работа МО ХЭЦ
План работы МО учителей художественно-эстетического цикла на 2020-21 учебный год.
Методическая тема школы: Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся
Методическая тема 2020-21 уч.г. «Совершенствование содержания, форм, методов дистанционного обучения»
Тема МО: Формирование ключевых компетенций, обучающихся на уроках изо, музыки и технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
Цель методической работы:
Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения инновационных форм и методов обучения (в том числе дистанционного) на уроках музыки, технологии, ИЗО и в дополнительном образовании для развития творческих и познавательных способностей учащихся.
.Задачи:
1.Применение инновационных форм и методов обучения на уроках музыки, технологии, ИЗО.
2 Совершенствование содержания, форм, методов в ДО:
- осуществление методического сопровождения учителей МО по организации внедрения в период ДО учебных
платформ в Zoom, РЭШ, Якласс, ПроектСбер;
- оптимизация урока
- использование интерактивных тетрадей Skysmart, Гуглтесты, приложение vibter, электронную почту, телефонную
связь для осуществления обратной связи c учащимися;
3. Работа над повышением профессионального мастерства учителей МО:
– обобщение и распространение педагогического опыта работы через проведение открытых уроков, мастер-классов
и публикаций различного уровня;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- анализ собственной педагогической деятельности на заседаниях МО,
3. Активизация работы с одаренными детьми по участию в выставках, олимпиадах и конкурсах.
4. Совершенствование форм и методов работы со слабоуспевающими детьми.
5. Участие в научно – методической и общественной жизни педагогического коллектива МОБУ СОШ №7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа работы МО на 5 лет | 2.76 МБ |
работа с одаренными детьми | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время особую остроту приобретает социальный заказ на творческую личность, способную вывести общество на новый этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в нашей стране должна стать активизация творческого потенциала школьника, создание условий для развития творческих способностей каждой личности. Отличительную особенность направления в образовании мы видим в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний и продуктивное их использование в процессе самоактуализации. Актуальность проекта
Задачи: 1.Изучить состояние художественно- эстетического воспитания и обучения в традиционной системе: а) в педагогическом тексте, б) на реальной основе; 2.Обосновать необходимость роли предметов художественно-эстетического цикла в содержании образования, как неотъемлемый компонент полноценного творческого развития обучающегося. 3. Разработать модель художественно-эстетического воспитания и обучения в школе и наполнить её многоуровневой учебной программой, сочетающей в себе задачи как общего творческого развития, так и обеспечение качественного уровня обучения учеников, нуждающийся в системном специальном обучении. 4. Разработать учебную программу, построенную на основе сквозного тематического планирования. 5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели художественно- эстетического воспитания в практическом преподавании в школе. Цель проекта : разработать программу с качественно выстроенной системой художественно-эстетического воспитания и образования.
Программа направлена на: - создание условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей; - выявление одаренных детей; создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации каждого ребенка. Нормативной основой программы художественно – эстетической направленности являются: Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ; Примерная программа основного общего образования по направлению эстетического цикла; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Направленность программы
- создавать оптимальные условия для формирования УУД у учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями; - осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения, для реализации современных требований образования; - повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов; - проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности; - выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания; - создавать условия для самообразования педагогов. Условия реализации программы
Структура многоступенчатого обучения состоит из трех ступеней , создающих условия для творческого роста учащихся, высеивающих сквозь «творческое сито» наиболее одаренных ребят с одной ступени на другую. Первая ступень (обязательное образование) - одна из основных задач которой - это выполнение своих базовых организационных функций (создание образовательного выборного пространства). Главный принцип выборности здесь ориентирован на возможность из чего выбирать. Обязательность элементарного образования обеспечивает процесс выработки того или иного вкуса, что можно реализовать на второй ступени внеурочного обучения. И если на первом этапе поглощение потока культуры , регулируемого содержанием образования, открывает возможность учащимся познакомиться с этой культурой, то на втором этапе у них есть возможность осмысленного погружения в культуру , где этот поток становится более системным и модульным, открывая возможность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. Разработка многоступенчатой системы
Уход многоступенчатого обучения с обязательного уровня на уровень обучения по желанию, с созданием ситуации выбора, позволяет учащемуся второй ступени свободно перемещаться в творческом пространстве и без давления свыше самому определять выбор, что ,как правило, гармонично соответствует его интеллектуальному ресурсу и не имеет педагогической засады в виде отметки за успеваемость. Третья ступень обучения, как уровень самообразования является естественной вершиной творческого развития, где учащиеся уже ресурсны для воспроизводства культуры. И это самообразование является естественным, как завершение многоступенчатого обучения , от обязательного образования к обучению «по желанию», от обучения «по желанию» к обучению «по возможностям». От периода поглощения потока культуры, к осмысленному погружению в нее , а за тем, как естественный результат к способности воспроизводства культуры. Извечная проблема дифференцированного обучения учащихся в данной образовательной структуре становится естественной и гуманной, где так называемый «человеческий фактор» отбора гениев в принципе своем отпадает. Обязательное обучение, закладывающее базу знаний и возможного интереса ученика, реализуется его желанием учиться на следующей ступени, а в случае развития способностей он выбирает третью ступень обучения, и его успехи зависят только от его возможностей.
