Рубрика "Блокнот для родителей"
Смело могу утверждать:
- "Я творческий человек! В работу с головой и открытым сердцем!"
Повышаю своё профессиональное мастерство, а именно, посещаю курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием. Стараюсь совершенствовать процесс обучения и воспитания.
Свои вопросы, а может быть пожелания, Вы можете задавать или оставить в гостевой книге сайта или по адресу моей электронной почты:shalayeva.irina@list.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx | 28.47 КБ |
material_po_leksich._temam_2.docx | 14.85 КБ |
material_po_leksich._temam.docx | 17.89 КБ |
kak_nauchit_rebenka_pravilno_organizovat_svoy_den.docx | 12.61 КБ |
kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx | 28.47 КБ |
pamyatka.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).
1. Игра со счетными палочками «Повтори»
Инструкция. Игра в парах с родителями. Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго — посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.
2. Игра «Обобщающие слова»
Инструкция. Взрослый называет группы слов, к которым дети должны подобрать обобщающие слова:
- Вера, Надежда, Елена, Лиза;
- январь, март, июль, август;
- понедельник, среда, пятница, воскресенье;
- стол, диван, кресло, кровать;
- волк, еж, медведь, лиса;
- береза, тополь, липа, клен;
- голубь, воробей, синица, дятел;
- корова, коза, лошадь, собака;
- ручка, тетрадь, учебник, линейка;
- сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
3. Игра «Летает — не летает»
Инструкция. Взрослый перечисляет животных и различные предметы. Задача ребенка: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает, — присесть.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть изображенные рисунки в таблице. После того, как взрослый ее закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах обвести те картинки, которых изначально не было.
5. Рисование на тему «Мир дошкольника и мир школьника»
Инструкция. Детям предлагается нарисовать цветными карандашами два мира: мир дошкольника и мир школьника. Родители могут помогать.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Чем отличается мир дошкольника от мира школьника?
- Какой мир тебе больше нравится? Почему?
6. Игра «Кто кем был?»
Инструкция. Ребенку, бросая мяч, взрослый задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше… (цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечкой); шкаф (доской); рубашка (тканью); дом (кирпичом); собака (щенком); птица (птенцом); хлеб (мукой); бабочка (гусеницей); листок (почкой))?»
7. Упражнение «Чужое слово»
Инструкция. Взрослый повторяет слово, заменяя в нем один раз звук. Например:
- пол, пол, пол, кол, пол;
- кол, кол, кол, гол, кол;
- мак, мак, лак, мак, мак;
- лик, лик, лик, лик, лим.
Задача детей — внимательно слушать и, когда будет произнесено новое слово, хлопнуть в ладоши.
8. Упражнение «Сортировка».
Инструкция. На столе у ребенка — пластиковая тарелка с тремя отделами, мисочка со смесью из макарон, фасоли, гороха. Взрослый просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.
9. Упражнение «Что следующее?»
Инструкция. Ребенку предлагаются следующие ряды.
Детям предлагается перерисовать в тетрадь и закончить нужным изображением каждый ряд. При необходимости взрослые оказывают детям помощь.
10. Игра «Воздушный шарик»
Инструкция. Участники игры (мама, папа, братья, сестра) стоят в кругу и легонько толкают воздушный шарик друг другу через круг. Задача — не допустить, чтобы шарик упал на пол.
11. Игра «Что изменилось?»
Инструкция. Ребенок выходит из комнаты на несколько минут. Взрослый изменяет детали обстановки в комнате. Задача ребенка, после того как он вернется в комнату, — определить, что изменилось.
12. Задание «Рисование по памяти»
Инструкция. Взрослый читает небольшой рассказ. Задача детей — внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
Примерный вариант рассказа Я слепил трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комочки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. |
13. Упражнение «Скажи наоборот»
Инструкция: Взрослый:- «Я буду тебе кидать мяч и говорить разные слова. Твоя задача - поймать мяч, — назвать слово, противоположное по значению тому, что я сказала. Например, высоко — низко, громко — тихо…»
14. Задание «Отличительные признаки»
Детям предлагается выполнить следующие задания:
- нарисовать желтый дом выше, чем красный;
- нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;
- нарисовать синюю ленту короче красной;
- нарисовать желтую ленту длиннее красной.
15. Игра «Секретики»
Инструкция: Взрослый – «Сейчас я буду называть самые разные слова (например, чашка, телефон, кот, дуб, яблоко, клубника, мяч, обруч, цветок, карандаш).Ты будешь повторять их за мной кроме тех слов, которые начинаются на букву «К», – эти слова являются секретиком. А так как секреты нельзя рассказывать, ты должен молча хлопнуть в ладоши».
