Для коллег
НОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Расскажите детям о герое.
Автор Грязнова Лариса Витальевна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новолялинского городского округа «Детского сада № 10 «Снежок»
Приближается праздник «День победы в великой отечественной войне». Наши дети не знают тяготы войны, и мы взрослые должны приложить все усилия, чтобы этого не случилось. С самого детства складывается отношение ребенка к окружающему его миру, социуму, самому себе. Все это закладывается в семье, мама является главным источником информации, идеалом для подражания.
Знакомство с историей нужно начинать с семьи, познакомить ребенка с историей семьи, её членами, корнями. Рассмотреть фотоальбом, создать совместно с ребенком родословное дерево. Расскажите ребенку о родственниках подробнее, кто что любил, чем занимался, где работал, подчеркните их достоинства. Рассматривая военные фотографии, обратите внимание на гордые позы, стать, мужественность прадедов и прабабушек. Расскажите о том, что однажды враги (злые люди) напали на нашу страну, хотели захватить нашу землю и покорить наш народ. Прадедушка с другими людьми пошел защищать нашу страну. Он храбро сражался с такими же сильными и храбрыми мужчинами и женщинами. Много горя видел он, голод, холод, но все выдержал. Был прадедушка пехотинцем, не раз был ранен. Награжден медалью за отвагу. Мы бережно храним его письма домой и фотографии. Часто перечитываем потемневшие треугольники. В тяжелых походных условиях он не забывал о своей семье, заботливо ограждал от тягот солдатской жизни. Домой он не вернулся, погиб, защищая Родину. Наша семья всегда будет помнить его.
Сходите с ребенком в музей, рассмотрите экспонаты, расскажите ему об обмундировании, оружии, нехитром солдатском пайке. Поговорите о впечатлениях ребенка.
Почитайте книги, стихи о войне ребенку, расскажите, как жили дети в военное время. Не переусердствуйте, ребенок очень впечатлителен, ужасы ему не к чему. Исключите кровавые сцены, сцены насилия и тому подобное.
Проследите с ребенком по карте путь движения прадеда к Великой Победе. Найдите приказы о призыве, награждении героя.
Расскажите о городе во время ВОВ, какой завод был размещен в городе, что выпускал завод, какой госпиталь был размещен в школе (найдите информацию в музее, на сайте города, сайте библиотеки).
Совместно с ребенком сделайте открытку или поделку для пожилого человека, подарите ее пожилому человеку, живущему по соседству.
Запишите воспоминания пожилых людей о войне.
9 мая возьмите ребенка с собой на митинг посвященный Дню победы, не забудьте про букетик цветов. Обратите внимание ребенка, что много людей пришло почтить память героев, что нет такой семьи, которая не связана с войной.
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ
образовательной ценностно-развивающей ситуации
по ознакомлению детей 3 лет с русской народной сказкой «Гуси лебеди»
исполнитель Грязнова Лариса Витальевна
Тема: «Гуси лебеди».
Ценность: семейные ценности, заботливое, доброжелательное отношение к близким.
Цель: формирование у детей эталонами добра и зла, пробуждение в ребенке лучших чувств: доброжелательное отношение к окружающим, проявление заботы о близких.
Образовательные задачи (воспитательные, обучающие, развивающие):
Воспитательные
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- проявлять заботу о близких;
- формировать позитивные установки к различным видам деятельности;
обучающие:
- учить пересказывать сказку;
-учить детей понимать образное мышление и идею сказки;
- побуждать к выражению своего отношения к героям, их поступкам;
- учить изображать героев сказки;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, творческие способности и творческий потенциал;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- автоматизировать произношения звуков и слогов га-га-га»; «пых-пых-пых»; «ш-ш-ш»; «с-с-с»;
- совершенствовать связную речь детей.
Понятия (новые, для закрепления): забота, доброжелательные отношения.
Материал: книга с иллюстрациями; краски, кисточки, листы бумаги, баночки для воды; фигурки персонажей сказки – Маша, Ванюша, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью; фланелеграфа, экран с презентацией сказки «Гуси лебеди».
Планируемые результаты: дети выражают идею сказки, пересказывают сказку при помощи взрослого, в рисунке передают свое отношения к героям, их поступкам.
