Работа с родителями.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Мы, взрослые, — и учителя и родители — хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого нужно создать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь.
То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, чтовоспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков,
Помните, ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Верьте в ребенка, верьте в учителя. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть перед каждым родителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsept_uspeha.docx | 16.89 КБ |
10_oshibok_v_vospitanii.docx | 17.08 КБ |
shkolnaya_trevozhnost.docx | 17.95 КБ |
chto_delat_esli_vash_rebenok_otlichaetsya_konfliktnostyu.docx | 12.87 КБ |
chto_delat_esli_vash_rebenok_zastenchiv.docx | 12.9 КБ |
20_knig_kotorye_roditeli_dolzhny_prochitat_detyam_prezhde_chem_te_vyrastut.docx | 454.15 КБ |
20_knig_kotorye_stoit_chitat_detyam_na_noch.docx | 484.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецепт успеха или зачем менять свои убеждения
Недостаточно иметь хороший ум.
Главное – правильно его использовать.
Рене Декарт
Убеждения есть у всех. Каждый из нас имеет по отношению к себе, другим людям и миру мнение, оказывающее значительное влияние на наш опыт. Убеждения возникают из многих источников: воспитание, авторитеты, свой и чужой опыт.
Убеждения убедительны. Очень часто люди логически доказывают, почему у них что-либо может не получиться. И когда это через некоторое время не получается, они восклицают: «Ну я же говорил!» Человек, который не может выстроить взаимоотношения с окружающими, оправдывает свое одиночество тем, что «там одни придурки».
Убеждения очень часто неосознанно поддерживают одни наши действия и препятствуют другим. Вот почему столь важным является понимание и изменение убеждений.
Ниже приведены некоторые ограничивающие убеждения, касающиеся счастья, объединенные в пару с противоположным поддерживающим убеждением. Закончите оба. Какое из них приемлемо для Вас? Какое Вы хотели бы считать приемлемым для себя?
· Я не смогу выстроить свое счастье, потому что …
· Я обязательно построю свое счастье, потому что …
· Для меня невозможно стать полностью счастливым, потому что …
· У меня есть возможность стать совершенно счастливым, потому что…
Подумайте о той области своей жизни, где Вы еще не достигли желаемых результатов и не чувствуете комфорта. Существуют ли среди ниже приведенных утверждений такие, которые вам близки и понятны?
· Я не могу делать то, что мне не нравится.
· Я мог бы изменить свою жизнь к лучшему, если бы мне не мешали окружающие.
· Все надоело.
· Я устал от монотонности и повседневности.
· Для того чтобы изменить свою жизнь, нужна ослепительная удача.
Есть ли у Вас такие утверждения, которые Вы хотите добавить к этому списку? Обязательно назовите причины, по которым Вы не получили то, что хотели. Что это говорит Вам о Ваших убеждениях относительно себя и своей жизни? Какие убеждения Вам хотелось бы изменить? А теперь отстранитесь от собственных эмоций и посмотрите на ситуацию со стороны. С какими из этих объяснений согласился бы сторонний наблюдатель? Можете ли Вы отделить свои убеждения от фактов?
Убеждения проявляются в том, что вы делаете, а не в том, что говорите. Если Вы продолжаете заниматься своими опостылевшими делами, значит, Вы убеждены, что это единственный приемлемый для Вас вариант. И пока Вы не измените свое убеждение, Вы так и будете продолжать заниматься ненавистными делами и мучиться от склочных взаимоотношений.
Если Вы все-таки решили изменить свое ограничивающее убеждение, то задайте себе простой вопрос, для чего Вы делаете то, что делаете.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, вспомним одну историю. Некий человек наблюдал за другим и наконец спросил его: «Зачем вы стучите по камню?» Тот повернулся и ответил: «Потому что внутри этого камня спрятан ангел и он хочет выйти на свободу». Тем вторым был великий скульптор Микеланджело. Для первого это было просто бессмысленное действие, для второго – высший творческий акт.
Часто убеждения принимают одну из форм. Например, если Вы убеждены, что восхождение по карьерной лестнице представляет собой конкурентную борьбу, то, скорее всего, Ваш опыт будет сильно отличаться от того, который был бы у Вас, если бы Вы верили, что успешная карьера основана на взаимодействии с другими.
Убеждения, кроме того, могут определять причину и следствие. Также это могут быть убеждения о том, что является важным для нас и что имеет наибольшее значение.
