Главные вкладки
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024-25.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию:
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста
посредством дидактических игр»
Цель самообразования: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Задачи самообразования:
1. Создать условия для развития речи детей через использование дидактической игры.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Подготовка консультаций и памяток для родителей по данной теме.
4. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса детей через игровую деятельность.
4. Повысить компетентность родителей в значимости развития речи детей раннего дошкольного возраста;
5. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы пособиями по развитию речи.
Формы работы:
- совместная работа с группой детей;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей, под контролем педагога.
Список используемой литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Мозайка-Синтез, 2011 г.
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2018 г.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста, 2001 г.
4. Доронова Т. Н.И Ирают взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.
5. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез, 2000 г.
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
7. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
8. Пикулева Н. Уговорушки «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
9. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей посредством дидактических игр, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать ее, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В данной работе раскрывается значение игр для детей раннего дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
Перспективное планирование по развитию речи
Сроки | Содержание работы | Форма предоставления результата |
Сентябрь | Изучение методической литературы Диагностика уровня развития речи детей Игры-занятия в адаптационный период. Д/и «Собери листочки». Д/и «Цветное поле». Пальчиковая игра : «Капуста» | Повышение собственного уровня знаний. Проведение входного диагностического исследования, используя метод наблюдения. Знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь. |
Октябрь | Знакомство детей с дидактическими играми на развитие речи. Д/и «Угадай персонажей сказки». Д/и «Чья мама, чей малыш?» Д/и « Волшебный мешочек» (мячики). Консультация для родителей «Игры для развития детей от года до трех лет». | Способствование развитию активной речи, зрительного восприятия, памяти, внимания. Закреплять знания детей о героях любимых сказок. Развивать речь, воображение. Закрепление знаний детей о домашних животных; умение правильно называть их и их детенышей. Учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов. |
Ноябрь
| Консультация родителей о том, что такое «Мелкая моторика» и как она связана с развитием речи детей раннего возраста. Заучивание пальчиковых игр: «Мы капусту рубим, рубим», «Замок», «Кошка», «Большие ноги шли по дороге». Д/и «Спрячем мышку». | Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего возраста, и где брать необходимый материал. Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, восприятие, обогащение словаря закрепить основные цвета: синий, жёлтый, красный, зелёный; закрепить названия геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник. |
Декабрь | Прослушивание аудиозаписей и чтение сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка». Включение в план занятий по развитию мелкой моторики: рисование. «Снежок порхает кружится», «Елочка – зеленая иголочка». Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста». | Развитие речи, памяти, учить слушать сказку внимательно, проговаривать простейшие звукопроизношения ко-ко-ко, пи-пи-пи и т.д., расширять словарный запас детей. Продолжать учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге и обмакивать в краску по мере необходимости. Вызвать радость от процесса изображения, результата, желания показать свой рисунок ребятам и взрослым. Повысить компетентность родителей в значимости развития речи детей раннего возраста. |
Январь | Д/и «Кто где живет?». Д/и «Где, чья тень?». Привлечь родителей к изготовлению пособий по развитию речи для детей своими руками. | Знакомство детей с домашними и дикими животными и их средой обитания. Развитие словарного запаса, внимания, логического мышления, зрительной памяти и мелкой моторики. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды «Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста» |
Февраль | Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций на тему: «Наши пернатые друзья» -привлечение родителей к изготовлению кормушек. Д/и «Подбери колеса к машине». Д/и «Подбери пару варежек». Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей». | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, расширять знания детей о птицах. Учить детей соотносить цвета путем подбора «такой» - «не такой», знакомить с основными цветами. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. |
Март | Пение под музыкальное сопровождение: «Пеку пирожки», «Капает дождик». Д/и «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок. «Веточка мимозы» рисование пальчиком. Консультация для родителей «Сенсорный мир ребенка». | Развитие мелкой моторики, выполнять движения руки в соответствии с текстом песен, развивать слуховое восприятие, проговаривать звуки кап-кап, кря-кря и т.д. Развивать мелкую моторику рук, тонкие движения пальцев, координацию рук. Развивать зрительное внимание. |
Апрель | Д/и «Когда это бывает?». Д/и «Я назову, а ты покажи». Д/и «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь. Консультация для родителей «Значение речевого общении взрослых с ребенком дома». | Закрепление знаний детей о временах года, о природных явлениях, развитие познавательного интереса. Продолжать формировать умение включаться в диалог, упражнять в звукопроизношении (динь-динь, ду-ду), расширять словарный запас. Развитие словарного запаса, внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. |
Май | Создание пособия для игры с закреплением знания формы и цвета. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию речи. Диагностика уровня развития речи детей. | Закрепить знания детей о форме и цвете, развитие мелкой моторики; формировать элементарные математические представления; развивать фантазию и воображение. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, принявших участие в акции по изготовлению пособий по развитию речи детей. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения и карты индивидуального учета результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
Форма отчетности:
- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
- составить картотеку дидактических игр; материала по развитию мелкой моторики; песенок и потешек по звукопроизношению; игр по развитию речи.
- организация выставки «Дидактические игры, способствующие развитию речи»
- фотоотчет на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста
посредством дидактических игр».