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | ||||||||
Технологические компоненты деятельности детей и взрослого (-ых) на данном этапе | Действия педагога | Действия детей | Планируемый результат, продукт деятельности | |||||
Актуализация знаний детей Сюрпризный момент | Приветствует детей, вносит кукол – персонажей к сказке Машу и Ваню - Ребята, к нам в гости пришли Ваня и Маша. Давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам из сказки. А вот из какой, догадайтесь. Они приготовили для вас загадку. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Яблонька, спаси меня, Реченька, укрой меня! - Как называется сказка? - Правильно, ребята, это сказка «Гуси – лебеди». | Здороваются Дети встают кругом посередине группы Проявляют интерес. Отгадывают загадку | Организационный момент Угадывание загадки | |||||
Знакомство с художественным словом | Ребята Маша и Ваня очень хотят послушать сказку «Гуси лебеди» Садитесь поудобнее и слушайте нашу сказку. Воспитатель начинает рассказывать сказку и показывать иллюстрации на экране | Проявляют устойчивый интерес | Слушают сказку внимательно | |||||
Физкультминутка | - Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в гусей-лебедей и Машу с Ваней пригласим отдохнуть вместе с нами. «Гуси - лебеди летели», | Проявляют интерес, играют, выполняют звукоподражание | Действуют в соответствии с текстом | |||||
Знакомство с ценностью. Ценностный диалог (осознание и проговаривание ценности на своем языке) Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Обозначение культурно-смыслового контекста в последующей деятельности | - Ребята, кто из героев сказки вам понравился больше всего и почему? Что сделала Маша, когда родители уехали? - Почему так случилось, что гуси-лебеди унесли братца? Как вы понимаете, что такое забота? Кого просила Маша о помощи? - Почему девочке не помогли? Как вы думаете, что значит доброжелательное отношение? Кто помог Маше унести братца от бабы яги, почему? Объясните, что значит выражение «добренькое скажу»? Кто спрятал Машу и Ваню от гусей- лебедей? Почему? - Чем закончилась сказка? - Рассказала ли Маша родителям, что случилось? Почему? Сказка учит доброте, любви и заботе к членам своей семьи и окружающим, быть осторожным и предусмотрительным в любой жизненной ситуации, чтобы избежать неприятностей, опасностей и непредвидимых поворотов. | Ценностный диалог детей и воспитателя, дети проявляют интерес Ситуация успеха. Ответы детей на вопросы воспитателя Выражают чувства и эмоции Придумывают конец сказки | Осознание детьми идеи сказки, отражение идеи в речи Воспроизведение последовательности событий сказки Осознание понятий забота, доброжелательное отношение, отражение в речи, добренькое скажу. | |||||
Проживание ценностной ситуации, планирование деятельность детьми в центрах активности | Воспитатель Я предлагаю вам сегодня поработать в специально – организованных Центрах: театральном, книги и творческом. Организуют деятельность в Центрах Объясняют детям, каким видом деятельности они будут заниматься в выбранном ими Центре и демонстрируют готовый продукт их работы | Ситуация успеха. Объединяются в подгруппы, делают выбор Центра. Проходят каждый к тому центру, который выбрали | Обсуждение, выбор деятельности | |||||
2. Деятельностный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (педагог осуществляет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, задает уточняющие вопросы). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Творческий проживание ценностной ситуации Тренировка в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр театральный | Учить пересказывать сказку | Совместное рассказывание сказки с воспитателем | использованием фланелеграфа детьми | Дети рассказывают сказку вместе с педагогом | |||
Центр книги | Отрабатывать произношения звуков и слогов | Игра «Узнай по голосу» | Фигурки гусей – лебедей, печки, яблони, речки и гриба. | звукопроизношение «га-га-га»; «пых-пых-пых»; «ш-ш-ш»; «с-с-с»; | ||||
Центр творчества | Учить изображать героев сказки | короткий рассказ ребенка о рисунке, запись его рассказа взрослым | Краски, кисти, листы бумаги, баночки для воды, салфетки | Оформление выставки рисунков, использование рисунков для пересказа | ||||
3. Итогово-рефлексивный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (проведение совместной рефлексии детей и взрослых с участием родителей: самооценка и самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Вопросы для диалога с детьми Сегодня мы с вами с какой сказкой познакомились? Понравилась ли вам сказка? Кто больше всего понравился? Как вела себя Маша? Почему ей отказались помогать яблонька, печка, речка? Какой урок получила Маша? Как надо относиться к окружающим? | |||||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности, представление продукта деятельности | Молодцы, ребята! Чем мы сегодня с вами занимались? В какие игры играли? | |||||||
Осуществление ценностных выборов, действий и поступков в будущих реальных ситуациях | Сегодня Маша и Ваня не прощаются с вами. Они останутся с вами поиграть |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ
образовательной ценностно-развивающей ситуации
по ознакомлению детей 4 лет со свойствами ткани «Подарок для мамы»
исполнитель Грязнова Лариса Витальевна
Цель Формирование у детей заботливого отношения к маме.