Торговца Джона призвали в армию и назначили в учебный центр агитатором – убеждать солдат покупать страховки для военнослужащих. Вскоре начальство заметило, что после встречи с Джоном страховки покупают практически все, хотя у других агитаторов, даже самых лучших, подписывался лишь каждый третий. И начальник решил посмотреть, как же работает Джон. Новоприбывших солдат загнали в комнату, Джон вышел на сцену, улыбнулся и сказал: «Ребята, я знаю, что вы не хотите долго слушать всякую муть, поэтому объясню вам про страховки за одну минуту. Смысл страховки простой: если у вас ее нет, вас послали в бой, вы погибли – правительство пришлет вашей семье письмо с соболезнованиями. Если у вас она есть, вас послали в бой, вы погибли – правительство пришлет вашей семье 20 тысяч долларов». Тут Джон сделал паузу, обвел зал глазами и спросил: «Как вы думаете, ребята, кого при таком раскладе отправят в бой первыми?»
Изменяя убеждения, желательно сосредоточиться на тех, которые более всего соответствуют интересующему Вас конкретному умению. Вот несколько вопросов, помогающих выявить убеждения: Зачем Вы делаете то, что делаете? Что это значит для Вас? Что случится, если Вы не будете этого делать? Что вдохновляет Вас заниматься этим?
Одно лишь осознавание своего убеждения может вызвать глубокие изменения.
Если Вы осознаете, что единственная вещь, отделяющая Вас от Вашей цели, - это убеждение, то Вы можете начать «примеривать» на себя новое убеждение и действовать так, как будто оно верно.
Представьте себе, как по-новому Вы могли бы взглянуть на проблему, предположив, что «Вселенная дружественна, она располагает всеми необходимыми ресурсами».
Какие новые поступки Вы совершили бы, если бы верили в это? Что бы Вы делали иначе? На что еще Вы оказались бы способны?
Подумайте и назовите пять убеждений, которые Вас ограничивают. Это может касаться чего угодно: учебы, здоровья, личной жизни, общения…
Теперь мысленно посмотрите в зеркало, в котором вы видите мир недружественным, враждебным. Представьте себе, какой станет Ваша жизнь через пять лет, если вы будете продолжать поступать так, как будто эти ограничивающие Вас убеждения верны. Какой Ваша жизнь станет через десять лет? Через двадцать?
Сделайте паузу, отвлекитесь. Теперь подумайте о пяти новых убеждениях, которые будут поддерживать Вас и действительно изменят Вашу жизнь к лучшему. Представьте себе зеркало, в котором мир доброжелательный и изобилует ресурсами. Представьте себе, что новые убеждения верны, им можно доверять, они приведут Вас к успеху. Как изменится Ваша жизнь через пять лет? Через десять лет? Через двадцать?
Материал использован из НЛП-пособия для исполнения желаний Я.Брейкера, СПб.: Вектор, 2011.
«Поберегись!» Т.Нагао, И.Сайто
Японский тест: Представьте себе, что вы нечаянно толкаете горшок с растением, стоящий у вас на балконе, и он летит вниз. Вы выбегаете на улицу, чтобы посмотреть, что с ним сталось. Что вы видите?
1. Горшок упал на землю стоймя, так что не пострадали ни он сам, ни растение.
2. Горшок разбился, но растение, похоже, осталось целым.
3. И горшок, и растение разбились вдребезги.
4. По совершенно необъяснимой причине под балконом нет следов ни растения, ни даже горшка.
Комментарий: жизнь домашних растений, надежно укрытых от непогоды и невзгод, соответствует скрытой стороне вашего характера, которую вы тщательно оберегаете от посторонних глаз, а также методам, к которым вы прибегаете, чтобы окружающие не могли заглянуть под вашу защитную маску.
1. Горшок упал на землю стоймя, так что не пострадали ни он сам, ни растение. Вы производите впечатление человека сильного и уверенного человека, который не упускает случая продемонстрировать свою невозмутимость перед лицом опасности. Однако за этим пуленепробиваемым фасадом скрывается человек, которого больше волнует собственный образ, чем желание соответствовать ему в реальности.
2. Горшок разбился, но растение, похоже, осталось целым. Вы кажетесь спокойным и невозмутимым, однако на самом деле вы просто не любите демонстрировать окружающим свои эмоции. Эти сдерживаемые чувства продолжают расти и разбухать внутри вас. Рано или поздно любой горшок треснет под их напором.
