ОДОД
На этой странице размещены материалы по дополнительному образованию дошкольников и младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_pishem_chitaem_programma.docx | 25.37 КБ |
metodika_issledovaniya_razvitiya_rechi_maldshego_shkolnika.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 385
Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к использованию» Протокол педсовета № ____ от «____» ______________ 20___ г. | «Утверждаю» Приказ № От «____»_____________20____г. |
Директор ____________Т.В. Архипова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса | |
ПО | ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Играем, пишем, читаем» |
учитель | Сорокина Светлана Александровна |
учебный год | 2019-2020 |
Санкт-Петербург
2019
Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников
Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика
Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется:
ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний;
отношением к школе;
самостоятельности ребёнка;
его активности и инициативы;
развитие потребности в общении;
умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.
Цель:
Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму. ОБЖ.
Задачи:
Развивать устную и письменную речь;
Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход;
систематичность и последовательность;
вариативность занятий;
наглядность.
Продолжительность занятий: 30 минут
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
Формирование комфортной образовательной среды.
Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
Включение родителей в образовательный процесс.
Перечень оборудования:
1. Дидактический материал по обучению грамоте .
2. Литература по предметам.
3. Компьютер, проектор.
Развитие речи с элементами обучения грамоте по рабочим тетрадям Астафьевой Е.О.«Играем, читаем, пишем» призван обеспечить:
развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения:
развивать интерес к учебным занятиям:
расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
развитие фонематического слуха.
Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо.
Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи - дислексии и дисграфии. Тетрадь может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. Занятия по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях на печатной основе.
Цели:
развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
развивать фонематический слух и речевую активность;
укреплять мелкую моторику.
Задачи:
усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
уметь различать звуки речи на слух;
уметь составлять простые предложения;
пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
конструировать буквы;
штриховать по образцу.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Тематический план
№п/п | Название раздела (темы) | Количество часов |
1. | Подготовительный период | 1 |
2. | Наша речь. | 2 |
3. | Гласные звуки и буквы, их обозначающие. | 14 |
4. | Согласные звуки и буквы, их обозначающие. | 39 |
Итого | 56 |
Тематическое планирование курса
(56 часов)
№ занятия | Элементы содержания (тема) | |
предметное | познавательное | |
1. | Подготовительный период | Радуга. |
2. | Наша речь. Предложение и слово. | |
3 | Входная работа | |
4. | Звук [а], буква А, а. | Ягоды ( лесные и садовые) |
5. | Звук [у], буква У, у. | Грибы ( съедобные и несъедобные) |
6. | Звук [о], буква О, о. | Осень. |
7. | Звук [и], буква И, и. | Овощи и фрукты. |
8-9 | Звуки [м], [м'], буква М, м. | Труд людей осенью. |
10-11 | Звуки [п], [п'], буква П, п. | Деревья( лиственные и хвойные) |
12-13 | Звуки [т], [т'], буква Т, т. | Сезонная одежда, обувь, головные уборы |
14-15 | Звуки [к], [к'], буква К, к. | Перелётные птицы. |
16-17 | Звуки [х], [х'], буква X, х. | Дикие звери наших лесов. |
18-19 | Звуки [с], [с'], буква С, с. | Домашние животные. |
20-21 | Звуки [з], [з'], буква 3, з. | Зима |
22-23 | Звуки [н], [н'], буква Н, н. | Зимующие птицы |
24 | Звук [ы], буква ы. | Домашние птицы |
25-26 | Звуки [б], [б'], буква Б, б. | Зимние забавы |
27-28 | Звуки [л], [л'], буква Л, л. | Новогодний праздник |
29-30 | Звук [ш], буква Ш, ш. | Животные Севера. |
31-32 | Звук [ж], буква Ж, ж. | Дом, в котором ты живёшь |
33-34 | Звуки [в], [в'], буква В, в. | Мебель. |
35-36 | Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф. | Электроприборы(правила безопасности) |
36-38 | Звуки [д], [д'], буква Д, д. | Посуда |
39 | Звуки [г], [г'], буква Г, г. | Магазин |
40 | Звуки [р], [р'] буква Р, р. | Продукты |
41 | Звук [и'], буква Й,й. | Транспорт |
42 | Звук [э], буква Э, э. | 8 Марта |
43-44 | Звук [э], буква Е,е. | Твоя улица. Город, в котором ты живёшь. |
45 | Буква Ь. | Весна |
46-47 | Звук [а], буква Я,я. | Семья. |
48-49 | Звук [о], буква Ё,ё. | Профессии |
50-51 | Звук [у], буква Ю,ю. | Животные жарких стран. |
52 | Диагностическая работа | |
53 | Звук [ц], буква Ц, ц. | Цветы. |
54 | Звук [щ'], буква Щ, щ. | Рыбы. |
55 | Звук [ч'], буква Ч, ч. | Школа. |
56 | Твердый знак. | Насекомые. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385
Красносельского района города Санкт-Петербурга
Методика исследования развития речи младшего школьника
Разработала учитель начальных классов
Сорокина Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2020
Методика исследования развития речи
(начало обучения)
За основу методики исследования была взята «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой. Предложенная методика включает в себя 3 основные группы:
- Исследование сформированности грамматического строя речи.
