгадывать загадки. Расширять представления детей о многообразии птиц.
Развивающие: Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное взаимодействие со сверстниками. Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникативно –личностное развитие», «Познавательно–речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Материал и оборудование: колокольчик, картина «Путаница» (лес и деревня нарисованы рядом, животные перепутаны), геометрические фигуры разного цвета (билеты и места в поезде), картинки птиц зимующих и перелетных по количеству детей, обручи двух цветов, книжки к загадкам по сказкам, силуэт облаков, картинки или игрушки насекомых; пластилин, доски для лепки, стеки.
Ход занятия.
В. – Слышите, ребята, что это звенит? (Колокольчик) Колокольчик зовет вас в путешествие, хотите? (Да)
- На чем же нам поехать? (дети предлагают разные виды транспорта, выбираем поезд). А давайте построим его сами из конструктора.
А теперь приобретаем билеты, занимаем места и в путь. (Дети берут геометрические фигуры разного цвета и находят на стульчиках такие же).
Воспитатель поет:
Вот поезд наш едет колеса стучат
А в поезде нашем ребята сидят
Ту-ту-ту, ту-ту-ту бежит паровоз.
Далёко, далёко ребят он повёз! Звенит колокольчик.
В. - Стоп, остановка « Путаница» Перед детьми картина на которой домашние и дикие животные находятся не на своих местах.
В. - Что же здесь не так? ( ответы детей)
В. - Помогите животным попасть домой. Дети поочередно подходят к картине и меняют картинки (Медведь живет в лесу в берлоге, а корова в коровнике. Лиса живет в лесу в норе, а кошка дома. Курица живет в курятнике, а белка в дупле. Волк живет в лесу в логове, а собака в будке, конуре). Какие животные живут в лесу? (дикие). А какие животные живут вот здесь (показывает на деревню) Домашние. Звенит колокольчик.
- Ну, что ж, здесь мы все исправили и колокольчик зовет нас дальше. Но железная дорога закончилась, отгадайте на чем мы поедем дальше.
-Четыре колеса, резиновые шины
Мотор и тормоза
И что это такое? …(машина)
- Сели мы в машину,
Налили бензину
И, поехали! (дети двигаются по группе, имитируя движение на машине)
Звенит колокольчик. Остановка «Птичья»
- Смотрите, какая большая птичья стая. Давайте здесь поиграем. ( На столе разложены картинки зимующих и перелетные птиц по числу детей). Игра «Найди птицам домик».
- Здесь птицы зимующие и перелетные. Возьмите себе картинку и вспомните, как эта птица называется и какая она - зимующая или перелетная. Зимующие птицы поселятся в серый домик, перелетные -в желтый.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, задавая вопросы детям.
- Как называется птица? Правильно ты нашел ей домик?
Звенит колокольчик. Значит нам пора дальше в путь. На чем же мы теперь будем путешествовать. Отгадайте загадку.
Воспитатель:
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица.
Ввысь летит на ней пилот
Что же это? …(самолет)
- Самолет летит, в нем мотор гудит. Дети передвигаются по группе.
- Внимание, приземляемся. Остановка «Сказочная». Рассаживаемся на ковре.
-Колокольчик хочет узнать, какие вы знаете сказки? (на стенде стоят книжки, по содержанию которых воспитатель загадывает загадки). После каждой загадки дети находят книжку к сказке.
1.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из корытца. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. Жить в лесу друзья решили
И к зиме избу срубили
Дружно в той избе живут
И врагам отпор дают. «Зимовье»
3. Рыжая плутовка оседлала ловко
Серого и лютого, битого и глупого. «Лисичка- сестричка и волк»
4. Храбростью он похвалялся
Ну а сам всего боялся.
А друга из беды спасал –
Страх забыл и храбрым стал. «Заяц-хваста»
5. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати три подушки.
Угадайте без подсказки-
Кто герои этой сказки? ( Три медведя»)
- Как звали героев в сказке? ( Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
6. Яблочком и пирожком,
Кисельком и молочком,
В этой сказке угощают
И, чем могут, помогают. («Гуси-лебеди»)
- Кто кому помогал в сказке?
(дети дают ответы)
- Молодцы ребятки, можем двигаться дальше, звенит колокольчик.
- А полетим мы на воздушном шаре.
Мы летим под облаками
Мы их трогаем руками ( на потолке приклеены силуэты облаков «кошка, бабочка,
жук, гусеница») Дети называют их.
