1. Учителям

Облиндер Юлия Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструкция по ведению классных журналов

 

            Классный журнал – это  государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

            Ведение классных  журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими):

  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.
  2.  Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).
  3. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.
  4.  Приказ Министерства Просвещения СССР от 8.12.1986г. №241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР». Этот приказ регламентирует проведение инструктажа на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика) и способы фиксации его в классном журнале.
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).

Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за    хранение журналов,  контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.

  Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1-а класс», «5 –б класс» и т.д.).

В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным  в учебном плане на каждый предмет (35 ч. в год – 2 стр., 70 ч. в год – 4 стр., 105 ч. в год – 5 стр., 140 ч. в год – 6 стр., 175 ч. в год – 8 стр., 210ч. в год – 9 стр.).

В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по УВР. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив.  Дата.   Подпись зам. директора». Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.

I. Общие  требования к ведению классных журналов

  1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета четко и  аккуратно на русском языке,  без исправлений. По предмету татарский язык и литература запись делается на татарском языке. Карандаш исключается.
  2. Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы  в соответствии с порядком  их следования   в учебном  плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов,  наименование предмета пишется  со строчной (маленькой) буквы.
  3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью  (Иванова  Наталья  Петровна). 
  4. Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает правую и левую стороны.  Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».

5. На   левой стороне страницы журнала записывается дата проведения урока (арабскими цифрами) и месяц. Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.

6. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием.  При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие  «повтор», запрещены. 

7. В журнале указываются не только темы уроков,  но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например: Самостоятельная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел», Практическая работа № 5 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (или без номера), Контрольный диктант № 2 по теме «Виды предложений по цели высказывания» (или без номера), Практическая работа № 1 «Определение состава почвы» (или без номера);

8. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера  задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы.   Например,  «Повторить …..; составить план, таблицу,  вопросы;  выучить наизусть, ответить на   вопросы и т. д.».   Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать       рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания.  Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.

9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д.  обязательно указывается конкретная тема.

10. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.

11.В конце года на странице, где записывается пройденный материал, учитель записывает число проведенных уроков «по плану» и  «фактически»  и заверяет это личной подписью. Делается   запись:  «Программа  выполнена» или «Не пройдены следующие темы…». Государственные программы должны быть выполнены по всем предметам.

12. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания  обучающихся, а также  ежеурочно отмечать отсутствующих. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока.

13. В клетках для  отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач., осв. Выставление точек, отметок со знаком «минус» не допускается. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока. В случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной оценкой учитель обязан опросить его в 2-4-дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.

14. Отметки за устные и письменные ответы  выставляются  в колонку за то число, когда проводилась работа. Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся (кроме отсутствующих), в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку работ данного вида.

Запрещается выставлять отметки задним числом. 

15. Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературного чтения, татарского языка и литературы (в начальной школе), русского языка и литературы, татарского языка и литературы (в основной и старшей школе). Оценки в этом случае выставляются двумя оценками   в одной колонке  (54,   43).

 16. Отметка  н/а  (не аттестован) может быть выставлена только в случае, если ученик пропустил все занятия за отчётный период (четверть, полугодие). Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счёт неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка. 

 17. Итоговые отметки за четверть, год выставляются   в следующей клетке после записи даты  последнего урока. Не допускается  выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).

18. Текущие отметки следующей четверти выставляются  в  клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.

19.  Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок при одно- и двухчасовой недельной  учебной  нагрузке  по предмету и более 9 при учебной нагрузке более двух часов в неделю  с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.

 20. Не рекомендуется  выставление неудовлетворительных отметок на  первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как  это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению.

21. Запись замены уроков производится следующим образом: на странице заменяемого урока записывается  тема, предусмотренная тематическим планированием,   после этой записи пишется слово «замена» и ставится подпись учителя, проводившего замену. Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель. Если в силу объективных причин замена осуществлялась путём проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делается запись «замена урока ______ (математики, биологии и т.д.)» и ставится подпись.

22. При ошибке при выставлении отметок надо зачеркнуть неправильную отметку и в соседней клетке поставить правильную. Если ошибка делается в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, отметка исправляется так же, как и текущие, при этом   внизу страницы обязательно делается запись: Петров К. – четыре (за 5. 11) – (подпись)  и ставится печать общеобразовательного учреждения.

23. В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из этой ведомости в классный журнал не переносятся.

 

24. В случае длительной болезни учащегося  и в связи с этим  перевода учащегося с очной  на   индивидуальное  обучение  на дому в классном журнале на соответствующей строке делается запись «обучение на дому с 11.10».    Если проводятся занятия на дому, учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.

25. Записи в журнале для надомного обучения в конце  зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются  родителями (законными представителями) ученика.

26. В случае перевода учащегося с очной на экстернатную форму обучения  в классном журнале на соответствующей строке делается запись «экстернат с 11.10». В этом случае в журнал выставляются только результаты промежуточной аттестации, периодичность которой отражена в договоре, на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся». В графе с фамилией экстерна делается запись «Переведен (а) на экстернат с 11.10.02 г. по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету), приказ №__от  « » и выставляются отметки за четверти (полугодия) и год или только за год. Если на экстернатную форму обучения принят учащийся, не входящий в списочный состав школы, то данные о нем в классный журнал не заносятся, а вся документация ведется в установленном порядке.

27.Отметка о выбытии учащегося делается на соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося следующим образом: «выбыл 15.11», а на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф. И. О. учащегося» делается запись «выбыл 15.11.2002г., приказ №    от   «         ».

 

28. Фамилия, имя учащегося, поступившего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на соответствующих страницах по предметам с указанием числа и месяца прибытия, например,  «прибыл   10.11»,  а затем  на следующих страницах  фамилия  и  имя  прибывшего вписывается строго по алфавиту уже без отметки о прибытии; на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл 10.11.2002 г., приказ №    от  « ». Ведомость с     результатами    текущей успеваемости      вновь   прибывшего      ученика      вклеивается      в      конце журнала,      от метки из нее в классный журнал не переносятся

29. Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником. 

