Главные вкладки
Разное
26.02.2023г.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЛОЖИВШИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходима целенаправленная и планомерная работа на всех уровнях.
Научная и практическая эффективность применяемых инновационных методов работы. Так, на федеральном уровне в настоящее время реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности [1].
За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:
- 24% граждан Российской Федерации вовлечены в систему патриотического воспитания;
- рабочие программы воспитания в каждой образовательной организации общего, дополнительного и профессионального образования;
- 1 660 000 человек, участвующих во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности, в том числе дети и молодежь;
- 600 000 участников мероприятий в рамках системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений;
- организована деятельность патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»;
- 150 мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом;
- 3 000 000 детей, вовлеченных в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
- 1 900 000 участников Всероссийского конкурса «Большая перемена»;
- 1 750 000 детей, вовлеченных в деятельность детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [1].
На локальном уровне в начале сентября в российских школах ввели цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждую неделю на классных часах детям будут рассказывать о патриотизме и нравственности. Задумывались такие занятия, чтобы не оставлять школьников «один на один с информационной войной».
Минпросвещения уже опубликовало расписание встреч до конца ноября, их темы («Наша страна — Россия», «Традиционные семейные ценности», «День пожилых людей» и др.) и сценарии для разных классов. По данным о госзакупках, на разработку этих материалов Минпросвещения выделило 22 млн рублей [2].
В сценарии для встречи «Наша страна — Россия» предлагается включать ученикам начальной школы песню «С чего начинается Родина». В 1-2-х классах, помимо этого, рекомендуют комментировать картинки с изображением природы разных регионов, а в 3-4-х классах — беседовать «о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ».
В 5-7-х классах появляется творческое задание «Решение проблемных ситуаций», где ученикам предлагают порассуждать о специальной военной операции как о «проявлении подлинного патриотизма». Учитель должен объяснить, что цель СВО — «защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО», а также рассказать о подвигах, совершенных в ходе операции [2].
Цель занятий в 8-9-х классах — «понимание целей СВО, того, что жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию». В 10-11-х классах школьникам будут рассказывать, что «стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги»: «по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках», хотя это и не единственный путь проявления патриотизма.
Кроме того, теперь учебная неделя будет начинаться с подъёма флага и пения гимна. Каждый понедельник школьники будут поднимать флаг и исполнять государственный гимн, а в конце недели флаг будут спускать. Нововведение закреплено в методических рекомендациях Минпросвещения. Для этого школы обеспечат государственной символикой и создадут в них знамённые отряды, состоящие из детей, «достигших успехов в различных видах деятельности». Со временем в школах также планируют организовать ежегодные уроки по изучению госсимволов страны
Ещё одним важным нововведением, согласно новым ФГОС, станут исторические темы для первоклассников, которые впишут в уроки окружающего мира и в «Основы религиозных культур и светской этики». Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине – даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие.
Заключение. Таким образом, на сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях, государство и общество относит его к разряду общенациональных. Гражданско-патриотическое воспитание детей в сложившихся современных условиях, их готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию гражданского общества. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности [3]. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада дошкольной и школьной жизни, определять любую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_lesa.docx | 12.79 КБ |
rekomendatsii_roditelyam.docx | 14.56 КБ |
sotrudnichestvo_semi_i_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 29.19 КБ |
3_dekabrya_-mezhdunarodnyy_den_invalidov.docx | 12.14 КБ |
igry_zimoy.docx | 13.52 КБ |
statya_o.g.docx | 28.31 КБ |
igry_po_proforientatsii.docx | 16.74 КБ |
fizkultminutki.docx | 13.34 КБ |
statya_chteniya.docx | 30.69 КБ |
statya_proekt_o_vovchteniyanoyabr_2024g._.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей группе была проведена акция «Берегите лес», посвящённая Международному Дню леса. Цель акции: привлечение внимания воспитанников и их родителей к проблемам сохранения леса и бережному отношению к природе через активизацию творческой деятельности.
Педагоги провели беседу с детьми по теме «Лес - наше богатство». Они рассказали ребятам о роли леса в жизни человека. А также о безопасном поведении человека в лесу. Дети активно отвечали на вопросы о лесных обитателях: животных, птицах, растениях, деревьях и о том, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить лесным жителям. Также дети слушали рассказ «Бесплатные столовые» из книги В. Бианки «Лесная газета». Педагогами группы были изготовлены буклеты для родителей «Хвойные растения и человек», которые им раздали дети. А в своих рисунках «Берегите лес от пожара» ребята напомнили ещё об одной острой проблеме, связанной с лесными пожарами.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей «Как воспитать патриота»
- Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
- Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
- Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
- Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
- Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Это не твое дело!»
