Районная конференция
Выступление на районной конференции "Здоровьесберегающие технологии". Доклад "Воспитание ЗОЖ средствами туризма" - 1 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_krasnikov_v.v._-_konferentsiya.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Районные педагогические чтения
«Будущее принадлежит сильным»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ
Автор:
Красников В.В.,
учитель физической культуры
МОБУ Новобурейская СОШ №3
п. Новобурейский – 2013
- ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
«Без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания в нашем государстве особенно в последнее время.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В статье 84 нового закона об образовании записано:
"Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта".
Изучение результатов медицинских осмотров учащихся, негодность юношей к военной службе, периодические пропуски учебных занятий заставляют задуматься педагогов и родителей о здоровье. Уроки физической культуры, которые проводятся 3 раза в неделю, не способны решать эту задачу. Одной из причин этого многие считают развитие компьютерной техники, телефонов, интернета, загрязнение окружающей среды и другие. Но главной причиной является непонимание того, что 50 % здоровья зависит от нашего образа жизни (по данным Всемирной организации здравоохранения).- (Диаграмма, таблица "Факторы, влияющие на здоровье человека").
Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов | Факторы | |
Укрепляющие здоровье | Ухудшающие здоровье | |
Генетические (15-20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды (20-25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение (10-15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни (50-55%) | Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний |
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние — залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа. На мой взгляд, этому способствуют занятия туризмом.
Цель моего выступления:
определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе Новобурейской СОШ №3. Исследование проводилось при помощи анкеты.
«АНКЕТА определения роли туризма жизни школьника».\
Анкетирование показало, что:
- учащиеся школы любят заниматься туризмом 95 % анкетируемых;
- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;
- в многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;
- в школьном турслёте участвовало 60% учеников школы.
- Основная часть.
Формы и методы туристско - краеведческой работы в школе
Организацию туристической деятельности в школе строю на следующих принципах:
- Не нанесения вреда здоровью.
- Действенной заботы о здоровье детей (оценивание с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье).
- Непрерывности и преемственности (проведение постоянно, охватывая все ступени).
- Соответствия возрастным особенностям детей.
- Контроля за результатами, основанными на получении обратной связи.
Используя ресурс туризма, свою деятельность в этом направлении привел в систему и выделил следующие направления:
1 направление – урочная деятельность.
2 направление – физкультурно-массовая и туристская деятельность.
3 направление – внеурочная деятельность учащихся: исследовательская и проектная.
Основной вид деятельности - это урочная.
Работаю по программе А.П.Матвеева (2006г.). По сравнению с ранее опубликованными и ныне действующими учебными программами по физическому воспитанию, данная программа (для 5-11классов) имеет ряд отличительных особенностей.
Во-первых, предоставляется учителю физкультуры право вводить в учебный процесс дополнительные темы и отдельные дидактические единицы, сокращать или упрощать предлагаемый в программе учебный материал.
Во-вторых, программа рассчитана на проведение трех уроков в неделю.
Это позволила нам ввести в сетку часов уроки туризма в 5, 6, 7 классах. В соответствии с Базисным учебным планом из общего объема учебного времени, отводимого на физическую культуру, в данной программе 10% времени (9 часов) остается резервным и не обеспечивается учебным содержанием. В рабочую программу и календарно - тематическое планирование для 3,4, 7 классов внёс коррективы. 9 часов резервного времени спланировал как уроки по туризму. Тем более для этого с нового учебного года есть возможность: малый спортивный зал оборудован для занятий туризмом (проект по линии РусГидро "Мы любим туризм" - грант 35000 рублей).
Календарно - тематическое планирование "Туризм"
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Туризм ( 9 ч.) | |||
Правила ТБ при занятиях туризма. Знакомство с оборудованием. | 1 | ||
Узлы - на каждом уроке | |||
Обвязка (снаряжение) - на каждом уроке | |||
Траверс (система перестёжек) | 1 | ||
Параллельные веревки | 1 | ||
Навесная переправа | 3 | ||
Горизонтальный “маятник”: 3-4 класс - переправа с самонаведением 7 класс - переправа с самонаведением и самосбросом | 2 2 | ||
Навесная по лучу - 7 класс | 1 | ||
Подъем на схватывающем узле или с помощью устройства (жумар, гри - гри) - 3-4 классы | 1 |
Данные уроки очень логично вписываются в учебный процесс, так как будут проводиться в начале четвертой четверти, когда идет подготовка к следующим разделам программы “Легкая атлетика”, "Гимнастика". На уроках туризма у ребят развиваются основные физические качества: выносливость, сила, координация, быстрота, точность выполнения движений и, конечно, воспитываются нравственные качества. Чтобы урок был интересен ученику, я буду применять элементы современных образовательных технологий: игровых, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая среда.