30. Если организовано профессиональное обучение учащихся в  ресурсном центре, то отметки (текущие и итоговые) выставляются только в специальном журнале для профессионального обучения. В конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) преподаватели профессионального обучения передают завучу и директору ресурсного центра по профессиональной подготовке  ведомости, в которых выставлены итоговые (четвертные, полугодовые, годовые) оценки. Ведомости, заверенные подписью директора ресурсного центра и печатью, передаются в общеобразовательное учреждение, где учится старшеклассник.  Классный руководитель переносит эти оценки в сводную ведомость учета успеваемости учащихся в графу «профессиональная подготовка».

31. Элективные курсы целесообразно записывать в отдельном журнале (особенно, если элективный курс посещают учащиеся из других школ в условиях сетевого взаимодействия или сформированы группы учащихся на параллели или на элективный курс выделено менее 34 часов). Список  обучающихся  группы (из разных школ, разных классов) заполняется учителем на основании нормативного документа общеобразовательного учреждения (приказа). Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки  нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым (или оценен  отметкой), если ученик:

а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б) выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат.

      В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса. 

32. Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

 

 II. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам

 

Начальная школа

  1. В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета «Обучение грамоте» не существует. В связи с тем, что в БУПе имеются такие  названия учебных предметов, как «Литературное чтение» и «Русский язык», в период обучения грамоте запись в журнале должна быть соответствующей: «литературное чтение» (чтение) и «русский язык» (письмо), а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык». 
  2. Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:
  1. в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;
  2. во 2-м классе – до 1,5 часов;
  3. в 3-4-м классах – до 2 часов.

( Основание:  Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в котором сказано, что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.11.2002 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом обязательны лишь со 2-го класса).

  1. По физической культуре в графе «Что пройдено на уроке» фиксируются тема согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по разделу программного материала, указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр.
  2. При проведении трёхразовых  занятий физической культурой в неделю в графе «Что пройдено на уроке» каждый третий   урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим образом: Урок-игра…, Соревнование….
  3.  На уроках физической культуры, изобразительного искусства и музыки по решению педсовета, управляющего совета общеобразовательного учреждения (Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 03.06.2003 г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Письмо Минобразования РФ от 03.10.2003г. №13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; Письмо Минобразования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13 «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, ИЗО, музыке в общеобразовательных учреждениях») целесообразно вводить зачетную систему. В оценочной деятельности по зачётной системе вместо отметок ставить «» (зачтено) или «н/» (не зачтено). Зачет следует ставить по итогам  четверти (триместра).
  4. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год: за I, II, III, учебные четверти и в конце года. 

 

Русский язык

1.Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются дробью в одной колонке (54, 33):  за диктанты – первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая – за содержание, вторая – за грамотность.

2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.»

3. Изложение и сочинение по развитию речи записывается следующим образом:

Если работа над изложением // сочинением велась два урока, то запись необходимо оформить так:

<первый урок> Р.р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.

<второй урок> Р.р. Написание сочинения-размышления.

<первый урок> Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «…..».

<второй урок> Р.р.  Изложение с элементами сочинения  по теме «...».

4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Литература

1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.», по внеклассному чтению – «Вн. чт.».

2. Сочинения следует записывать так:

5.10. Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов серебряного века.

5.10.  Р.р. Написание сочинения по творчеству поэтов серебряного века.

3. Отметки за творческие работы выставляются: первая – за содержание, вторая – за грамотность.

4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.

5. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда было дано задание написать домашнее сочинение. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

6. В старших классах обе оценки за сочинение по литературе, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе. Однако оценка за грамотность учитывается при выставлении итоговой отметки по русскому языку.

 

Математика

1. В связи с введением итоговой аттестации в 9 классе по алгебре и геометрии в новой форме, а также единого государственного экзамена по математике в 11 классе,  необходимо   в каждом классе (с 5 по 11 кл.) по стержневым линиям курса математики проводить контроль знаний и умений учащихся в любой форме: традиционная самостоятельная работа или тест (время проведения 5-20 минут). Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться  выборочно на усмотрение учителя.

2. Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:

Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.

Пример 2: Производная. Тест.

История и обществознание

1. В 10-11 классах необходимо вести раздельное заполнение прохождения программы по всеобщей истории и истории России с соответствующей аттестацией учащихся и с учётом итоговой записи прохождения предмета. Оценка по всеобщей истории выставляется за полугодие, а по истории России по четвертям. (См. Письма Министерства образования Российской Федерации № 916/11-12 от 07.06 1999 г. и № 718/11-13 от 16.05.2000 г. «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» в 1999-2000 и в 2000-2001 учебных годах, «Вестник образования», октябрь,1999 г, июль №14, 2000 г., Письмо МО и Н РТ   №4978/8 от 08.08.2008г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 уч.году»).

2. При заполнении журналов указываются предметы: «обществознание» (6-11 классы), «история» (5-9 классы), «всеобщая история» (10-11 классы), «история России» (10-11 классы).  Допускается ведение отдельных записей на разных страницах по всеобщей и отечественной истории с 6 класса.

3. В классах социально-гуманитарного профиля при заполнении журнала  указываются предметы: «История России», «Всеобщая история», «История татарского народа и Татарстана».

4. В 9-11 классах в целях подготовки обучающихся к государственной  (итоговой) аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться выборочно. Пример: Реформы 60-70-х годов XIX века. Тест.

 

Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

  1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». 
  2.  В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику. 

3.   Если в начальной школе изучается модуль «Практика работы на компьютере», то журнал заполняется на странице предмета «Технология»; если же младшие школьники изучают «Информатику и ИКТ» как самостоятельные предмет, то журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

 

География

По предмету «география»   имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, что обязательно отражается в календарно-тематическом планировании. Пример записи практической работы: Практическая работа № 5 «Построение графика температуры и облачности». Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Иностранный язык

            1. На правой странице разворота журнала учитель записывает тему, изучавшуюся на уроке, точно в соответствии с содержанием Федеральной примерной программы 2004 года, задания на дом. Все записи ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык. Указывая тему, рассчитанную на несколько уроков, учитель указывает количество часов на изучение, например, «Молодежь в современном мире. 8 час.».