- Исследование словаря и навыков словообразования.
- Исследование связной речи.
Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.
1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.
2 группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.
3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.
4 группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах 5 группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальное количество баллов – 45.
Исследование словаря и навыков словообразования состоит из пяти групп заданий.
6 группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных.
7 группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.
Максимальное количество баллов – 30.
Исследование связной речи — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:
8 группа – рассказ по серии сюжетных картинок,
9 группа – пересказ,
Максимальная количество баллов за 3 часть — 30.
Таким образом, экспресс-вариант включает в себя 9 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
IV уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-45%;
I уровень – 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:
Грамматический строй речи 1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа
Состояние словарного запаса и навыки словообразования 6 – образование сущ. (детёныши животных), 7 – образование прилагательных,
Связная речь 8- составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.
Тестовые материалы.
(начало обучения)
Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
- Птичка свила гнездо.
- В саду было много красных яблок.
- Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
- Четыре плюс два равно шесть.
- Три меньше пяти.
- Из трёх вычесть один равно два.
- Геометрическая фигура, у которой три угла, называется треугольник.
- Квадрат – это четырёхугольник.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Максимальное количество баллов – 10.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.
- Собака вышла в будку.
- По морю плывут корабль.
- Дом нарисован мальчик.
- Хорошо спится медведь под снегом.
- Над большим деревом была глубокая яма.
- Два равно четырём.
- Из четырёх вычесть один получится три.
- Эта фигура называется квадрат.
- Если к двум прибавить один получится четыре.
- Семь меньше пяти.
Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.
Максимальное количество баллов – 10.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
- мальчик, открывать, дверь
- сидеть, синичка, на, ветка
- груша, бабушка, внучка, давать
- Витя, косить, трава, кролики, для
- Петя, купить, шар, красный, мама
- четыре, восемь, минус
- один, плюс, равно, два, три
- семь, больше, девять
- три, нуль, плюс
- прямоугольник, фигура, это, геометрическая
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
- Лева наливает чай ... чашки.
- Почки распустились ... деревьях.
- Птенец выпал ... гнезда.
• Щенок спрятался ... крыльцом.
• Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующий («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Максимальное количество баллов – 5.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
- один — стол, а много — это...
- стул —
- окно —
- звезда —
- ухо —
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
- один — стол, а много чего? — ...
- стул —
- окно —
- звезда —
- ухо —
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 10.
Исследование словаря и навыков словообразования.
6. Инструкция: у кошки — котята, а у...
- козы — собаки —
- волка — курицы —
- утки — свиньи —
- лисы — коровы —
- льва — овцы —
Максимальное количество баллов – 10.
7. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
- шляпка из соломы — кисель из клюквы —
- горка изо льда — салат из моркови —
- варенье из вишни — суп из грибов —
- варенье из яблок — лист дуба —
- варенье из сливы — лист осины —
Максимальное количество баллов – 10.
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...
- мороз —
- солнце —
- снег —
- ветер —
- дождь —
Максимальное количество баллов – 5.
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...
- кошки —
- волка —
- льва —
- медведя —
- лисы —
Максимальное количество баллов – 5.
Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Исследование связной речи.
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
Максимальное количество баллов – 15.
9. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; О баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ недоступен даже по вопросам.