Ценность: заботливое отношение к маме.
Задачи:
Воспитательные
- воспитывать у детей внимательного, заботливого отношения к маме;
- проявлять заботу о близких;
- формировать позитивные установки к различным видам деятельности;
обучающие:
- учить проявлять заботу о близком, родном человеке делом и словом.
-учить работать в коллективе;
- познакомить детей со свойствами ткани.
Развивающие:
- развивать познавательную активность у детей к окружающему миру.
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- совершенствовать связную речь детей.
Понятия (новые, для закрепления): нить, ткань, шерсть, шелк, лен, ситец, хлопок, нефть.
Материал: интерактивное оборудование, презентация из чего делают ткани, платья из ткани, стразы, корзинка, мотки разных нитей, ткань (шерсть, хлопок, лен, синтетика), бумага по 3 листа на каждого ванночки с водой.
Планируемые результаты: дети выражают словом заботу о близком человеке, что любят мамы получать в подарок сладости, косметику, одежду, украшения, заботу; узнают, что ткань делают из шерсти, шелка, лна, хлопка, нефти, целлюлозы; ткань отличается от бумаги, прочностью, эластичностью, после намокания сохраняет форму, не размокает, не шуршит.
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | ||||||||
Технологические компоненты деятельности детей и взрослого (-ых) на данном этапе | Действия педагога | Действия детей | Планируемый результат, продукт деятельности | |||||
Актуализация знаний детей Создание праздничного настроения | Приветствует детей, говорит о празднике День матери. Разрешите вас поздравить, Радость вам в душе оставить, Подарить улыбку, пожелать вам счастья, Прочь невзгоды и ненастья. Пусть исчезнет грусти тень В этот праздничный ваш день! | Здороваются Дети встают полукругом посередине зала | Организационный момент | |||||
Знакомство с ценностью. Ценностный диалог (осознание и проговаривание ценности на своем языке) Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Обозначение культурно-смыслового контекста в последующей деятельности | Все дети готовятся к этому дню и мы приготовили мамам в подарок стихи и песню - Ребята в праздник принято делать подарки, как вы думаете, что мамы любят получать в подарок? - А из чего шьют платья? Посмотрите, у нас выставка тканей. Шелковые, шерстяные, синтетические, лненые, ситцевые. - Ткани ткут из нитей на больших станках. Предлагает потрогать различные виды ниток, называя нити, предлагает повторить названия нитей - Посмотрите на экран. Вы видите ткацкий станок, который ткет разные ткани из множества нитей. (1 слайд) - Ткани делают из растений, льняные. Выращивают, обрабатывают, ткут ткани, шьют постельное, полотенца, скатерти, платья. (2-4 слайд) - Хлопковые ткани делают из растения хлопок. (5 слайд) - Синтетические ткани делают из нефти и целлюлозы. Нефть добывают от земли, целлюлозу делают из деревьев. (слайд 6-10) -Шелк делают из кокона шелкопряда. Гусеницы едят листики, обворачиваются в кокон, затем превращаются в бабочку, откладывают личинки, личинки превращаются в гусеницу. Шелк расчесывают, прядут нити, ткут ткани и окрашивают.(11 – 15 слайд) - На этом слайде, показана шерсть. Давайте поиграем, в игру угадай. Угадайте, какие животные дают людям шерсть? (слайд 16- 22)
| Читают стихи, исполняют песню Ценностный диалог детей и воспитателя, дети проявляют интерес (сладости, косметику, наряды, украшения) Выражают чувства и эмоции (платья шьют из ткани) рассматривают ткани Ответы детей на вопросы воспитателя, обследуют нити на ощупь Рассматривают слайды, слушают воспитателя, воспринимают информации, выражают эмоции