Поднимает в небо пар
Наш большой воздушный шар.
- Приземляемся на лужайке. Осторожно здесь живет много насекомых. Не наступите на них.
Динамическая пауза.
Спал цветок и вдруг проснулся (глазки закрыты)
Больше спать не захотел (глазки открываем)
Встрепенулся, потянулся (поднимаем руки вверх)
Взвился вверх и улетел (машем руками)
Кто это? (Бабочка)
- Смотрите, а вот:
Пчелы в ульях сидят (рисуют круг в воздухе)
И в окошечки глядят (смотрят влево-вправо)
Порезвиться захотели (приготовили крылышки)
Друг за другом полетели (летают по кругу)
Ж-ж-ж-ж-ж
- Кто же ещё на нашей лужайке.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка).
- А вот это стрекоза (руки-крылышки в стороны)
Как горошины глаза (показать кружочки пальцами)
Она летает высоко, (указательным пальцем показывать
Она летает низко, по тексту вверх, вниз, вперед, к носу)
Она летает далеко,
Она летает близко.
- Молодцы! Вы узнали всех насекомых. Давайте, когда вернемся в группу сделаем свой лужок с насекомыми и вы там поиграете.
Звенит колокольчик.
- Ну, вот наше путешествие закончилось, сейчас колокольчик вернет нас обратно в детский сад.
Закрывайте крепко глазки,
Возвращаемся из сказки,
1,2,3,4,5 мы вернулись в детский сад.
Дети благодарят колокольчик, и приступают к лепке насекомых по желанию.
В это время воспитатель наводящими вопросами побуждает детей правильно передавать образ (какое брюшко, какие крылья у бабочки или стрекозы, усики, сколько лапок, кто какого цвета, и т.п.).
Работа заканчивается в свободное время, дети играют с насекомыми.
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Царство диких зверей».
Программное содержание:
-Продолжать осваивать приемы аппликации (наклеивание силуэта медведя, зайца мелко нарезанной пряжей).
- Закреплять умение наносить клей на основу равномерно тонким слоем.
- Закреплять понятия: объекты живой и не живой природы.
- Формирование у детей навыков коммуникативного общения.
Предварительная работа: нарисованные детьми зимний и летний лес, трафареты зайца, медведя, мелко нарезанная пряжа.
Демонстрационный материал: картины с дикими животными.
Раздаточный материал: трафарет зайца, медведя, нарезанная шерстяная пряжа, клей, салфетка, кисточка, горох, карточка с изображением с одной стороны и цифры с другой стороны.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на карточки, лежащие у них на столе.
Воспитатель: С обратной стороны карточки изображена цифра-это ваш порядковый номер. Сейчас мы с вами выстроим числовой ряд (выстраиваемся в шеренгу). Карточку разверните так, чтобы всем была видна цифра на карточке, которая соответствует вашему порядковому номеру ответа. Вы должны вспомнить, что такое живая и не живая природа, дикие и домашние животные, а затем разместить свою карточку в нужном квадрате на доске. И постараться обосновать свой ответ. В природе множество животных. Какие животные живут сами по себе, а каким нужна помощь человека?
Воспитатель загадывает загадки.
*Не барашек и не кот,
носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(заяц)
*Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
Воспитатель: А сейчас мы с вами оденем своих зверей в теплые шубки. Постарайтесь, что бы шерсть была густой. Первое, что мы делаем это наносим клей на трафарет. Обильно промазываем все уголочки клеем. Затем насыпаем нарезанную пряжу на трафарет. Прижимаем кончиками пальцев пряжу по всей площади. И вот наш лесной зверь готов. Пока наши работы подсыхают, мы с вами отдохнем.
Физкультминутка:
Ходит по лесу медведь (ходьба)
Хочет сесть и посидеть. Где же такое место есть? (разводит руками)
Чтобы мог медведь присесть
То высок пенек, (перед грудью рука)
То торчит сучек (рука в кулаке палец указательный)
То мокрый мох (развести руками)
То мох пересох (потереть ладошки)
Ох
То низкий пень (присесть)
То густая тень (руки поднять)
То кричит сорока (взмах руками)
То колючка сбоку (отпрыгнуть в бок)
То речка (руками в лево-право)
Нет хорошего местечка (руки за голову)
Эта сказка о медведе о медведе-привереде.
