Статьи
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Белова К.С.
воспитатель МАДОУ «Буревестниковский детский сад»
Аннотация. В статье представлена значимость выбранного направления исследования (со ссылкой на ФГОС ДО); конкретизированы понятия «партнерство», «сотрудничество», «конструктивное взаимодействие»; раскрыты условия реализации партнерских отношений педагогов и родителей с детьми; описан личный педагогический опыт авторов по организации конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса и рекомендованные формы взаимодействия с целью достижения партнерства и сотрудничества.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, педагоги, родители, партнерство, сотрудничество, взаимодействие.
CREATING CONDITIONS FOR PARTNERSHIP RELATIONS WITH FAMILIES OF PUPILS AS AN EFFECTIVE FORM OF COOPERATION FOR THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS WITH CHILDREN
Belova K.S.
Educator Municipal autonomous preschool educational institution «Burevestnikovsky kindergarten»
Abstract. The article presents the significance of selected area of research (with reference to the Federal State Educational Standard of pre-school education); the concepts of “partnership”, “cooperation”, “constructive interaction” are specified; the conditions for implementing partnerships between teachers and parents with children are disclosed; The authors’ personal pedagogical experience in organizing constructive interaction between subjects of the educational process and recommended forms of interaction in order to achieve partnership and cooperation are described.
Keywords: preschool educational organization, educator, parents, partnership, cooperation, interaction.
Актуальность изучения проблемы исследования обусловлена нормативно-правовыми документами, в частности, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором четко определена роль родителей как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса. В основу ФГОС ДО положен принцип гуманистического взаимодействия родителей, педагогов и детей с целью решения задачи обеспечения «психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [1]. ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников, а изложенные в нем требования направлены на создание и соблюдение в образовательной среде условий для участия родителей и семей воспитанников в образовательной деятельности, например, посредством приобщения их к участию в образовательных проектах «на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [1].
Для того, чтобы глубоко и полно раскрыть выбранную тему исследования, важно определить и конкретизировать научный аппарат. Во-первых, считаем важным дать толкование термину «конструктивное взаимодействие». Стоить отметить, что проведенный нами анализ теоретических источников, позволяет говорить о множестве имеющихся определений, однако, с опорой на трактовку Е.В. Коротаевой (руководитель научной школы по изучению педагогического взаимодействия), можно определить сущность конструктивного взаимодействия – это детерминированная образовательной ситуацией конструктивная связь субъектов образовательного процесса, основанная на событийном, информационном, организационном, деятельностном, эмоциональном единстве, в результате чего появляются позитивные количественные и качественные изменения в организации педагогического процесса. Во-вторых, типом или разновидностью конструктивного педагогического взаимодействия выступает сотрудничество, под которым понимается субъект-субъектное взаимодействие и общение участников образовательного процесса, направленное на достижение индивидуальных и общих целей деятельности совместными усилиями (данная трактовка предложена нами с опорой на исследования Ш.А. Амонашвили, М.Ю. Зайцевой, Е.В. Коротаевой, Т.В. Хуторянской). В-третьих, условием, характеристикой, элементом, компонентом сотрудничества является партнерство как особый тип взаимодействия, при котором субъекты сотрудничества вступают в совместную деятельность для удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов [6]. На основании вышеизложенного можно сказать, что между педагогами и семьями воспитанников первоначально должны сформировать партнерские отношения, которые реализуются в форме сотрудничества ради достижения общих целей и выражаются в процессе и результате конструктивного взаимодействия. Далее мы попытаемся ответить на вопрос: каковы условия, обеспечивающие развитие партнерских отношений, сотрудничества и конструктивного взаимодействия педагогов ДОО, родителей и воспитанников.
Анализ теоретических воззрений Е.В. Ковалевой [2] показывает, что в рамках образовательного пространства ДОО партнерство детского сада и родителей воспитанников представляет собой особый тип взаимодействия ради достижения благополучия и гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Изучение взглядов Е.В. Ковалевой позволяет нам выделить психолого-педагогические условия организации эффективных партнерских отношений в соответствии с ФГОС ДО: взаимообмен мнениями о жизнедеятельности ребенка в ДОО; искренний интерес обеих сторон к достижениям и трудностям детей; организация поддержки семьи в вопросах воспитания и развития детей (например, проведение круглых столов, разработка памятки для родителей, дни открытых дверей и т.д.); единство требований к ребенку в семье и детском саду, поддержка авторитета обоих социальных институтов; вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс (например, проведение совместных мероприятий, участие в проектной деятельности и социально-полезных акциях и т.д.) и т.д. Мы согласны с позицией Е.В. Ковалевой, что партнерские отношения позволяют преодолеть две педагогические крайности: во-первых, крайность, характерная для традиционного подхода, когда педагог, воспитатель воспринимается как доминирующая и компетентная фигура в сравнении с родителями; во-вторых, когда сфера образования воспринимается родителями исключительно как сферы услуг, не предполагающая активного участия родителей в жизни ДОО.