На мой взгляд, данные уроки смогут повысить интерес к урокам физической культуры и положительно повлияют на позитивную динамику учебных достижений.
Следующее направление - физкультурно-массовые и туристские мероприятия.
Туризм стал важной частью в воспитательной системе школы. Туризмом сегодня занимаются учащиеся 1-11 классов: от походов выходного дня до многодневных категорийных путешествий, проводятся ежегодные школьные турслёты, областные и районные профильные смены.
Туристско - краеведческая работа ведётся через школьный турклуб "Искатель", созданный в 1984 году.
Основной вид деятельности в турклубе - это походы.
Первые - пешие, затем - водные. Ежегодно школьная тургруппа в составе 25 человек совершает водные категорийные путешествия - 1, 2 и 3 категории сложности. Покорены реки Бурея, Дикан, Тырма, Туюн, Алгон, Гонгор, Салокачи.
Участие в походах расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к родному краю, Родине, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, вырабатывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят.
Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка — ответственная взаимозависимость. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому ребенка учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку.
Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.
Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку(надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо».
Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.
В походах естественным образом воспитывается потребность детей в здоровом образе жизни.
С 2005 года школьный турклуб начал проводить областные профильные смены, выигрывая областные гранты.
- в 12 профильных сменах за 9 лет отдохнуло около 600 учащихся;
- приняли участие школьники из 6 школ области (Новобурейской СОШ №3, школы №12 г. Благовещенска, Тамбовская СОШ, г. Райчихинска, Успеновская СОШ, Малиновская СОШ) и ДЮСШ п. Прогресс.
В каждой смене своя организация жизнедеятельности коллектива, основанная на самоуправлении, совместной деятельности детей и взрослых: проводятся КТД, выборы мисс смены, соревнования по технике пешеходного и водного туризма, конкурсы проектов, поделок из природного материала, краеведческие викторины, каждым отрядом выпускается газета. Из печатных материалов, отчётов о профильных сменах видно, как насыщена и разнообразна жизнь в каждой смене: избрание президента, работа вожатых из числа старшеклассниц, выборы солнца дня, введение валюты смены, открытие собственного банка...
Важным моментом является то, что для семей учащихся такие смены - малозатратные формы летнего отдыха детей, так как финансирование осуществляется из средств областной и районной оздоровительных комиссий, спонсоров из числа выпускников турклуба и его друзей. Поэтому наши профильные смены доступны для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Как правило, несколько подростков, стоящих на учёте в ИДН, участвуют в профильной смене. Для них смена - это школы жизни, мужества. Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством их девиантного поведения, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом. В каждый поход идут дети, стоящие на учёте. Именно в походе они учатся новому стилю общения, изменяют своё понимание о здоровом образе жизни.
Ежегодно в школе проводятся турслёты, в которых принимает участие до 80% учащихся школы:
1-4 классы - "Малый турслёт"
5-11 классы - турслёт:
- соревнования по технике пешеходного туризма: полоса препятствий ( подъём, траверс, спуск, навесная переправа, параллельные верёвки),
- узлы,
- топография,
- экология.
Конкурсы: газет, поваров, бивуаков.
В роли судей выступают не только учителя, но и члены турклуба и класса "Спасатель".
Спортивные секции по туризму и туристские соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, профильной смены и проверки готовности туристской группы. Занятия секции проводятся по 3 возрастным группам, согласно ПОЛОЖЕНИЯ о проведении ХХIII районной спартакиады школьников в 2013-2014 учебном году::
I к.д.-2001-02г.р. (3-5 классы)
II к.д.-1999-00г.р. (6-7 классы)
III к.д.- 1997-98г.р. (8-10 классы)
Школьная команда принимает участие в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма, занимает 1и 2 места. Но, к сожалению, мы сильно отстали от областного уровня. С этой целью решили оборудовать малый спортивный зал для занятий туризмом. Приняли участие в конкурсе проектов "РусГидро". Наш проект "Мы любим туризм" победил.
За эти годы члены турклуба одерживали много побед разного уровня.
Среди наград есть дипломы Всероссийского уровня (2006 г. - лауреат конкурса отчётов профильных смен), областного (2009 г. - 1 место в конкурсе экскурсионных маршрутов, 2011, 2012 г. - 1 место в районном конкурсе по организации летнего отдыха (номинации "Лучший полевой лагерь" и "Лучшая профильная смена").
Следующее направление - исследовательская и проектная деятельность учителя и учащихся.
