ОДОД

Сорокина Светлана Александровна

На этой странице размещены материалы по дополнительному образованию дошкольников и младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 385

Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Рекомендовано к использованию»

Протокол  педсовета № ____

от «____» ______________ 20___ г.

«Утверждаю»

Приказ №

От «____»_____________20____г.

Директор

 ____________Т.В. Архипова

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

ПО

  ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

«Играем, пишем, читаем»

учитель

Сорокина Светлана Александровна

учебный год

2019-2020

Санкт-Петербург

2019


Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);

                                                             Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников

Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика

Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.

Личностная готовность характеризуется:

ориентировкой  ребёнка в окружающем мире,  запасом его знаний;

отношением к школе;

самостоятельности ребёнка;

его активности и инициативы;

развитие потребности в общении;

умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.

Цель:

Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму. ОБЖ.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь;

Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;

Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.

Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.

Основные принципы работы:

учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

комплексный подход;

систематичность и последовательность;

вариативность занятий;

наглядность.

  Продолжительность занятий: 30  минут  

 Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;

Формирование комфортной образовательной среды.

Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;

Эмоциональное благополучие ребенка в классе;

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;

Включение родителей в образовательный процесс.

Перечень оборудования:

1. Дидактический материал по обучению грамоте .

2. Литература по предметам.

3. Компьютер, проектор.

Развитие речи с элементами обучения грамоте по рабочим тетрадям Астафьевой Е.О.«Играем, читаем, пишем» призван обеспечить:

развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно  пользоваться языком в различных ситуациях общения:

развивать интерес  к учебным занятиям:

расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;

развитие фонематического слуха.

Занятия  по обучению грамоте  построены как  обучающие  навыкам  учебного  сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены  на развитие  познавательных способностей. Много внимания  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к работе. Занятия можно  разделить  на два этапа: разговорная  часть урока  и письмо.

Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия  по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях  на печатной основе.

Цели:

развивать  у детей  готовности  к обучению  чтению  в первом  классе;

развивать  фонематический  слух  и речевую  активность;

укреплять  мелкую моторику.

Задачи:

усвоение правил гигиены  письма, сохранение  правильного  положения  головы, корпуса, рук, тетради, ручки  в руке;

умение  ориентироваться  в пространстве  листа, строки, в элементах письма.

Подготовительные занятия  не ставят  своей целью научить  ребенка  писать. На них осуществляется этап  подготовки  детей  к письму, укрепление  руки, улучшение координации движений, усвоение  правил  гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки  ребенка.

В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:

владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

уметь  различать  звуки речи  на слух;

уметь  составлять простые предложения;

пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в тетрадях на печатной основе;

находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

 

 Тематический план

№п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

Подготовительный период

1

2.

Наша речь.

2

3.

Гласные звуки и буквы, их обозначающие.

14

4.

Согласные звуки и буквы, их обозначающие.

39

Итого

56

Тематическое планирование курса  

(56 часов)

№ занятия

 Элементы содержания (тема)

предметное

познавательное

1.

Подготовительный период

Радуга.

2.

Наша речь. Предложение и слово.

3

Входная работа

4.

Звук [а], буква А, а.

Ягоды ( лесные и садовые)

5.

Звук [у], буква У, у.

Грибы ( съедобные и несъедобные)

6.

Звук [о], буква О, о.

Осень.

7.

Звук [и], буква И, и.

Овощи и фрукты.

8-9

Звуки [м], [м'], буква М, м.

Труд людей осенью.

10-11

Звуки [п], [п'], буква П, п.

Деревья( лиственные и хвойные)

12-13

Звуки [т], [т'], буква Т, т.

Сезонная одежда, обувь, головные уборы

14-15

Звуки [к], [к'], буква К, к.

Перелётные птицы.

16-17

Звуки [х], [х'], буква X, х.

Дикие звери наших лесов.

18-19

Звуки [с], [с'], буква С, с.

Домашние животные.

20-21

Звуки [з], [з'], буква 3, з.

Зима

22-23

Звуки [н], [н'], буква Н, н.

Зимующие птицы

24

Звук [ы], буква ы.

Домашние птицы

25-26

Звуки [б], [б'], буква Б, б.

Зимние забавы

27-28

Звуки [л], [л'], буква Л, л.

Новогодний праздник

29-30

Звук [ш], буква Ш, ш.

Животные Севера.

31-32

Звук [ж], буква Ж, ж.

Дом, в котором ты живёшь

33-34

Звуки [в], [в'], буква В, в.

Мебель.

35-36

Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф.

Электроприборы(правила безопасности)

36-38

Звуки [д], [д'], буква Д, д.

Посуда

39

Звуки [г], [г'], буква Г, г.

Магазин

40

Звуки [р], [р'] буква Р, р.