            2. В графе «Что пройдено» помимо темы обязательно надо указать одну из основных учебных задач урока по аспектам языка (лексика, грамматика) или видам речевой деятельности (чтение, восприятие на слух, говорение, письмо), его содержание. Таким образом, работа учащихся над темой фиксируется поэтапно. При этом общую тему, над которой ведется работа, рекомендуется указывать один раз. Надо помнить, что указывается тема урока, а не формы работы на уроке (лекция, семинар, тестирование, работа с таблицей и т.п.). Например: 

1 вариант

2.09

Времена года. 6 часов. Формирование лексических навыков говорения.

3.09

Формирование лексических навыков аудирования, чтения, письма.

6.09

Множественное число имен существительных.

1.09

Обучение чтению с извлечением основной информации “Времена года”.

3.09

Чтение с извлечением полной информации «Зимой в лесу». Аудирование по теме.

5.09

Защита проектов по теме.

 

2 вариант

2.09

Времена года. 6 часов. Новая лексика.

3.09

Глагол to be.

6.09

Чтение “Времена года”

1.09

Чтение «Зимой в лесу»

3.09

Аудирование по теме.

5.09

Урок речи по теме.

3. В классном журнале необходимо отражать сведения о периодическом (почетвертном) контроле на уровне речевых умений (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо), который осуществляется согласно представленной таблице:

Уровень изучения

Классы

Количество контрольных работ

(периодический контроль)

Базовый

3 – 11

не менее 1 раза в четверть по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).

Углубленный (филологический профиль)

3 –11

не менее 1 раза в четверть (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо, лексико-грамматический контроль, перевод профильных текстов).

Контроль каждого вида речевой деятельности проводится на отдельном уроке.  Оценка по каждому виду речевой деятельности выставляется отдельно.   Длительность проведения периодического контроля – до 20 минут по одному из видов речевой деятельности. На контроль говорения отводится отдельный урок. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа. О форме письменной работы должна быть в журнале справа соответствующая запись с обязательной пометкой вида речевой деятельности, по которой проводилась данная работа. Не допускаются записи типа: Контрольная работа № 1. Правильная запись: Контроль навыков чтения. 

            4. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим вычислением на основе  отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.

Физическая культура

1. Новая тема (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т.д.) начинается с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Что пройдено на уроке» (Например: «Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Обучение метанию теннисного мяча»).

  1. 2. В графе «Что пройдено на уроке» указывается методическая задача урока согласно календарно-тематическому планированию и указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр. (Например: «Обучение низкому старту. Народная игра «Салки»», «Повторение техники стартового разгона. Народная игра «Два мороза»», «Сдача контрольного норматива – бег 30 м. Подвижная игра «Третий лишний»» и т.д.). Не допускаются следующие записи: «Прыжок через козла», «Бег 30 м».
  2. При проведении трёхразовых (четырёхразовых) занятий физической культурой в неделю в графе «Что пройдено на уроке» каждый третий (четвертый) урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим образом: Урок-игра…, Соревнование… .

3. В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно-тематическому планированию (Например: «Составить комплекс общеразвивающих упражнений», «Повторить низкий старт» и т.д.).

4. Программой по физической культуре предусмотрено блочное изучение материала. В связи с этим в журнале записываются вначале темы одного блока, затем другого. Например: в 5 классе в I четверти вначале записываются все 12 уроков по легкой атлетике, затем 15 занятий спортивных игр.

            5. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.).

            6. Итоговая оценка успеваемости за четверть, триместр, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», «3», «2» и «5», годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).

7. Пример заполнения классного журнала 11 класса по физической культуре:

 

Число и месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

15.02.

Волейбол. Совершенствование техники подач мяча. Варианты подач мяча. Учебная игра в волейбол.

Прыжки со скакалкой за 30 сек.

Приседание на одной ноге

 (с поддержкой).

17.02.

Совершенствование техники нападающего удара. Учебная игра в волейбол.

Прыжки вверх из полуприседа.

19.02.

Соревнование с элементами волейбола.

Функциональные пробы на ЧСС.

22.02.

Волейбол. Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники волейбола.

Карточка самостоятельных заданий №17.

 

III. Требования к ведению журнала классным руководителем.

1. Списки обучающихся (фамилии и имена) заполняются  только классным руководителем в алфавитном порядке по всем   учебным предметам. Все изменения в списочном составе  учащихся  в журнале (выбытие, прибытие) может делать только классный руководитель после получения им необходимого документа (приказа по школе, подтверждающего убытие или прибытие). Например: Петров Андрей выбыл 09.02.2009г. приказ 20 09.02.08 №27.

2. Классный руководитель в течение первых двух недель сентября заполняет   страницы «Итоговая ведомость успеваемости учащихся», «Сведения о пропущенных уроках», «Общие сведения об учащихся». 

3.  Учет пропусков занятий учащимися  ведется классным  руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти.

4. Четвертные, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная  ведомость учета успеваемости учащихся» на  второй день после окончания  четверти, года. Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением XI (XII) классов, которые сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзаменационных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).

5.  По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная  ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика  делает    следующие записи:

     - переведен в 7 «А» класс, протокол от _____  №____;

     - условно переведен в 7 «А» класс, протокол от _____  №____;

     - переведен   в 7 «А» класс и награжден Похвальным листом, протокол от _____  №____;

     - оставлен на повторный курс в 6 «А» классе, протокол от ____№____;

     - выбыл в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года, приказ по школе от ___ №___;

     - допущен к экзаменам, протокол от __№____;

     - выдан аттестат об основном общем образовании, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат об основном общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат об основном общем образовании особого образца, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании, протокол от __ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от __ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании особого образца, награжден золотой (серебряной) медалью, протокол от __ №__;

     - выдана справка о прослушивании курса среднего общего образования, протокол от ___ №__.

6. Запись тем   занятий по Правилам дорожного движения   и др. производится на отдельных страницах журнала в соответствии  с тематическим планированием. Занятия по данным   курсам проводятся  за счет времени, отводимого на проведение классных часов. На отдельной странице классного журнала могут фиксироваться классные часы,  родительские собрания (эти виды деятельности нормируются, оплачиваются за счёт неаудиторной занятости и подлежат учёту со стороны администрации).

