Страничка для родителей
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”, - так определил выдающийся педагог-гуманист XX века В.А.Сухомлинский значение и возможности данного направления в развитии ребенка.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам, и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новых методов, методик, технологий и программ. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Именно внедрение в образовательную деятельность элементов новых педагогических технологий позволяет мне решать главную задачу, которую я сформулировала для себя следующим образом. Я должна помочь детям учиться, то есть учить себя. Должна не столько наполнить ребенка знаниями, сколько сформировать умение применять эти знания в дальнейшей жизни, а также выработать необходимость креативно подходить к решению каждой задачи. Ведь главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
В своей деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у детей я опираюсь на различные технологии, которые являются прекрасным дополнением к базовой программе Васильевой.
В рамках одного занятия трудно показать работу по каждой из них. Остановлюсь на тех, которые представлены в ходе открытого занятия.
С большим удовольствием применяю в своей практике элементы программы «Здравствуй», созданную Михаилом Львовичем Лазаревым. Применение этой программы позволяет вести работу по формированию здоровья у детей. Для меня эта программа оптимально интересна, ведь в ней именно музыке отводится центральное место. Лазарев писал: «Именно в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления». Процесс эмоционально – дыхательного музыкального тренинга осуществляется, в основном, через вокально–речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит к творческому развитию личности, её креативности. Приложение 1.
Также в своей работе с удовольствием использую элементы программы «Ладушки» питерских авторов Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой.
Цель программы - музыкально – творческое развитие детей в процессе различных видов деятельности.
Основная задача: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Основные методические принципы – создание непринужденной обстановки, целостного подхода в решении педагогических задач, соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем.
Особенно хорошо в этой программе представлен раздел развития чувства ритма, который на занятиях выделили особо. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить, развить. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме. Очень удобно использовать в работе приложение «Этот удивительный ритм». Дети с удовольствием работают по ярким, красочным карточкам, без труда овладевая знаниями о длительности звучания и о ритмическом рисунке каждого слова, фразы, предложения.
На своем занятии я совместила метод работы по карточкам и принципы элементарного музицирования, построенные в рамках концепции Карла Орфе. На принципах этой концепции выстроено много современных методик, потому что она действительно дает превосходные результаты в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Здесь происходит исследование звука и познания Мира через звук. Это обучение в действии. А действие всегда являлось единственной надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Очень большое внимание в своей работе уделяю программе: «Звук – волшебник», автора Татьяны Николаевны Девятовой. Эта программа позволяет создать на занятии учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Данная программа позволяет детям понять природу звука, понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необычайно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Сам процесс создания детских самодельных игрушек – инструментов помогает педагогу найти максимальное количество стимулов к пробуждению в ребенке потребности к самореализации, творчеству и инициативе. Применяя в своей педагогической практике элементы данной программы, я выдвигаю для себя определяющую задачу создать для детей условия для свободного экспериментирования со звуком. Метод экспериментирования архиважен в учебном процессе, так как у детей развивается внимание, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, выявлять причинно – следственные связи.
Одной из современной педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Эта технология является системой методов и приемов, которые максимально увеличивают эффективность любой программы. Методы и приемы ТРИЗ применимы ко всем разделам музыкального воспитания. Особенно хочу выделить такие методы, как
- Метод морфологического анализа
1.Морфологическая таблица;
2.Круги Луллия – (с помощью которых закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, о прослушанных произведениях, о характерных движениях заданных персонажей);
- Метод мозгового штурма – коллективный разум (используется мной в постановке танцевальных композиций.
- Метод ассоциаций – (применяю при прослушивании музыкальных произведений)
Мне очень близка позиция педагога – психолога Вадима Каневского: «Звуки скажут больше, чем слова…». Интерес и желание детей музицировать настолько сильны, что дети сами не замечают большую учебную работу, проводимую в процессе музицирования. Так в нашем кружке «До – ми – соль - ка» у ребят много возможностей для звукотворчества. Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально – творческих способностей:
- Эти звуки обо мне – импровизация, акт самовыражения;
- Музыка моего тела – игра со звучащими жестами;
- Графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (высоты, длительности, тембра). Запись простейшей музыки.
Ежедневно в нашей работе нам приходиться сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. Новый подход к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывает возможности маленьких детей, но и ставит во главу угла уважение к его интересам, к любым его творческим индивидуальным проявлениям. И наша задача помочь маленькому человеку находить удивительное в привычном и будничном, каждый день попадающемся на глаза.
Вывод:
Я считаю, что внедрение в музыкально – образовательную деятельность элементов парциальных программ и инновационных педагогических технологий открывает большие возможности для развития у детей музыкально – образного мышления, заложит основы творческих способностей, практических умений и навыков.
Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, – что может прекраснее и увлекательнее!
Музыкальный руководитель: Г.Н.Полищук