ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умениядля детей дошкольного возраста в доступной и интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение
под музыку и научиться этому можно у ребенка»
А. И. Буренина
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
«Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала — игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей... Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры»,— писала А. П. Усова.[1] В этих образных словах подчеркивается мудрость народной педагогики, которая умело использовала и передавала ребенку все лучшее, что есть в ее опыте.
Широкое распространение в начале XX века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.
Положительное влияние музыки на обще функциональную деятельность организма доказано. Об этом писал русский ученый И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Как же положительно на детей отражаются музыкально-ритмические занятия? Они развивают музыкальные способности и обогащают эмоциональный мир детей. Воспитывают дисциплинированность, активность, чувство коллективизма. Способствуют физическому совершенствованию организма. Развивают умственные, познавательные способности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме. [1, c.2-3]
Существует несколько форм музыкально-ритмических движений, которые мы используем на занятиях с детьми. Это музыкальные игры, танцы, пляски, упражнения, хороводы, драматизация. Все эти формы используются в соответствии с возрастными особенностями и уровнем творческого и физического развития детей. Хороводные игры с пением, национальные пляски, музыкально-ритмические построения, инсценировки, построенные на лучших образцах народной, классической русской и современной музыки, развивают музыкальность и художественный вкус, формируют нравственный облик ребенка, воспитывают любовь к Родине.
Музыкальная игра занимает основное место в разделе музыкально – ритмических движений. Она вызывает у детей веселое настроение, привлекает внимание, тем самым дает возможность ребенку легко освоить движения, формируя музыкальные способности. В процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Выполняя задание в музыкальной игре, ребенок активно слушает музыку, и определяет ее характер темп, реагирует на различные музыкальные образы.
Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Музыкальная игра часто используется на занятиях младшего дошкольного возраста. Происходит простейшая имитация движений (кошечка умывается, зайчик прыгает, птичка машет крыльями). В средней группе требования к сходству с образом, повышаются. В подготовительной к школе группе от детей требуется более высокое качество исполнения роли и эмоциональная выразительность движений, Конечно, творческая активность детей и эмоциональная выразительность их движений неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.
Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака. В играх необходимо всячески давать проявиться детской творческой инициативе, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует также инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется). Так же на занятиях используются несюжетные игры, которые не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные построения и перестроения игровые задания, соревнования элементы пляски.
Еще одним важным видом музыкально - ритмического движения, являются пляски. Они помогают достичь четких красивых движений, активизируют слух ребенка и способствуют развитию творческой активности. В детском саду проводятся различные пляски: Пляски-импровизации, которые формируются самостоятельно детьми на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. Пляски с зафиксированными движениями. Это танцы с участием взрослого, народные пляски, современный детский танец, детский бальный танец, хороводы с пением, движения которых связаны с текстом. Характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж. Упражнения - еще один вид музыкально - ритмических движений. С целью совершенствования основных танцевальных движений, упражнения выполняются многократно. Выполняем подскоки, галопы, прыжки, бег, и т. д. Для максимально правильного исполнения танцевальных элементов. Образные упражнения, движения персонажей сюжетных игр (прыжки зайки, бег мышки, шаги медведя). Упражнения как отдельные законченные композиции, которые потом можно использовать в танцах. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер.
Традиционное обучение музыкально- ритмическим движениям на занятиях включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах). На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения. На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, я пришла к выводу о том, что занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.
Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.
Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. [Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.] - М.: Просвещение, 2002.
2. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Полавандишвили, М.Л. [Музыкальное воспитание дошкольников ]/ Под.ред. О.П. Радыновой - М.: Владос, 2004.
3. Раевская, Е. П., Руднева С. Д. [Музыкально-двигательные упражнения в детском саду222 с].-М.: Просвещение, 2001.-.