 

IV. Порядок проверки классных журналов директором школы и заместителями директора

1. Директор и заместители директора обязаны осуществлять контроль за правильностью ведения классных журналов, что находит отражение в плане внутришкольного контроля.

2. Возможные направления и периодичность проверки классных журналов

Направления проверки классных журналов

Периодичность контроля

Качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями

 

4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь)

Выполнение программы

1 раз в четверть

Объём домашних заданий обучающихся

1 раз в полугодие

Работа учителя по учёту уровня обученности слабоуспевающих и  высокомотивированных учащихся 

2 раза в год

Своевременность и объективность выставления отметок обучающимся

1 раз в четверть

Посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий

1 раз в месяц

3. Итоги проверки классных журналов отражаются в справках, приказах по общеобразовательному учреждению. Запись о  результатах проверки делается на соответствующей странице журнала. Например: 10.09.2008г. Цель проверки: правильность оформления журнала. Не заполнены страницы  «Сведения о родителях». Подпись зам. директора.

Педагог, которому сделано замечание, обязан его устранить (по возможности), о чём делается соответствующая запись на странице «Замечания по ведению классного журнала» в графе «Отметка о выполнении».  Например: 16.09.2008 г. Замечания  ликвидированы Подпись учителя .21.11.2008г. Замечание принято к сведению. Подпись учителя.

 

При составлении инструкции использовано инструктивное письмо Муниципального учреждения «Ровеньский отдел образования», инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 27.02.2009 года №9-06/547-ИВ, содержащее рекомендации по ведению классных журналов, инструкция по ведению классных журналов, разработанная заместителем начальника отдела учреждений образования и реализации приоритетных проектов департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области  О.И. Медведева, специалистами  БелРИПКППС: О.В. Вертелецкая, М.В. Карпухина, Л.В. Коротенко, Л.Л. Коцарев, Л.Л. Кравцова, Ю.А. Лобашова, Л.Н. Москвитина, А.А. Никифоров, В.И. Повольнова, Н.И. Ромашова, Т.В. Сластина



Предварительный просмотр:

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор МБОУ

                                                                                                Озёрной СОШ №9

                                                                                                ___________Сафонова О.И.

                                                                                                Приказ № 96

                                                                                                от «16» июня  2015 г.

П О Л О Ж Е Н И Е

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ  УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

                                                                                                                              Обсуждено

                                                                                                   на педагогическом совете                

                                                                                                   Протокол  № __

                                                                                                   от «___» марта  2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) МБОУ ОЗЁРНОЙ СОШ №9.

1. Общие положения.

1.1. Рабочая программа является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объеме, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.

     Учебная программа определяет ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.

2.Составление рабочей программы.

    Рабочая программа по учебному предмету (курсу) разрабатывается учителем на основе Федерального компонента государственного стандарта образования и соответствующей ему примерной программы по данному предмету.

   Структура рабочей программы:

-  титульный лист (Приложение 1);

-  структура (оглавление с указанием стр.);

-  пояснительная записка;

-  содержание образовательной программы;

-  практические занятия по предмету (контроль уровня обученности);

-  требования к уровню подготовки обучающихся;

-  критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;

-  источники информации;

-  средства обучения;

-  Приложение 1. Календарно-тематическое планирование;

-  Приложение 2. Оценочные материалы.

3.Титульный лист содержит:

- название образовательного учреждения по Уставу (вверху);

-название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа (с прописью слов: «Рабочая программа по ____»), класса, обучения, учебного года;

- ФИО разработчика программы;

   - гриф   «Рассмотрена   на   школьном   методическом   объединении  учителей ________ (указать цикл), протокол № ____от __________» (внизу справа);

- гриф «Согласована с заместителем директора по УВР» (ФИО, подпись, дата) (вверху слева);

- гриф «Утверждаю. Директор МБОУ        » (ФИО, подпись, «приказ № ____ от ____», которым утверждена программа, печать ОУ) (вверху справа);

- название села, в котором подготовлена программа (внизу);

-  год составления программы (ниже).

4. Пояснительная записка.

    Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чем основана составленная программа учебного предмета (курса):

1) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004г. №1089;

2) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;

3) Образовательная программа МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №___от______;

4)  Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №96 от 16.06.2015г.;

    Для разработки рабочих программ предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей), реализующих адаптированную образовательную программу необходимо указать следующие документы:

1)Образовательная программа МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №___от______;

2)Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №96 от16.06.2015г;

Отмечается соответствие  программы  Федеральному компоненту государственного стандарта   образования    и  учебному   плану образовательного учреждения.

Далее следует:

- указание, в какой образовательный компонент учебного плана образовательного учреждения (далее ОУ) входит предмет (федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения):

1-9 классы:

  «Является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого   отводится  ______недельных   часов», если  число часов   увеличено, то прописать, что «за счет часов компонента образовательного учреждения число недельных часов увеличено до ___», далее объяснить, с какой целью это сделано.

«Является предметом регионального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится         ______ недельных часов».

«Является  предметом компонента образовательного учреждения,  на реализацию которого отводится ______недельных часов».

10-11 классы:

  «Является   предметом   Федерального   компонента  учебного   плана   ОУ   базового уровня, на реализацию которого отводится        ____недельных часов». Если число часов увеличено,   то   прописать,  что «за  счет  часов компонента   образовательного учреждения число недельных часов увеличено до ___», далее объяснить, с какой целью это сделано.

 «Является   предметом   (курсом)   по   выбору   на   базовом   уровне   Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится _____недельных часов».

  «Является  предметом  компонента образовательного учреждения,  на реализацию которого отводится         недельных часов».

