2. Родителям
Полезная информация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правила для родителей. Десять заповедей: как любить ребёнка
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают,он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель первой половины прошлого века. Он отказался от предложенной ему в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с 200–ми детьми, воспитанниками «Дома сирот», приняв с ними смерть в газовой камере лагеря смерти «Треблинка» в августе 1942 года.
Причины нарушения поведения ребенка
1. Борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
2. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
3. Желание мщения. Ребенок может мстить:
* За сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами
* За унижение друг друга членами семьи
* За развод и появление в доме нового члена семьи
* За несправедливость и невыполненные обещания
* За чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу
4. Неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Законы, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка:
1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».
Воспитание ребенка: главные ошибки воспитания
Воспитание ребенка – задача не из легких. Зачастую нам кажется, что воспитание ребенка – это послушание, беспрекословное выполнение всех наших советов и просьб. Порой мы акцентируем внимание ребенка на его ошибках и запугиваем его.
Очень часто это вызывает противоположный результат. Детские психологи, чтобы не травмировать ребенка, рекомендуют не произносить некоторые фразы. Далее подробнее о них…. Прежде всего, воспитание ребенка – это любовь к нему!
"Бери пример с сестры/брата". Такое сравнение с другими разжигает конкуренцию и ревность среди детей, развивает в ребенке чувство неуверенности.
"Жди, пока не вернется мама/папа". Перекладывание ответственности на другого партнера побуждает детей не слушаться вас и подрывает вашу власть.
"Я позову Бабу Ягу, если ты не будешь слушаться". Страх травмирует детскую психику и очень часто вызывает ночные кошмары. Более того, когда ребенок узнает, что все это – ложь, он просто перестанет вам верить.
"Я уйду одна, если ты не поторопишься". Маленькие дети очень боятся оставаться одни. Использовать их волнение и беспокойство неправильно.
"Какой ты нехороший/врунишка/ябеда/плакса". Ярлык, повешенный на ребенка, довольно быстро им усваивается и запоминается, и ребенок будет пытаться соответствовать такому имиджу.
"Почему у тебя не получается, это ведь так легко?" Трудности возникают у каждого ребенка, поэтому, чтобы не портить ему самооценку, следует запастись терпением и избегать таких вопросов, поскольку они раздражают и вселяют в ребенка страх того, что у него ничего никогда не получится.
Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
* Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
* Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
* Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
* Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
* Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
* Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
* Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
* Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что–то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
* Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
* Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
* Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
* Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
* Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
* Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
* Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
* Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
* Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
* Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что–то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
* Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что–то делать, даже зная, что это правильно.
* Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
* Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
* Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
* Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
* Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
* Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
* Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
* Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
* Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких–либо ограничений.
* Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где–то на стороне.
* Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
* Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
* Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
* Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
* Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
* Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Перевод с английского Ирины Данилиной, кандидата психологических наук
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по выбору профессии
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы сбылась его мечта.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Предварительный просмотр:
Советы родителям по психологической подготовке к ОГЭ
Не секрет, что успешность задачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребёнок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться»
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не критикуйте ребёнка после экзамена.
Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМАХ И ОБЪЁМАХ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Общие положения
1. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
• задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся. На уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.
Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.
Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.
2. Об объёме и времени выполнения домашнего задания
СанПин 29.12.2010 №189 (для общеобразовательных учреждений) и Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).
Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.
В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч., во 2 – 3 до 1,5ч., в 4 – до 2 ч..
Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5 – до 2ч., в 6-8 – до 2,5ч., в 9-11 – до 3,5 ч.
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.
Перегрузку обучающихся могут вызывать:
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;
- неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.
Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.
3. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию
По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.
В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.
Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.
Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
В помощь учащимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.
С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:
- объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
- норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;
- в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;
- считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
4. Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого обучающегося.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.
Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым обучающимся домашнего задания, но и степень самостоятельности обучающегося при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.