16. Задание в тетрадях «Узоры»
Инструкция: Взрослый:-«Нарисуй в ряд семь квадратиков, делая пропуски между ними в одну клетку… Под квадратиками нарисуй круги, но на два меньше. Ниже нарисуй и раскрась синим цветом пять треугольников, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитай, сколько будет красных треугольников». (по необходимости взрослый помогает ребенку).
17. Игра на внимание «Пар – вода – лед»
Инструкция. Ребенок (дети) свободно двигается по комнате. Услышав команду «Пар!», разбегается в разные стороны; услышав команду «Вода!» берутся за руки, образуют цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» – замирают на месте.
18. Игра «Закончи предложение»
Инструкция. Взрослый говорит начало предложения, задача ребенка – закончить его.
Варианты предложений:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, а небо…
- Зимой холодно, а летом…
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плывет, а машина…
- У человека две ноги, а у собаки…
- Птицы живут в гнездах, а люди…
- Ты читаешь глазами, а рисуешь…
- Из шерсти вяжут, а из ткани…
- Балерина танцует, а пианист…
- Дрова пилят, а гвозди…
- Певец поет, а строитель…
- Композитор сочиняет музыку, а музыкант…
19. Упражнение «Складываем буквы»
Инструкция. Дети складывают на столах буквы из палочек по данному образцу взрослого:
20. Логические задачи
Инструкция. Дети отвечают на вопросы, объясняя свой ответ:
- Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
- Дима и Максим читали стихи и сказки. Дима читал не сказки. Что читал Максим?
- Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?
- Алеша и Миша катались на санках и лыжах. Алеша катался на санках. На чем катался Миша?
- Таня и Оля шили куклам одежду: платье и юбку. Оля шила не платье, а Таня – не юбку. Какую одежду шила каждая девочка?
- Дети играли в прятки. Ваня и Гриша спрятались за столом и под кроватью. Ваня спрятался не за столом, а Гриша – не под кроватью. Где спрятался каждый мальчик?
- Наташа и Марина играли во дворе с мячом и скакалкой. Наташа играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка?
21. Упражнение «Составь рассказ»
Инструкция. Детям предлагается составить рассказ по заданным словам на следующие темы:
- На рыбалке.
Воскресенье, речка, друг, ловить, рыба, поймали, солнце. - В сентябре.
Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, яркие грозди, орехи. - В лесу зимой.
Зима, деревья, земля, кусты, следы, заяц, дятел. - В школе.
Учитель, сентябрь, урок, цветы, парта, класс, мечта.
Получившиеся сюжеты дети могут, при желании, нарисовать.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Домашние птицы»
Разработан материал для первой группы «Смородинка»»
Цель: познакомить детей с домашними птицами и их детёнышами: гусь-гусыня-гусята; селезень-утка-утята; петух, курица – цыплята.
Рекомендации для родителей | Источники | |
1 | Познакомьте детей с домашними птицами Беседа по теме «Домашние птицы» | https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-domashnie-pticy-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html |
2 | ПЕСЕНКИ-ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ | https://vk.com/wall467665482_943 |
3 | Разучить Физминутку «Домашние птицы». | Наши курочки с утра кря-кря (идут в перевалочку) Наши гуси у пруда га-га-га (идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад) Наши курочки в окно ко-ко-ко (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам) А как Петя-Петушок раным рано поутру нам споёт ку-кареку (встают спиною в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад). |
4 | Зарядка для красивой осанки | https://vk.com/club187888610?z=photo-187888610_457239378%2Fwall-187888610_69 |
5 | Чем занять ребенка дома, делаем игрушки для детей своими руками | https://vk.com/video-162413575_456243164 |
6 | Потешки для детей | https://vk.com/club187888610?z=photo-187888610_457239386%2Fwall- 187888610_75 |
7 | ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ | https://vk.com/wall-5608057_1272954 |
8 | Мастер-класс по нетрадиционному способу рисования «Пушистый цыпленок» | |
9 | Загадки | http://mshishova.ru/zagadki-pro-domashnix-ptic-dlya-detej/ |
Предварительный просмотр:
Разработан материал для первой младшей группы «Смородинка»
Лексическая тема «Игрушки»
Здравствуйте мои дорогие ребята и уважаемые родители. Эта неделя будет самой интересной. Потому что мы будем разбирать игрушки.
Какие они? Любимые, полезные, развивающие, дорогие, те, которые можно отдать или подарить, а может что-то построить или смастерить. Поговорите со своими малышами в какие игрушки они любят играть, а какая самая любимая и почему!? А ещё какие игрушки бывают и из какого материала (дерево, пластик, плюшевые, музыкальные и т.д.)!?А может у какой-то игрушки есть своё место (поиграете, где лежит или принеси по описанию) Приятного дня.