1 ступень ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (обязательное для всех – уроки) этап поглощения потока культуры Выявление и развитие творческих способностей учащихся; Создание условий для обеспечения индивидуального подхода к учащимся; Овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков. 2 ступень ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА (по желанию- творческие группы) этап погружения в культуру Создание условий для наиболее полной реализации потребностей учащихся в рамках выбранного вида искусства; Достижение уровня развития личности достаточного для ее творческой самореализации в сфере искусства. Привлечение Музыкального колледжа, ДДТ, ЦТТ, ССУзов 3 ступень САМООБРАЗОВАНИЕ (по способностям - творческие мастерские) этап воспроизводства культуры Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения ребенка
Формы работы: 1. Тематические заседания методического объединения. 2. Взаимопосещения открытых уроков и занятий педагогами и их анализ с целью выявления динамики профессионального роста учителя и учащихся. 3. Выступления учителей на заседаниях МО, доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом. 4. Участие в семинарах, конференциях, конкурсах, встреч в образовательных учреждениях города. 5. Повышение квалификации педагогов на курсах. 6. Творческие отчеты 7. Активизация и привлечение учащихся к музыкальным занятиям во время предметных недель; 8. Создание творческих мастерских (методических наработок по предмету, создание соответствующей материальной базы. 9. Разработка методических рекомендаций в помощь учителям для обеспечения метапредметных результатов
Перспективный план работы № п/п Содержание деятельности Сроки Формы деятельности Применение 1 Изучение рекомендованных Министерством образования программ. Обсуждение и утверждение рабочих программ ХЭЦ урочной и внеурочной деятельности на уроках. Изучение новых учебных пособий по предметам. Использование вариативных учебных программ, УМК, инновационные УМК при сохранении требований к содержанию эстетического образования при различных методических подходах. Каждый уч. год 1.Обзор «Новые учебные пособия по предметам» 2.Распростанение опыта по использованию методического материала для коллег На республиканских и городских и семинарах методических объединений 2 Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов Включение материалов сети Интернет в содержание уроков 3 Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов В течение 5 лет 4 С целью развития творческих способностей обучающихся продумать систему домашних работ В соответствии с тематич. планом На уроках и внеклассных мероприятиях
5 Совершенствовать кружковую работу: разработать программы и апробировать их 2018-2023 г. Занятия в кружке. Участие в конкурсах, Обобщение опыта работы на семинарах 6 Систематизировать работу с одарёнными детьми, готовить к урокам создание презентаций, анализировать вопросы и задания. Создавать критерии оценивания В течение 5 лет - Индивидуальные занятия; - Кружки - проектная деятельность Предметные конкурсы 7 Вести работу по обновлению материальной базы по предмету - музыкальный материал; - создание базы данных: «Мультимедийные презентации» · Разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий. Работать по созданию электронной базы данных методической копилки уроков черчения, музыки, изобразительного искусства и технологии. Самообразование На уроках и внеурочных занятиях 8 Пополнять новым материалом папку-портфолио В течение 5 лет На уроках и внеур.занятиях 9 Работа по оформлению стендов и кабинетов
Активизация познавательной деятельности учащихся № Формы работы Сроки 1. Разработка перспективного плана работы по предметам 2019 2. Повышение уровня квалификации на курсах. В теч 5 лет 3. Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их способностей, интересов и предпочтений. 2018 май 4. Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития способностей. Сентябрь 2019 5. Создание условий в группах для самостоятельной творческой деятельности детей. В течении 5 лет 6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях В течении 5 лет 7. Изучать опыт работы лучших учителей города, республики, России через Интернет. В течении 5 лет 8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. В течении 5 лет 9. Постоянное пополнение медиатеки для творческой деятельности; В течении 5 лет 10. Создание условий для самостоятельной индивидуальной деятельности детей. В течении 5 лет 11. Участие в мероприятиях школьного, городского, республиканского уровня В течении 5 лет 12 Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные , групповые. В течении 5 лет 13 Выступление на родительском собрании. В течении 5 лет 14. Участие в НПК (школьного, городского и др уровнях) В течении 5 лет
