Интегрированный урок физики-химии в 8 классе
План конспект урока ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План конспект урока Тепловые явления в 8 классе | 40 КБ |
раздаточный материал к уроку | 32 КБ |
раздаточный материал к уроку | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект открытого урока по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Учитель в одежде мага-волшебника выходит к ученикам класса ,представляется как последователь серого мага Гендальфа по имени Изхифимума, приветствует присутствующих
Учитель: Статус обязывает меня творить чудеса . Внимательно следите за происходящим и будьте готовы ответить на вопрос : Что, как и почему происходит?
ОПЫТ1
Берем волшебную спичку , зажигаем свечу . Наблюдаем , что происходит.
ОПЫТ 2
В стакане смесь снега и соли ( нитрата аммония) . Размешиваем палочкой смесь, предварительно установив стакан на влажное стекло. Наблюдаем , что снег плавится , а стакан примерзает к стеклу , на котором стоит.
ОПЫТ 3
Опускаем в стакан спиртовой термометр .потом зажимаем его в руке .Наблюдаем за изменением уровня спирта в столбике , он повышается.
Опыт 4
Беру в руки холодное стекло , дышу на него –стекло запотевает.
ВОПРОС
Уважаемая публика! Произошли ли чудеса и можете ли вы объяснить увиденное?
Но не говорите мне , что все слишком просто. Ведь даже Аристотель учил «И В КАПЛЕ ВИДЕТЕ ОТРАЖЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА»
( Снимаю мантию , представляюсь ученикам.)
Учитель :
Меня зовут Мельникова Лариса Николаевна и я учитель физики .
Какие явления произошли? Что произошло с парафином свечи?
Дети: парафин частично сгорел , частично расплавился из твердого превратившись в жидкость, а потом капельки снова затвердели.
Учитель:
Что произошло со снегом в стакане?
ДЕТИ: Снег расплавился, а влага замерзла и приморозила стакан к стеклу.
УЧИТЕЛЬ:
Что произошло с термометром?
Дети: при нагревании объем жидкости возрастает , т.к. увеличиваются промежутки между молекулами.
Учитель:
Почему запотело стекло?
Дети: Потому что произошла конденсация пара на холодном стекле.
Учитель:
Ребята, что объединяет все произошедшие изменения?
Дети : это тепловые физические явления , которые происходят с веществами при изменении температуры.
Учитель: итак , на сегодняшнем уроке мы поговорим о тепловых явлениях
КАДР № 1 ( ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ , ИЛЛЮСТРАЦИИ)
КАДР №2 ( ЦЕЛИ , ДЕВИЗ УРОКА – СТИХОТВОРЕНИЕ)
Учитель: На ваших столах лежат бланки с вопросами и заданиями . кроме того у каждого из вас имеется волшебная ручка . Ее особое свойство на сегодняшнем уроке состоит в том, что она может только писать , но не может зачеркивать и исправлять написанное . За каждый правильный ответ вы будете выставлять себе балл в специальной графе, но после того как мы вместе обсудим его правильность.
- первое задание : допишите определения( №1,2,3,,4)
КАДР 3( ДЕТИ ПРОВЕРЯЮТ ПРАВИЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ВЫСТАВЛЯЮТ СЕБЕ БАЛЛ)
Учитель: Очень часто тепловые явления сопровождаются изменением агрегатного состояния вещества. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
Дети: Твердое , жидкое и газообразное. ( возможно будет названа плазма; если нет, то учитель указывает на это 4 состояние , но говорит , что в свете рассматриваемых процессов нас интересуют три первых)
- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ : Выполнить пункт пятый в бланке заданий: написать над стрелками названия процессов.
КАДР№4 Проверяем ответ, выставляем балл.
-ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ: При помощи кружочков изобразите строение твердых жидких газообразных тел и поставьте знак неравенства , характеризующий соотношение величин внутренних энергий соответствующих состояний.№6
КАДР №5 ПРОВЕРЯЕМ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, ВЫСТАВЛЯЮТ БАЛЛ
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Дети выходят в проход и становятся парами .
Учитель : пусть каждый из вас – частичка вещества. Изобразим внутреннее состояние частиц вещества.
Мы идем в поход с друзьями раз два раз два
Ветер дует нам в лицо , закачалось деревцо
Если лужа на пути –надо лужу обойти
Если друг устал в пути- первым буду я идти
Если речка на пути- можно речку вброд пройти.
Как называется физическая величина , характеризующая энергию, которую тело получает или теряет при теплопередаче?
Дети: Количество теплоты.
Учитель: выполните задание №7
ОТКРЫВАЕТСЯ МАГАЗИН. Учитель в одежде продавца .К доске приклеены карточки нагревание плавление парообразование сгорание топлива
Учитель : Правильность выполнения задания мы проверим, посетив мой волшебный магазин. Товар в нам не простой .На карточках написаны буквенные обозначения различных физических величин. Четырем покупателям нужно выбрать нужные и составить формулы , определяющие соответствующие процессы.