Возможные формы проверки:
• фронтальная проверка выполнения упражнения;
• выборочная проверка письменного задания;
• фронтальный опрос по заданию;
• выполнение аналогичного упражнения;
• взаимопроверка выполнения письменного задания;
• опрос по индивидуальным карточкам;
• опрос с вызовом к доске.
Считать предельным временем выполнения домашних заданий следующие нормы:
- 1 класс (со 2 полугодия) – до 1 часа,
- 2 класс – до 1,5 часа
- 3 класс – до 2 часов,
- 4-5 классы до 2 часов;
- 6-8 классы – до 2,5 часов,
- 9-11 классы – до 3,5 часов,
Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Необходимо рационально использовать различные способы проверки домашнего задания. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание ответственности у детей»
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, т. е. любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности, - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях: когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.
С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.
Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать «в лоб». Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.
Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Настоящая глава посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения психологии.
Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.
• Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.
• Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!
• Подавление. Скажешь еще хоть раз: «Ненавижу!» - смотри, не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.
• Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.
Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.
Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?
Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.
Первый шаг в выполнении долгосрочной программы - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.
Как понять, что дети думают и чувствуют?
Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.
Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматичес¬кую критику и осуждение».
Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:
- Что это ты такой кислый?
- Что это за унылая гримаса?
- Что ты еще там натворил?
- Что у тебя опять стряслось?
Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.
Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:
- Наверное, у тебя какие-то неприятности.
- У тебя был трудный день.
- Тебе нелегко пришлось сегодня.
- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.
Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: «Что с тобой? Что случилось?» Вопросы - признак любопытства, утверждения - признак сочувствия.
Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.
Если у родителей с детьми «война» из-за домашних дел (обязанности по дому), а по сути - «война» за воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих, приказаний, ребенок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться от рук.
Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребенком.
Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.
• Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
• Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти.
Оскорбления. Ты - позор для своей школы и семьи.
Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.
Пророчества. Кончишь ты тюрьмой, это точно.
Угрозы. Пока не будешь хорошо себя вести, советую тебе вообще забыть про карманные деньги!
Обвинения. Все ссоры ты всегда начинаешь первый.
Демонстрация власти. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут.
• Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.
Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.
Используя эти новые принципы и приемы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».
Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.
Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность.
Рассмотрим теперь, по каким конкретным вопросам возникают разногласия между родителями и детьми из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.
С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять потом сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас - наша работа».
Не стоит переоценивать значение домашних заданий в первые годы учебы. Есть много хороших школ, в которых учащиеся младших классов не получают домашних заданий. Но знания их ничуть не хуже, чем у шести - и семилетних сверстников, сражающихся с уроками на завтра. Главное значение домашних заданий в том, что они дают ребенку опыт самостоятельной работы. Но для этого нужно, чтобы задания соответствовали способностям ребенка. Тогда он сможет заниматься сам (или же с минимальной помощью «со стороны»). Прямая помощь только заставит ребенка поверить, что сам он полностью беспомощен. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги и удобный стол. Можно также помочь ему выбрать определенные часы для выполнения домашних заданий в разное время года.
Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор.
Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Не следует делать замечаний, которые могут помешать работе: «Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!»
Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий - это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия подвигаются у них медленно.
Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны скорее оказывать ему общую моральную поддержку, чем поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:
- Если бы ты не отвлекался все время, то уже давно кончил бы делать уроки.
- Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.
Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием.
Нужно не поучать ребенка, но прежде всего, уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.
Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы.
Родители должны поддерживать учителя, особенно в отношении домашних заданий, домашних работ. (...)
Угрозы и постоянные напоминания об уроках - обычное «оружие» родителей. Зато так им спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. А в действительности такие методы приносят только вред. Атмосфера в доме напряженная, настроение у родителей и у детей отвратительное.
Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями, тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Как заявил один мальчик: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым.
Некоторым детям может понадобиться консультация психолога или человека, знакомого с практикой психологии. Недопустимо, чтобы этим занимались сами родители. Наша цель - дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки. (...)
Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе «друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но, пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.
С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?
Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, «маминому сыночку» - более независимые приятели, инфантильному - более зрелый товарищ, трусишке - кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей.
Наша задача - ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.
В некоторых случаях следует запрещать детям дружить, если оба, например, чрезмерно инфантильны, или агрессивны, или замкнуты в себе.
Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а мы - ответственность за то, что поддерживаем его в этом.
Если ребенок обещает заботиться о домашних животных, это лишь проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в самом деле на это способен. Может быть, ребенку и вправду нужна собака, он хочет иметь ее и полюбит, но только в очень редких случаях он способен ухаживать за ней. Ребенок сам не в состоянии нести ответственности за жизнь животного. Чтобы избежать ненужных упреков и разочарования, следует сразу признать, что уход за собакой ложится в основном на плечи родителей. Ребенку общение с животным, скорее всего, принесет огромную пользу. Он научится нести свою долю забот о нем, но ответственность за жизнь животного и его благополучие всегда остается за взрослыми.
Предварительный просмотр:
Инструкции по технике безопасности
Уважаемые, родители!
Вы хотите, чтобы ваши дети остались живы и здоровы?
Тогда не забудьте о том, что есть всегда опасные места: дороги, водоёмы, лес.
Кроме этого Вы всегда должны знать, где Ваш ребёнок: в школе, дома, на улице или где-то ещё?
Предупреждаем Вас, купаться дети должны под Вашим присмотром,
В определённых местах и не там где запрещено, на дорогах себя вести соответственно с правилами дорожного движения.
Напоминайте детям о поведении с посторонними незнакомыми людьми,
Об опасности огня, взрывчатых веществ. Мы все любим наших детей
Будем вместе заботиться о них.
До Ваших детей доведены следующие инструкции.
Оглавление
1. ИНСТРУКЦИЯ. Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет
2. ИНСТРУКЦИЯ при пожаре и панике
3. ИНСТРУКЦИЯ о мерах безопасности дома и на улице во время каникул и выходных дней
4. ИНСТРУКЦИЯ о безопасности на льду
5. ИНСТРУКЦИЯ о безопасности при общении с животными
6. ИНСТРУКЦИЯ о мерах безопасности при передвижении на транспорте
7.ИНСТРУКЦИЯ по соблюдению правил пожарной безопасности при проведении новогодних ёлок
8 .ИНСТРУКЦИЯ о мерах предосторожности во время весеннего паводка
9. ИНСТРУКЦИЯ о безопасности на воде
10. ИНСТРУКЦИЯ для пешехода
11. ИНСТРУКЦИЯ для учителей и учащихся по проведению пешеходных экскурсий
12. ИНСТРУКЦИЯ о личной безопасности на улице
13. ИНСТРУКЦИЯ по мерам безопасности во время гололеда
14. ИНСТРУКЦИЯ противопожарной безопасности
15. ИНСТРУКЦИЯ Что делать, если вы оказались заложником террористов?
16. ИНСТРУКЦИЯ по безопасности жизни детей при проведении школьных мероприятий
17. ИНСТРУКЦИЯ меры безопасности в транспорте.
ИНСТРУКЦИЯ 1
Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет
Признаками взрывоопасных предметов могут быть:
1. Бесхозная сумка, портфель, коробка, свёрток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, в подъезде, у дверей квартиры, под лестницей, в машине и общественном транспорте;
2. Натянутая проволока или шнур;
3. Провода или изолирующая лента, свисающая из-под машины.
Знайте, что в качестве муляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Во всех перечисленных случаях необходимо: не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку; отойти на безопасное расстояние; сообщить о находке учителю, родителям, сотруднику милиции, водителю, машинисту поезд.
ИНСТРУКЦИЯ 2
При пожаре и панике
1. Не паникуй, действуй обдуманно.
2. Опасайся толпы, рвущейся к выходу. Помни, что почти везде есть запасные и аварийные выходы.
3. Не пытайся спасти свои вещи — жизнь дороже их.
4. Помни, что в специальных местах есть огнетушители и другие средства борьбы с пожаром. Учитывая подобные ситуации, научись ими пользоваться заранее.
ИНСТРУКЦИЯ 3
о мерах безопасности дома и на улице во время каникул и выходных дней
1. Отлучаться из дома только с разрешения родителей.
2. Организовывая подвижные игры с товарищами, помните о возможностях своего организма и мерах безопасности других.
3. Следите за своим поведением: будьте внимательны, вежливы с другими.
4. Не участвуйте в компаниях, где могут распивать горячительные напитки, игры в карты и др.
5. Не касайтесь незнакомых предметов, не трогайте взрывоопасные предметы.
6. Соблюдайте технику безопасности при выполнении поручений по дому.
7. Соблюдайте правила общежития: поздно не включайте громко музыку, не ездите на транспортных средствах без глушителя, не кричите громко.
ИНСТРУКЦИЯ 4
о безопасности на льду
1. Никогда не ходи по льду в одиночку.
2. Обходи участки, покрытые толстым слоем снега, под снегом лед тоньше, непрочен он и у зарослей камыша.
3. Особенно осторожно надо спускаться на лед с берега - здесь лед часто бывает более тонким.
4. Не проверяй прочность льда ударом ноги - можно сразу провалиться.
5. Наиболее прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенки, а матово- белый или желтоватый лед - ненадежен.
6. Особенно опасен лед во время оттепели.
7. При переходе замерзших водоемов на лыжах предварительно расстегни крепления, высвободи кисти рук из петлей лыжных палок, сними с одного
плеча лямку рюкзака - это обеспечит свободу движений в случае неожиданного провала под лед.
ИНСТРУКЦИЯ 5
о безопасности при общении с животными
1. Не показывай, что ты боишься собаки.
2. Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
3. Помни, что помахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
4. Если тебе хочется погладить собаку - спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
5. Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
6. Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
7. Не приближайся к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
8. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
9. После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.
10. Не подходи близко к чужим корове или быку. 11.Встретив на пути стадо коров, обойди его.
12. Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, и они могут нанести ими серьезную травму.
ИНСТРУКЦИЯ 6
о мерах безопасности при передвижении на транспорте
1. Запрещается перемещаться на необорудованном транспорте для перевозки людей.
2. При перемещении всем классом запрещается пользоваться личными передвижными средствами (велосипед, мотоцикл и др.).
3.При переезде в транспорте будьте спокойны, внимательны, строго соблюдайте дисциплину.
4. Беспрекословно выполняйте замечания старшего.
5. Не спешите сходить, не создавайте толкучки.
6. Одевайтесь соответственно времени года, следите за своими вещами, за рядом сидящим товарищем.
7. Не отлучайся без разрешения старших.
ИНСТРУКЦИЯ 7
по соблюдению правил пожарной безопасности при проведении новогодних ёлок
1. В школах, клубах и учреждениях новогодние елки можно устраивать только в помещениях, расположенных не выше 2-го этажа.
2. Елку на устойчивом основании устанавливают в середине помещения. Проходы вокруг елки должны быть шириной не менее одного метра.
3. Устанавливать елку необходимо подальше от походов и выходов, чтобы она не препятствовала выходу детей из помещения в случае необходимости немедленной эвакуации.
4. Категорически запрещается применять вату, не пропитанную огнезащитным
составом, а также вешать на елку легковоспламеняющиеся игрушки и свечи.
5. Освещение елки должно быть электрическим, а оборудование его следует поручать только опытным электромантерам. Электролампочки устанавливать низковольтные - не выше 12 вольт. Использование для иллюминации звонкового, телефонного или голых проводов запрещается.
6. Все выходы, проходы, коридоры, лестницы должны быть свободны. У выходов из помещения устанавливать дежурство ответственных лиц.
7. Помещение, в котором проводится новогодняя елка, должно быть обеспечено средствами пожаротушения (не менее 2 огнетушителей или ведер с водой и покрывало из шерстяной ткани).