Воспитатель: А сейчас каждый из вас выберет для своего зверя лес. Перед вами две картины это летний лес и зимний лес. Хорошенько подумайте, посмотрите какого цвета шубка у вашего зайки. Можно встретить медведя в зимнем лесу?
Дети размещают своих животных. Воспитатель обращается к детям.
— Как вы думаете, понравился лес вашим животным? Вы хорошо сегодня потрудились, Как вы оцениваете свою работу? Давайте похвалим себя.
— Ай да мы молодцы!
Приложение 4
Проект «Мои любимые питомцы».
Участники проекта: дети и воспитатели группы
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных.
Задачи:
- Расширять знания о жизнедеятельности животных.
- Воспитывать любовь к животным.
- Приучать умению заботиться и нести ответственность «О братьях наших меньших»
- Развивать коммуникативные качества детей в процессе общения со сверстниками и воспитателем.
План проекта:
— Изучить литературу о животных.
— Беседа с детьми «Животный мир», «Дикие и домашние животные».
— Просмотр фильма «Эти удивительные животные».
— Сбор информации: подбор картинок, фотографий, рассказов о животных.
— Презентация проекта «Мои любимые питомцы» в виде оформления стенгазеты с фотографиями и рассказами детей о своих питомцах.
Формы работы: 1. НОД: «Домашние питомцы», «Домашние животные», «Усатый полосатый», «Дикие животные».
2. Беседа: «Животный мир», «Дикие животные», «Наблюдения за домашними животными, за их поведением».
3. Экскурсия в живой уголок д/с.
4. Дидактические игры: «Игротека», «Узнаем животный мир», «Кто в домике живет», «Зоопарк».
5. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Конь».
6. Загадки о животных.
Приложение 5
Настольно-печатные игры
«Рассказ о картинке с показом действий, движений»
В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу, развивать, не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
«Заданные слова»
Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным фразам (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).
Вариант:
-играющий должен произнести заданное слово (слова), найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),
-один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов
«Люблю – не люблю»
Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»
Развивающая игра «Мир вокруг нас»
Описание работы: развивающая игра будет полезна для детей дошкольного возраста, родителям и педагогам. Занятия на таком коврике способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений; развивают внимание, память, воображение; знакомят с понятиями цвет, форма, размер; формируют навыки общения, увеличивают словарный запас ребенка.
Игровой развивающий коврик «Мир вокруг нас» - это небольшой коврик прямоугольной формы, размером примерно 90 на 60 см. Все элементы к коврику крепятся с помощью контактной ленты.
Развивающий коврик состоит из следующих элементов:
• основа коврика (90 на 60 см.);
• голубое облако (внутри вшит целлофан, облако шуршит);
• голубое облако (внутри порезанный на мелкие кусочки CD-диск, облако «звучит» и развивает тактильные ощущения);
• синяя тучка (с дождиком – нитки голубого цвета, нитки можно спрятать внутрь и закрыть на замок);
• солнце;
• главные герои: медведь, заяц, лиса, кот, еж;
• яблоки (10 штук);
• цветы;
• овощи;
• рыба;
• грибы;
• посуда, продукты.
Задачи игры:
Образовательные:
- овладеть знаниями о погоде (солнечная, пасмурная, дождливая);
- разучить или закрепить понятия «домашние животные», «дикие животные», «рыбы»; «овощи», «фрукты», «деревья»;
- выработать умение сравнивать, находить общее и различное;
- сформировать умение составлять сюжетный и сюжетно-ролевой рассказ;
- сформировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительных, тактильных, слуховых ощущений;
- развитие координации движений;
- развитие памяти, мышления, воображения;
- развитие речи;
- развитие внимания;
- развитие интереса к изучению природы и мира вокруг нас;
- развитие навыков общения, навыка парной и групповой работы;
- развитие пространственно-временной ориентировки.
Воспитательные:
- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- развитие требовательности к себе и другим;
- воспитание положительного отношения к знаниям.
Упражнения и приемы работы с использованием игрового развивающего коврика «Мир вокруг нас»
1. Небо: изучение природных явлений и погоды ( солнечная, пасмурная, дождливая погода), счет до пяти; развитие тактильных и слуховых ощущений.
2. Яблоня: счет от 1 до 5, понятие «больше», «меньше»; яблоня сделана «сквозным» деревом и можно внутрь дерева посадить белочку или птичку.
3. Огород и клумба: понятие «овощи», «фрукты», «цветы»; классификация и обобщение; игра «Четвертый лишний» и т.д.
