Перспективный план. Тематический блок «Зеленая аптека Владимирской области»

Выдыш  Мария Владимировна

Перспективный план.

Тематический блок «Зеленая аптека Владимирской области»

Тема месяца

Задачи

Мероприятия

Ресурсное обеспечение

Сентябрь

Тема: Растительный мир, болото.

 

-обогащение знаний старших дошкольников о природных богатствах Владимирского края,

- закреплять представления детей об условиях необходимых для жизни растений, произрастающих на болоте.

  1. Клюква – источник витаминов.
  2. Дидактическая игра: «Какая ягода? Где растёт?»
  3. Физкультминутка: «С кочки на кочку».
  4. Загадки и стихи по теме.
  5. Обучение приготовления целебного напитка при простудных заболеваниях из клюквы.
  6. Работа с родителями: консультация «Будь здоров», конкурс на лучший рецепт, в который входит клюква.
  7. Игра «Солнышко и дождик».
  8. Раскрась клюкву.
  9. Рассматривание мха, поделки с использованием растений произрастающих на болоте.
  10. Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
  11.  Игра КВН.

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- гербарии,

- сухие травы и ягоды,

- дидактические игры,

- видеотека,

- нестандартное физкультурное оборудование,

- мох,

- раскраски.

Октябрь.

Тема: Знакомство детей с ягодами Владимирского края.

 

 - обобщить знания о ягодах Владимирского края, формировать понятие о значении ягод в жизни человека их лечебных свойствах, воспитывать бережное отношение к ягодным полянам и кустарникам.

 

  1. Дидактическая игра «Где найдем и почему?»
  2. Игра «Ягода, какая?»
  3. Физкультминутка «А мы в лес пойдем, и мы ягод наберем…»  
  4. Дидактическая игра «Сложи картинку»
  5. Подвижная игра «У медведя во бору…»
  6. Лото «Ягоды»
  7. Раскрась свою любимую ягоду и расскажи про неё.
  8. Презентация «Сходство и различие ягод Владимирского края».
  9. Дидактическая игра «Колючие и ласковые ягоды».
  10. Работа с родителями. Папка-передвижка «Оптимизм и здоровье. Как мы думаем, так мы и чувствуем!»

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- сухие травы и ягоды,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- нестандартное физкультурное оборудование,

- раскраски.

Ноябрь

Тема: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края».

 

- расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края.

- познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни, развивать психические процессы (память, мышление, воображение) и воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

 

  1. Чтение детской литературы по данной теме.
  2. Устное народное творчество по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
  3. Рассматривание гербария «Лекарственные травы Владимирского края».
  4. Презентация «Как заготовить лекарственные травы на зиму».
  5. Д/и «Узнай по запаху и листочку».
  6. Д/и Лото» (лекарственные растения)
  7. Игра «Угадай, кто я?» (Крокодил).
  8. Обучение приготовление целебного настоя из лекарственных растений.
  9. Подвижная игра "Найди себе пару".
  10. Работа с родителями. Консультация: «Лечебные травы источник энергии и здоровья».

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- гербарии,

- сухие травы и ягоды,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- кружки-заварники,

- мерные ложки,

- нестандартное физкультурное оборудование.

Декабрь.

Тема: «Ёлка к нам пришла и здоровья сберегла».

 

- уточнение и закрепление представлений у детей о ели, расширение знаний о её целебных свойствах. Развитие познавательного интереса, зрительного и слухового восприятия, расширение кругозора, воспитание бережного и заботливого отношения к живой природе.

 

  1. Словесная игра «Какая елка?»
  2. Игровое упражнение «Разрезные картинки»
  3. Физминутка «Танцующая елка»
  4.  Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов о зиме.
  5. Дидактические игры: «Найти самую высокую елку»
  6. Ручной труд «Сделаем бусы для елки».
  7. Подвижная игра «Два мороза»
  8. Рассказ воспитателя о полезных свойствах ели (шишки, почки, иголки).
  9. Изготовление новогодних украшений на ёлку: «Наша елочка красавица».
  10. Работа с родителями. Консультация: «Сбереги лес!»

- фотоальбом,

- картины,

- природный материал (шишки, почки, иголки),

- литературные произведения,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- материалы для ручного труда,

- нестандартное физкультурное оборудование.

Январь

Тема: «Мистер Лук».

 

- познакомить детей и родителей с видами и свойствами лука, вызвать желание детей самостоятельно участвовать в посадке лук.

-учить вести календарь наблюдений, получать удовольствие от выполненной работы.

 

  1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для роста лука», «Выгонка зеленого лука».
  2. Дидактические игры «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Вершки и корешки».
  3. НОД: Солнце и лучок. Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
  4. Совместная деятельность «Чем хорош лук? 
  5. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
  6. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты». Посадка лука в домашних условиях.
  7. Просмотр мультфильма «Чиполино».
  8. Составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
  9. Подвижные игры. «Перенеси предметы», «Кто обгонит?»  
  10. Сюжетно – ролевая ига «Больница», «Садовник».

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- контейнеры для посадки лука,

- семена лука,

- почва,

- лейка,

- фартуки,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- видеотека,

- календарь наблюдений,

- кружки-заварники,

- мерные ложки,

- нестандартное физкультурное оборудование,

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Садовник».

Февраль

Тема: «Комнатные растения – домашние доктора».