Открытые уроки № Тема Ф.И.О. учителя Уровень Дата 1. Способы обработки накладного кармана Вахрушева А.С. региональный 2016 г. 2. Музыка для всех Мегина С.И. региональный 2016 г. 3 Декоративная обработка древесины Тимофеев А.Г. школьный 2015 г. 4. Музыка моего народа Мегина С.И. школьный 2016 г. 5. Соединение деталей из древесины Тимофеев А.Г. школьный 2016 г. 6. Способы моделирования прямой юбки с расширением книзу Вахрушева А.С. школьный 2016 г. 7. Вязание по кругу. Вахрушева А.С. школьный 2016 г. 8. Обработка металла. Ядрихинский С.А. школьный 2017 г. 9. Музыкальная речь. Ритм. Семячкина Г.А. школьный 2017 г. 10. Выпиливание ручным лобзиком Тимофеев А.Г. школьный 2017 г. 11. Стиль и силуэт в одежде Протодьяконова А.Н. школьный 2017 г. 12. Развитие музыкальности и точности выполнения беговых и прыжковых упражнений Баягантаева В. В. школьный 2017 г. 13. Урок – театрализация олохо «Юрюлю Бэргэн» Мегина С.И. Международный 2018 г.
Проектные уроки Тема : Проект как неотъемлемая часть учебного процесса. Цель: Создание условий для успешной реализации обучающимися проектов. День недели Смена № урока Класс Тема урока Учитель Понедельник 22.10.18 II 1 8 Г Подготовительный этап. Деревянный набор для кухни. Ядрихинский Степан Алексеевич Вторник 23.10.18 I 3 5А Народный костюм Протодьяконова Александра Николаевна II 2 6Б Заключительный этап проекта. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости изделия. Вахрушева Алевтина Станиславовна II 3 2В Интонация Семячкина Галина Алексеевна Среда 24.10. 18 II 2 7В Технологический этап. Изготовление деревянной карандашницы. Тимофеев Алексей Григорьевич Четверг 25.10.18 II 2 3А Тембр – окраска звука Мегина Светлана Ивановна
Обобщение и распространение опыта № Ф.И.О. учителя Тема Название газеты или журнала, сайта Уровень 1. Вахрушева А.С. «Прием формирования ууд на уроках технологии» Журнал «Столичное образование» № 7-8 Республиканский 2. Мегина С.И. «Музыка для всех» Журнал «Столичное образование» № 7-8 Республиканский 3. Вахрушева А.С. Оценка уровня сформированности ууд у учащихся 5-х классов в предметной области «Технология»» Журнал «Столичное образование» № 7-8 Республиканский 4 Мегина С.И Семячкина Г.А «Методические аспекты образовательной деятельности музыкальных руководителей в условиях реализации ФГОС ДО» п. Чурапча Республиканский
№ Ф.И.О. учителя Тема Название газеты или журнала, сайта, семинара Уровень 5. Вахрушева А.С. «Моделирование поясной и плечевой одежды» в 5-8 классах- городской семинар Семинар учителей технологии г. Якутска городской 6. Семячкиа.Г. А., Мегина С. И. Реализация региональной программы по учебному предмету «Музыка» по проекту «Музыка для всех» КПК в качестве лекторов для учителей музыки 2017, 2018, 2019 г Республиканский 7. Вахрушева Алевтина Станиславовна Оценка уровня сформированности ууд у учащихся 5-х классов в предметной области «Технология»» Журнал «Столичное образование» № 7-8 Республиканский 8. Тимофеев Алексей Григорьевич Мастер класс в рамках повышение квалификации учителей ИРОиПК КПК городской
№ Ф.И.О. учителя Тема Название газеты или журнала, сайта, семинара Уровень 9. Семячкина Г. А. Окружное совещание по вопросу обновления содержания образования Г. Хабаровск Региональный 10. Мегина С. И. Мастер-класс «Обучение игре на хомсе» 33 Международная конференция . ИСМЭ г. Баку (Азербайджан) Международный 11. Семячкина Г. А. Методическая разработка Публикация «Инфоурок» Proschkolu . ru Всероссийский 12. 13. Мегина С.И. Смячкина Г.А. Протодьяконова А.Н. Протодьяконова А.Н. «Музыкальное и художественное образование – путь к успеху» Мастер-класс Публикация в сборнике Семячкина Г.А - гл. редактор сборника, Мегина С.И. – составитель. Разработка урока по черчению «Определение главного вида при помощи программы КОМПАС». Международный конгресс «Музыка для всех», «Рисуют все»: международный мастер-класс С. Октемцы Хангала Фестиваль «Открытый урок» 2017-2018 учебный год. ссий р-н Международный Всероссийский
