План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дегтярева Екатерина Валерьевна

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2024-25.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию:

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

Цель самообразования: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.

Задачи самообразования:

1. Создать условия для развития речи детей через использование дидактической игры.

2. Изучение литературы по данной теме.

3. Подготовка консультаций и памяток для родителей по данной теме.

4. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса детей через игровую деятельность.

4. Повысить компетентность родителей в значимости развития речи детей раннего дошкольного возраста;

5. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы пособиями по развитию речи.

Формы работы:                                                                                                                        

- совместная работа с группой детей;                                                                                         

- индивидуальная работа с детьми;                                                                                           

- свободная самостоятельная деятельность самих детей, под контролем педагога.

Список используемой  литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Мозайка-Синтез, 2011 г.

2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2018 г.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста, 2001 г.

4. Доронова Т. Н.И Ирают взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.

5. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез, 2000 г.

6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

7. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

8. Пикулева Н. Уговорушки «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

9. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей посредством дидактических игр, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать ее, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игр для детей раннего дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

Перспективное планирование по развитию речи

Сроки

Содержание работы

Форма предоставления результата

Сентябрь

Изучение методической литературы

Диагностика уровня развития речи детей

Игры-занятия в адаптационный период.

Д/и «Собери листочки».

Д/и «Цветное поле».

Пальчиковая игра : «Капуста»

Повышение собственного уровня знаний.

Проведение входного диагностического исследования, используя метод наблюдения.

Знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.

Октябрь

Знакомство детей с дидактическими играми на развитие речи.

Д/и «Угадай персонажей сказки».

Д/и «Чья мама, чей малыш?»

Д/и « Волшебный мешочек» (мячики).

Консультация для родителей «Игры для развития детей от года до трех лет».

Способствование развитию активной речи, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Закреплять знания детей о героях любимых сказок. Развивать речь, воображение.

Закрепление знаний детей о домашних животных; умение правильно называть их и их детенышей.

Учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов.

Ноябрь

 

 

Консультация родителей о том, что такое «Мелкая моторика» и как она связана с развитием речи детей раннего возраста.

Заучивание пальчиковых игр: «Мы капусту рубим, рубим», «Замок», «Кошка», «Большие ноги шли по дороге».

Д/и «Спрячем мышку».

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего возраста, и где брать необходимый материал.

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал.

Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, восприятие, обогащение словаря закрепить основные цвета: синий, жёлтый, красный, зелёный; закрепить названия геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник.

Декабрь

Прослушивание аудиозаписей и чтение сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка».

Включение в план занятий по развитию мелкой моторики: рисование. «Снежок порхает кружится», «Елочка – зеленая иголочка».

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста».

Развитие речи, памяти, учить слушать сказку внимательно, проговаривать простейшие звукопроизношения ко-ко-ко, пи-пи-пи и т.д., расширять словарный запас детей.

Продолжать учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге и обмакивать в краску по мере необходимости. Вызвать радость от процесса изображения, результата, желания показать свой рисунок ребятам и взрослым.

Повысить компетентность родителей в значимости развития речи детей раннего возраста.

Январь

Д/и «Кто где живет?».

Д/и «Где, чья тень?».

Привлечь родителей к изготовлению пособий по развитию речи для детей своими руками.

Знакомство детей с домашними и дикими животными и их средой обитания.

Развитие словарного запаса, внимания, логического мышления, зрительной памяти и мелкой моторики.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды «Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста»

Февраль

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций на тему: «Наши пернатые друзья» -привлечение родителей к изготовлению кормушек.  

Д/и «Подбери колеса к машине».

Д/и «Подбери пару варежек».

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей».

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, расширять знания детей о птицах.

Учить детей соотносить цвета путем подбора «такой» - «не такой», знакомить с основными цветами. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Март

Пение под музыкальное сопровождение: «Пеку пирожки», «Капает дождик».

Д/и «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок.

«Веточка мимозы» рисование пальчиком.

Консультация для родителей «Сенсорный мир ребенка».

Развитие мелкой моторики, выполнять движения руки в соответствии с текстом песен, развивать слуховое восприятие, проговаривать звуки кап-кап, кря-кря и т.д.

Развивать мелкую моторику рук, тонкие движения пальцев, координацию рук.

Развивать зрительное внимание.

Апрель

Д/и «Когда это бывает?».

Д/и «Я назову, а ты покажи».

Д/и «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь.

Консультация для родителей «Значение речевого общении взрослых с ребенком дома».

Закрепление знаний детей о временах года, о природных явлениях, развитие познавательного интереса. Продолжать формировать умение включаться в диалог, упражнять в звукопроизношении (динь-динь, ду-ду), расширять словарный запас.

Развитие словарного запаса, внимания, зрительной памяти и мелкой моторики.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Май

Создание пособия для игры с закреплением знания формы и цвета.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию речи.

Диагностика уровня развития речи детей.

Закрепить знания детей о форме и цвете, развитие мелкой моторики; формировать элементарные математические представления; развивать фантазию и воображение.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, принявших участие в акции по изготовлению пособий по развитию речи детей.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения и карты индивидуального учета результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Форма отчетности:                                                                                                                    

сделать консультацию для родителей на тему «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

- составить картотеку дидактических игр; материала по развитию мелкой моторики; песенок и потешек по звукопроизношению; игр по развитию речи.

- организация выставки «Дидактические игры, способствующие развитию речи»

- фотоотчет на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста

посредством дидактических игр».