Проект здоровьесберегающий для детей раннего возраста.
Наш проект «Малыши-Крепыши» уникален тем, что на сегодняшний день здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
«Малыши - крепыши»
( возраст детей от 1года до 2 лет)
Содержание
1 Краткая аннотация проекта | ||
2 Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности проекта | ||
3. Теоретическое обоснование и концептуальные основы проекта. 4. Цели и задачи проекта | ||
5. Основное содержание проекта | ||
6. Ожидаемые результаты проекта | ||
7. Оценка эффективности проекта | ||
| ||
1. Аннотация
Наш проект «Малыши-Крепыши» уникален тем, что на сегодняшний день здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Данный проект дает реальную возможность предупредить или сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проект «Малыши-Крепыши» реализуется в обычных условиях Дома ребенка, требует при этом дополнительных условий и финансовых затрат.
Данный проект по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка целостный, структурированный, универсальный, что позволяет использовать его и в других образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования.
Проект был разработан командой специалистов Дома ребенка в 2020 году, реализовывался на его базе. Участники проекта – воспитатели, инструктор ЛФК, логопеды. Сроки реализации: 2020 год.
Проект соответствует стратегии модернизации содержания образования, возрастным особенностям воспитанников, их познавательным интересам и возможностям; учитывает специфику Дома ребенка.
2. Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности проекта
Формирование культуры здорового образа жизни является одной из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Поэтому формирование и укрепление здоровья у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стало приоритетным направлением воспитательного процесса в нашем учреждении.
Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия должного воспитания и ухода отличаются в развитии от своих сверстников. Это выражается в депривационном поведении, эмоциональной неустойчивости, низкой самооценки, проблемами в обучении и воспитании. Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Состояние здоровья характеризуется высокими показателями заболеваемости. Среди заболеваний преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, врожденные аномалии, низкие показатели физического развития, дефицит массы тела.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция воспитательной и оздоровительной деятельности в условиях интернатных учреждений, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Несомненно, здоровье воспитанников находится в прямой зависимости от условий воспитания, питания, двигательной активности, правильного чередования учебной нагрузки и отдыха. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название - здоровьесберегающие технологии.
Согласно образовательному стандарту дошкольного образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования должны отражать:
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей;
Решению именно этих проблем посвящен наш здоровьесберегающий проект «Малыши-Крепыши».
3. Теоретическое обоснование и концептуальные основы проекта.
Ключевым принципом формирования здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса является использование индивидуально-дифференцированного подхода.
При разработке проекта основными принципами его реализации явились следующие:
Принцип комплексности использования оздоровительных и физкультурно-спортивных
Технологий состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года, климатических условий и др.
Принцип непрерывности и системности профилактических, оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий.
Принцип максимального охвата проектом образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), педагогов).
Принцип интеграции проекта в образовательное пространство Дома ребенка.
Принцип преимущественного использования немедикаментозных средств оздоровления.
Принцип использования простых и доступных технологий (лечебно-профилактических, физкультурно-оздоровительных, познавательных, образовательных).
Принцип формирования положительной мотивации у воспитанников и их семей, медицинского персонала и педагогов профилактических, оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий.
4.Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание условий для целостного развития ребенка и формирования здоровьеориентированного образа жизни участников образовательного процесса, направленных на улучшение состояния здоровья детей.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по сохранению и формированию здоровья средствами пропаганды здорового образа жизни, организации совместных спортивных и других оздоровительных мероприятий;
Формировать здоровьеформирующее образовательное пространство Дома ребенка, обеспечивающего реализацию комплекса здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе, социализацию и двигательную активность дошкольников.
5. Основное содержание проекта
Деятельность в рамках данного проекта осуществляется следующими специалистами: воспитатели, инструктор ЛФК, медсёстры и млад. медсёсры.
Воспитатели подготовили материал:
- положения ребенка в детском коллективе;
- формирование учебной мотивации;
- применение личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании ребенка;
- формирование учебной мотивации.
- сбор и предоставление первичной информации, отражающей личностные особенности и межличностные отношения воспитанников в группе (собственные наблюдения, беседы с коллегами);
Подготовили картотеки и пособия для занятий:
- картотека пальчиковых игр;
- картотека « Опыты с водой»;
- картотека «Мелкая моторика»;
- пособие для дыхательной зарядки «Снегопад», «Веселый ветерок»;
- Игры-моталки (для мелкой моторики);
- Звуковая зарядка (картотека)
- комплекс упражнения на фитболе с грудничком;
- картотека комплекс утренней зарядки;
- массажные рукавички (из материала разной фактуры);
- игры с природным материалом и крупой.
Совместно медсёстры и млад. медсёстры изготовили - БИЗИБОРД
Особое внимание в данном проекте уделяется в совместной работе с воспитанниками по индивидуальной программы группы.
Проект «Малыши-Крепыши» направлен на формирование у воспитанников на психическое и эмоциональное и физическое и развитие. Проект является частью Основной общеобразовательной программы или Адаптированной основной образовательной программы для детей с интеллектуальными нарушениями включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, техкарты занятий, список использованной литературы и приложение. В приложении представлены конспекты практических занятий.
Реализация проекта рассчитана на один год и включает в себя как теоретические, так и практические игровые занятия, что позволяет формировать у воспитанников адекватное отношение к себе и своему здоровью, эффективные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях совместной деятельности.
НАПИМЕР: Одной из главных целей дошкольного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Поэтому учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Использование в работе упражнений на снятие напряжения, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи, помогает решить данные задачи.
6. Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации данного проекта предполагается:
- Снижение заболеваемости воспитанников Дома ребенка.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
- Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
- Воспитанники научатся с уважением относиться к себе и своему здоровью.
- Успешная социализация воспитанников при передачи в семью или приемным родителям.
7. Оценка эффективности проекта
Показателями результативности моей программы являются следующие достигнутые результаты:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей.
- Дети проявляют интерес к занятиям физической культурой, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей в Доме ребёнка.
- Дети интересуются, в соответствии с возрастом, о смысле здорового образа жизни,
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Дети проявляют интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:
Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр-ведущей деятельности ребёнка раннего возраста;
Изменение работоспособности детей в течении дня;
Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.
Мы уверены, что использование нами, в своей работе, различных видов здоровьесберегающих педагогических технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.