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Не взращивайте в своем ребёнке равнодушие, оно обернется против вас самих
- Как можно раньше откройте в своем ребёнке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Предварительный просмотр:
Сотрудничество семьи и дошкольной образовательной организации
Крахмалёва О.Г.
МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский
сад №30 «Росинка» г. Губкина
Введение. В статье рассматриваются особенности и значение сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. Дается характеристика направлениям, задачам и формам сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, сотрудничество, детский сад, воспитание, семейное воспитание, развитие ребенка.
Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами.
В основе сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» [1].
Воспитание детей – главная задача не только семьи, но и дошкольной образовательной организации. Родители обязаны заложить основы физического, интеллектуального, нравственного развития. Примерно с трех лет ребенок поступает в образовательное учреждение. Начинается период адаптации, сложный для дошкольника и родителей.
Семейное воспитание остается в приоритете, что требует сотрудничества, налаживания взаимоотношения с родителями.
Никто не может указывать, контролировать, как воспитывать младшее поколение, кроме родителей. Иногда между образовательным учреждением и семьей возникают конфликты. Связано это может быть с разными причинами, например, дошкольник рос в среде гиперопеки или, наоборот, ему позволялось все.
Дошкольная образовательная организация – совершенно новая среда со своими правилами, и ребенку приходится учиться их соблюдать. Между тем, родители могут быть не согласны с тем, какие требования выдвигают к детям в детском учреждении.
Современные тенденции дошкольного образования направлены в первую очередь на качество. Детям в группе предоставляются равные права. Вместе с этим появляется необходимость удовлетворить запросы всех родителей и воспитанников [3].
Проблема взаимодействия семьи и ДОО – одна из самых актуальных. Современная семья претерпела множество изменений. Однако родители должны понимать, что они не могут полностью перекладывать ответственность за воспитания ребенка на педагогов.
Работа с родителями совершается по нескольким важным направлениям: вовлечение семьи в деятельность детского учреждения; повышение педагогической культуры родителей – они также должны быть заинтересованы в правильном воспитании и развитии своего ребенка; работа с коллективом. Воспитатели должны понимать, как лучше взаимодействовать с родителями ребенка.
Основные задачи при работе с семьей: объединение усилий педагога и семьи при воспитании ребенка; установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей; создание атмосферы поддержки. Родители должны понимать, что работники ДОО готовы проконсультировать по вопросам воспитания, помочь в корректировки поведения воспитанника; поддержка родителей; стимулирование родителей в развитии их педагогических способностей.
Педагогам важно правильно выстроить стиль взаимоотношений с семьями, найти взаимопонимание. В первую очередь, необходимо руководствоваться интересами ребенка [4].
Каждая семья уникальна. Имеет значение социальный статус, состав малой социальной ячейки общества, стиль воспитания детей, задачи, которые ставят перед собой родители. С учетом этого педагог находит наиболее приемлемый способ взаимодействия с семьями.
Выделяют несколько форм организации сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации. Общие: родительские собрания, семинары. Индивидуальные: личные беседы с представителями семьи.
Также можно выделить следующие формы общения:
1. Познавательные. Необходимо познакомить родителей с особенностями детского возраста, помочь сформировать навыки воспитания, общения с ребенком. Для этих целей могут проводиться беседы, собрания, практикумы.
2. Выявление потребностей родителей. Для этих целей используют опросы, анкеты, личные и групповые беседы.
3. Досуг. Проведение праздников, участие семей в выставках. Мероприятия необходимы для установления эмоциональных, партнерских связей между семьями и ДОО.
4. Информационные. День открытых дверей, стенды. Родители знакомятся с особенностями работы дошкольного учреждения, присутствуют на занятиях, которые педагоги проводят с детьми [2].
Таким образом, сотрудничество семьи и дошкольной образовательной организации предполагает комплексный подход, тщательную проработку методов, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и отдельной семьи. Для повышения уровня сотрудничества семьи и дошкольной образовательной организации необходимо проводить различные праздники, досуговые мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС Консультант Плюс
2. Астахова, О.Ф. Воспитание начинается с семьи / О.Ф. Астахова, Р.А. Безуглая // Инновационная наука. - 2022. - №1-1. - С. 40-42.