Олимпиады № Олимпиады ФИО учителя Уровень Результат Год 1. Олимпиада по технологии Тимофеев А.Г Городской призер 2016. 2. Городская олимпиада по технологии среди 7 классов Ядрихинский С А Городской призер 2016 г. 3 Республиканская олимпиада по ИЗО Протодьяконова А.Н. Республиканский призер 2016 г 4. ВОШ по технологии Вахрушева А С муниципальный призер 2014 г 5. ВОШ по технологии Вахрушева А С муниципальный призер 2015 г 6. ВОШ по технологии Вахрушева А С муниципальный призер 2016 г 7. ВОШ по технологии Вахрушева А С муниципальный призер 2017 г 8. ВОШ по технологии Вахрушева А С муниципальный призер 2018 г 9 Городская олимпиада по технологии среди 6-7 классов Вахрушева А С муниципальный 1 место 2019 г 10 Городская олимпиада по технологии среди 6- 7 классов Вахрушева А С муниципальный 1 место 2019 г 11 Олимпиада по музыке среди 4-х классов Мегина С И муниципальном 3 место 2017 г
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Якутска
Утверждаю: | Согласовано: | Рассмотрено: |
Директор ___________/Федорова С.Н Протокол № _____ от“___”__________20__ г. | Зам. директора по УВР______Егорова Н.Е Протокол № _____ от“___”__________20__ г. | на заседании МО Протокол № _____ от“___”__________20__ г. Председатель МО___________ __________/______________ |
Программа МО художественно-эстетического объединения
«Создание условий для развития творческих способностей учащихся»
2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….5
2. Основные направления работы……………………………………………8
3. Этапы реализации программы……………………………………………..9
4 Программа «Создание условий для развития творческих способностей учащихся»………………………………………………………………….….11
5. Календарно-тематический план………………………………………….16
Паспорт программы
Наименование | Создание условий для развития творческих способностей учащихся |
Разработчик программы | МО художественно-эстетического цикла МОБУ СОШ №7 |
Этапы реализации программы | 1 этап – подготовительный 2 этап – диагностический 3 этап – действенный 4 этап – анализ промежуточных результатов |
Цель программы | Создать условия для развития творческих способностей на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии и во внеурочной деятельности. |
Задачи программы | 1.Изучить состояние художественно- эстетического воспитания и обучения в традиционной системе: а) в педагогическом тексте, б) на реальной основе; 2.Обосновать необходимость роли предметов художественно- эстетического цикла в содержании образования, как неотъемлемый компонент полноценного творческого развития обучающегося. 3. Разработать качественную модель художественно-эстетического воспитания и обучения в школе и наполнить эту модель многоуровневой учебной программой, сочетающей в себе задачи как общего творческого развития и формирования культурно-эстетических ценностей для всех учащихся, так и обеспечение качественного уровня обучения учеников, проявивших в ходе обучения достаточный творческий потенциал, нуждающийся в системном специальном обучении. 4. Разработать учебную программу по музыке, изобразительному искусству, технологии в школе, построенную на основе сквозного тематического планирования. 5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели художественно- эстетического воспитания в практическом преподавании в школе. 6. Создать принципиально новую модель образовательного процесса, которая бы позволила на новом качественном уровне гармонично соединить изначально существующие в культуре две образовательные системы: систему творческого развития и систему обучения знаниям и навыкам предыдущих поколений, по многоуровневой схеме: обязательное образование; образование по желанию; образование по возможностям, то есть по траектории движения от элементарного образования к самообразованию, от урочного обучения к внеурочному. |
Принципы педагогической деятельности |
|
Формы работы во внеурочной деятельности |
|
Формы работы в урочное время |
|
Работа с родителями | Анкетирование.