Цель: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками
Рекомендации для родителей | Источники | |
1 1 | Окружающий мир: Беседа по теме | |
2 | Физкультминутка | https://vk.com/wall-145465582_45048 |
23 | Мульт-песенки на стихи А. Барто ИГРУШКИ. Видео для детей | https://www.youtube.com/watch?v=WJtr9trtvcQ&feature=youtu.be |
44 | Раскраски по теме | https://2karandasha.ru/raskraski/dlya-detey/nasekomye |
5 55 | Муз.презентация «Игрушки» | https://www.youtube.com/watch?v=Byg5Jr3vEqM&feature=youtu.be |
6 66 | Развивающие мультики для самых маленьких. Учим названия игрушек. | https://www.youtube.com/watch?v=DqyJB8z6644&feature=youtu.be |
77 | Рисуем игрушки поэтапно. Как рисовать мяч, юлу и пирамидку. рисуем гуашью. Игрушки для малышей. | https://www.youtube.com/watch?v=kX3Bp_mLXBc&feature=youtu.be |
88 | Учим цвета и цифры. | https://www.youtube.com/watch?v=S39coaCkb2g&feature=youtu.be |
9 99 | Поможем нашим маленьким художникам нарисовать простые, яркие игрушки и закрепим какого они цвета. | https://vk.com/video-171443539_456241817 |
10 | Раскраски | http://detskie-raskraski.ru/detskie-raskraski/raskraski-igrushki |
Игра «Отгадай загадку»:
Я строю все, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу –
Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем.
(Кубики)
Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать,пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка)
Кручусь-верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинки)
Пальчиковая гимнастика.
«МОИ ИГРУШКИ»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв,
остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
Игра «Попроси игрушку»
Дети встают в круг, Кукла в середине, воспитатель дает одну игрушку ребенку и сначала сам просит разрешение поиграть игрушкой
Например: «Саша, можно мне поиграть твоей игрушкой?» или «Света, дай мне, пожалуйста, твою куклу поиграть», или «Даша можно я поиграю твоей куклой, а тебе пока дам свою машинку», а потом проводится проигрывание данной ситуации детьми по кругу.
Кукла: «Спасибо, вам, ребята, что вы показали мне, как правильно просить игрушку. Я теперь никогда не буду отбирать игрушки»
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка правильно организовать свой день
1. Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).
2. Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.
3. Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.
4. Сон 9-9,5 часов,соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.
5. Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.
6. Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).
1. Игра со счетными палочками «Повтори»
Инструкция. Игра в парах с родителями. Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго — посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.
2. Игра «Обобщающие слова»
Инструкция. Взрослый называет группы слов, к которым дети должны подобрать обобщающие слова:
- Вера, Надежда, Елена, Лиза;
- январь, март, июль, август;
- понедельник, среда, пятница, воскресенье;
- стол, диван, кресло, кровать;
- волк, еж, медведь, лиса;
- береза, тополь, липа, клен;
- голубь, воробей, синица, дятел;
- корова, коза, лошадь, собака;
- ручка, тетрадь, учебник, линейка;
- сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
3. Игра «Летает — не летает»
Инструкция. Взрослый перечисляет животных и различные предметы. Задача ребенка: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает, — присесть.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть изображенные рисунки в таблице. После того, как взрослый ее закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах обвести те картинки, которых изначально не было.
5. Рисование на тему «Мир дошкольника и мир школьника»
Инструкция. Детям предлагается нарисовать цветными карандашами два мира: мир дошкольника и мир школьника. Родители могут помогать.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Чем отличается мир дошкольника от мира школьника?
- Какой мир тебе больше нравится? Почему?
6. Игра «Кто кем был?»
Инструкция. Ребенку, бросая мяч, взрослый задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше… (цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечкой); шкаф (доской); рубашка (тканью); дом (кирпичом); собака (щенком); птица (птенцом); хлеб (мукой); бабочка (гусеницей); листок (почкой))?»
7. Упражнение «Чужое слово»
Инструкция. Взрослый повторяет слово, заменяя в нем один раз звук. Например:
- пол, пол, пол, кол, пол;
- кол, кол, кол, гол, кол;
- мак, мак, лак, мак, мак;
- лик, лик, лик, лик, лим.
Задача детей — внимательно слушать и, когда будет произнесено новое слово, хлопнуть в ладоши.
8. Упражнение «Сортировка».
Инструкция. На столе у ребенка — пластиковая тарелка с тремя отделами, мисочка со смесью из макарон, фасоли, гороха. Взрослый просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.