3. Максимова, Т.В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. - 2018. - № 47 (233). - С. 367-370.
4. Серова, Е. Ю. Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе развития образования / Е.Ю. Серова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. - С. 26-30.
Предварительный просмотр:
Дети нашей группы приняли активное участие в мероприятиях, посвящённых Международному Дню людей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята смотрели презентацию «Мы все такие разные, но мы вместе», читали художественную литературу о милосердии, уважении, взаимопонимании, играли в игры: «Поводырь», «Паутинка». Дошкольники изготовили из бумаги сердечки, которые передавали друг другу и говорили пожелания и добрые слова. А ещё сделали коллаж «Добро спасёт мир».
Предварительный просмотр:
05.01.2023г.
Зимние игры на свежем воздухе.
Большое значение для здоровья детей и их физического развития уделяется в режиме дня дошкольников прогулкам на свежем воздухе. Зима - это замечательное время для прогулок. Во время прогулки дети занимаются очень интересными и полезными делами: наблюдают за окружающим миром: изменениями в природе, погодой, общаются. А ещё дети с удовольствием играют в подвижные и малоподвижные игры.
Игра «Зимушка-зима»
Ход игры: По команде взрослого дети выполняют следующие задания: «Мороз»-стоять, «Вьюга»-бег на месте, «Метель»-присесть, «Снег»-кружиться на месте. Взрослый при этом может показывать другие движения, например, говорит «Вьюга», а сам приседает. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
Игра «Двое на снегу»
Ход игры: На снегу чертят круг диаметром 2м. Два участника игры (соперники), заложив руки за спины входят в круг и по сигналу ведущего (взрослого) пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Если игрок заступит за круг или убрал руки из-за спины, он проигрывает. В этой игре нельзя допускать болевых приёмом, судит игру ведущий. Игрок, не вышедший из круга, побеждает.
Игра «Снежинки и ветер»
Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!». Дети разбегаются в разные направления, расправляя руки в стороны и кружатся. Затем взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки в кружок!». Все сбегаются в кружок на свои места и берутся за руки.
Игра «Чей комок больше»
Ход игры: По команде взрослого за определённое время дети должны успеть скатать снежный ком как можно крупнее.
Предварительный просмотр:
26.02.2023г.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЛОЖИВШИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходима целенаправленная и планомерная работа на всех уровнях.
Научная и практическая эффективность применяемых инновационных методов работы. Так, на федеральном уровне в настоящее время реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности [1].
За счет мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:
- 24% граждан Российской Федерации вовлечены в систему патриотического воспитания;
- рабочие программы воспитания в каждой образовательной организации общего, дополнительного и профессионального образования;
- 1 660 000 человек, участвующих во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности, в том числе дети и молодежь;
- 600 000 участников мероприятий в рамках системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений;
- организована деятельность патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»;
- 150 мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом;
- 3 000 000 детей, вовлеченных в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
- 1 900 000 участников Всероссийского конкурса «Большая перемена»;
- 1 750 000 детей, вовлеченных в деятельность детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» [1].
На локальном уровне в начале сентября в российских школах ввели цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждую неделю на классных часах детям будут рассказывать о патриотизме и нравственности. Задумывались такие занятия, чтобы не оставлять школьников «один на один с информационной войной».
Минпросвещения уже опубликовало расписание встреч до конца ноября, их темы («Наша страна — Россия», «Традиционные семейные ценности», «День пожилых людей» и др.) и сценарии для разных классов. По данным о госзакупках, на разработку этих материалов Минпросвещения выделило 22 млн рублей [2].
В сценарии для встречи «Наша страна — Россия» предлагается включать ученикам начальной школы песню «С чего начинается Родина». В 1-2-х классах, помимо этого, рекомендуют комментировать картинки с изображением природы разных регионов, а в 3-4-х классах — беседовать «о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ».
В 5-7-х классах появляется творческое задание «Решение проблемных ситуаций», где ученикам предлагают порассуждать о специальной военной операции как о «проявлении подлинного патриотизма». Учитель должен объяснить, что цель СВО — «защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО», а также рассказать о подвигах, совершенных в ходе операции [2].
Цель занятий в 8-9-х классах — «понимание целей СВО, того, что жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию». В 10-11-х классах школьникам будут рассказывать, что «стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги»: «по-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках», хотя это и не единственный путь проявления патриотизма.