УЧЕНИКИ ПРОВЕРЯЮТ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ВЫСТАВЛЯЮТ СЕБЕ БАЛЛ
Учитель : Ребята, мы обсудили с вами вопросы , касающиеся того , что происходит с веществами при тепловых процессах , но откуда берется тепло? Во первых , что для земли является главным источником энергии?
КАДР №6 ( Солнце –главный источник энергии)
КАДР №7( ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ)
Учитель :А в наших опытах?
-Почему загорелась спичка?
Дети: Мы ударяем спичкой по коробку и совершаем работу , достаточную для того , чтобы вспыхнула селитра , а дальше начинается химическая реакция горения древесины
( ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ГОРЕНИЯ)
Какие внешние признаки доказывают нам , что происходит химическая реакция
Дети: Выделение света ,тепла, образование нового вещества.
Учитель А как называются химические реакции , идущие с выделением теплоты?
Дети : Экзотермические
Учитель А с поглощением теплоты?
Дети: Реакции , идущие с поглощением теплоты называются эндотермическими.
Учитель: Наблюдали ли мы эндотермический процесс.
Дети: при растворении соли энергия поглощается.
Учитель: Вспомните, запотело стекло на которое я подышала. Откуда во мне тепло?
Организм человека – это уникальный химический реактор . Процесс окисления органических веществ кислородом главный источник жизни и энергии Когда мы говорим о пище , то для определения энергетической ценности продуктов употребляем термин калорийность .
1 кал=4,2 Дж
Суточная потребность энергии человека –школьника, у которого в расписании и физкультура и еще много разных дел составляет примерно 3000 ккал или 12600кДж.
Это большая величина , и если бы окислялась в организме быстро и полностью , то уже несколько съеденных кусочков сахара вызвали бы перегревание организма. Но процессы идут ступенчато , как бы растянуты во времени . Поэтому организм не сгорает , а экономно расходует эту энергию на процессы жизнедеятельности.
- На ваших карточках написаны задачи. Решаем их у доски ( два человека :
1 задача Найти массу воды , которую можно согреть от 17 до 37 С ИМЕЯ В ЗАПАСЕ ЭНЕРГИЮ 12600кДж
2 задача сколько древесного угля сгорело , если выделилось 1,26 * 10 \7 Дж теплоты
Учитель : делаем вывод из полученных результатов.
Как написать упрошенную химическую формулу древесины?
Дети: Древесина –это С углерод .
Учитель: А какие вам известны твердые вещества обозначаемые той же формулой:
И как называется подобное явление .
Дети :Называют графит и алмаз . Дают определение аллотропии.( Аллотропия- это способность химического элемента образовывать два или несколько простых веществ
КАДР №8 ( КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШОТКИ ГРАФИТА , АЛМАЗА )
Учитель: Углерод –уникальный химический элемент . Он входит в состав всех органических веществ. Это и каменный уголь , сжигаемый на тепловых электростанциях, и бензин, используемый в двигателях внутреннего сгорания. Но мы знаем , что коэффициент полезного действия этих тепловых машин не превышает 40 процентов. Кроме того они являются источником загрязнения окружающей среды , экологических проблем. Человечество ставит перед собой задачу создания двигателей иного типа: работающих на более дешевом и экологически безопасном топливе . И эту проблему ученые стремятся решить опять же при помощи углерода. Оказывается , многообразие его аллотропных модификаций не исчерпывается названными , а существуют и другие с уникальными свойствами создать которые смогли специалисты , работающие в области нанотехнологий.
ВИДЕОДОКЛАД , СОПРОВОЖДАЕМЫЙ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ О ДОСТИЖЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ- ПРОСМОТР 3 МИН)
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПОРЕШАЕМ!
1 Если жидкость , находящуюся в закупоренной бутылке , энергично встряхивать, то ее температура повышается. Почему нагревается жидкость?
2 Кирпич кажется на ощупь теплее , чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами?
3 Почему в приморских странах климат умереннее , чем в областях , находящихся в глубине материков?
4На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
5 Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы , по которым подается вода, покрыты капельками воды , тогда как поверхность других труб сухая?
6 Почему не кипит вода в открытой стеклянной пробирке , опущенной в кипящую воду?
7 У вас в походе поднялась температура, а аптечку вы забыли дома. Как в походных условиях сбить температуру?
8 Вы хотите пить , а вода у вас ледяная. Как подогреть воду , если у вас нет никакой посуды? Есть только зажигалка и продукты , обернутые бумагой.
9 Автобус затормозил и остановился. В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия автобуса?
10 Найдите какую массу воды можно согреть от 17 до 37 С имея в запасе энергию 12600кДж. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж\ кг С.
11 Найдите массу сгоревших сухих дров , если выделилось 1,26* 10000000 Дж теплоты. Удельная теплота сгорания сухих дров 1,0* 10000000Дж\ кг