методическая работа
На этой странице находятся программы ,консультации для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.docx | 67.05 КБ |
rabochaya_programma_fantazery_2-3_let_2020-2021_1.doc | 2.49 МБ |
govoryashchie_palchiki_2.docx | 1.23 МБ |
izodeya-t_kak_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СШ №40»
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Срок реализации программы: учебный год.
Автор программы:
Рахматуллина Элина Даяновна
воспитатель МБОУ СШ № 40
г. Нижневартовск
2020-2021 год
Содержание программы:
- Пояснительная записка
- Перспективное планирование по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
- Перспективное планирование работы с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков
- Система мониторинга
- Список литературы
- Приложение
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Культура поведения - это:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культурного поведения. Они включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной рукой или смотреть на неопрятную одежду.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Данная программа расчитана для работы с детьми первой младшей группы (2-3 года) и их родителями (взаимодействие детского сада и родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей).
Содержание данной программы соответствует современным тенденциям обновления дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Цель:
формировать культурно-гигиенические навыки у детей первой младшей группы (2-3 года) в режимных моментах в детском саду;
наладить тесную связь детского сада с родителями по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
- познакомить с правилами выполнения культурно-гигиенических навыков,
- создать условия для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков.
- приучать детей следить за своим внешним видом,
- формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок,
- формировать простейшие навыки поведения за столом, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, во время еды учить правильно держать ложку,
- формировать навыки пользования индивидуальными предметами,
- обучать детей порядку одевания и раздевания,
- продолжать учить детей под присмотром взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем,
- формировать потребность у детей в соблюдении культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома.
Педагогические приемы:
прямое обучение, показ, указание, объяснение, напоминание, совместная деятельность с ребенком, упражнение, контроль, чтение художественной литературы, оценка, создание ситуации успеха, игровые ситуации, систематическое напоминание о необходимости соблюдения правил гигиены.
Перспективное планирование по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года).
Ноябрь | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Игровая ситуация «Приглашаем кукол на чай!» | - учить детей сервировать стол, формировать навыки поведения за столом. |
II | Дидактическая игра «Разденем куклу после прогулки». | - учить детей раздеваться в определенной последовательности после прогулки, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним. |
III | Игровая ситуация «Кукла купается». | - развивать навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении, воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным, опрятным уважительно относиться к своему телу. |
IV | Игровая ситуация «Поможем кукле Маше собраться в гости к зайчатам». | - учить расстегивать застежки липучки, упражнять в использовании, учить надевать одежду, обувь, с помощью взрослого застегивать куртку; продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке. |
Декабрь | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». | - учить детей одеваться на прогулку в определенной последовательности, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним. |
II | Рассматривание картины «Дети моют руки». Чтение потешки «Водичка, водичка…». | - рассматривание картины и беседа по ней, воспитывать потребность мыть руки с мылом, соблюдать последовательность действий процесса умывания, воспитывать интерес к действиям. |
III | Дидактическая игра «Подберем куклам одежду». | - учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. |
IV | Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик». | - учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе, вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию. |
Январь | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку». | - формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле. |
II | Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться». | - помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать воспитывать бережное отношение к кукле. |
III | Игра-занятие «Уложим куклу спать». | - познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой. |
IV | Игровая ситуация «Что забыла надеть кукла Маша?» | - застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез |
Февраль | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Дидактическая игра «Пристегни лисе хвостик». | - совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади). |
II | Дидактическая игра «Завяжи шнурки на ботинках». | - учить детей завязывать узел. |
III | Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». | - учить правильно держать ложку, съедать первое блюдо до конца, так же второе блюдо с гарниром и заправкой, закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды. |
IV | Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». | - закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить во время умывания не мочить одежду. |
Март | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном». | - закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. |
II | Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться». | - учить засучивать рукава перед умыванием, формировать потребность в соблюдении личной гигиены. |
III | Дидактические игры «Чистим зубы», «Фонтанчики». | - учить ребенка полоскать рот, учить ребенка чистить зубы. |
IV | Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается». | - формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедцры(умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность. |
Апрель | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Дидактические игры «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки». | - учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого; учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. |
II | Чтение потешки «Пошел котик на торжок…» | - учить аккуратно кушать хлеб, формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя, показать способы обращения с хлебом, порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками, воспитывать бережное отношение к хлебу. |
III | Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать». | - познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой. |
IV | Театрализованная игра по стихотворению А.Барто «Девочка чумазая». | - учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми. |
Май | ||
неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
I | Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок!» | - формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить ежедневные: умыться, чистить зубы, причесываться. |
II | «У куклы Кати день рождения». |
|
III | Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали». | - закрепление полученных культурно - гигиенических навыков; активизация у детей инициативы и творчества. |
IV | Игровая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку собираться». | - закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить). |
Примечание:
В летний оздоровительный период продолжается работа по формированию и закреплению культурно-гигиенических навыков.
