Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель МБДОУ №35
Муханова Н.А.
Консультация для родителей
«Подготовка руки к письму
детей дошкольного возраста»
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.
Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.
Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Пальчиковая гимнастика. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается: сортировать по цвету, форме, размеру (можно предложить ребенку рассортировать различные виды семян с помощью пинцета), угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
- Занятия с пластилином.
- Шнуровки. Застёжки.
- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
- Игры с мозаикой. Пазлы.
- Вырезание ножницами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
- Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
- Графические упражнения. «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др.
- Штриховка. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
- Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Довольно часто мы торопим события, усаживая дошкольника за школьные прописи. А ребенок старается сверх сил и огорчается, чувствуя, что не оправдывает наши надежды. Или же, что гораздо хуже - начинает бояться будущих уроков и всего что с ними связанного. Самый короткий путь к учебе - через игру и живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его. Придумывайте различные истории, смешные задания.
Вашему вниманию предлагаются некоторые
упражнения и игры:
Графическое упражнение «Нарисуй фигуры»
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Игра «Дождик»
В верхней части листа нарисованы тучки, внизу небольшие круги – место приземления капелек. Задачи: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» капельки в круги. Эта игра развивает руку, глазомер, внимание, учит ориентироваться на листе бумаги.
Игра «Зубочистка»
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
К концу подготовительной группы года дети должны:
знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
уверенно пользоваться ножницами;
изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.
Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Игра «Ладошка»
Предварительная работа: на ватмане обвести ладошки детей.
Ход: родителям предлагается на каждом пальчике написать по одному качеству, которыми обладает ваш ребенок, а в середине написать или изобразить, как вы его ласково называете.
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель МБДОУ №35
Муханова Н.А.
Консультация для родителей
Обучение детей составлению рассказов по картинкам
Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых. Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.
Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. ( ребенок заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее. Эти начала фраз помогают ребенку научиться связывать предложения в тексте и строить его логично, последовательно.
Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.
К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.
Второй этап — рассказывание по вопросам. Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.
После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.
Если ребенок не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.
К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:
- зачин (место и время действия, герои),
- развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)
- конец рассказа (финал, развязка).
Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке. Поэтому можно:
Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).
Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.
Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.
Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.
Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.
Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила Муханова Н.А.
МБДОУ№35
Мне часто приходится слышать вопросы родителей, вроде: Что делать, если ребёнок не хочет строить по инструкции? Или так: Хочет строить по инструкции, но не может и больше ничего не делает из “Лего”.
Как быть?
Начну с самого главного. Большинство детей ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ строить по инструкции. Не только ваш – особенный.
Второй секрет. Строят по инструкции каждую из купленных моделей ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ, то есть, купили, собрал (или папа собрал) и тут же начал переделывать, перестраивать, доделывать. Или просто разломал и смешал с тем, что уже есть.
В общем, то, что некоторые мамы фанатично требуют от детей не смешивать наборы, держать каждый в своей коробке, не терять инструкцию…. практически дело не только бесполезное, но и даже вредное!
Смысл конструкторов “Лего” в том, чтобы как можно больше фантазировать!
Имею набор деталей для постройки пожарной машины, ты можешь построить 100 пожарных машин! Ведь главное, что тебе надо – уже есть! Это раздвижная лестница и поворотный механизм к ней!
Получается, что строить по инструкции вообще никогда не надо?
Надо!
Получается, что ребёнок вообще никогда не захочет строить по инструкции?
Захочет. Но ГОРАЗДО позже, чем мы думаем.
Скорее всего, захочет тогда, когда ему нужна будет именно эта машинка (допустим, Молния Маквин) и он хочет с ней играть. Но тут скорее, он захочет, чтобы папа или старший брат скорее ему собрали эту машинку.
А вот собирать сам он захочет уже в том возрасте, когда будет готов к этому, когда почувствует вкус к разгадыванию схем, выполнению последовательных действий, ведущих к нужному результату.
Обычно это происходит тогда, когда мальчик вступает в эпоху коллекционирования моделей. То есть, когда игры уже позади.
Но я сейчас говорю о полностью самостоятельном изготовлении модели – от начала до конца. Причем, о сложной модели.
Но для того, чтобы прийти к такому моделированию (а это уже именно моделирование, а не игра в “Лего”) можно и нужно НАУЧИТЬ ребёнка пользоваться инструкцией. Если этого не делать, сами дети этого не освоят или освоят с трудом. Не все конечно, у всех разные характеры. Но большинству детей это сложно или скучно…
Как научить строить по инструкции
Итак, чтобы научить ребёнка собирать по схеме, надо пройти все три этапа, которые ребёнок проходит в любом обучении:
сначала делает мама (лучше папа) – потом делаем вместе – потом делаю сам.
Сначала собирайте простые модели при ребёнке, поясняя вслух всё, что делаете. То есть, как бы разговариваем сами с собой, но так, чтобы ребёнка это касалось.
Например:
- Так, что мы делаем сначала? Ага! Берем вот эту большую деталь, как здесь нарисовано. И еще вот такую маленькую синенькую. Соединили. Смотрим дальше. Теперь берём колёсики – вот они на следующей странице нарисованы. Присоединили. Ага, вот так. А теперь эту…
Ну и так далее.
Когда ребёнок не раз и не два видел, как вы складываете модельки по схеме, пусть даже не часто, но видел, попробуйте предложить ему немного помочь вам.
Сначала, например, искать нужную деталь. Прямо тыкаете пальцем на схеме, какую надо искать и вместе ищете.
Потом можно сменить тактику. Вы находите детали и показываете на схеме, где она должна стоять, пусть пробует ставить.
Дальше продолжаете сами, но если ребёнок включился, предлагайте еще помочь. Не настаивайте и не стыдите, если не хочет или не может.
Так, от раза к разу, когда вы будете покупать маленькие новые наборчики, у вас будет возможность строить вместе по схемам.
А потом уже можно будет предложить ребёнку от начала до конца сложить, но в вашем присутствии. То есть, он складывает, вы подбадриваете и помогаете в случае явных затруднений.
Не стоит сразу замахиваться на сложные модели! Начинаем всегда с простого (да и много простых – выгоднее и интереснее, чем одна огромная).
Как и в любом деле – сначала ребёнок может прочесть только отдельные слова, причём, очень простые: ДОМ, или КОТ, или МАМА, а потом уже и Шекспира. Но от ДОМа до Шекспира – большой путь!