Для вас родители
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_poznavatelnyy_interes.doc | 35 КБ |
knsultatsiya_dlya_roditeley_rebenok_doma.doc | 29 КБ |
s_papoy_my_vsegda_druzya.doc | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса у ребенка младшего дошкольного возраста при помощи экспериментирования.
Ребенок рождается на свет, он еще ничего не знает об окружающем мире, ему все ново, интересно. С самого рождения ребенок видит вокруг себя красоту природы, как встает солнце, день сменяется ночью, растет трава, цветы, деревья, чувствует прикосновения ветерка, воды, солнца. Начинает задавать вопросы. Почему дует ветер, откуда встает солнце, идет дождь? Когда ребенок подрастает, он продолжает интересоваться окружающим миром, но к четырем годам его познавательная активность постепенно угасает. Чтобы интерес ребенка не угас нам взрослым необходимо поддерживать познавательную активность ребенка.
А как же нам сделать, чтобы познавательный интерес ребенка не угас? Что же является источником? Конечно природа, она вызывает яркие эмоции, переживания и оставляет неповторимый след в душе ребенка. Именно в природе поэты, писатели, художники, музыканты черпают свое вдохновение, передают неповторимость, хрупкость, красоту, могущество природы.
Поэтому педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными особенностями ребенка, его интересами, вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком по изучению окружающего мира, поддержание его познавательной активности . Ребенок младшего возраста не только созерцатель, а больше деятель, исследователь, ему все надо потрогать, попробовать на вкус, манипулировать с окружающими предметами, получить опыт взаимодействия с окружающим миром. Ребенок еще не понимает, что природа живой организм, поэтому самое безболезненное воздействие это экспериментирование с неживыми объектами (водой, светом, почвой, воздухом).
В ходе анализа было выявлено.
1. Недостаточно знаний детей о свойствах воды, песка, воздуха, земли.
2. Недостаточно демонстрационного материала, отсутствие картотеки опытов.
3. Не все родители осознают важность развития познавательной активности ребенка.
Нравится наблюдать за природными объектами и явлениями -60%, исследовать, экспериментировать -66 %, строить гипотезы -50%, объяснять явления -50%, делают попытки разобраться во взаимосвязях – 50%, совершают практические действия с разнообразными материалами -70%, родители стали активными участниками по развитию познавательной активности 50 %.
Необходимо, чтобы ребенок к 4 годам продолжал: проявлять интерес к окружающему миру, задавал вопросы, наблюдал, обследовал свойства и качества предметов, используя сенсорные эталоны, делал предположения, умозаключения, выводы, переживал чувства удивления, радости познания мира.
Пополнена развивающая среда группы природным материалом. Разработана картотека опытов.
Родители поддерживают познавательный интерес ребенка дома, проводят игры-эксперименты дома.
Цель. Формирование познавательной активности ребенка, познавательных действий, умения делать простейшие предположения, обобщения, выводы, опираясь на знания и умения полученные в ходе экспериментирования. Продолжать расширять знания детей об окружающем мире.
Задачи.
1. Развивать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью развития познавательного интереса ребенка (консультации собрания, выставки).
3. Пополнить развивающую среду природным материалом, разработать картотеку по экспериментированию.
Работа прошла в три этапа.
Я изучила методическую литературу по проблеме опытно-экспериментальной деятельности, Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» / авт.- сост.: Г.П. Тугулаева, А.Е. Чистякова. – СПБ.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018; Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду/О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.
В план работы с родителями включила пункты по повышению компетентности родителей в формировании познавательной активности детей.
Затем составила картотеку по экспериментированию. Адаптировала конспекты по экспериментированию. Проводила опыты совместно с детьми во вторую половину дня по 15 минут 1 раз в неделю, в свободное время в центре экспериментирования по подгруппам с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Организовывала игры с водой, песком, мыльными пузырями, воздухом. Совместно с детьми создали огород на окне, проводила наблюдения, составление простейших схем. Во время трудовой деятельности закрепляла полученные знания детей (купали кукол, стирали куклам белье, поливали огород на окне, посадили лук, семена цветов). Составляли коллекции семян, камней, шишек, скорлупок. Использовала в работе аудиозаписи, фотоматериалы, бросового материала, применяла технологию Воскобовича, настольные игры, шприцы, ватные палочки, диски, магнитики.
Провела консультации с родителями «Чем занять ребенка дома», «По дороге в детский сад», родительское собрание, «Как организовать уголок для игр ребенка дома», организовала совместную выставку «Забавный ветерок», «Превращение воды», составление фото коллажа «Мы с мамой не скучаем».
Пополнила пособиями и материалами уголок экспериментирования: емкости разного размера и формы, трубочки котельные, ложечки, пипетки, стаканчики, формочки, камешки, песок, стаканчики мерные, воронки, губки, тряпочки, предметы из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые и т.д.), веревочки, шнурочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки, султанчики.
На основе наблюдений я выяснила, что у детей имеется определенный запас знаний о свойствах воды, песка, воздуха, почвы, света. Дети проявляют интерес, наблюдательность и любознательность, делают предположения, обобщения, выводы.
Нравится наблюдать за природными объектами и явлениями -76%, исследовать, экспериментировать -85 %, строить гипотезы -56%, объяснять явления -55%, делают попытки разобраться во взаимосвязях – 55%, совершают практические действия с разнообразными материалами -90%, родители стали активными участниками по развитию познавательной активности 68 %.