- краткая характеристика сущности данного предмета (курса), его функции, специфика и значение для решения целей и задач образования;

- цели и задачи преподавания учебного предмета (курса);

- общая характеристика учебного предмета (курса);

- логические связи данной дисциплины с остальными дисциплинами (разделами дисциплин), т.е. межпредметные и внутрипредметные связи;

  - указывается точное  название  авторской  учебной  программы  по  предмету  с  полным библиографическим описанием (автор(ы), место и год издания) с учетом которой разрабатывается рабочая программа по предмету;

- соответствие используемых учебников Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на учебный год (приказ Минобрнауки России от…).

5.Раздел «Содержание образовательной программы».

Оформлять содержание учебной дисциплины необходимо по следующей схеме:

№ п/п темы (раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

6. Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Это установленные стандартом результаты освоения обязательного минимума Федерального компонента государственного стандарта образования. Преемственность по уровням общего образования и учебным предметам.

    Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Определяются требования к уровню подготовки учащегося каждого класса.

7. В раздел «Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся» должны быть включены критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по всем видам контроля: устные ответы, контрольные, самостоятельные, лабораторные, графические и практические работы; сочинения и изложения; контрольное списывание; диктанты; тестовые задания; зачеты; выразительное чтение текста наизусть.

8. В разделе «Источники информации» указываются:

- материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия с полным библиографическим описанием, рабочие тетради по предмету и т.д.), обеспечивающие полноту изучения учебной дисциплины;

- методические рекомендации федерального и республиканского уровней по изучению предмета (курса) для учителя;

- основная дополнительная литература, имеющаяся в классе;

- литература для учащихся (учебная и научно-популярная);

- Интернет-ресурсы.

9. В разделе «Средства обучения» необходимо прописать имеющиеся в распоряжении кабинета учителя (и других кабинетов ОУ) средства, позволяющие реализовать программу в данном классе в полном объеме:

-информационные средства обучения:

- компьютеры;

- мультимедиа;

- интерактивная доска;

- электронные учебники (диски);

- флэш-карты (запоминающие устройств).

- технические средства обучения (перечень аудио- и видеосредств);

- комплекты таблиц, гербариев, коллекций и т.д.;

- комплекты оборудования лабораторных опытов, практических и лабораторных работ, демонстраций;

- комплекты оборудования по технологии, физической культуре и т.д.

10. Раздел «Приложение».

10.1.«Календарно-тематическое планирование»

   Обязательные разделы календарно-тематического планирования: № п/п,  тема урока, дата проведения урока (по плану, фактически), вид практического занятия, контроля.

 Схема планирования:        

№ п/п

Тема урока

Вид практического

занятия, контроля

Дата проведения

по плану

фактически

В  графе   «Вид практического   занятия, контроля»   указываются необходимые по программе практические  занятия, контрольные и самостоятельные работы, тесты, диктанты, распределенных по темам:

    Отмечаются:

- по русскому языку - контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;

- литературе - контрольные работы, уроки развития речи и внеклассного чтения, тексты (стихи) для заучивания наизусть, тесты;

- математике - контрольные  и самостоятельные работы, тесты, диктанты;

- физике, химии, биологии - контрольные и лабораторные работы, тесты;

- географии - контрольные и практические работы;

- истории и обществознанию - контрольные срезы знаний, тесты;

- иностранному языку - контрольные работы, тесты;

- технологии, ОБЖ - контрольные и практические работы, тесты;

- музыке, изобразительному искусству - практические работы и контрольные срезы знаний;

- физической культуре - нормативы физической подготовленности учащихся;

- информатике – практические работы, контрольные работы (срезы), тесты.

Для разработки рабочих программ предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей), реализующих адаптированную образовательную программу календарно – тематическое планирование необходимо оформлять по следующей схеме:

№ п/п

Тема урока

Вид практического занятия, контроля

Коррекционная работа

(по разделам)

Дата проведения

по плану

фактически

10.2. «Оценочные материалы».

В данном блоке необходимо разместить тексты оценочных  материалов по всем контрольным работам по предмету в соответствии с их номером, указанным в календарно-тематическом планировании.

12. Рассмотрение, экспертиза, согласование и утверждение рабочей программы по учебному предмету (курсу).

     Рабочая программа рассматривается на заседании школьного методического объединения, членом которого является разработчик. После обсуждения программы выносится решение: «Рабочая программа для класса учителя (ФИО) рекомендуется для использования в учебном году».

     Рекомендованная методическим объединением для использования рабочая программа согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (ФИО, подпись, дата).

13. Действие образовательной программы.

     Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному предмету и рассчитана на учебный год.

    Каждый учебный год до 1 сентября рабочие программы на уровне образовательного учреждения проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.



Предварительный просмотр:

                                                   

                               ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «Снова школа»

         

                                                     

    Работу выполнила: Облиндер Юлия Владимировна, учитель иностранного языка

                                                                                                          МБОУ «Озерная средняя школа № 9»

         С.Черное Озеро

        2019г.

                                                                                                                   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Тема: Aber jetzt ist schon längst wieder Schule!.

Класс: 8

Цель: формирование лингвистической компетенции

Задачи:

речевая компетенция: развивать навыки чтения с пониманием основного содержания прочитанного, навыки аудирования;

языковая компетенция: практиковать в употреблении лексических единиц по теме «Школа»;

социокультурная компетенция: познакомить с системой образования в Германии;

компенсаторная компетенция: развивать языковую догадку, память;

учебный аспект: овладевать видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом;

воспитательный аспект: повышать интерес к изучению иностранного языка, воспитывать культуру языкового общения, уважительного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

регулятивные: определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами немецкого языка;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотографии, карточки с тестовыми заданиями, схема.

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы обучения

Прогнозируемый результат

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Оргмомент

2 мин.

беседа: Guten Tag! Setzt euch! Der wievielte ist heute? Wer fehlt?

учащиеся приветствуют учителя, дежурный ученик отвечает на вопросы, остальные дополняют

фронтальная работа

личностные УУД:

готовность учащихся к уроку, готовность к восприятию иноязычной речи

учебная доска

2.Речевая зарядка

3 мин.

вопросы для обсуждения: Was geht ihr? Wie ist heute das Wetter? Wen und was seht ihr heute am Wege zur Schule?

учащиеся высказываются, говорят о настроении, о встрече с одноклассниками

фронтальная работа

личностные:

освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности

3.Контроль домашнего задания.