Продукты

41

Звук [и'], буква Й,й.

Транспорт

42

Звук [э], буква Э, э.

8 Марта

43-44

Звук [э], буква Е,е.

Твоя улица. Город, в котором ты живёшь.

45

Буква Ь.

Весна

46-47

Звук [а], буква Я,я.

Семья.

48-49

Звук [о], буква Ё,ё.

Профессии

50-51

Звук [у], буква Ю,ю.

Животные жарких стран.

52

Диагностическая работа

53

Звук [ц], буква Ц, ц.

Цветы.

54

Звук [щ'], буква Щ, щ.

Рыбы.

55

Звук [ч'], буква Ч, ч.

Школа.

56

Твердый знак.

Насекомые.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа   №385

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Методика исследования развития речи младшего школьника

                                               

Разработала учитель начальных классов

Сорокина Светлана Александровна

                                                                     

                                                                 

                                                                   

Санкт-Петербург

2020


Методика исследования развития речи

(начало обучения)

За основу методики исследования была взята «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой.  Предложенная  методика включает в себя 3 основные группы:

  1. Исследование сформированности грамматического  строя речи.
  2. Исследование словаря и навыков словообразования.
  3. Исследование связной речи.

Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.

1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.

2  группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.

 3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.

4  группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный  предлог.

В пробах  5  группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Максимальное количество баллов – 45.

Исследование словаря и навыков словообразования состоит из  пяти групп заданий.

6  группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных.

7  группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.

Максимальное количество баллов – 30.

Исследование связной речи — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:

8 группа – рассказ по серии сюжетных картинок,

9 группа – пересказ,

Максимальная количество баллов за 3 часть — 30.

Таким образом, экспресс-вариант включает  в себя 9 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.

IV уровень – 100-80%;

III уровень 79,9-65%;

II уровень – 64,9-45%;

I уровень – 44,95% и ниже.  

Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:

Грамматический строй речи  1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа

Состояние словарного запаса и навыки словообразования  6 – образование сущ. (детёныши животных),  7 – образование прилагательных,  

Связная речь   8- составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.


Тестовые материалы.

(начало обучения)

Исследование грамматического строя речи

1.        Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

  • Птичка свила гнездо.
  • В саду было много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
  • Четыре плюс два равно шесть.
  • Три меньше пяти.
  • Из трёх вычесть один равно два.
  • Геометрическая фигура, у которой три угла, называется треугольник.
  • Квадрат – это четырёхугольник.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное количество баллов – 10.

2.        Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.

  • Собака вышла в будку.
  • По морю плывут корабль.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.
  • Два равно четырём.
  • Из четырёх вычесть один получится три.
  •         Эта фигура называется квадрат.
  • Если к двум прибавить один получится четыре.
  • Семь меньше пяти.

Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.

Максимальное количество баллов – 10.

3.        Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама
  • четыре, восемь, минус
  • один, плюс, равно, два, три
  • семь, больше, девять
  • три, нуль, плюс
  • прямоугольник, фигура, это, геометрическая

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов – 10.

4.        Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

  • Лева наливает чай ... чашки.
  • Почки распустились ... деревьях.
  • Птенец выпал ... гнезда.

   •  Щенок спрятался ... крыльцом.

•        Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующий («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

Максимальное количество баллов – 5.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.

  • один — стол, а много — это...
  • стул —
  • окно —
  • звезда —
  • ухо —

Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.

  • один — стол, а много чего? — ...
  • стул —
  • окно —
  •  звезда —
  • ухо —

Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество баллов – 10.

Исследование словаря и навыков словообразования.

6. Инструкция: у кошки — котята, а у...

  • козы —                собаки —
  • волка —        курицы —
  • утки —        свиньи —
  • лисы —        коровы —
  • льва —        овцы —

Максимальное количество баллов – 10.

7. Образование прилагательных        от существительных
а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

  • шляпка из соломы —                                кисель из клюквы —
  • горка изо льда —                                        салат из моркови —
  • варенье из вишни —                                суп из грибов —
  • варенье из яблок —                                   лист дуба —
  • варенье из сливы —                                  лист осины —

Максимальное количество баллов – 10.

б)        Качественных

Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...  

  • мороз —        
  • солнце —
  • снег —
  • ветер —
  • дождь —

Максимальное количество баллов – 5.

в)        Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

  • кошки —
  • волка —
  • льва —
  • медведя —
  • лисы —

Максимальное количество баллов – 5.

Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Исследование связной речи.

8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.

б)        Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в)        Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.

Максимальное количество баллов – 15.

9.  Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.        

а)        Критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;

б)        Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; О баллов — пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ недоступен даже по вопросам.

Максимальное количество баллов – 15.

Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.


Методика исследования развития речи

(конец обучения)

Содержание методики исследования развития речи.

Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.

1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.

2  группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.

 3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.

4  группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный  предлог.

В пробах  5  группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Максимальное число баллов – 45.

Исследование словаря и навыков словообразования – состоит из  пяти групп заданий.

6  группа включает 10 проб, предусматривающих образование  существительных в уменьшительной форме.

7  группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.

Максимальное число баллов  30.

Исследование связной речи, — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:

8 группа рассказ по серии сюжетных картинок

9 группа пересказ прослушанного текста

 Максимальная число баллов за 3 часть — 30 баллов.

Таким образом, экспресс-вариант включает  15 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.

IV уровень — 100-80%;

III уровень -79,9-65%;

II уровень — 64,9-45%;

I уровень — 44,95% и ниже.  

Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:

Грамматический строй речи  1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа,

Состояние словарного запаса и навыки словообразования  6 – образование сущ. В уменьшительно-ласкательной форме,  7 – образование прилагательных,

Связная речь   8 – составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.


Тестовые материалы

(конец обучения)

Исследование грамматического строя речи

1.        Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

  • Катя пьёт молоко.
  • В вазе на столе стоят красные гвоздики.
  • Дети носили воду в песочницу и строили замок из песка.
  • Мама сказала, чтобы я выключил телевизор, потому что шумно.
  • В шкафу, который стоял у стены, было много одежды.
  • Восемь минус три равно пять.
  • Длина отрезка равна один  сантиметр и восемь дециметров.
  • Из пяти нельзя вычесть шесть, потому что пять меньше шести.
  • Геометрическая фигура, у которой три угла
  • Если к четырём  сначала прибавить три, а потом вычесть три, то  получится четыре.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл— правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов — невоспроизведение.

Максимальное количество баллов – 10.

2.        Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.

  • Самолёт летит под землёй.
  • Маму купила кукла.
  • Солнце освещается землёй.
  • Под большим дубом была глубокая яма.
  • Хорошо дышится в озере человеку.
  • Пять равно восьми.
  • К семи прибавить два будет четыре.
  •             Эта фигура называется пятиугольник.

  • Уменьшаемое три вычитаемое десять разность семь.
  • Если к десяти прибавить три, то получится тринадцать.

Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.

Максимальное количество баллов – 10.

3.        Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • телевизор, девочка, смотреть
  • Миша, дать, собака, большой, кость
  • ползти, жук, по, трава
  • Марина, купить, куклу, красивый, мама
  • Мама, цветы, вырастить, клумба, на
  • пять, семь, плюс
  • десять, отрезок, длина, сантиметр
  • два, минус, равно, шесть, четыре
  • одиннадцать, больше, пятнадцать
  • цилиндр, фигура, это, геометрическая

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов – 10.

4.        Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

  • Кошка смотрит … птичек.
  • Дети пошли гулять … парк.
  • Собака вышла … будки.

   •  Красивая скамейка стоит … дома.

•        Корабли плавают …. реке.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида

Максимальное количество баллов – 5.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.

  • одна — парта, а много — это...
  • трава —
  • вода —
  • окно —
  • ухо —

Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.

  • одна — парта, а много чего? — ...
  • трава —
  • вода —
  • окно —
  • ухо —

Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество баллов – 10.

Исследование словаря и навыков словообразования.

6. Образование  существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду называть.

  • стол        
  •  палец
  • стул        
  • птица
  • дом          
  • лампа
  • снег        
  • дождь
  • дерево      
  • песок

Максимальное количество баллов – 10.

7. Образование прилагательных        от существительных
а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.                          

  • варенье из малины                        
  • горка изо льда              
  • варенье из клубники
  •  лист клёна
  • варенье из черники                              
  • сапоги из резины  
  • лист ели
  • стол из дерева
  • варенье из облепихи
  • ваза из стекла

Максимальное количество баллов – 10.

б)        Качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….

  • волка за жадность
  • зайца за трусость
  • медведя за силу
  • льва за смелость
  • осла за упрямство

Максимальное количество баллов – 5.

в)        Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

  • зайца
  • белки
  • гнездо орла
  • клюв птицы
  • ружьё охотника

Максимальное количество баллов – 5.

Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество баллов – 30.

Исследование связной речи

8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.

б)        Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов рассказ не оформлен.

в)        Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; О баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.

9. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

Как аукнется, так и откликнется.

Русская народная сказка.

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.

Журавль  - хлоп-хлоп носом по тарелке: стучал-стучал – ничего не попадает.  А лиса лижет да лижет кашу – так всю сама и скушала.

Съела кашу лиса, а журавль пошёл домой голодным.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт- то кувшин, и понюхает – всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока всё не съел.

Теперь лиса домой пошла  голодная.  На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.        

а)        Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;

б)        Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл —пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.