Кроме того, теперь учебная неделя будет начинаться с подъёма флага и пения гимна. Каждый понедельник школьники будут поднимать флаг и исполнять государственный гимн, а в конце недели флаг будут спускать. Нововведение закреплено в методических рекомендациях Минпросвещения. Для этого школы обеспечат государственной символикой и создадут в них знамённые отряды, состоящие из детей, «достигших успехов в различных видах деятельности». Со временем в школах также планируют организовать ежегодные уроки по изучению госсимволов страны
Ещё одним важным нововведением, согласно новым ФГОС, станут исторические темы для первоклассников, которые впишут в уроки окружающего мира и в «Основы религиозных культур и светской этики». Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине – даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие.
Заключение. Таким образом, на сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях, государство и общество относит его к разряду общенациональных. Гражданско-патриотическое воспитание детей в сложившихся современных условиях, их готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию гражданского общества. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности [3]. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада дошкольной и школьной жизни, определять любую деятельность детей.
Список литературы
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание» // Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 13.10.2022)
- Курилова, А. Минпросвещения опубликовало планы по патриотическим урокам для детей // Ведомости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/08/28/937972-minprosvescheniya-opublikovalo (дата обращения 13.10.2022)
- Голованов В.П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - №1. – С. 12-22
Предварительный просмотр:
30.04.2023г.
Игра как средство знакомства старших дошкольников с профессиями взрослых
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
В игре дети не только копируют поведение взрослых, но и отражают труд взрослых.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.
Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.
Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что дошкольники, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.
Подготовка к играм в профессии идёт везде, где только ребёнок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объём информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представить, как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
1) получения сведений о профессиях от родителей;
2) воспитателей детского сада;
3) от сверстников и детей более старшего возраста;
4) из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.
Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идёт игра.
Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определённого «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса детей.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идёт с постепенным усложнением её содержания и характера.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофёра, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.
Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.
Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.
Требования к литературному произведению для драматизации:
1. литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;
2. образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);
3. наличие монологов и диалогов;
4. динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).
С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например, «Магазин», «Что кому нужно для работы».
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. игры с предметами;
2. настольно – печатные игры;
3. словесные игры.
1) Игры с предметами
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды.
Например, «Зачем строителю защитная каска?» «Повару фартук и колпак?
2) Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре, это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно врачу?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок с изображением профессий, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребёнок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.
3) Словесные игры.
Они построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
Предварительный просмотр:
25.08.2024г.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
(для самых маленьких)
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи нам дорогу.
(стоя на месте, машем прямыми руками, как крыльями)
Аист отвечай:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой,
После-правою ногой,
После-левою ногой.
Вот тогда придёшь домой.
(руки на поясе, маршируем руки на месте).
*** *** ***
Петух
Шёл по берегу петух
(идём раскачиваясь)
Поскользнулся- в речку-бух
(садятся)
Будет знать петух, что впредь-надо под ноги смотреть!
*** *** ***
Заинька
Вышли дети на лужок, заглянули под кусток,
Увидели зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка попляши
Твои лапки хороши!»
(маршируем на месте, маним зайку пальчиком).
Стал нам заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Танцуем, руки подняты к макушке, 2 прыжка на месте,
поворот вокруг себя).
*** *** ***
Белый мишка
Утром белый мишка встал
Носик лапкой почесал
Посмотрел на пятки
Почесался, постоял,
Хвостиком он повилял
Он за ушком почесал,
Потоптался, порычал.
И по льдинке побежал.
*** *** ***
Дождик
Дождик, дождик,
Что ты льёшь?
Погулять нам не даёшь.
(трясём руками как будто стряхиваем воду)
Дождик, дождик
Полно лить,
Деток, землю, лес молить
(прыгаем через воображаемые лужи).
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
Предварительный просмотр:
15.11.2024
Социальная акция как форма взаимодействия семьи и ДОУ по формированию у дошкольников базовых национальных ценностей
Аннотация. Семья и детский сад являются основными социальными партнерами в формировании базовых национальных ценностей у дошкольников. Обе стороны играют важную роль в развитии ребенка и внушении ему ценностей, которые считаются важными для данного общества.
Ключевые слова: семья, детский сад, ДОУ, дошкольники, базовые национальные ценности, дети дошкольного возраста.