| Ребенок 1 Что такое мама? Это яркий свет, Это много знаний, Ужин и обед! Ребенок 2 Что такое мама? Веселье, радость, смех! Мама как сердечко, Ведь сердце есть у всех! Ребенок 3 Что такое мама? Это как стена, Защитит от драмы Папу и меня! Ребенок 4 Что такое мама? Это гордость, честь! Но это не реклама, Это то, что есть! Ребенок 5 Что такое мама? Это все на свете! Мам мы поздравляем, С любовью, ваши дети! Исполняют песню про маму Осознание детьми потребностей близкого человека, отражение идеи в речи Осознание понятий забота, доброжелательное отношение, отражение в речи, добренькое скажу. Проговаривают названия нитей | |||||
Физкультминутка | - Давайте встанем в кружок. Мама долго хлопотала: Все дела, дела, дела… Мама за день так устала, На диване прилегла. Я её не буду трогать, Только возле постою. Пусть поспит она немного- Я ей песенку спою. К маме встану я поближе- Очень я её люблю! Жалко только, что не слышит Мама песенку мою. | Проявляют интерес, играют | Действуют в соответствии с текстом | |||||
Ценностный диалог (осознание и проговаривание ценности на своем языке) | - Как вы заботитесь о маме? - Как вы думаете, что значит доброжелательное отношение? -Дети, как вы думаете, зачем люди дарят подарки друг другу? | Ценностный диалог детей и воспитателя, дети проявляют интерес Ситуация успеха. Ответы детей на вопросы воспитателя Выражают чувства и эмоции | Осознание детьми ценности взаимоотношений между людьми, значимости в жизни людей. | |||||
планирование деятельность детьми в центрах активности | Я предлагаю сделать подарки маме, украсить платье стразами, но сначала выбрать прочнее платье из бумаги или ткани? | Ситуация успеха. Объединяются в подгруппы | Обсуждение | |||||
2. Деятельностный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (педагог осуществляет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, задает уточняющие вопросы). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Экспериментальная Выявление свойств ткани | Центр экспериментирования | 1 эксперимент (что рвется легче). 2 эксперимент (что происходит при намокании). 3 эксперимент (что шуршит) Игра, узнай на ощупь (из какого материала сделана ткань) | Выражение словом отличия свойств ткани от свойств бумаги Определение ткани на ощупь | ткань (шерсть, хлопок, лен, синтетика), бумага по 3 листа на каждого ванночки с водой | Определяют свойства ткани и бумаги Узнавание ткани | |||
Творческий проживание ценностной ситуации Тренировка в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр творчества | Выражать заботу о взрослом при помощи продуктивной деятельности | короткий рассказ ребенка о действиях, при изготовлении подарка маме | платья из ткани, стразы | Силуэт платья украшенный стразами | |||
3. Итогово -рефлексивный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (проведение совместной рефлексии детей и взрослых с участием родителей: самооценка и самоконтроль). | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Вопросы для диалога с детьми. Сегодня мы с вами что делали? Что больше всего понравилось? Что мы сегодня украшали? Как мы заботимся о близких? Зачем мы дарим подарки? |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в средней группе,
Тема «Источники воды», экскурсия к колодцу.
Составила воспитатель МАДОУ НГО «Детского сада № 10 «Снежок»
Цель: Формировать бережное отношение к воде, к колодцам,
Задачи:
- Познакомить с русскими народными традициями постройки колодца, с предметом старинной утвари – коромыслом.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Закрепить знание детей об опасностях, подстерегающих у колодца.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение русской народной сказки «По – щучьему велению», инсценировка потешки о воде «Курочка-рябушечка», рассматривание иллюстраций, выбор и обследование подходящего для экскурсии колодца, продумывание безопасного маршрута до него.
Атрибуты: коромысло с ведрами, красные флажки, планшет, фонограмма для игр.
Ход мероприятия:
(1 часть проводится на участке детского сада).
Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию, догадайтесь куда?
Я опять хочу напиться!
Очень вкусная водица!
