Консультация для родителей «Как заинтересовать ребёнка искусством Урала» "

Матыцына Елена Александровна

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. " (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства Урала перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению, дети узнают о разнообразии работ народных мастеров и материалов, из которых они изготовлены. Поэтому кроме общих впечатлений, дети получают знания искусствоведческого характера о том, что в изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремесел, и техника их выполнения, передается из рода в род на протяжении многих поколений. Условность образа, нацеленность на типичность, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - это качество народного декоративноприкладного искусства, выработанная традиция. В разнообразии образов народного творчества дети видят проявление одаренности уральского народа его неисчерпаемые силы и таланты. Культура родного края входит в сердце ребенка и становится неотъемлемой частью его души уже в дошкольном возрасте. Велика в этом роль педагога, который создает неповторимую среду и организует содержательное общение с детьми. Искреннее, эмоционально окрашенное слово взрослого помогает ребенку в познании народных промыслов, в осмыслении процессов творчества. Задача семьи - поддерживать интерес ребёнка к уральскому прикладному промыслу. Можно посетить с детьми музеи, выставки-ярмарки, обратить их внимание на современное уральское искусство, которое выставлено в сувенирных магазинах. Посмотрите дома: обязательно, в каждой семье найдётся чтонибудь из изделий уральских мастеров. Это может быть и каслинское литьё, и нижнетагильские подносы, и Златоустовские гравюры, и оренбургские шали, и южно-уральский фарфор, и изделия из камня. Может быть, у вас есть иллюстрационный материал. Рассмотрите это всё вместе с ребенком, обратите его внимание на красоту, изящество, неповторимость этих изделий. В беседе, обязательно, подчеркните, что это сделали мастера Урала. Можно предложить ребёнку самому стать «мастером» и сделать или нарисовать что- нибудь из этих чудесных изделий вместе с вами, поверьте, это будет очень интересно и увлекательно как для ребёнка, так и для вас. Полученное изделие покажите всем родным и знакомым, поместите его на видном месте, чтобы ребёнок мог ощутить значимость своей работы, своего творчества.