Перспективное планирование работы с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков.
Система мониторинга.
Планируемые результаты:
- формировать привычку мыть руки перед едой и после, по мере загрязнения в детском саду и дома;
- насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- научить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком);
- формировать умение во время еды правильно держать ложку;
- научить одеваться и раздеваться в определенном порядке, при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
- родители готовы взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
- родители проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.
Способы и формы оценки результата.
Цель:
обеспечить комплексный подход к оценке начальных и итоговых результатов освоения программы для изучения оценки достижений детей по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Объект мониторинга:
личностные качества детей, их достижения.
Методы изучения результативности:
- наблюдение за детьми,
- анкетирование родителей,
- беседы.
Способы фиксации данных обследования:
- протоколы.
Способы обработки результатов:
- обобщение результатов в таблицах.
Периодичность мониторинга:
- 2 раза в год (на начало и конец года).
Таблица №1.
Таблица № 2.
Таблица № 3.
Таблица № 4.
Оценка уровня развития:
- 1 балл - большинство компонентов недостаточно развито;
- 2 балла - отдельные компоненты не развиты;
- 3 балла - все компоненты сформированы соответственно возрасту.
Список литературы:
- Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Москва-Синтез, 2010.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрипресс, 2007.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.1986.
Приложение
- Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Нас интересует Ваше отношение к выявлению и развитию сформированности культурно-гигиенических навыков Вашего ребенка.
Ваше мнение очень ценно и важно для нас, так как оно будет учитываться в дальнейшей работе.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
2. Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Подчеркните или напишите ответы на следующие вопросы.
- Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
- Какие любимые блюда предпочитает есть Ваш ребенок?
_________________________________________________________________
- Чего не любит есть Ваш ребенок?
_________________________________________________________________
- Как ваш ребенок засыпает?
- быстро
- спокойно
- долго не засыпает
- не спокойно
5) Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
_______________________________________________________________
- Как Вы считаете, дети в детском саду:
- получают интересные знания культурно-гигиенических навыков_______
- получают, но недостаточно_______________________________________
- не получают ничего нового_______________________________________
- затрудняюсь ответить ___________________________________________
6) Какие формы работы детского сада с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков Вы считаете наиболее эффективными?
- родительские собрания
- индивидуальные беседы
- консультации
- папки-передвижки
- анкетирование
- посещение на дому
- обмен опытом
- фотовыставки
- Анкета для родителей.
Фамилия, имя ребенка_______________________
Консультация для родителей.
1. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка.
Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Культурно-гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Недопустимы дурные примеры, такие, как ковыряние в носу - весьма распространенная вредная привычка детей, часто перенимается от взрослых. То же следует сказать и о ковырянии в ухе, которое может вызвать травму уха, нарушение слуха, кровотечение. А если еще знать о том, что удалять серу из уха не надо, что частое ее удаление способствует появлению серных пробок, закупоривающих слуховой проход и нарушающих слух, то соблюдение гигиенических правил даст хорошие результаты.
Необходимо разъяснять детям вред привычек держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши, ручки - ведь они могут попасть в горло, дыхательные пути, пищевод, что очень опасно. Вредная привычка втягивать слизь из носа в глотку и полость рта (шмыгать носом) довольно распространена у детей. Такая манера при насморке и гайморите ведет к попаданию инфекции через слуховую трубу в среднее ухо и его воспалению.
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
Одной из существенных трудностей, испытываемых родителями в процессе обучения и воспитания, является формирование навыков самообслуживания, овладение которыми относится к важным условиям включения детей в коллектив сверстников, успешной социализации. У ребенка отмечаются первые проявления самостоятельности, связанные именно с овладением предметными действиями, с освоением навыков самообслуживания. К двум годам малыш уже пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. Однако эти навыки отличаются непрочностью, нестабильностью. Так, ребенок, заигравшись, может забыть вовремя, попроситься в туалет, может отвлечься и пролить суп и т.п. В это же время у малыша появляется желание помочь взрослым: убрать со стола посуду, вытереть стол с тряпкой, подмести пол, положить игрушки и книжки на место.
При этом смысл культурного поведения для ребенка еще не ясен. Он выполняет какое – либо действие не столько из-за понимания его цели, сколько для взрослого, который предъявляет ему требования или дает поручения. Это обусловлено особенностями психического развития ребенка в данный возрастной период.
Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат на основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.
Освоение гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.
Гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли. Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых культурно-гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
Культурно-гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного культурно-гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Консультация для родителей.
2. Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
Умение ребенка самостоятельно одеваться является одним из наиболее важных навыков, который напрямую зависит от развития мелкой моторики.
Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если ваш малыш сейчас именно в таком возрасте (от двух до трех лет), обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.
Сначала учимся раздеваться
Как правило, дети в первую очередь учатся не одеваться самостоятельно, а раздеваться. Уже в год-полтора они могут самостоятельно снять шапочку и носочки, к двум годам способны самостоятельно снять с себя кофточку и штанишки. Но процессы одевания и раздевания неразрывно связаны, поэтому не стоит ограничивать ребенка. Пусть привыкает все делать самостоятельно. И если ему удалось снять шапочку, ботинки, а уж тем более кофту или штанишки, - обязательно похвалите его. И тогда ему обязательно захочется самому их надеть.
Но в начале этого пути от взрослых потребуется много терпения, ведь ребенок будет одеваться медленно и не всегда правильно. Зачастую легче и быстрее самой одеть ребенка, чем наблюдать его неумелые попытки справиться с одеждой самостоятельно. Однако, делать этого не стоит, чтобы ребенок не ожидал от вас помощи, а учился надеяться на себя и свои умения. Родительская помощь допускается поначалу. Можно вывернуть вещи налицо, помочь расшнуровать обувь или расстегнуть сложную застежку и т.д.
Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он пытается одеться самостоятельно – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Задача родителей – всячески поощрять и направлять ребенка. Поэтому стоит сразу запастись терпением и выдержкой.
Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо. Если это не очень бросается в глаза, то не переделывайте его «работу», пусть идёт так. Ведь он оделся сам, а это очень важно. Обязательно хвалите ребёнка и поощряйте его инициативу.
Очень часто родители просто не выдерживают медленного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее. Планируйте своё время так, чтобы Вы чувствовали себя спокойно и удобно, обучая малыша сложной науке одевания. Лучше всего вставайте с утра раньше хотя бы на полчаса, чтобы не лишать ребёнка возможности вовремя осваивать новые и интересные навыки.
Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного помочь ему, например, одевая ему носочки или штанишки только наполовину и предлагая ребенку закончить одевание самому.
Предлагайте ребенку самому снимать или одевать ту одежду, которую действительно легко снять или одеть. Со временем даже детская зимняя одежда перестанет быть проблемой для малыша и он сможет легко с ней справляться.
Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться формируется постепенно, и Вы поможете малышу, если будите ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т.д. Можно играть с ребёнком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки или футболку.
Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство самостоятельного одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольной одеждой. Кроме того, очень полезны различные развивающие пособия - игры-шнуровки и все, что можно застегивать и расстегивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой.
Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему быстрее научиться одеваться самостоятельно. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.
Чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании, доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда проговаривайте совершаемые действия. Пример простейшей игры: «Мы идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками».
Если песенки на малыша не действуют, то можно выбрать его любимых сказочных героев и одеваться как они. Задействуйте весь свой артистизм и побудите ребенка одеться, как оделся бы его любимый персонаж. Сделайте вид, что свитер – это не свитер, а курточка Буратино, шапочка – его колпачок, сапоги – чудесные башмачки и т.д.
Нужно уметь заинтересовать ребенка в выполнении дела, будь то самостоятельное одевание или складывание игрушек. Можно предложить ребенку пойти покататься на велосипеде, если малыш сможет одеться самостоятельно. Немаловажно выразить уверенность в умении ребенка это сделать, похвалить за успехи, можно и оказать помощь, но только самую необходимую. Главное, проявлять твердость и настойчивость, но при этом не быть чересчур строгим и суровым к ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, радуются и гордятся его успехами.
Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
Если ребенок упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает ребенок. Просто заранее подготовьте ему на выбор несколько вариантов одежды, тогда и вам будет проще согласиться с его выбором.
Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
Как застегивать пуговицы?
Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.
Как надевать обувь?
Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.
Как надевать штанишки ?
Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.
Как надеть футболку?
Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.
Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много-много раз, имейте терпение.
Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли ребенок надеть обновку сам.
А что же делать, если бурный возраст «Я сам!» уже остался позади, а ваш трехлетний, а то и четырехлетний ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно?
Что ж, остается наверстывать упущенное.
Постоянно показывайте ребенку, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать, как отличить лицевую сторону одежды от изнаночной, перед и зад одежды.