В дальнейшем я планирую продолжить данную работу, составить картотеку экспериментов с детьми более старшего возраста, пополнить уголок экспериментирования схемами и таблицами, продолжить просвещение родителей и вовлечение их в деятельность с ребенком по познавательной активности. Я считаю, что игры-эксперименты оставляют яркий эмоциональный след в душе ребенка, перед ребенком открывается мир по новому, полный загадок и тайн, манящий к неизведанному.
Список литературы.
1. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду/О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.
2. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный пере-вод с англ.] — М.: ИНТ, 2010
3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М:Мозаика-Синтез, 2005.
4. Парциальная программа «Любознайка»/ авт.- сост.: Г.П. Тугулаева, А.Е. Чистякова. –СПБ.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018.
5. 365 научных экспериментов. Hinkler Books Pty Ltd 2010.
Предварительный просмотр:
Ребенок дома.
Консультация для родителей.
Составила воспитатель Л.В.Грязнова
Во время самоизоляции дети находятся дома, на них, как и на взрослых наложены определенные ограничения, но ребенок 3-4 лет еще не может осознать, почему ему запрещено гулять, ходить с мамой в магазин, в гости к бабушке, в детский сад, где его друзья. И сколько бы мы взрослые ему не объясняли, что ходит вирус, можно заразиться, что вирус опасен ребенку хочется гулять, общаться, радоваться жизни, играть со сверстниками.
Для того, чтобы ребенок не скучал и продолжал развиваться, когда мама занята домашними делами, помогает старшим детям делать домашнее задание необходимо разнообразить деятельность детей.
1. Сначала выяснить чего именно ребенок желает? В какие игры поиграть? Какую посильную помощь оказать маме?
2. Затем совместно с ребенком составить план действий в соответствии с режимом дня. Последовательность занятий ребенка в течение дня, совместную деятельность с членами семья, деятельность с мамой, папой.
3. Все это можно нарисовать схематически, можно прописать и отмечать выполнение + солнышками, смайликами.
4. Взять за правило выделять не менее 15 минут для общения с ребенком, обнять, приласкать, поговорить, почитать книжку и т.д. когда ваше внимание будет принадлежать только ребенку в определенное время дня.
5. Ваш план должен повторятся, то есть ребенок должен знать, что каждый день, например Вы будете читать сказки перед сном или после завтрака поиграете с ним в какую-то игру, вечером посмотрите вместе мультфильм.
Не забывайте, что деятельность ребенка должна быть разнообразной: рисование, игры настольные, подвижные и конечно же уборка за собой игрушек, красок, пластилина и др. Все должно проходить в игре. Внимание ребенка 3-4 лет не устойчивое и сохраняется к одному виду деятельности от 10 до 15 минут, затем он переключается на другую деятельность, с одной игры на другую. Ребенок еще не способен сам себя занять. Направляете его деятельность, подсказывайте, во что можно поиграть, чем заняться. Подбадривайте ребенка, игра это для него увлекательное действие от которого он тоже устает. Приучайте ребенка, чтобы поиграв в игру, он убирал игрушки за собой сразу, затем брал другую игру, тогда вам не придется долго прибирать игрушки самим. Используйте приемы мотивации, игровые приемы, когда прибираете игрушки. «Пойдем, я тебе помогу прибрать. Какой ты молодец. Как мы быстро все прибрали вместе. Твой любимый робот будет с нами прибирать игрушки».
Рекомендую вам поиграть в игры:
«Задуй шарик из салфетки в импровизированные ворота»,
«Колпачки» (возьмите 3 не прозрачных стакана одноразовых и любую мелкую игрушку или запчасть от конструктора, накрывайте игрушку стаканом и меняйте стаканы местами, ребенок должен угадать под каким стаканом игрушка),
«Чего не стало» (5-6 предметов накройте салфеткой, предложите ребенку отвернуться, уберите 1 предмет, ребенок должен угадать чего не стало),
«Камень, ножницы, бумага»,
«Съедобное не съедобное»,
«Назови пять имен мальчиков (девочек)». Можно называть города, ягоды, грибы, фрукты, мебель, названия мультфильмов, марки машин и т.д.
«Летает, не летает»,
«Тонет, не тонет».
Устройте спортивные соревнования.
Кто быстрее пройдет змейкой вокруг кубиков.
Кто быстрее донесет конструктор в ложке до предмета не уронив его
Кто быстрее дойдет до предмета с маленькой подушкой на голове.
Кто быстрее закатит мяч головой в ворота.
Кто больше закинет кубиков в бельевую корзину.
Кто быстрее нарисует себя с завязанными глазами.
Создайте игровое поле, ландшафт для сюжетной игры, покажите как можно превратить его в город с улицами и дорогами, гоночную трассу, уютный дворик, полянку для игр. Используйте мелкие игрушки, машинки, конструктор, фигурки человечков, растения, насекомых, животных, камни, веточки и другие предметы.
Ребенок нуждается в контакте с вами, не упускает Вас с поля зрения?
Предложите поиграть рядом. Устройте его на кухне в безопасном месте, пока готовите обед или ужин. Насыпьте на поднос манки, пусть он рисует пальчиком.
Смешайте небольшое количество крупы в одной тарелке, предложите её рассортировать.
Если занялись с тестом, дайте небольшой кусочек, пусть он лепит.
Режете овощи на салат, предложите пусть порежет огурец пластмассовым одноразовым ножиком.
Уважаемые родители, желаю вам терпения и удачи в вашем нелегком труде.