О чтении
Чтение без принуждения
Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120–150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. При скорости чтения слов до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать дважды, а то и трижды.
Большинство учащихся плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной, отсюда проистекают почти все беды школьной системы.
Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не станет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Быстро обычно читают ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная деятельность. Что делать в начальных классах? С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
В одной из школ был проведён опыт. Взяли журналы 6–8 классов. Выписали фамилии отличников в один список, фамилии хорошистов в другой, оставшиеся составляли список троечников. Сравнили с журналами 3 класса. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, имели в конце 3 класса скорость чтения 130–170 слов в минуту. Те, кто стали хорошистами, имели скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. Троечники читали со скоростью 80–90 слов в минуту.
А как же выйти на оптимальный уровень скорости чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед образом, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок читает и пересказывает его содержание. Через час-два – ещё одна порция. Перед сном – ещё одна порция.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Чтение должно быть последним событием дня.
Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Завести личный листок учёта скорости чтения. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравнивайте с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит пользу.
Итак, техника чтения – залог успешной учёбы, прочных знаний – достигается в процессе ежедневного чтения.
Но нельзя забывать, что чтение – процесс творческий и глубоко личностный. Руководить чтением своего ребёнка – это значит совместно открывать необъятный мир духовных ценностей. Лучше всего постепенно, пошагово пробуждать и поощрять интерес ребёнка к книгам. Как же это осуществить?
Прежде всего – читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребёнка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.
Другое важное условие воспитания читателя – сплочение детей и взрослых «вокруг книги». Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым. Читайте каждый свободный вечер все вместе в особой духовной атмосфере! Пусть ребёнок слушает пластинки, где профессиональные актёры читают литературные произведения.
Помните, малыш имеет право на собственное суждение, не совпадающее с вашим взглядом на прочитанное. Убеждайте, а не навязывайте своё мнение.
Некоторые родители говорят, что их ребёнок много читает, любит книги. И действительно, он первым бежит в библиотеку, читает и на переменах, и дома, и даже за едой. Оторвать его от чтения трудно, он «проглотил» сотни книг. Но если попробовать поговорить с ним о литературе, можно убедиться, как мало извлек он из прочитанного, как мало понял, запомнил.
Это говорит о том, что надо настраивать ребёнка на вдумчивое чтение, беседовать с ним о книгах. Пусть дети привыкнут передавать родителям содержание прочитанного, выделять основную мысль рассказа или повести, рассказывать о любимых героях, даже зачитывать наиболее яркие эпизоды. Читая, например, произведение, посвященное прошлому, необходимо поговорить с детьми об этой эпохе, рассказать об исторических событиях, на фоне которых развёртывается действие.
Ещё один совет родителям: приучайте ребёнка к бережному отношению к книге! Но аргументация должна носить скорее этический и эстетический характер: «Книге плохо», «Потрёпанная, она некрасивая», нежели утилитарно-экономический: «Нельзя портить книгу потому, что это вещь дорогая». Книга – не вещь, не предмет престижа, но, по выражению английского писателя и священника XIV века Ричарда де Бери, «залог вечности».