4. Домик: кухня: пространственная ориентировка (в холодильнике, на столе, на полке, возле стола), развитие речи; ванная и спальня: гигиенические навыки; части суток; работа с домиком способствует развитию социально-бытовой ориентировки.
5. Лес: понятие «дикие животные»; «деревья»; развитие мелкой моторики (листва березы сделана в виде ниток и можно плести различные виды кос); воспитание бережного отношения к природе.
6. Забор возле домика: развитие мелкой моторики (забор иногда «ломается» и его нужно ремонтировать).
«Съедобное — не съедобное» (с мячом).
Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.
«Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
«Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Приложение 6
Конспект НОД по речевому развитию
Совместное рассказывание сказки «Волк и козлята»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми.
Программное содержание:
1.Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать их проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и фраз.
2.Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал, умение пересказывать вместе с воспитателем сказку.
3.Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
4.Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы, в прыжках с продвижением вперед.
5.Воспитыватьлюбовь к животным, умение сопереживать героям, разделять их чувства.
6.Способствовать оздоровлению детей с помощью совершенствования основных видов движений.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованные игры «Теремок», «Колобок»;
Материал: мультимедийный проектор, презентация «Волк и козлята», шаблон «кувшинчиков», геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), клеенка, клей, кисточки, салфетки.
Ход НОД
Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки?
Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям одной интересной сказки. А что это за сказка, вы узнаете отгадав мою загадку.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлята)
-Как называется сказка (Волк и козлята)
- В хорошем настроении, с улыбкой на лице отправляемся путешествовать. Путешествие будет необычным, на пути будут встречаться препятствия, но вы смелые, ловкие, у вас все получится. В путь!
Воспитатель:
- В лес ребята мы пойдем, (дети встают друг за другом)
Друг за другом мы встаем
По дорожке мы идем
Прямо в сказку попадем
Мы пойдем по тропочке (идут по узкой тропинке)
Мы пойдем по узенькой
По траве, по песочку
По камушкам, по кочкам (прыжки на двух ногах)
Прыгнем раз, прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда.
По дорожке мы шагаем
Тишину не нарушаем.
-Ой, какое трудное препятствие (тоннель для подлезания)
(дети выполняют движения по указанию воспитателя)
-Стой, ребята, мы пришли
И поляночку нашли. (1 слайд)
Вот мы и пришли к домику, где живет коза с козлятами.
-Посмотрите, а на полянке стоят пенечки, давайте присядем и отдохнем, а я вам расскажу сказку «Козлята и волк». Вы слушайте, запоминайте, и мы с вами вместе ее еще раз расскажем. Внимание на экран.
Воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая слайдами. (2-7)
Воспитатель: -Кто герои этой сказки? (волк, коза и козлята)
- Какой волк в этой сказке? (злой, хитрый)
А вы помните, каким голосом пел эту песенку волк? (грубым)
-Давайте вместе с вами изобразим, каким сердитым был волк.
- А какая была коза? (добрая)
-Изобразите добрую козочку.
-А как вы думаете, почему коза уходила из дома? (ходила за кормом)
- Что наказывала коза козлятам? (дверь никому не открывать)
-Ребята, помните, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, может случиться беда.
- А теперь давайте с вами встанем и споем песенку, какую пела коза. (дети встают около стульчиков)
-Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мама пришла – молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
-Кто подслушал козу? (волк)
А сейчас все вы будете козлятками. Хотите? (да) Тогда побежали, поскакали, попрыгали козлятки по полянке. (прыгают, резвятся)
А теперь присядем вновь на пенечки, и расскажем сказку вместе, я начну, а вы продолжите. (слайды по сказке)
-Кто хочет рассказать сказку? (рассказывают 1-2 чел.) Молодцы.
-Ребята, когда волк заходил в дом к козлятам, то он все кувшинчики с молоком разбил. И теперь им некуда наливать молоко. Давайте мы им подарим новые кувшинчики, но только их нужно украсить, чтобы они были красивыми. Хотите? (да)
(Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат шаблоны)
- Ребята, посмотрите, а чем мы будем украшать, что лежит у вас в розетках? (геометрические фигуры)
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с клеем.
Дети приступают к работе (звучит музыка)
Итог:
-Антон, чем ты украсил?
- Ксюша, покажи мне треугольник?
- Варя, какого цвета у тебя круг?
Воспитатель: - Молодцы! Теперь козлята будут рады новым кувшинчикам.