- знакомство с комнатными растениями, обладающими целебными свойствами,

- учить ухаживать за ними,

- воспитывать положительное отношение к различным видам труда,

  1. Знакомство с разнообразием видов комнатных растений: Каланхоэ, Алоэ или столетник,  Золотой ус, Герань.
  2. Сюжетно - ролевая игра «Флорист».
  3. Вода. НОД – опыт - эксперимент: Вода и растения Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
  4. Земля. НОД – беседа - исследование: Узнаем, какая земля. Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
  5. НОД – опыт - эксперимент: Человек и лук Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.
  6. Труд. Обучение - ухаживанию за комнатными растениями.
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Аппликация  «Алоэ или столетник»
  9. Н. Павлова «Загадки цветов»; Заучивание загадок и стихов о растениях.
  10.  Д/и «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение».
  11. Работа с родителями. Консультация – «Комнатными растениями, которые обладают целебными свойствами». Пополнения комнатных растений, обладающими целебными свойствами, как в ДОУ, так и дома у детей.

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- комнатные растения,

- прозрачные емкости для растений,

- контейнеры для почвы,

- весы,

- лупы,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- нестандартное физкультурное оборудование,

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Флорист»,

- оборудование для ручного труда,

Март

Тема: «Мать - и - мачеха».

 

- формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны;

- познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой»,

- уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, выявить роль в природе;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

 

  1. Рассказ воспитателя о том: Почему «Мать – и – мачеху» в народе так назвали?
  2. Лечебные свойства «Мать - и - мачехи».
  3. Наблюдение за пробуждением первых весенних цветов. «На участке ищем полезные растения».
  4. Рисование «Мать - и - мачеха».
  5. Д/и “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”.
  6. Составление схем «Что лечит растение»

7. Загадки о лекарственных растениях

8. Выставка рисунков «Чудо – растения»

9. Подвижная игра «Добеги и передай», Малоподвижная игра «Летает, не летает».

10. Заучивание стихов о первых первоцветах.

11. Работа с родителями. Ширма «Лекарственные первоцветы при лечении ОРВИ».

12. Фотовыставка «У меня во дворе».

13. Открытое занятие – обучение приготовлению настоя из «Мать – и – мачехи».

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- комнатные растения,

- чашки-заварники,

- мерные ложки,

- гербарий,

- картотека иллюстраций лекарственных растений,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- нестандартное физкультурное оборудование,

- оборудование для ручного труда

Апрель.

Тема: «Овёс»

 

- организовать коллективный труд детей старшего дошкольного возраста в природе,

- познакомить детей с выращиванием овса и правилами ухода за ним,

- учить использовать орудия труда по назначению, (грабельки, лейки, лопатки, савки)

- приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

- воспитывать любовь к труду; создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.

 

  1. Знакомство детей овсом.
  2. Беседа: Чем овес отличается от других злаков? Трудно ли его выращивать? Какие блюда можно из овса приготовить?  
  3. Эксперимент - Посадка овса.
  4. Оформление и ведение «Календаря посадок» (дети старшей группы вместе с воспитателем)
  5. Наблюдение за прорастанием овса. Беседа «Вот что выросло у нас?
  6. Отгадывание загадок по теме.
  7. Чудесный отвар из овса, обучение последовательности приготовления отвара и рассказ воспитателя о полезных свойствах целебного настоя из овса.
  8. Рисование овса.
  9. Рассказывание сказок: «Овсяные зерна».
  10. Закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход.
  11.  Работа с родителями. Книжка раскладушка «Овёс не простой злак»

Чаепитие - «Пекари»

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- овес,

- прозрачные емкости для растений,

- контейнеры для посадки,

- лейки,

- грабли,

- савки,

- лопаты,

- календарь посадок,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- кружки-заварники,

- мерные ложки,

- нестандартное физкультурное оборудование,

 

Май.

Тема: «Полезные свойства Липы»

 

- формировать познавательный интерес к дереву-липе;

- расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве;

- продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;

- познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.

 

  1. Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе".
  2. " Загадки про липку".
  3. м/фильм "Золотая липа", в/фильм "Липа, липушка".
  4. Настольные игры - вкладыши из дерева;
  5. Пазлы "Собери картинку"(деревья);
  6. Беседы: "Царевна Липа", "7 фактов о липе".
  7. Игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);
  8. Настольный театр "Заюшкина избушка";
  9. Подвижные игры "Липушка", "Пчелки", "Раз, два, три! К липе беги!"; динамическая пауза "Вырастали липки...";  бодрящая гимнастика "В лесу", "Мы по городу идем...".
  10.  Работа с родителями  Экскурсия в лес. Придумать рассказ или сказку о липе и оформить её, как книжку.

 

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- иллюстрации деревьев,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- презентация,

- видеотека,

- настольный театр,

- нестандартное физкультурное оборудование.

ЛЕТО

«Заготовка лекарственных растений»

- Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья,

- Учить правилам заготовки лекарственных растений,

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

 

 

 

  1. НОД «Сбор и сушка лекарственных растений».
  2. НОД «Изготовление гербария»
  3. НОД «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Экскурсия «На лужайку мы пойдем, подорожник соберем».
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Экскурсия в лес «Сбор лекарственных трав»
  9. Чтение литературных произведений:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

- Н. Павлова «Загадки цветов»,

- А, Плешакова «Зеленые страницы»,

- А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

- Заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

10. Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».  Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

11.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

12.«На участке ищем полезные растения»

13.«Где лучше посадить растения?»

14. Составление схем «Что лечит растение»

15. Викторина «Знатоки лечебных трав»

 

Работа с родителями

  1. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  2. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  3. Оформление альбома «Зеленая аптека Владимирского края»

- фотоальбом,

- литературные произведения,

- альбомы, степлеры,

- тканевые сумки,

- карточки с лечебными травами,

- дидактические игры,

- проектор, компьютер,

- нестандартное физкультурное оборудование.