А откуда достается?
Из глубокого… (колодца)
(Рассказ – презентация с использованием планшета)
Давно, когда не было электричества, всем приходилось много работать. Мужчины работали в поле, женщины по дому. Самое необходимое в доме – вода. Все города строили у водоемов, водопровода не было и приходилось за водой много раз в день ходить на реку, а там где водоемы были далеко, строили люди колодцы.
А колодцы строили разные: из деревьев рубили срубы, выкладывали камнем.
Самые глубокие копаные колодцы в СССР находились в Каракумах. Многие из них имели глубину больше ста метров, а один — даже 270 метров[2].
Самый глубокий копаный колодец в мире — Woodingdean Water Well. Он был выкопан в 1862 году в Англии, его глубина — 390 метров[источник не указан 112 дней].
Типы колодцев:
- Шадуф — это колодец, из которого вода добывалась рычаговой системой журавля и использовалась древними египтянами для орошения земли.
- Русский колодец — крытая бревенчатая шахта с воротом, к которому цепью крепится бадья или ведро. Барабан вращается рукояткой, однако возможно и вращение за колесо, находящееся на одной оси с барабаном. Чтобы ведро не плавало на поверхности и быстро зачерпнуло воду, на стенку в верхней части прикрепляется грузик (смещают центр тяжести).
- В местности с близким залеганием грунтовых вод практикуется коромысловый тип колодца — так называемый «журавль».
- Колодец архимедова винта — для непрерывной подачи воды с помощью винта, который крутил осёл.
- Абиссинский или нортоновский колодец — вид артезианского колодца, состоящего из трубы, диаметром 25—63[источник не указан 1597 дней] мм, снабжённой ситообразным наконечником-фильтром. Труба вводится посредством бурава в водоносный слой и снабжается поверхностным насосом.
В древние времена народы основывали свои стоянки, поселки. Люди со скрупулезной тщательностью походили к выбору источника воды. Колодцы на Руси строились следующим образом: Для начала производился комплекс работ по поиску оптимального места для копки. Люди пользовались опытом предков, собственной интуицией, определенными знаниями и традициями. Народным способом определения места для колодца является лозоходство. Специалист по рытью колодцев и сопутствующим работам называется колодезник.
Существовал даже ныне забытый праздник, который назывался Днем Федора Колодезника и отмечался 21 июня каждого года. Именно этот день считался наиболее благоприятным для рытья и обустройства коллективного колодца.
Традиции, связанные с колодцами:
срубы колодца рубили только из березы;
только что обустроенный источник обязательно освящался, украшался иконами и изображениями святых и небесных покровителей;
отправляясь на войну или в дальний поход, воины опускали свое оружие в воды родного колодца, чтобы придать вооружению как можно больше боевых и мистических сил, а себе – дополнительную силу духа;
по окончании военной карьеры, воин бросал свое оружие в глубину колодца, дабы грозная сталь могла защищать поселение, даже без его участия;
невесты гадали на колодезной воде, судя по ее колебаниям в ведре, насколько крепка любовь жениха;
кровельные скаты крыши колодца были призваны отгонять леших, водяных и прочую нечисть.
Для наших далеких предков колодец являлся не только источником жизни, но и неким культовым сооружением, занимая важнейшее место в верованиях, быту и традициях любого члена общины!
(2 часть занятия у колодца).
Посмотрите, где стоит колодец? (на полянке)
Вокруг колодца что ни будь, валяется? (нет, чисто)
Из чего сделан колодец?
Из каких частей состоит?
Дети, а вам можно подходить к колодцу?
Почему?
Что может случится?
Достанем водицы из колодца.
Я открою крышку и достану воды из колодца. Детям к колодцу без взрослых подходить нельзя! Поэтому вы посмотрите, как я все буду делать. В колодце на крепкой цепи висит ведро, его нужно опустить вниз и зачерпнуть в ведро воды. На ведерке грузик, чтобы оно могло зачерпнуть воды. Теперь аккуратно поднять ведро с водой вверх при помощи специального рычага. Вот и полное ведро водицы, хватит и напиться и умыться. Идите я вам воды налью.
Вода в колодце находится очень глубоко, поэтому колодезная вода какая? (холодная, чистая, прозрачная, без запаха)
Как выдумаете, почему холодная вода в колодце?