Не ругайте и не стыдите своего ребёнка, вам необходимо признавать любые его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу», то с чем он вполне уже сможет справиться самостоятельно.
Как научить ребенка одеваться. Можно устроить небольшую проверку. Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». И, пожалуйста, он уже стоит у дверей, полностью одетый и застегнутый на все пуговицы. Но, имейте в виду, этот метод лучше использовать только в том случае, когда ребёнок уже умеет одеваться самостоятельно, но не хочет этого делать. И не забудьте похвалить его и очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш сумел самостоятельно одеться!
Не упустите из вида ещё одну очень важную причину отказа от самостоятельного одевания. Может быть, ребёнка не устраивает его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые дети обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.
Итак, подведем итоги наших действий в попытке научить ребенка одеваться самостоятельно:
1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
2. Если ребенок пытается что-то надеть самостоятельно (даже не очень удачно), боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
4. Для начала попробуйте предложить ребенку одежду, в которой нет молний, шнуровки и сложных застежек. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики. А вот с самостоятельным одеванием колготок, ботинок на шнурках и курток на молниях лучше повременить, чтобы не отбить у малыша охоту к столь важному занятию.
5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки, кофты, рубашки.
Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам "нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.
6. Если ребенок оделся самостоятельно, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период "Я сам”.
8. Не забывайте о том, что любое обучение лучше усваивается в процессе игры. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Развивайте мелкую моторику малыша. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
11. Планируйте свое время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Когда следует ожидать позитивных результатов?
Как правило, дети способны одеваться полностью самостоятельно не раньше пяти лет. К этому возрасту они уже могут справиться с самыми большими трудностями – молнией и шнурками. Чтобы ускорить процесс, необходимо уделять постоянное внимание развитию мелкой моторики ребенка и, конечно же, каждый день тренироваться.
Дети очень быстро учатся и всегда стремятся показать, что они уже взрослые. Поэтому при правильном подходе родителей обучение самостоятельному одеванию не вызывает каких-либо проблем.
Консультация для родителей.
3. Как научить ребенка мыть руки?
Каждый родитель должен понимать, что просто нравоучения – это довольно скучно и нудно. Поэтому необходимо подходить к процессу обучения непринужденно и весело, постараться объяснить основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его.
1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды. Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.
2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.
3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.
4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.
5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.
6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.
Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.
1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.
2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.
3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.
Консультация для родителей.
4. Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет.
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается.
Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.
При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе".
Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:
- наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
- внимание, мышление, память непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
У него формируется образ «Я». Главной особенностью данного возраста является кризис трех лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис 3 лет может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Потешки.
- Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька не лай.
И в гудочек не гкуди,
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
- Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
- Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать.
- Баю-баю-баиньки,
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
- Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка.
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
- Посадим на ложку
Капустку, картошку – и спрячем!
Попробуй найди!
Невидно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке –гляди!
7) Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить,
Один скажет – кашкою,
Другой – простквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
8) Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, пушистую.
9) Закатаем рукава,
Открываем кран – вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
10) Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки, калошки…
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и играть.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект «Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей»
Автор: Рахматуллина Элина Даяновна
Организация: МБОУ СШ №40
Населенный пункт: ХМАО-ЮГРА г.Нижневартовск
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан, научится писать. Читать, считать, логически мыслить. Но совершенно не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей в костюмах.
Дома ребёнка ждёт телевизор и компьютер. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. в результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотря телевизор и играют в компьютерные игры, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Окружающая нас действительность остаётся для детей не замечена, если вовремя не остановится и не всмотреться, не вслушаться, а затем почувствовать и понять прекрасное. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься, не обрадоваться. Необходимо научить детей воспринимать мир, осознавать, претворять в жизнь.
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.
Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность.
Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Очень важно, чтобы эти виды деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные способности, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.
Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал Детское рисование "графической речью" и наша задача – облечь мысль ребенка в слово.
Почему я выбрала изобразительную деятельность:
- Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами.
- Волшебное возникновение продукта художественной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, выполненный в красках или карандаше) все это доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, развивает речь, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость.
- Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
- Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
Продолжительность: долгосрочный
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие у детей умения на основе эмоционально-чувствительного восприятия окружающей действительности.
- Развитие творческого воображения.
- Формирование новых эмоциональных отношений к ранее известным предметам и явлениям окружающей действительности, на основе интеграции произведений искусств, музыки и художественной литературы.
Учитывая психологические особенности каждой возрастной группы под влиянием целенаправленного показа и описания произведений изобразительного искусства, и слушания художественной литературы, музыкальных произведений в сочетании с предшествующим наблюдением, я активирую речь детей и развиваю воображение.