2. Родительские собрания: Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка. Организационные аспекты реализации программы:
|
Предполагаемые результаты |
|
1. Пояснительная записка.
Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира.
Психолого-педагогический анализ стандартов второго поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение - «творческие способности, потенциал».
Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
- навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В своих работах Л.А. Даринская определяет «творческие способности» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности .
У Ю.Н. Кулюткина - «творческие способности» - есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:
- богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
-уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;
Т.Г. Браже определяет творческие способности как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей [4].
Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в ФГОС-2, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:
- Создание условий для самореализации учащихся:
- создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка,
- обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей,
- рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность,
- формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения [5].
- Развитие творческой активности:
- обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу,
- организация коллективной творческой деятельности,
- создание эмоциональной основы возникновения творческого процесса,
- использование наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей [6].
- Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности:
- создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты,
- организация совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров,
- развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я [7].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача современного психологического и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.
Но, как и каким образом, возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у учителей-предметников возникает вопрос, с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу?
Спектр применяемых в образовательной практике технологий сегодня чрезвычайно разнообразен [8]. Примеры технологий, с нашей точки зрения, обеспечивающих формирование творческого потенциала в условиях перехода на новые образовательные стандарты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Примеры технологий, обеспечивающих развитие ТП
Направления педагогической работы | Образовательные технологии |
Создание условий для самореализации учащихся | Игровые технологии: ролевые и деловые игры, тренинги. Технологии приобретения компетентностного опыта (имитациционно-моделирующие, проектные), технологии самопрезентации. |
Развитие творческой активности | Технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений; кейс-метод, технологии анализа ситуаций, информационно-коммуникационные технологии. Интенсивные технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и «мозговой штурм» др. |
Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности | Рефлексивные технологии: наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, метод проектов, портфолио, кейс-метод. |
Однако, хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее, такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в образовательном учреждении должно способствовать этому процессу.
2. Основные направления работы
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие музыкально - творческих способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Формы работы с детьми во внеурочное время
Форма | Задачи |
научное общество мо
|
|
Предметные кружки |
|
Традиционные школьные мероприятия |
|
Экскурсии |
|
Формы работы в урочное время
Тип урока | Виды деятельности |
Уроки обобщения и систематизации знаний. | Обобщение, повторение, закрепление знаний (обучающиеся в роли консультантов) |
Уроки-семинары | Выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений. |
Урок-зачет. | Организация проверки знаний, умений, навыков (обучающиеся в роли экспертов) |
Урок-практикум. | Работа с документами, фотоархивами, плакатами, картами, схемами, таблицами, цифровыми образовательными ресурсами, мастер-классы детей |
Урок-игра. | Составление кроссвордов, ребусов, викторин, дидактических игр: Составление и организация ролевых игр – интервью с историческими героями, политическими лидерами. |
3. Этапы реализации
Цель: 1й этап - подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с обучающимися.
На этом этапе работы с детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: миниконкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - действенный. Вовлечение ребенка в музыкально - творческую деятельность. Создание педагогической проблемной ситуации и пути его решения. Анализ его творческого роста и результативности.
- этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи 3 этапа:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора детей в разных областях творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
4 этап – анализ промежуточных результатов
ПРОГРАММА «Создание условий для развития творческих способностей учащихся»
Цель программы. Теоретическая разработка программы с качественно выстроенной системой художественно-эстетического воспитания и образования.
В соответствии с выдвинутой целью определены следующие Задачи:
1.Изучить состояние художественно- эстетического воспитания и обучения в традиционной системе: а) в педагогическом тексте, б) на реальной основе;
2.Обосновать необходимость роли предметов художественно- эстетического цикла в содержании образования, как неотъемлемый компонент полноценного творческого развития обучающегося.
3. Разработать качественную модель художественно-эстетического воспитания и обучения в школе и наполнить эту модель многоуровневой учебной программой, сочетающей в себе задачи как общего творческого развития и формирования культурно-эстетических ценностей для всех учащихся, так и обеспечение качественного уровня обучения учеников, проявивших в ходе обучения достаточный творческий потенциал, нуждающийся в системном специальном обучении.