8-10 мин.

Und jetzt kontrollieren wir eure Hausaufgabe.

Ihr habt zu Hause  Wörter zum Thema “Schule” wiederholt? Sagt einander diese Wörter!

Und jetzt hört aufmerkzam Fragen zu und schreibt richtig.

1. Wohin gehen die Schüler, um zu turnen?

2. Wo finden verschiedene Veranstalltungen statt?

3. Wo essen die Schüler?

4. Wohin gehen die Schüler, um Bücher zu nehmen?

5. Wo finden im Sommer Wettkämfe statt?

6. Und Informatikstunden, in welchem Schulraum studiert man Informatik?

Und jetzt seht auf die Tafel und kontrolliert selbst!

Und jetzt hören wir Alex. Er erzählt über unsere Schule. Seht auf die Tafel und hört zu!

Nun gut, antwortet auf meine Fragen:

Wo befindet sich unsere Schule? Wie ist sie? Wie viel Etage hat die Schule? Welche Räume gibt es in der Schule? Wie sind die Klassenräume? Wie sind sie? Und wo liegen sie? Welche Schulfächer sind auf dem Stundenplan?

Nun gut! Und jetzt wer will über die Schule erzählen?

учащиеся работают в парах, называют друг другу слова по теме «Школа», которые повторили дома.

учащиеся работают самостоятельно, записывают слова в тетрадях

учащиеся сверяют свои ответы

ученик рассказывает о своей школе, остальные – слушают.

учащиеся отвечают на вопросы

1-2 учащихся рассказывают о школе, остальные –слушают

работа в парах

самостоятельная работа

самопроверка

фронтальная работа

индивидуальный опрос

регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

личностные УУД: развитие самостоятельности

регулятивные:

умение контролировать свои действия, адекватно понимать оценку учителя, одноклассника

коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной форме

Слайд 2

Слайды 3-11

фотографии о школе

приложение 1

4.Работа по теме урока

до 30  мин.

Macht die Bücher auf,

 Seite 54! Wie heißt unser Thema? Was  machen wir heute in der Stunde, wie meint  ihr?

Übung 1. Lesen wir!

Lena liest? Hört zu!

 

Seht auf die Tafel! (контроль прослушанного)

Und jetzt arbeiten wir mit neuen Wörter!

Seht auf die Tafel!

Wir lesen die Wörter,

 sagt nach mir!

Lest, bitte,  den

Kommentar, Seite 54-55

Kontrollieren wir das Gelesene! Sagt bitte, wie viel Stufen hat das Schulsystem in Deutschland?

Jetzt arbeiten wir mit dem Text “Die Schule in Deutschland”.

Lest und sucht im Text die wichtigste Information!

Arbeiten wir weiter!

Lest die Fragen und wählt die richtige Antwort!

учащиеся формулируют задачи урока

ученица читает, остальные – следят и слушают.

учащиеся просматривают, делают вывод

учащиеся читают хором за учителем

учащиеся читают комментарий, рассматривают схему о системе школьного образования в Германии

ответы учащихся

учащиеся читают текст, выбирают информацию

учащиеся читают вопросы, выбирают ответы

фронтальная работа

фронтальная работа

учащиеся читают хором за учителем

самостоятельная работа

объяснительно-иллюстративный метод

фронтальная работа

самостоятельная работа

частично-поисковый метод

фронтальная работа

личностные: целеполагание

регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи

познавательные: осуществлять анализ прочитанного; преобразовывать информацию

коммуникативные:

отработка и овладение произносительными навыками

познавательные: осуществлять анализ прочитанного, уметь

 преобразовывать информацию

познавательные: 

поиск и выделение информации

познавательные: уметь составлять ответы на вопросы

учебник «Немецкий язык», шаги 4

Слайд 14

Слайд 15

Учебник «Немецкий язык», шаги 4

схема (стр.55 учебника «Немецкий язык», шаги 4)

Текст «Die Schule in Deutschland»

Приложение 2

5.Заключитель

ный этап урока. Этап рефлексии

2 мин.

Was habt ihr heute Neues erfahren? Wie habt ihr heute gearbeitet? Welche Noten bekommt ihr heute?

Was meint ihr?

учитель выставляет оценки учащимся, отмечает лучшие ответы

Nun gut! Schreibt bitte Hausaufgaben:

Seite 57,  Übung 3,

 neue Wörter lernen.

Alles Gutes!

Auf Wiedersehen!

учащиеся высказывают свои мнения, говорят о новых знаниях называют

учащиеся записывают домашнее задание в дневниках

фронтальная работа

личностные: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности

регулятивные:

оценка своих действий

                                                                   Список литературы

Для учащихся:

Бим, И. Л. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др.]. Книга для чтения / сост. Е. В. Игнатова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 271 с. : ил. – (Шаги). ISBN 978-5-09-023475-7.

Для учителя:

Бим, И. Л. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др.]. Книга для чтения / сост. Е. В. Игнатова. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 271 с. : ил. – (Шаги). ISBN 978-5-09-023475-7.

Лемякина, О.В. Немецкий язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.М. Санниковой и др. 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с. ISBN 978-5-7057-0602-0.

Жарова, Р. Х. Тесты по немецкому языку: 8-й кл.: к учеб. И.Л. Бим и др. «Шаги-4»: учебно-метод. пособие / Р. Х. Жарова, Е.В. Дьяконова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 127, [1] c. – (Учебно-методический комплект). ISBN 5-472-01662-2.

Семенцова, Е.А. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку: 8-й класс: к учебнику И.Л. Бим и др. «Шаги-4»: учебно-методическое пособие / Е.А. Семенцова. – М.: Экзамен, 2006. – 95, [1] с. – (Серия «Учебно-методический комплект»).                    ISBN 5-472-00648-1.

lits                                                               актовый зал                                                                 Приложение 1

компьютерный кабинет                                                                  школьная-столовая-обед

класс                                                                                      спорт зал                                                                             

Приложение 2

  1. Müssen die  Kinder in Deutschland eine Vorschule besuchen?
  1. Ja, alle Kinder ab 4 Jahre bechuchen eine Vorschule.
  2. Nein, nur wenn die Eltern es swollen.
  3. Nein, den es gibt gar keine Vorschule in Deutschland.
  1. Mit wie viel Jahren müssen die Kinder in Deutschland zur Schule gehen?
  1. Mit 4 Jahren.
  2. Mit 6 Jahren.
  3. Mit 7 Jahren.