На основе этого я выстроила следующую систему занятий:
- Интеграция разных видов искусства имеет своей целью «оживить речь детей», «сделать яркими впечатления» и «эмоционально-окрашенными» наблюдения о природе;
- Уделить большое внимание предварительной работе, результаты которой используются на занятиях, как базис для мотивации дальнейшей творческой деятельности;
- Использование коллективных работ формирует навыки общения и сотрудничества, учит детей строить композицию, развивая тем самым сюжет, замысел в работе и целенаправленность;
- Более тесно соединить развитие творческих способностей у детей с развитием речи, познавательной деятельностью и другими видами деятельности.
В интеграции не все содержание включается в процессе художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня.
Это игра, художественное произведение или природа.
Свои занятия я строю обязательно, учитывая следующие принципы интеграции:
- Интегрированное занятие способствует более глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков.
- Помогают формированию грамотной устной речи, развитию и обогащению.
- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведение искусства.
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования речи, художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интегрирование занятия ведется по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.
Интегрированное занятие:
- Музыка – рисование
- Развитие речи – рисование
- Музыка – развитие речи – рисование
Воплощение собственных замыслов в изодеятельности и развитии речи часто происходит путём взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры, драматизации, рассказывания, пения, движения. Прочитанное художественное произведение и изображение услышанного в рисунке, лепке персонажей связано с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. При этом личный опыт каждого ребёнка помогает показать характерные черты персонажей (он может быть весёлый, добрый, а может быть сердитый, злой и т.д.). Важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой.
Музыка и ритмические удары - античные формы коммуникации и самовыражения. Музыка играет важную и своеобразную роль: она создаёт атмосферу происходящих сообщений. Если мы, по замыслу занятия, отправляемся в ночь, то мелодия погружает нас в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч.
Действенная природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Она захватывает его целиком, передавая ему свои движении, энергетику, активизируя его жизненный ритм. Музыка помогает ребёнку сориентироваться в мире своих эмоций и усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляется в процессе рисования в образ в дальнейшем получившем своё выражение в речи.
Пакет | Музыкальные произведения | Воздействие на человека |
№1 | Бах «Кантата»№2, Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната «Ре».
| Уменьшает раздражительность и разочарование, повышает чувство своей принадлежности к природе.
|
№2 | Шопен «Мазурка, Штраус (Вальсы),Рубинштейн «Мелодия»
| Уменьшает чувство тревоги.
|
№3 | Бах «Прелюдия» и фуга «Минор», Чайковский «Шестая симфония» ч.3
| Поднимает общий жизненный тонус; улучшает самочувствие; повышается активность; улучшается настроение.
|
Интегрирование занятия, проводимые мной в группе, дали высокую результативность по следующим направлениям:
- Рассказы детей стали более интересными и содержательными, получила развитие связная речь.
- Рисунки детей получаются интересными, содержательными, богатыми по замыслу и возрос интерес к занятиям.
- Дети научились внимательно слушать музыку и свое видение музыкальных произведений выражать в рисунках.
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто не понятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт. Результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением.
Маленькие дети изображают на бумаге мало. Но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, которую он наблюдает, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Если говорить о пластике, то я считаю, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи с необходимостью развития у детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство– существование тесной взаимосвязи между координацией тонких легких движений и речью.
Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка можно:
- Разминать пальцами пластилин, глину соленое тесто, в изодеятельности
- Скульптура
- Создание рельефов и барельефов
- Пластилиновая живопись
- Рвать на мелкие куски бумагу
- Создание рваных аппликаций
- Катать шарики из салфеток
- Объемная аппликация
- Нанизывать бусинки, шарики, ягодки
- Работа с природным материалом
- Рисовать рукой и пальцами в воздухе и на листе бумаги. Нетрадиционная техника рисования:
Кляксография
Рисование кусочками паралона
Рисование щёткой
Отпечатывание
- Постройки из песка и игра с ними
- Рисование мелом, восковыми мелками, гуашью, углем
Вспомним сказанное И.П. Павловым: " ... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением." Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.
Правое полушарие, освобождаемое от этой задачи, получило возможность целиком переключится на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отрицание мира в формах искусства.
Для формирования всесторонне развитого человека эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению.
Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.
Такая "межполушарная специализация" - явление не врождённое, а выработанное.
Интеграция в изобразительной деятельности и обучение различным видам техники рисования, предполагает развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие-импровизация, зрительно-моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на примере собственного тела, ориентация во времени);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания зрительного и слухового восприятия
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу).