Методы работы с семьей воспитывающая ребенка с интеллектуальными нарушениями
Детские годы – самые важные в жизни каждого человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В федеральном Законе от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования, Семейном кодексе Российской Федерации подчёркивается, что «…родители являются первыми педагогами ребенка». В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
В последнее время педагоги образовательных учреждений в своей практике все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По статистическим данным за последние годы доля здоровых детей среди новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5%. По оценке Всемирной Организации Здоровья, (ВОЗ) сегодня в мире около 10% детей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество детей дошкольного возраста %.
Совсем недавно в педагогический словарь добавилось новое определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это особая категория детей, они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В настоящий момент сопровождение этих детей стало актуальной проблемой.
В данное время термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. А в психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности .
Термин «сопровождение» и «поддержка» используются как синонимы для обозначения системы деятельности психолога, как особого вида оказания психологической помощи. А что означает термин «сопровождать»? В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождать» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь».
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Что позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ [4, с. 3].
Основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ:
1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека. Является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети окружены излишней заботой, начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
3. Воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.
5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка. Не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Результаты проведенного исследования основных проблем, возникающих в семьях, позволяют нам сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, но их родители. Родителям в первую очередь нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей.
Этапы психологического сопровождения родителей, имеющих ребенка с ОВЗ:
1. Диагностический блок (диагностика позиции родителей, особенностей детско-родительских отношений, воспитательных умений родителей, динамики развития семейной ситуации).
2. Развивающий блок (тренинги общения для родителей, имеющих детей с особыми возможностями здоровья, родительской позиции).
3. Просветительский блок (памятки, буклеты, рекомендации).
4. Консультативный блок (особенности консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ, этапы консультирования).
5. Профилактический блок (тренинги снятия напряжения, тревожности, формирования жизненной стойкости)
В работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, нами используется индивидуальный подход, что позволяет каждого родителя нацелить на достижение положительного результата своего ребенка. В нашем дошкольном учреждении мы применяем активные формы и методы работы с родителями: анкетирование; индивидуальные беседы; общие и групповые родительские собрания; консультации; рекомендации на стендах, в групповых уголках; дни открытых дверей; совместная подготовка и проведение утренников; выставки детских работ; беседы родителями и детьми; семинары-практикумы; заседания в детско-родительском клубе.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является детско-родительский клуб. Организация взаимодействия образовательной организации и семьи в форме детско-родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению семей, воспитывающих детей с ОВЗ и способствует укреплению связи между образовательным учреждением и семьями воспитанников. Главной целью детско-родительского клуба является повышение психологической компетентности семей и оказание практической психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Основные задачи детско-родительского клуба:
1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами детского сада.
2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
3. Повышать психологическую компетентность родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Просвещать родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Выявлять и транслировать семейный опыт семей, воспитывающих детей с ОВЗ по воспитанию и развитию детей.
В состав детско-родительского клуба входят родители, педагог – психолог, воспитатели. Общая структура мероприятий родительского клуба:
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. Предусматривает практическую работу между участниками родительского клуба родителями, детьми, педагогами; родителями, педагогами: развивающие игры и игровые упражнения с использованием психогимнастики, арттерапии: мукотерапии, сказкотерапии, изотерапии, телесно – ориентированной терапии, практическая работа (дискуссии, беседы, семинары, элементы тренинга, соревнования).
Рефлексия организованной образовательной деятельности. Оценка организованной образовательной деятельности взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий.
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности организованной образовательной деятельности, эмоционального сплочения группы.
В клубе детско-родительская организованная деятельность выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе организованной образовательной деятельности родители учатся относиться к детям безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. На наш взгляд, данная форма психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ помогает родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, учит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с дошкольным учреждением.
Детско-родительский клуб как форма психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ является востребованным в связи с:
- возможностью родителями решить личностные проблемы, возникшие с появлением ребенка с ОВЗ в семье;
- получением психологической поддержки от педагогов и других родителей детей с ОВЗ;
- сходством проблем семей, возможностью открытого и безоценочного обсуждения и общения;
- возможностью убедиться на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;
- ранним включением родителей в работу реабилитации ребенка позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка;
- свободным участием семей в мероприятиях клуба (родитель может выбрать мероприятие, форму участия, присутствовать с ребенком или без него);
- возможностью получения новой информации по конкретным запросам (совестное планирование работы).
Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ОВЗ, семья, воспитывающая такого ребенка, очень часто сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. К сожалению, в нашем небольшом сибирском городе Стрежевом отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой. Многие воспитатели, специалисты, педагоги, медицинские работники, городского сообщества находятся в затруднительном положении из – за своей некомпетентности в работе с детьми с ОВЗ, с детьми с инвалидностью и их родителями.
К сожалению, на сегодняшний день в сфере образования наблюдается ряд проблем, требующих решения:
- отсутствие нормативных и правовых документов, регламентирующих получение образования детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью;
- психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья равноправно участвующих в жизни общества;
- несовершенство системы социальной поддержки детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
- отсутствие методических рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью;
- недостаточная подготовка специалистов и педагогов образовательных учреждений к работе с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью.
Уверены, что проведение скоординированных действий в области образования, обеспечивающих дальнейшее развитие системы специального обучения, позволит не на словах, а на деле обеспечить на высоком уровне инклюзивное обучение в образовательных учреждениях детей с ОВЗ, детей с инвалидностью и их родителей.