А чистая почему?
Почему не пахнет?
Солнце ее в глубине не нагревает. Колодец закрыт крышкой, чтобы никто не упал глубоко вниз, мусор тоже не попадает, поэтому вода в колодце всегда чистая.
Отгадайте, загадку:
Два братца,
Пошли в реку купаться! (ведра).
Чтобы облегчить труд использовали деревянное коромысло, с его помощью можно принести сразу два ведра воды. Воды для хозяйства нужно было много, поэтому дети во всем помогали взрослым. У детей коромысла и ведерки были детские.
Рассматривание настоящего коромысла: коромысло сделано из дерева, его форма удобна для переноса тяжестей на плечах, такие коромысла делал мастер - бондарь, коромысло должно быть прочным и легким, пружинистым.
Сейчас мы с вами поиграем (Игра с коромыслом донеси не разлей, курочка – рябушечка).
Но мы с вами пить воду из колодца не будем, а польем колодезной водой цветы на нашей клумбе. Наберем из этого большого, колодезного ведра воды в наши ведерки и пойдем обратно, в детский сад.
Источник: https://www.kopkakolodcev.ru/istoriya-kolodcev.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в средней группе
Тема «Свойства воды»
Составила воспитатель МАДОУ НГО
«Детского сада № 10 «Снежок»
Грязнова Л.В.
Цель: выявить свойства воды.
Задачи:
1. Научить детей находить ответы на поставленные вопросы на основе размышлений, экспериментов (нагревает другие предметы, вещества, чем теплее вода, тем быстрее растворяются вещества).
2. Закрепить знания о свойствах воды (холодная, теплая, растворяет некоторые вещества, прозрачная, может менять окраску, запах).
3. Учить работать по схеме, составлять схемы.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы: прозрачные стаканчики, вода холодная, теплая, рисунки нарисованные красками, краски, кисточки, комочки сахара, лимон, ложки, камушки, запись звуки воды.
Ход ситуации.
1 введение.
Дети, посмотрите, что я вам сегодня приготовила (воду в банке).
Правильно воду.
2. Актуализация знаний
Как вы думаете, где можно увидеть воду? (речке, луже, озере, море, колодце, ручье, бежит из крана и т.д.)
Игра звуки воды (воспитатель включает фонограмму, дети угадывают источник по звуку воды).
А что вы знаете о воде? (бывает чистая, прозрачная, грязная, горячая, холодная, меняет вкус).
Дети, а мутную, грязную воду можно пить? А умываться грязной водой приятно? (нет). А почему надо беречь воду? Много чистой воды на планете, которой можно пользоваться? (пресной, чистой воды мало, её загрязняют сами люди и др).
А как вы думаете, где можно узнать, безопасна вода для использования человеком? (в лаборатории) А хотите отправиться в лабораторию воды?
3. Затруднения, открытие нового знания, введение нового знания
1 эксперимент
Кто знает как можно доказать, что вода прозрачная? (Предположения детей: налить в стакан и посмотреть сквозь воду, если все видно сквозь стакан с водой значит прозрачная, опустить камешек на дно, если его видно, значит прозрачная, ложку положить в стакан с водой, если она видна, что вода прозрачная).
Молодцы, а давайте попробуем, приступаем.
(проведение эксперимента).
Вывод: (наводящие вопросы: что видите, что происходит?).
2 эксперимент (открытие, введение нового знания)
Ребята, а какие свойства воды вы еще знаете? (Вода бывает холодная и горячая).
(Воспитатель вносит чайник с теплой водой)
Я налью в стакан теплой воды, а в другой холодной. Как узнать где холодная и теплая вода? (потрогать).
Игра угадай, где спряталась теплая вода (воспитатель меняет стаканы местами, вызывает детей по очереди и предлагает определить где теплая вода).
А сейчас вы сами узнаете, нагревает теплая вода предметы или нет.
(воспитатель наливает в стаканы детей теплую воду)
(дети сами догадываются потрогать стакан)
Перед вами лежит схема, как провести эксперимент, посмотрите на неё. В какой последовательности надо действовать? Схему читаем с лева направо. (Предположения детей: взять ложку отпустить в 1 стакан, другую во второй стакан, затем достать ложку из 1 стакана и другого и потрогать).