3. И горшок, и растение разбились вдребезги. Вы предпочитаете держаться в тени и говорите мягко и вкрадчиво, однако этот «прирожденный слушатель» отдал бы все на свете за возможность оказаться в центре всеобщего внимания. Вы лишь ожидаете удобного случая, чтобы вырваться из плена поведения, которое вы сами себе навязали.
4. По совершенно необъяснимой причине под балконом нет следов ни растения, ни даже горшка. Вы – непревзойденный мастер поднимать настроение и смешить людей. Они привыкли к тому, что вы – душа компании на любой вечеринке (даже когда во всем городе не сыскать ни одной вечеринки). Однако же за этим словоохотливым фасадом скрывается серьезность и даже застенчивость, которые вы предпочитаете не показывать окружающим.
Предварительный просмотр:
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждых родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!
Мнение психологов. Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».
2. Безразличие «Делай что хочешь, мне псе равно».
Мнение родителей. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
3. Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда строгости. В случае необходимости можно сказать так. говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем».
4. Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».
Мнение родителей. Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
5. Навязанная роль «Мой ребенок — мой лучший друг».
Мнение родителей. Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои . интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
6. «Больше денег - лучше воспитание».
Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов. Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
7. Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».
Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о неполное нежелание ребенка заниматься скажем , музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырвать из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
8. Слишком мало ласки «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
Мнение родителей. Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.
9. Ваше настроение «Можно или нет? Это зависит от настроения».
Мнение родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаст у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают-что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое -постарайся быть ко мне снисходительным.
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или прочитайте книжку. Крохе это необходимо.
Предварительный просмотр:
Школьная тревожность
Тревожность – это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога- это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Выявлено наличие двух основных категорий тревожности
1 Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги
2. Скрытая тревожность – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, постукивание пальцами по столу):
- неадекватное спокойствие;
- уход от ситуации.
Виды тревожности.
Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно. Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.
Школьная тревожность -, как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению :
· учебные перегрузки;
· неспособность учащегося справиться со школьной программой;
· неадекватные ожидания со стороны родителей;
· неблагоприятные отношения с педагогами;
· регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
· смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.
Типы тревожных детей
«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Это наиболее сложная категория для работы с ними в школе, так как проблема выходит за чисто психологические рамки.,
«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя посмешище для класса, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано.
Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.
«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха.
Характерные черты тревожных детей
После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового. Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности. Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких. Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения. Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность. Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения. Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Как же бороться со школьной тревожностью?
- Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
-Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
-Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
-Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
-Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим.
Предварительный просмотр:
Что делать, если ваш ребенок отличается конфликтностью?
Определите причины конфликтности
• Возможно, конфликтность — следствие эгоистичности ребенка. Если дома он — центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
• Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
• Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
Конфликтное поведение ребенка — это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.
Как себя вести с конфликтным ребенком
• Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания с обидой.
• Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
• После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения; определите его неправильные действия, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
• Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
• Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Советуем поиграть
• Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
С компанией детей сочините сказку так, чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия — взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника
Предварительный просмотр:
Что делать, если Ваш ребенок застенчив
Определите причины застенчивости
Чаще всего застенчивость — результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
Как себя вести с застенчивым ребенком
• Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
• Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
• Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
• Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с посторонним человеком.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
Советуем поиграть
• Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
• «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
• Игра «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина —морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует оценке лучших своих сторон, лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения.
Предварительный просмотр:
20 книг, которые родители должны прочитать детям, прежде чем те вырастут
Почитать ребенку сказку на ночь - это отличный повод серьезному взрослому, заваленному важными делами, на несколько минут погрузиться в любимые детские книги и пережить их заново.
AdMe.ru собрал 20 книг, которые стоит прочитать и обсудить с детьми перед сном.
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/20-knig-kotorye-roditeli-dolzhny-prochitat-detyam-prezhde-chem-te-vyrastut-890760/ © AdMe.ru
Предварительный просмотр:
20 книг, которые стоит читать детям на ночь
Вечернее чтение, наверное, один из самых радостных моментов общения родителей и детей, возможность вместе перенестись в мир чудес и волшебства и лучший способ с ранних лет прививать ребенку вкус к литературе.
AdMe.ru выбрал 20 проверенных временем книг, которые наверняка станут любимыми у многих дошколят и позволят родителям ненадолго вернуться в детство.
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/20-knig-kotorye-stoit-chitat-detyam-na-noch-848610/ © AdMe.ru