4. Разработать учебную программу по музыке, изобразительному искусству, технологии в школе, построенную на основе сквозного тематического планирования.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной модели художественно- эстетического воспитания в практическом преподавании в школе.
6. Создать принципиально новую модель образовательного процесса, которая бы позволила на новом качественном уровне гармонично соединить изначально существующие в культуре две образовательные системы: систему творческого развития и систему обучения знаниям и навыкам предыдущих поколений, по многоуровневой схеме: обязательное образование; образование по желанию; образование по возможностям, то есть по траектории движения от элементарного образования к самообразованию, от урочного обучения к внеурочному.
Научная новизна программы состоит:
- В разработке теоретических основ системы художественно-эстетического образования, построенной на единстве организационного, содержательного и мотивационного компонентов процесса обучения предметам художественно-эстетического цикла, где функционирование каждого компонента педагогических условий направлено на сохранение совокупности целого.
- В структуре личностно ориентированной учебной программы, направленной на развитие творческой личности, от формирования творческого мышления до востребованного восприятия, творческого осмысления окружающего мира.
- организация в школе выставочных залов детского художественного и прикладного творчества, создание среды высокой детской духовности создадут благоприятные условия для воспитательного процесса в целом.
Образовательные блоки – Объединение групп учебных предметов в методически самостоятельные микроблоки .
Методика выделения групп учебных предметов в самостоятельные образовательные блоки продиктована необходимостью гармоничного соединения двух образовательных систем: системы общего образования и системы творческого развития личности.
Объединение учебных предметов и выделение их в отдельную методически самостоятельную структуру позволит:
- создать единый педагогический коллектив, способный компетентно и мобильно решать узко предметные методические задачи, тем самым качественно поднимая методический уровень преподавания;
- создать условия для выявления одаренных учащихся и обеспечения их более глубокими знаниями на 2 и 3 ступени обучения, для их роста и развития в научно-исследовательских познаниях, для дальнейшего их самоопределения и самореализации;
Разработка многоступенчатой системы преподавания предметов эстетического цикла.
Структура многоступенчатого обучения состоит из трех ступеней, создающих условия для творческого роста учащихся, высеивающих сквозь «творческое сито» наиболее одаренных ребят с одной ступени на другую.
Первая ступень обучения, или обязательное образование, одна из основных задач которой - это выполнение своих базовых организационных функций (создание образовательного выборного пространства), должна обеспечить процесс поглощения потока культуры – «содержания образования».
Где главный принцип выборности ориентирован не только на право выбирать , но и на возможность из чего выбирать, и в этом смысле обязательность элементарного образования обеспечивает процесс выработки того или иного вкуса, что можно реализовать на второй ступени внеурочного обучения.
И если на первом этапе поглощение потока культуры, регулируемого содержанием образования открыло возможность учащимся познакомиться с этой культурой, то на втором этапе у них есть возможность осмысленного погружения в культуру, где этот поток становится более системным и модульным, открывая возможность создания новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. Уход многоступенчатого обучения с обязательного уровня на уровень обучения по желанию, с созданием ситуации выбора, позволяет учащемуся второй ступени свободно перемещаться в творческом пространстве и без давления свыше самому определять выбор, что ,как правило, гармонично соответствует его интеллектуальному ресурсу и не имеет педагогической засады в виде отметки за успеваемость.
Третья ступень обучения, как уровень самообразования является естественной вершиной творческого развития, где учащиеся уже ресурсны для воспроизводства культуры. И это сомообразование является естественным, как завершение многоступенчатого обучения, от обязательного образования к обучению «по желанию», от обучения «по желанию» к обучению «по возможностям». От периода поглощения потока культуры, к осмысленному погружению в нее, а за тем, как естественный результат к способности воспроизводства культуры.
Извечная проблема дифференцированного обучения учащихся в данной образовательной структуре становится естественной и гуманной, где так называемый «человеческий фактор» отбора гениев в принципе своем отпадает. Обязательное обучение, закладывающее базу знаний и возможного интереса ученика, реализуется его желанием учиться на следующей ступени, а в случае развития способностей он выбирает третью ступень обучения, и его успехи зависят только от его возможностей.
1 ступень ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (обязательное для всех – уроки) этап поглощения потока культуры |
2 ступень ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА (по желанию- творческие группы) этап погружения в культуру |
3 ступень САМООБРАЗОВАНИЕ (по способностям - творческие мастерские) этап воспроизводства культуры |
1 ступень обучения /элементарное образование/ - это уроки музыки, технологии и изобразительного искусства в 1-5 классах как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования потребности к творческому самовыражению, перерастающие в 6-7 классах в личную потребность.