Проблема партнерских отношений нашла отражение в исследовании Е.В. Логиновой [3]. Признавая важность семьи и дошкольной организации, как двух наиболее значимых социальных институтов на этапе дошкольного детства, автор считает, что на современном этапе модернизации образования, отношения семьи и ДОО должны строиться на принципах сотрудничества, партнерства и взаимодействия. Именно поэтому важно создавать и внедрять в ДОО такие условия, которы бы содействовали формирования равной ответственности и активности субъектов образовательного процесса. Несмотря на то, что автор не раскрывает условия создания партнерских отношений с семьями воспитанников, в контексте ее исследования мы можем их выделить: отношение доверия, уважения, доброжелательности и сотрудничества педагогов с родителями воспитанников; нацеленность на достижение общей цели – гармоничное личностное, познавательное, физическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста; согласованностью индивидуальных действий и реализация взаимной поддержкой; добровольность принятия взаимных обязательств и равноответственность сторон за их выполнение. С опорой на исследование Е.В. Логиновой, мы считаем, что реализация данных условий, ведущих к развитию партнерских отношений, возможна через организацию различных форм взаимодействия ДОО с родителями воспитанников: мониторинг, анкетирование родителей и педагогов по вопросам взаимодействия семьи и детского сада; личные встречи с семьями воспитанников (изучение особенностей детей, семейных ценностей и интересов и т.д.); проведение групповых и массовых мероприятий и т.д.
В своей педагогической практике мы четко соблюдаем ФГОС ДО и придерживаемся одного из его принципов: сотрудничество ДОО с семьей [1]. Мы считаем, что опора педагогической деятельности на данный принцип содействует созданию на базе детского сада особых психолого-педагогических условий организации конструктивного взаимодействия, сотрудничества и партнерства педагогов с родителями и семьями воспитанников, с целью позитивной социализации, личностного развития детей дошкольного возраста. Кроме перечисленных выше условий, хотелось бы добавить, что успешной реализации сотрудничества в диаде «родитель-педагог» способствует конструктивное взаимодействие взрослых с детьми, взаимный учет интересов и потребностей субъектов образовательного процесса, поддержка взрослыми положительного и доброжелательного отношения друг к другу, готовность выполнять взаимные договоренности (например, соблюдение требований к ребенку или его режиму дня, особенностям питания и т.д.), учет педагогами ДОО особенностей семьи (социальный статус и состав семьи, уровень педагогической грамотности родителей и т.д.), обязательное соблюдение педагогической и профессиональной этики, готовность педагога ориентироваться на изменение жизненной ситуации в семье, разнообразие и системность в реализации форм работы с семьями воспитанников. Мы искренне полагаем, что сотрудничество и партнерство выступают механизмами формирования долговременного конструктивного взаимодействия, благодаря которому «выигрывают» обе стороны: педагоги находят поддержку в реализации воспитательных принципов со стороны родителей, а семьи воспитанников повышают свой уровень педагогической грамотности. И, несомненно, это позитивном образом сказывается на развитии ребенка, который окружен компетентными в вопросах воспитания и развития взрослыми, содействующими реализации личностного потенциала дошкольника.
Мы считаем, что еще одним существенным аспектом в работе с родителями является мотивация. Педагогу важно убедительно показать родителям значимость их взаимодействия с ДОО, раскрыть целенаправленность и единство воспитания в детском саду и семье, обозначить направления совместной деятельности и т.д. В связи с этим, возникает другой вопрос: как замотивировать родителей на взаимодействие с ДОО? Какие условия необходимо для этого создать? Основываясь на собственном педагогическом опыте, можем отметить, что в качестве эффективного условия мотивации, с целью дальнейшего сотрудничества и партнерства, выступает применение педагогом современных, интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников: информационно-коммуникативные формы (например, проектная деятельность, онлайн-опросы, социальные акции и т.д.) [4]; информационно-аналитические (например, анкетирование, публичные выступления по выявлению потребностей родителей) [5]; наглядно-информационные (например, разработка буклетов, стендов для родителей); досуговые (совместные праздники, мастер-классы и т.д.). Применение разнообразных, нестандартных, интерактивных форм взаимодействия, мотивирует и ориентирует родителей на дальнейшее сотрудничество и партнерство. Согласимся с позицией Т.В. Шурминой [7], что использование современных форм взаимодействия служит основой для построения эффективного сотрудничества и гармоничного партнерства в триаде «родители – дети – педагоги».
Список литературы
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
- Ковалева, Е.В. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Е.В. Ковалева. – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с.
- Логинова, Е.В. Выстраивание партнерских отношений ДОО с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка / Е.В. Логинова, // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 79-84.
- Рязанова, М.В. Интерактивные формы работы педагога с родителями воспитанников / М.В. Рязанова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. – 2021. –№ 2 (110). – С. 18-26.
- Ханова, Т.Г. Необходимость взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников / Т.Г. Ханова, Н.В. Цветкова, Ю.С. Кокурина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-1. – С. 78-83.
- Шигабетдинова, Г.М. Партнерство как конструктивный тип педагогического взаимодействия / Г.М. Шигабетдинова // Экономика и социум. – 2014. – №1-2 (10). – С. 78-82.
- Шурмина, Т.В. Построение партнерских взаимоотношений ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО / Т.В. Шурмина // Проблемы педагогики. – 2017. – №5 (28). – С. 156-162.