Максимальное количество баллов – 15.
Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.
Методика исследования развития речи
(конец обучения)
Содержание методики исследования развития речи.
Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.
1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.
2 группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.
3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.
4 группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах 5 группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальное число баллов – 45.
Исследование словаря и навыков словообразования – состоит из пяти групп заданий.
6 группа включает 10 проб, предусматривающих образование существительных в уменьшительной форме.
7 группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.
Максимальное число баллов 30.
Исследование связной речи, — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:
8 группа рассказ по серии сюжетных картинок
9 группа пересказ прослушанного текста
Максимальная число баллов за 3 часть — 30 баллов.
Таким образом, экспресс-вариант включает 15 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
IV уровень — 100-80%;
III уровень -79,9-65%;
II уровень — 64,9-45%;
I уровень — 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:
Грамматический строй речи 1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа,
Состояние словарного запаса и навыки словообразования 6 – образование сущ. В уменьшительно-ласкательной форме, 7 – образование прилагательных,
Связная речь 8 – составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.
Тестовые материалы
(конец обучения)
Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
- Катя пьёт молоко.
- В вазе на столе стоят красные гвоздики.
- Дети носили воду в песочницу и строили замок из песка.
- Мама сказала, чтобы я выключил телевизор, потому что шумно.
- В шкафу, который стоял у стены, было много одежды.
- Восемь минус три равно пять.
- Длина отрезка равна один сантиметр и восемь дециметров.
- Из пяти нельзя вычесть шесть, потому что пять меньше шести.
- Геометрическая фигура, у которой три угла
- Если к четырём сначала прибавить три, а потом вычесть три, то получится четыре.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл— правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов — невоспроизведение.
Максимальное количество баллов – 10.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.
- Самолёт летит под землёй.
- Маму купила кукла.
- Солнце освещается землёй.
- Под большим дубом была глубокая яма.
- Хорошо дышится в озере человеку.
- Пять равно восьми.
- К семи прибавить два будет четыре.
- Эта фигура называется пятиугольник.
- Уменьшаемое три вычитаемое десять разность семь.
- Если к десяти прибавить три, то получится тринадцать.
Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.
Максимальное количество баллов – 10.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
- телевизор, девочка, смотреть
- Миша, дать, собака, большой, кость
- ползти, жук, по, трава
- Марина, купить, куклу, красивый, мама
- Мама, цветы, вырастить, клумба, на
- пять, семь, плюс
- десять, отрезок, длина, сантиметр
- два, минус, равно, шесть, четыре
- одиннадцать, больше, пятнадцать
- цилиндр, фигура, это, геометрическая
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
- Кошка смотрит … птичек.
- Дети пошли гулять … парк.
- Собака вышла … будки.
• Красивая скамейка стоит … дома.
• Корабли плавают …. реке.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида
Максимальное количество баллов – 5.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
- одна — парта, а много — это...
- трава —
- вода —
- окно —
- ухо —
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
- одна — парта, а много чего? — ...
- трава —
- вода —
- окно —
- ухо —
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 10.
Исследование словаря и навыков словообразования.
6. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду называть.
- стол
- палец
- стул
- птица
- дом
- лампа
- снег
- дождь
- дерево
- песок
Максимальное количество баллов – 10.
7. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
- варенье из малины
- горка изо льда
- варенье из клубники
- лист клёна
- варенье из черники
- сапоги из резины
- лист ели
- стол из дерева
- варенье из облепихи
- ваза из стекла
Максимальное количество баллов – 10.
б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….
- волка за жадность
- зайца за трусость
- медведя за силу
- льва за смелость
- осла за упрямство
Максимальное количество баллов – 5.
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...
- зайца
- белки
- гнездо орла
- клюв птицы
- ружьё охотника
Максимальное количество баллов – 5.
Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 30.
Исследование связной речи
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; О баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
9. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Как аукнется, так и откликнется.
Русская народная сказка.
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:
Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.
Журавль - хлоп-хлоп носом по тарелке: стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу – так всю сама и скушала.
Съела кашу лиса, а журавль пошёл домой голодным.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт- то кувшин, и понюхает – всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока всё не съел.
Теперь лиса домой пошла голодная. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл —пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.