     3.  Auf welcher Schule kann man das Abitur machen?

          1.  Auf der Hauptschule.

          2.  Auf der Realschule.  

          3.  Auf dem Gymnasium.

      4. Wie lange muss man zur Schule gehen, um das Abitur zu machen?

           1.  13 Jahre.

           2.  10 Jahre.

           3.  11 Jahre.

      5.  Was machen die meisten Schüler nach dem Abitur?

           1.  Sie suchen eine Lehrstelle.

           2.  Sie beginnen ein Studium an einer Universität.

           3.  Sie fangen an, in einem Beruf  zu arbeiten.



Предварительный просмотр:

Урок  немецкого языка в 6 классе

Тема: «Deutsche Schulen.Wie sind sie?»

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции на основе изученных ЛЕ,

речевых и грамматических структур по теме: ”Die Schule”

Задачи:

Образовательные

  1. Обобщение  и систематизация знаний обучающихся по изученной теме

 посредством решения коммуникативных задач.

  1. Формирование  умения быстро реагировать на поставленный вопрос и строить монологическое высказывание о своей школе и  школе Германии с использованием наглядного материала.

Развивающие

  1. Развитие учащихся познавательные способности: внимание, воображение, память.
  2. Развитие коммуникабельных способностей учащихся.
  3. Развитие основных мыслительных процессов: анализ, сравнение, выделение главного, обобщение и развитие логики мышления.

Воспитательные

  1. Воспитание  уважительного отношения к школе.
  2. Развитие чувства любви к своей школе и гражданской позиции, развитие  у учащихся общекультурной и коммуникативной компетенций.
  3. Поддержание интереса к изучению иностранного языка и  формировать     познавательную деятельность и активность учащихся.

Оборудование урока:

  • Презентация к уроку (может использоваться в режиме интерактивной доски)
  • Учебное пособие “Итак, немецкий!”, Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева, М. Гербер.
  • Дидактический раздаточный материал для организации контроля и самоконтроля.
  • Грамматические материал: “Перфект сильных и слабых глаголов”, “ ”

Ход урока:

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся:

 Guten Tag, meine kleine  Freunde!

 Einen schonen guten Morgen, meine Kollegen, unsere Gaste. Ich bin froh Sie zu sehen.

 Und unsere Deutschstunde beginnt.

 Kinder, wie geht es ihnen?

 Wie geht es dir,  Jascha?

Wie findest du einen Tag , Dascha?

Also,wir sind in guter Laune. Das freut mich sehr. Ich bin auch in gutter Laune .

Wir beginnen unsere Arbeit.

Рапорт дежурных:

-Wer hat heute Klassendienst?

-Der wievielte ist heute?

-Welcher Wochentag ist heute?

-Wer fehlt heute?

-Ja,  heute ist der 23 Dezember?

Und jetzt beschreiben wir das Wetter. Wie ist das Wetter heute? Scheint die Sonne heute? Wie ist der Himmel? Ist es kalt? Ist es windig? Gefallt euch das Wetter heute?

-Danke. Wir beginnen unsere Arbeit.

Lehrer:

Guten Tag! Setz  euch, bitte. Wer hat heute Klassendienst? Wer fehlt heute? Der wievielte ist heute?  Haben sie gute Laune? Ich bitte euch, ruhig zu sitzen.

Ich bitte euch, besonders gut zu antworten.

Ich möchte euch am Anfang der Stunde ein Rätsel lesen. Ratet bitte!

  Im Garten steht ein schönes Haus,

  Dort gehen Kinder ein und aus

  Sie lernen, turnen, singen hier,

  Wie heisst das Haus, wer sagt das mir? (die Schule)

Lehrer:

Das stimmt. Heute sprechen wir über die Schule.

Unser Thema ist auch «Die deutschen Schulen. Wie sind sie?».

Das Ziel der Stunde: Lexik trainieren, um gut deutsch zu diesem Thema zu sprechen. Ist das Thema interessant? Warum?

II.Фонетическая зарядка

Lehrer:

Hier ist das Gedicht über die Schule. Hὂrt zu und Sprecht mir nach!

In der Schule lernt man viel:

Lesen, Rechnen, Sport und Spiel,

Basteln, Singen, Turnen, Schreiben-

Niemand will ein DUMMKOPF bleiben.

Was machen wir in der Schule? (wir lesen, schreiben, Theater spielen, Rätsel raten, Übungen machen usw.).

III. Основная часть урока:

1.Систематизация  знаний.

Lehrer:

          Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. Das ist eine offene Stunde. Sie sollen ihre Kentnisse zeigen.Wir haben sehr viel ueber deutschen Schulen besprochen. Ich habe einen Brief bekommen. Deutsche Schüler wollen über die Kinder in Russland viel wissen.

(учитель читает письмо на немецком языке)

          Hallo! Ich begrüsse euch. Ich bin Hans Müller.

          Ist das die Klasse 6? Sehr gut.

         Ich komme aus Deutschland nach Russland. Ich bin Korespondent.

         Ich schreibe verschiedene Artikel für unsere Zeitschrift.

         Ich interessiere mich für das Leben der russischen Schüler im Russland.

         Kinder, erzählt mir über sich, über die Schule!

Lehrer:

Wir müssen über russische Schule erzählen.

         Aufgabe 1.    Was gibt es in jeder deutschen und russischen Schule?

                       Wiederholen wir unsere Lexik!

                       Arbeitet mit Kärtchen!

                       Stellt die Nummer des Wortes und seiner Übersetzung zusammen!