9. Упражнение «Что следующее?»
Инструкция. Ребенку предлагаются следующие ряды.
Детям предлагается перерисовать в тетрадь и закончить нужным изображением каждый ряд. При необходимости взрослые оказывают детям помощь.
10. Игра «Воздушный шарик»
Инструкция. Участники игры (мама, папа, братья, сестра) стоят в кругу и легонько толкают воздушный шарик друг другу через круг. Задача — не допустить, чтобы шарик упал на пол.
11. Игра «Что изменилось?»
Инструкция. Ребенок выходит из комнаты на несколько минут. Взрослый изменяет детали обстановки в комнате. Задача ребенка, после того как он вернется в комнату, — определить, что изменилось.
12. Задание «Рисование по памяти»
Инструкция. Взрослый читает небольшой рассказ. Задача детей — внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
Примерный вариант рассказа Я слепил трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комочки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. |
13. Упражнение «Скажи наоборот»
Инструкция: Взрослый:- «Я буду тебе кидать мяч и говорить разные слова. Твоя задача - поймать мяч, — назвать слово, противоположное по значению тому, что я сказала. Например, высоко — низко, громко — тихо…»
14. Задание «Отличительные признаки»
Детям предлагается выполнить следующие задания:
- нарисовать желтый дом выше, чем красный;
- нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;
- нарисовать синюю ленту короче красной;
- нарисовать желтую ленту длиннее красной.
15. Игра «Секретики»
Инструкция: Взрослый – «Сейчас я буду называть самые разные слова (например, чашка, телефон, кот, дуб, яблоко, клубника, мяч, обруч, цветок, карандаш).Ты будешь повторять их за мной кроме тех слов, которые начинаются на букву «К», – эти слова являются секретиком. А так как секреты нельзя рассказывать, ты должен молча хлопнуть в ладоши».
16. Задание в тетрадях «Узоры»
Инструкция: Взрослый:-«Нарисуй в ряд семь квадратиков, делая пропуски между ними в одну клетку… Под квадратиками нарисуй круги, но на два меньше. Ниже нарисуй и раскрась синим цветом пять треугольников, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитай, сколько будет красных треугольников». (по необходимости взрослый помогает ребенку).
17. Игра на внимание «Пар – вода – лед»
Инструкция. Ребенок (дети) свободно двигается по комнате. Услышав команду «Пар!», разбегается в разные стороны; услышав команду «Вода!» берутся за руки, образуют цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» – замирают на месте.
18. Игра «Закончи предложение»
Инструкция. Взрослый говорит начало предложения, задача ребенка – закончить его.
Варианты предложений:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, а небо…
- Зимой холодно, а летом…
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плывет, а машина…
- У человека две ноги, а у собаки…
- Птицы живут в гнездах, а люди…
- Ты читаешь глазами, а рисуешь…
- Из шерсти вяжут, а из ткани…
- Балерина танцует, а пианист…
- Дрова пилят, а гвозди…
- Певец поет, а строитель…
- Композитор сочиняет музыку, а музыкант…
19. Упражнение «Складываем буквы»
Инструкция. Дети складывают на столах буквы из палочек по данному образцу взрослого:
20. Логические задачи
Инструкция. Дети отвечают на вопросы, объясняя свой ответ:
- Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
- Дима и Максим читали стихи и сказки. Дима читал не сказки. Что читал Максим?
- Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?
- Алеша и Миша катались на санках и лыжах. Алеша катался на санках. На чем катался Миша?
- Таня и Оля шили куклам одежду: платье и юбку. Оля шила не платье, а Таня – не юбку. Какую одежду шила каждая девочка?
- Дети играли в прятки. Ваня и Гриша спрятались за столом и под кроватью. Ваня спрятался не за столом, а Гриша – не под кроватью. Где спрятался каждый мальчик?
- Наташа и Марина играли во дворе с мячом и скакалкой. Наташа играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка?
21. Упражнение «Составь рассказ»
Инструкция. Детям предлагается составить рассказ по заданным словам на следующие темы:
- На рыбалке.
Воскресенье, речка, друг, ловить, рыба, поймали, солнце. - В сентябре.
Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, яркие грозди, орехи. - В лесу зимой.
Зима, деревья, земля, кусты, следы, заяц, дятел. - В школе.
Учитель, сентябрь, урок, цветы, парта, класс, мечта.
Получившиеся сюжеты дети могут, при желании, нарисовать.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей:
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет –
- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.;
- имеет опыт пешеходного передвижения на дороге;
- активно осваивает основные навыки езды на велосипеде;
- умеет определять источник шума; - устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше)