Создание психологического комфорта для детей в детском саду
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Мы должны принимать каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем как личность.
Очень важно, с каким настроением дети переступают порог детского сада. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется положительным эмоциональным фоном, отсутствием напряжения физических и психологических функций организма, а также удобством развивающего пространства. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности и поэтому в общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех “П”:
- Приятие - положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет;
- Понимание - умение увидеть ребенка “изнутри”, смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка;
- Признание - это право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития, а также следование правилу трех “П” позволяет обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Стоит только переступить порог группы, можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе, атмосферу спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения. Атмосфера в группе детского сада определяется:
- Отношениями между воспитателями и детьми;
- Отношениями между самими детьми;
- Отношениями между воспитателями (работа в тандеме);
- Отношениями между воспитателями и родителями.
Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:
Распорядок дня ребенка.
Распорядок дня должен быть стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он заранее настраивается на смену видов деятельности в течение дня.
Комфортность предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и актуальным особенностям группы. Игрушки должны быть доступны.
Стиль поведения воспитателей.
Воспитатель, прежде всего, сам должен быть спокоен и доброжелателен. Ему необходимо отслеживать свое психологическое состояние.
Недопустимо психологическое давление на детей и грубость с ними. Дети не должны испытывать страх перед взрослым.
Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Уверенность в любви, уважении и понимании близких настраивает ребенка на открытые. доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье оказывают большое влияние на психологический комфорт в семье.
Добрые традиции.
Существование традиций в группе, так же благоприятно влияет на душевное благополучие ребенка. Например, празднование дня рождения. В этот день именинника поднимают на стуле (по количеству лет), каждый ребенок высказывает свои пожелания.
Еще один хороший обычай - “Круг хороших воспоминаний”. Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Например, вторая половина дня перед полдником, дети садятся вокруг воспитателя и говорят “о хорошем”. Затем воспитатель коротко рассказывает что-нибудь хорошее о каждом ребенке…
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
Важным средством решения образовательных задач и создания психологического комфорта у дошкольников является создание предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения, а это использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями психологического благополучия ребенка его развития.
Родители и воспитатели должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создать условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Принимайте каждого ребёнка таким, какой он есть. Каждый ребёнок нуждается в нашей профессиональной помощи.