В соответствии с ФОП ДО, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Программа воспитания предусматривает приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского общества таким как: милосердие, добро, сотрудничество, жизнь, дружба, человек, семья. И в наше непростое время на дошкольные образовательные организации и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи. [5]
В нашем ДОУ работа с родителями, их просвещение в вопросах воспитания и развития дошкольников, осуществляется в определённой системе, с использованием современных технологий. Мы остановили свой выбор на социальной акции, технологии, которая направленна на объединение усилий родителей нашей группы и педагогов, с целью формирования у дошкольников базовых национальных ценностей.
В нашей совместной деятельности существуют разные формы проведения акций: игры, флэшмобы, конкурсы. И родители участвуют в акциях добровольно.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями было проведено анкетирование, которое помогло нам выявить все сложности, связанные с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В результате чего было выявлено, что некоторые родители испытывают затруднения с в конкретизации базовых национальных ценностей. После чего был разработан перспективный план, который включает в себя цикл социальных акций. Цель социальной акции-привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, дате и какому-либо событию, празднику. Подготовка и проведение акции осуществляется один раз в месяц. Каждая акция включает в себя три основных этапа: мотивацию, планируемые действия и завершающий этап. Акции проводятся в течении учебного года т.е с сентября по май. [4]
Цель проведения акций: воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с базовыми национальными ценностями.
План мероприятий (акций):
- «Подарки друзьям», (сентябрь).
- «Старшему поколению-наша забота», (октябрь).
- «Чего в других не любишь, того не делай сам» (ноябрь).
- «Мы разные, но мы вместе», (декабрь).
- «Добрые книжки для малышей» (январь).
- «Открытка для солдата к празднику Дню защитника Отечества (февраль).
- «Наша книжка-малышка «Радуга пожеланий» для детей, которые болеют онкологией» (март).
- «День добрых дел» (апрель).
- «9 мая-День Победы» (май).
Семья и детский сад являются важными социальными партнерами в формировании у дошкольников базовых национальных ценностей. Базовые национальные ценности включают в себя любовь к родине, уважение к старшим, заботу о младших, честность, трудолюбие и другие важные качества.
Семья играет ключевую роль в формировании базовых национальных ценностей у ребенка. Родители являются первыми учителями и воспитателями своих детей. Они передают своим детям знания, умения и навыки, а также ценности, которые важны для их семьи и общества. Родители могут помочь ребенку понять важность таких ценностей, как уважение к другим людям, забота о младших и старших, трудолюбие, честность и т.д. [3].
Детский сад также играет важную роль в формировании у детей базовых национальных ценностей. Педагоги нашего детского сада помогают детям усваивать социальные нормы и правила, учат их общаться с другими детьми и взрослыми, развивают их творческие способности и познавательные интересы. В детском саду дети учатся работать в команде, уважать других людей и заботиться о них.
Для того чтобы семья и детский сад были эффективными социальными партнерами в формировании базовых национальных ценностей, необходимо сотрудничество между родителями и педагогами. Родители должны быть вовлечены в образовательный процесс детского сада, участвовать в мероприятиях и проектах, направленных на формирование базовых национальных ценностей у детей.
Взаимодействие и общение с родителями - это процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании своих детей.
Взаимодействие родителей и педагогов является основой для успешного формирования базовых национальных ценностей у детей. Семьи и педагоги должны взаимодействовать совместно, обмениваясь информацией и опытом, чтобы создать благоприятную среду для развития детей [1].
И поэтому мы выстраиваем такой стиль партнерских взаимоотношений с родителями, который помогает в формировании базовых национальных ценностей у детей.
Родители наших воспитанников активно участвуют в жизни детского сада, принимают участие в различных мероприятиях, акциях, проектах ДОО. Это позволяет семьям лучше понять и поддержать воспитательные цели детского сада и учить детей базовым национальным ценностям.
Мы организовываем мастер-классы: изготовление книжки-малышки «Правила поведения в моей семье», «Создание герба семьи», совместные выставки рисунков: «Традиции моей семьи», «Моя мамочка самая лучшая», «Папа-мой защитник», «Профессии родителей», где родители и дети делятся своей культурой, традициями и ценностями. Это позволяет детям познакомиться с разными культурами и уважать их, а также способствует развитию у них понимания и толерантности.
Родители и педагоги нашей группы участвовали в формировании правил, а также базовых ценностей и совместно создали книжки-малышки «Наши ценности» и «Правила поведения в детском саду и дома». Это помогает детям осознать значимость базовых национальных ценностей и их важность в повседневной жизни.