Занимаясь исследованиями в области туризма и здоровьесбережения, учащиеся анализируют роль туризма в формировании здорового образа жизни школьников в школьном турклубе "Искатель" и приходят к выводу, что туризм способствует формированию потребности в ЗОЖ.
За 5 лет учащиеся школы выступают с исследовательскими работами на конкурсах и конференциях разного уровн и занимают призовые места:
- реферат "Водный туризм" - 1 место в районном конкурсе в 2009 году - Неумывако Надя;
- исследовательская работа "Роль туризма в формировании ЗОЖ" - областная конференция в 2010 году - Козаченко Миша;
- исследовательская работа "История школьного турклуба "Искатель" - победитель областной конференции "Отечество" и участник Всероссийской конференции в 2011 году - Кошевой Сергей;
- исследовательская работа "История водных походов школьного турклуба "Искатель" - победитель областной конференции "Отечество" и в 2012 году - Кошевой Сергей.
Проекты, созданные учащимися под руководством руководителей турклуба, помогают привлечь дополнительные средства для осуществления летнего отдыха учащихся школы, для приобретения нового оборудования.
Важное место отводится в школе пропаганде занятий туризмом через средства массовой информации. В период за 2005-2012 годы было опубликовано:
- «Амурская правда» - 1 статья «Позови, Алгон» (автор С. Матушевич);
- «Советское Приамурье сегодня» - 8 статей («Всё перекаты да перекаты…», «Огни Дикана», «Вечера на хуторе близ Дикана» и др.).
В школе выпускается альманах «Бурея», в котором печатаются материалы о деятельности турклуба. Буклеты, выпущенные учащимися, пропагандируют здоровый образ жизни, занятия туризмом («ЗОЖ» - Косачёва Л., «Туризм и ЗОЖ» - Скворцов Никита - 1 место в районном конкурсе «Спорт – это жизнь!»). На школьном сайте nsportal/ru - сайт школьного турклуба.
Но многих побед не было бы, если б в школе не сложился коллектив единомышленников:
- работа турклуба ведётся параллельно с классом "Спасатель" (руководитель Быстров Е.В.);
- в профильных сменах с нами рядом работают учителя - энтузиасты (во время отпуска!);
- в походы в разные годы ходили директор школы, учителя, родители, выпускники турклуба;
- часть из них сегодня водят в походы своих учеников, участвуют в профильных сменах;
- для других туризм стал неотъемлемой частью семейного досуга.
В походы и профильные смены мы приглашаем корреспондентов газет (С.Матушевич, И. Галушкина).
В клубе появляются всё новые и новые друзья. Они ходят в водные походы походы, являясь помощниками руководителя Красникова В.В. Для части из них туризм стал семейным.
С гордостью вспоминают в турклубе своих выпускников: О.А. Сорокину - несколько лет Ольга Анатольевна руководила детским морским клубом имени Ковалёва в г. Благовещенске. Она водит в водные походы своих учеников. Архипову Е.В. - учителя биологии и экологии школы №12 г. Благовещенска. Она, одна из первых туристов - водников школы, покоривших Тырму, в 2011 году приняла участие в областных профильных сменах "Страна Хингания" и "Огни Дикана", проводимых турклубом "Искатель". Многие выпускники стали состоявшимися людьми, продолжают путешествовать по родному краю, покорять новые реки (Роман Мурашов, Андрей Борташевич, Владимир Рудич).
- Заключение.
В своей работе я обосновал потребность в здоровом образе жизни и его формирование средствами туризма. Рассмотрел данную проблему на примере исследований состояния здоровья, потребности в ЗОЖ учащихся Новобурейской школы №3 и пришёл к выводу, что
- Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и культуры ЗОЖ. Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Занимаясь туризмом, ученик получает специальные знания по медицине, физиологии. гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
- Туризм и краеведение - действенные средства формирования у учащихся уважительного отношения к Отечеству. Ведь в походе можно посетить краеведческие музеи, памятные места. связанные с событиями военной истории Родины. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия учащимися знаний живой природы .А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того в походах дети приобретают навыки практической природоохранной деятельности: убирают места привала, огораживают муравейники, делают кормушки для птиц и животных.
- Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
- Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
- Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержка, взаимовыручка, организованность и дисциплина, принципиальность, чуткость и внимание к товарищам, смелость, стойкость и мужество, чувство долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
- Туризм помогает занять детей, отвлекая от вредных привычек (курения, наркомании).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 г.
- Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.
- Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . - М.: Академия, 2001. - 320с.
- Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.
- nrma.ru7thHealth/index.shtml
- 5ballov.qip.ru›Рефераты›preview/20414
7. fadm.gov.ru› news/9658/