Что случилось с ложками? (Ответы детей: ложка в теплой воде нагрелась).
Вывод: теплая вода может нагревать предметы.
Молодцы.
3 эксперимент
О каком свойстве воды мы с вами говорили вначале занятия? (Ответы детей: вода растворяет вещества.)
Как вы думаете, в какой воде вещества растворяются быстрее в теплой или холодной? (Предположения детей: в холодной, теплой).
Давайте попробуем. Перед вами листочки с рисунками нарисованными краской. Опустите один листочек в холодную воду, другой в теплую. Что вы видите? (Ответы детей: вода окрашивается, рисунок размывается, в теплой воде почти весь рисунок исчез, вода окрасилась ярче в теплой воде).
Какой можно сделать вывод? (Ответы детей: в теплой воде вода окрашивается быстрее).
4 эксперимент
Молодцы, лаборанты все устали и у них наступила чайная пауза.
(Воспитатель наливает теплую воду в кружки детям)
Посмотрите, какая у вас вода в кружках? (Ответы детей: прозрачная, теплая).
Как выдумаете, а она может поменять вкус? (изменяет вкус)
Положите кусочек сахара, размешайте, пробуйте? (Ответы детей: вода стала сладкой)
5 эксперимент
Что произойдет, если положить лимон? (Ответы детей: будет пахнуть лимоном)
Как узнать, что будет пахнуть лимоном? (Ответы детей: нужно понюхать)
А если взять пакетик с заваркой, что произойдет? (Ответы детей: чай окрасит воду)
Посмотрите у вас цвет чая в кружке разный, почему, кто догадался? (Ответы детей: пакетик лежал дольше, цвет ярче, положили 2 пакетика, окраска ярче)
4. Осмысление, итоги.
Все лаборанты записывают свои исследования. У вас лежат листочки с окошками. Вы должны нарисовать последовательность проведения эксперимента любого проведенного сегодня, вспомнить последовательность и нарисовать, например в первом окошке кружку с теплой водой, пар над кружкой, в следующем положили ложку или краситель или лимон, или сахар, в следующем другое действие.
Кто хочет рассказать о своей схеме, как проводили эксперимент.
(описание опыта, вывод)
Мы сегодня побывали в лаборатории воды и узнали, что вода бывает прозрачной, растворяет некоторые вещества, меняет цвет, запах, вкус, проводит тепло (теплая вода нагревает предметы).
Вы у меня сегодня молодцы, а теперь лаборанты наводим порядок в лаборатории.
Предварительный просмотр:
Стихи о любимой маме (мнемотаблицы).
Автор Грязнова Л.В., воспитатель
МАДОУ НГО «Детский сад № 10 «Снежок».
Дети очень любят маму и хотят её порадовать, особенно это заметно при подготовке к утренникам 8 марта, день матери. Когда педагог знакомит детей со стихотворениями, они наперебой просят выучить с ними стихи для мамы, бабушки, самого близкого и родного человека. Не всем детям дано быстро запомнить текст, красиво читать стихи, чисто произносить все звуки, не стеснятся окружающих.
Педагог знакомит детей со стихотворением, дет время на осмысление, разъясняет непонятные слова, ещё раз читает стихотворение. Затем предлагает нескольким детям повторить стихотворение вместе со взрослым.
Но педагоги знают, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, поэтому использую мнемотехнику для заучивания стихотворений.
Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющее визуальное, аудиальное и кинестетическое представление, связывающее уже в имеющейся памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Состоит из четырех этапов:
- кодирование в образ,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания стихотворений и текстов, развивает речь детей. В своей работе использую мнемотаблицы, мнемодорожки, мнемоквадраты.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная мышление и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений нахожу в социальных сетях или составляю сама. На первом этапе подбираю опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. Затем размещаю их в таблицу, текст стихотворения размещаю под картинкой.
Использование мнемотехники при разучивании стихотворений очень эффективна, картинки привлекают детей, они легче запоминают текст, стремятся самостоятельно рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
К празднику 8 марта я составила несколько мнемотаблиц, предлагаю Вашему вниманию некоторые.
Источники.
- Википедия.
- «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений» Воспитатель: Деманова Г.В.