Кроме того, вместе с родителями всегда стараемся создать благоприятную атмосферу для развития базовых национальных ценностей у детей. Это включает в себя обмен информацией о воспитании, консультации родителей с другими специалистами, совместное обсуждение воспитательных вопросов на родительских собраниях и т.д. [2].
Взаимодействие между семьей и детским садом при формировании у дошкольников базовых национальных ценностей должно быть непрерывным и систематическим. Оно помогает детям освоить и усвоить базовые национальные ценности и готовит их к жизни в многонациональном обществе.
Таким образом, семья и детский сад взаимодействуют между собой для формирования базовых национальных ценностей у дошкольников. Семья вносит основу, убеждения и традиции, в то время как детский сад помогает ребенку понять разнообразие культур и научиться уважать и принимать различия. Родители и педагоги работают сообща, показывая и укрепляя такие качества, как честность, сочувствие, ответственность, уважение. Педагоги и родители играют незаменимую роль в формировании морального облика будущих поколений, прививая им ценности, которыми они будут руководствоваться на протяжении всей жизни. Такое партнерство обеспечивает более глубокое и прочное усвоение базовых национальных ценностей у детей.
Список использованной литературы
1. Алексеева Т.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду // Вестник науки. - 2024. - №1 (70). – С. 259-265.
2. Кадырова С.Ш. Вовлеченность родителей в процесс формирования этнической идентичности обучающихся // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2023. – №4 (121). – С. 71-78.
3. Милованова Н. Г., Кадырова С. Ш. Описание технологии формирования этнической идентичности детей в современном контексте: результаты исследования // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2023. - № 2(62). - С. 110-123.
4. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие результаты исследования//Издат. центр педагогического образования, 2018 г., 240с.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования//АО «Сфера» -2023г., -235с.
Предварительный просмотр:
30.11.2024г.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с Великой Отечественной войной
На современном этапе развития общества, когда политическая, экономическая и психологическая обстановка в мире, в целом, и в государстве, в частности, находится в некотором смысле в нестабильном положении, следует наиболее ответственно подойти к воспитанию подрастающего поколения. Иными словами, актуальность формирования основ патриотизма подкреплена социальным запросом общества и стремлением сохранить народные ценности и идеи.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников является важным аспектом их развития, направленным на формирование у детей любви к Родине, уважения к её истории и культуре. Одним из ключевых событий, с которым мы знакомим детей в этом контексте, является Великая Отечественная война.
Приближается 80-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и это событие может стать мощным инструментом для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ознакомление детей с этим периодом истории позволяет сформировать у них представление о героическом прошлом страны, воспитать уважение к мужеству и стойкости советских людей, а также развить эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Ключевым средством нравственно-патриотического воспитания наших старших дошкольников посредством ознакомления с Великой Отечественной войной является проектная деятельность. Наш проект «Колокола памяти» задействует всех участников образовательного процесса и способствует максимальному развитию эмоционального, когнитивного, мотивационного компонентов у детей старшего дошкольного возраста. Смысл данной проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью и лучше понять, что пришлось испытать нашим людей во время ВОВ.
Мы составили план, в который входят 8 блоков:
- Что такое война?
- Причины Великой Отечественной войны.
- Начало Великой Отечественной войны-22 июня 1941год.
4. Герои Великой Отечественной войны, которые сражались с врагом на фронте, в тылу и в партизанских отрядах.
5. Дети во время войны.
6. Жизнь в тылу.
7. Конец войны-9 мая 1945 г. Победа советского народа и Парад на Красной площади в Москве.
8. Памятники и музеи Великой Отечественной войны.
Во время работы над проектом мы используем сочетание различных видов детской деятельности. Это помогает нашим детям открывать и познавать Великую Отечественную войну полнее и глубже. Проект задействует не только детей и педагогов, но и родителей [2].
Итоги проектной деятельности отображены в фотоальбомах, информационных стендах, плакатах, макетов, детских рисунках.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с Великой Отечественной войной является эффективным методом формирования у детей любви к Родине, уважения к её истории и готовности защищать её.
Список источников:
1.Алексеева, Т.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду. Вестник науки, 2024,-№1(70) -259с.
2.Воронкова, С.А., Миргородская, Л.В., Старжинская, М.А. [и др.] Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны. Молодой ученый, - 2019 - № 14 (252). - 232-234 с.