-Какую сказку мы сегодня рассказывали?
-Кто герои сказки?
- Спасибо вам ребята за общение.
Библиографический список
1.Ананьев,Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды [Текст] / Б.Г.Ананьев. Изд.: МПСИ, 2009. – 432 с.
2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М.Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.
3.Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – с. 12-16.
4. Галигузова,В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – с. 89-96.
5.Дубинина,Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л.Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.
6.Коблянская,Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В.Коблянская // СПб., 2005
7.Ледовских,Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К.Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – с. 106-112
8.Лисина,М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И.Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.
9. Лыкова,И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – с.90-105
10. Мухина,В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С.Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.
11. Поздеева,С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И.Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — с.76-83
12. Смирнова,Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126
13. Судоплатова,Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А.Судоплатова, Д.Н.Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. —№3.— с.84-89
14. Ушакова, О.С.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова. Е.М.Струнина, Л.Г. Шадрина – М.: Сфера, 2014 г.
15. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2014 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления . Общение - важное условие психического развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Дети с недоразвитием речи или полным отсутствием речи не могут быть понятыми, как воспитателями, так и другими детьми. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т. д. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Значение общения для младших дошкольников Общение играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять ве жливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра . При формировании навыков общения со сверстниками у младших дошкольников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности их возраста. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что его общение становится внеситуативным . В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игра как главный способ познания мира в дошкольном возрасте Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Реализация игровых методов повышения коммуникативных навыков в рамках программы «Играем вместе» Развитие коммуникативных навыков у младших дошкольников в работе педагога-психолога СП ДС Золотой петушок осуществляется по авторской программе «Играем вместе», авторский коллектив Государственного образовательного учреждения Республики Хакасия «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» - Букатова Марина Сергеевна, Малахова Анна Александровна . Программа направлена на развитие адаптивных коммуникативных качеств детей 3-4 лет, позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию речи.
Задачи программы по развитию коммуникативных навыков развивать мотивацию общения; р азвивать навыки общения, умение согласовывать свои действия с действиями других детей; формировать у детей представления о правилах и нормах поведения и общения друг с другом; развивать способность ребенка к эмпатии , сопереживанию; развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление), мелкую моторику. развивать речь: обогащать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать звукопроизношение
Применяемые методы метод игровой коррекции: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные игры; психогимнастика , пальчиковые игры; методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование мультфильмов, презентаций); методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения); методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение).
Игра Магнит Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!» Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
Игра Добрые волшебники Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а педагог рассказывает им сказку: « В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл нехорошими словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети ». Из детей выбирается «добрый волшебник» и расколдовывает детей, называя их добрыми и ласковыми именами. Педагог . Итак, все ребятки у нас расколдованы. А теперь поучимся ласково обращаться друг к другу . Так можно повторить чтобы все кто хочет побывали добрыми волшебниками.
И гра-упражнение «Передай другому» Педагог . Вставайте в кружок. Посмотрите, у меня в руках белый меховой комочек. Рассмотрите его, потрогайте, понюхайте, погладьте. А теперь нужно бережно, осторожно передать его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя его ласково по имени: «Танечка, возьми, пожалуйста». А Таня, беря комочек, отвечает: «Спасибо !». Игра продолжается по кругу.
Песенка-игра «Если весело живется» Педагог . Вставайте в хоровод, запоминайте слова песенки и движения. Педагог произносит слова песни нараспев или поет на любой мотив, демонстрируя детям соответствующие движения. Если весело живется, хлопай так. (хлопнуть два раза в ладоши) Если весело живется, хлопай так. (хлопнуть два раза в ладоши) Если весело живется, (взяться за руки). Мы друг другу улыбнемся. (улыбнуться друг другу). Если весело живется, топай так. (два притопа правой ногой.) Если весело живется, топай так. (два притопа левой ногой.) Если весело живется, (взяться за руки.) Мы друг другу улыбнемся. (улыбнуться друг другу.) Педагог . До следующей встречи!
Результаты реализации программы по повышению коммуникативных навыков ребенок легко входит в контакт со сверстниками, активен в общении, к сверстникам относится дружелюбно; правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих; знает правила этикета; понимает речь окружающих, более свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, разборчивость речи достаточная, объем словаря достаточный, соответствует возрастной норме, грамматический строй речи сформирован, состояние связной речи соответствует возрастной норме .
Благодарю за внимание!