2 ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.
3 ступень обучения – это самообучение, самообразование – творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в училищах и вузах. Обучение творческой деятельности – это длительный единый и неделимый процесс на всех этапах обучения.
Календарно-тематический план работы учителей МО
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМА ПРОВДЕНИЯ | СРОК |
Заседание мо эстетического цикла Составление плана работы по разработке программы | Заседание МО учителей эстетического цикла | август | |
Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев способностей детей, индивидуальные беседы. | Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных. | сентябрь-октябрь | |
Разработка рабочих программ с применением сквозного планирования для второго и третьего уровней обучения | Заседания МО эстетического цикла | Сентябрь- ноябрь | |
Обучение детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары. | в течение года | |
Сбор и систематизация материалов. | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с детьми. | в течение года | |
Разработка положений проектов «Наука и творчество» и «Воспитание» | в течение года | ||
Активное использование ресурсов второго и третьего уровня обучения как способ расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности. | |||
Расширение деятельности научных лабораторий, привлечение научных специалистов, молодых ученых в целях создания оптимальных условий для развития научного творчества, исследовательских потребностей учащихся | сентябрь | ||
Работа по индивидуальным планам. | в течение года | ||
Исследовательская деятельность. | декабрь | ||
Презентация. | апрель | ||
Планирование работы на следующий учебный год. | Заседание в форме «круглого стола» учителей эстетического цикла Составление плана. | Май |
Подпрограмма «Наука и творчество»
Краткое описание | Достигнутые результаты | Ожидаемые результаты | |
1 ступень | |||
Рабочие программы по предметам художественно-эстетического цикла со сквозным ктп | «Изобразительное искусство» 5 кл. ∙ Технология 5 класс ∙ Музыка 5 класс | ||
2 ступень | |||
Творческая направленность | ∙Группы изобразительного искусства (5,6,7,8 классы) ∙ Декоративно-прикладное искусство (Канзаши, вышивка, бисероплетение) ∙ Художественная роспись по дереву ∙ Художественная резьба по дереву ∙ Вокальная студия ∙ Мастерская конструирования и моделирования одежды «Наш стиль» | -Второй уровень обучения позволяет определять раннюю профелизацию, выстраивать индивидуальную траекторию развития учащихся. -Высокие результаты достижений учащихся творческой и предметной направленности (выставки, конкурсы, фестивали, олимпиады) | ∙ Охват учащихся до 100%, ∙ Рост числа учащихся принимающих участие в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и числа победителей. |
3 ступень | |||
Научные лаборатории | Цели и задачи: ∙Овладение фундаментальными знаниями. Методами научного познания, исследовательскими умениями; ∙Развитие творческой индивидуальности; ∙Формирование нового знания на основе постановки проблемы, вычленение идеи и разработки гипотезы исследования, доказательного оформления его результатов. | Лаборатория Робототехники | ∙ Создание школьных научно-исследовательских работ и проектов, имеющих высокий статус инновационности и научности, с выходом на городской уровень, ∙ Более широкое привлечение ведущих лабораторий города ∙ Системное сотрудничество с ССУЗами и ВУЗами |
Творческие мастерские | Самообразование (для тех, кто может) – специальные знания в области художественно-эстетического образования. | Творческие мастерские следующих областей: - художник, - дизайнер, - художник-оформитель, - конструктор и т.д. | Окончание третьего уровня обучения предполагает поступление детей по данным направлениям |
Подпрограмма «Воспитание»
Краткое описание | Достигнутые результаты | Ожидаемые результаты | |
Проект «Школа успешной жизни» | Известные люди города и республики встречаются с обучающимися, рассказывают об интересных моментах биографии, отвечают на вопросы и раскрывают свои "Секреты успеха" | Регулярные встречи с известными людьми - это возможность непосредственно задать им вопросы, позволит ученикам не только с ними познакомиться, но и понять, что жить успешно – это реально, что стать такими как они или даже успешнее – возможно, что трудиться – необходимо. Биография успеха – это прежде всего биография труда! | |
Проект «Арт- школа» | Социально-культурный проект, направленный на предъявление достижений учащихся в области художественно-эстетического воспитания
| Ежегодная реализация проекта, в том числе на уровне города. |
.