1. die Eingangshalle       1.расписание уроков

2. das Erdgeschoss          2. вестибюль

3. das Schulgebäude       3.мастерская

4. die Werkstatt              4.парта

5. der Räderstand           5.стоянка велосипедов

6. ein extra Raum           6.зеркало

7. die Schulbank             7.здание школы

8. die Treppe                 8.первый этаж

9. der Spiegel                9.специальное помещение

10. der Stundenplan      10.лестница

(дети проверяют друг у друга задания)

2.Развитие навыков устной речи.

 Aufgabe 1.

 Machen wir eine kleine Exkursion durch unsere Schule!

(на экран проецируются фотографии с изображением школы и отдельных помещений в школе)

а) Das ist unsere Schule. Wie ist die Schule? (dreistöckig, schön, groß, modern)

  Was befindet sich im ersten/zweiten Stock?(Дети называют,что находится на первом этаже, затем на втором и т.д.)

Все слова по-немецки написаны на больших белых кирпичиках. Учитель выстраивает сначала из слов первый этаж, а затем последующие.

  • Welche Räume gibt es in unserer Schule?(дети дают полный ответ на вопрос учителя)

Beginnen Sie so: Im ersten Stock befindet sich.....

b)Beantworten Sie auf die Fragen?- Was für ein Raum ist das?

( на слайдах школьные помещения )

c) Arbeitet zu zwei!Was machen wir in diesen Räumen?

(дети друг другу задают вопросы -Wo kann man springen?- In der Sporthalle u.a.)

 3.Физкультминутка (Turnpause)

Ich bin groß wie ein Haus. (дети поднимают руки вверх)

Ich bin klein wie eineMaus (zusammen).(все присаживаются на корточки)

4. Работа с текстом

Lehrer:

Nun gut! Lesen Sie einen Text und beantworten  auf die Fragen.

 Hier ist eine kleine Erzählung über die deutsche Schule. Wer liest am besste?

(Дети читают по очереди предложения).

Unsere Schule ist gross und schön. Sie liegt im Garten, am Stadtrand. Sie ist  hell und sauber. Sie ist zweistöckig.

Im Erdgeschoss liegen eine Einganshalle, ein Direktorkabinett,  eine Speisehalle, viele Klassenzimmer, Werkstätte.

Im ersten Stock liegen viele Fachkabinette, ein Lehrerzimmer, eine Aula, eine Bibliothek, eine Sporthalle.

Im zweiten Stock liegen viele Fachkabinette, ein Museum, ein Zahnkabinett.

Wir lieben unsere Schule und sorgen hier für Ordnung. Wir lernen fleißig hier.

Lehrer:

Wo liegt diese Schule? Wie ist sie?  Was liegt im Erdgeschoß?  Was befindet sich im ersten Stock? Im zweiten? Wer arbeitet in der Schule? Wie lernen die Schüler?

Lehrer: Wir haben heute viel über unsere Schule gesprochen. Sagt, bitte, eure Meinung über unsere Schule!Vergleichen Sie eine Schule im Russland mit einer deutsche Schule.

(Детям раздаются листочки с незаконченными предложениями о школе, которые они дополняют и читаю вслух, каждый свое предложение).

1.Unsere Schule ist …

2. Sie ist ...

3.In der Schule gibt es..

4.Im ersten Stock befindet sich......

5.Im zweiten Stock befindet sich.....

6.Im dritten Stock befindet sich.....

7. Die Kinder......in der Schule.

8.Sie.........dort.

9.Unsere Schule ist.....als deutsche Schule.

(Дети называют сравнительную степень имени прилагательного.)

10. Ich liebe meine.....

IV. Заключительный этап урока.

  1. Подведение  итогов урока.

Also, alle haben gut, aktiv gearbeitet.

Alle  bekommen  gute Noten.Danke für die Arbeit!

2.Die Hausaufgabe ist,unseren Brieffreunden über eure Schule eine Berichtung zu schreiben.Домашнее задание – написать сообщение нашим друзьям в Берлин  о своей школе.

3. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу с помощью карточек. На доске нарисована таблица, в которой отражены все этапы урока. Оцените себя на каждом этапе.

- Прикрепите свои смайлики на доску.

(активно работали – улыбающийся смайлик, не очень активно –грустный смайлик).

- Итак, все активно работали, все получают хорошие оценки.

Приложение I

I. Das Gedicht über die Schule. Hort zu und Sprecht mir nach!

In der Schule lernt man viel:

Lesen, Rechnen, Sport und Spiel,

Basteln, Singen, Turnen, Schreiben-

Niemand will ein DUMMKOPF bleiben.

-Was machen wir in der Schule?

II. Hier ist eine kleine Erzählung über die deutsche Schule. Wer liest am besser?

  1. Unsere Schule ist groß und schön. Sie liegt im Garten, am Stadtrand. Sie ist  hell undsauber. Sie ist zweistöckig.

Im Erdgeschoss liegen eine Einganshalle, ein Direktorkabinett,  eine Speisehalle, viele Klassenzimmer, Werkstätte.

Im ersten Stock liegen viele Fachkabinette, ein Lehrerzimmer, eine Aula,

eine Bibliothek, eine Sporthalle.

Im zweiten Stock liegen viele Fachkabinette, ein Museum, ein Zahnkabinett.

Wir lieben unsere Schule und sorgen hier für Ordnung. Wir lernen fleißig hier.

b) Beantworten Sie auf die Fragen?

Wo liegt diese Schule? Wie ist sie?  Was liegt im Erdgeschoß?  Was befindet sich im ersten Stock? Im zweiten? Wer arbeitet in der Schule? Wie lernen die Schüler?

III. Sagt, bitte, eure Meinung über unsere Schule!Vergleichen Sie eine Schule im Russland und eine deutsche Schule.

1.Unsere Schule ist …

2. Sie ist ...

3.In der Schule gibt es...

4.Im ersten Stock befindet sich......

5.Im zweiten Stock befinde tsich.....

6.Im dritten Stock befindet sich.....

7. Die Kinder..........................in der Schule.

8.Sie..........................dort.

9.Unsere Schule ist......................als deutshe Schule.

10. Ich liebe meine.....

IVDie Hausaufgabe ist unseren Brieffreunden über eure Schule eine Berichtung zu schreiben.