8. Ответственность за пожарную безопасность при проведении елки возлагается на руководителя предприятия, учреждения или организации, которая организовала новогоднюю елку.
9. У телефона должна быть вывешена табличка с номером телефона ближайшей пожарной части.
ИНСТРУКЦИЯ 8
о мерах предосторожности во время весеннего паводка
1.Будьте осторожны во время весеннего паводка и ледохода.
2. Выходить на весенний лед нельзя ни в коем случае.
3. Нельзя становиться близко к обрывистым берегам.
4. Не сходите на плотины и запруды. Они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды.
5. Нельзя кататься на плывущих льдинах, прыгать с одной на другую - это опасно для жизни.
6. В случае пролома льда ногами, не надо терять самообладания. Следует широко расставить руки, осторожно приподнять на поверхность льда ногу, затем другую и откатиться или отползти в безопасное место.
7. При оказании помощи терпящему бедствие необходимо приблизиться к пострадавшему только лежа и на расстоянии 3-4 метров, подать спасательный предмет (например, доску, шест, веревку, ремень, шарф). При отсутствии подручных средств несколько человек могут лечь на лед один за другим, и, придерживая впереди лежащих за ноги, цепочкой подползти к пострадавшему.
ИНСТРУКЦИЯ 9
о безопасности на воде
1. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
2. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.
3. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.
4. Никогда не играй в игры с удержанием «противника» под водой - он может захлебнуться.
5. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.
6. Раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.
7. Не отплывай далеко от берега и не переплывай водоем на спор.
8. Если в воде у тебя начало сводить ногу - не паникуй, постарайся посильней потянуть рукой на себя за большой палец ступню сведенной ноги.
9. Увидев тонущего человека - зови на помощь взрослых, не стесняйся громко кричать, привлекая внимание окружающих. Осмотрись – нет ли под рукой спасательных средств. Или может стать все, что плавает на воде и что ты сможешь добросить до тонущего. Если это возможно, попробуй дотянуться до тонущего рукой, толстой веревкой.
ИНСТРУКЦИЯ 10
для пешехода
1. Наиболее опасные на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед.
2 Не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин. з! Переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны - сначала налево, потом направо.
4 . Не выбегай на дорогу из-за препятствия.
5. На остановке, переходя дорогу, автобус и троллейбус обходи сзади, а трамваи впереди.
6. Ходи только по тротуару, если же тротуара не и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону, по которой машины идут тебе НАВСТРЕЧУ.
ИНСТРУКЦИЯ 11
для учителей и обучающихся по проведению пешеходных экскурсий
1. Учитель строит детей у школы и проверяет их по списку, распределяет сопровождающих взрослых, дает сигнал.
2. Учащиеся внимательно слушают учителя.
3. Учащиеся при движении не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться.
4. При переходе улицы соблюдать правила дорожного движения.
5. Дети не должны брать с собой токсические и легковоспламеняющиеся вещества и предметы.
6. Группа должна идти по пешеходным дорожкам, по обочине дороги, не выходя на проезжую часть.
7. Учитель не должен разрешать учащимся выходить из строя с целью что-нибудь посмотреть или что-нибудь купить.
8. На конечном пункте пути проверить всех по списку, еще раз напомнить детям, как себя (если пришли в лес) вести.
9. При возвращении с экскурсии соблюдать те же правила: построить детей, проверить по списку, оставить чистым место привала.
10. Группа возвращается в полном составе к школе, запрещается отпускать кого-либо по дороге.
ИНСТРУКЦИЯ 12
о личной безопасности на улице
1. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.
2. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще всего совершаются в темное время.
3. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой дом, двор, на пустырь...
4. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не
разговаривай с пьяными. Не садись с ними в машину.
5. Не принимай от незнакомых людей угощения.
6. Если ты увидишь на улице какой-нибудь предмет: коробку, сумку, сверток не трогай его.
7. Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место.
8. Никогда не хвастай тем, что у твоих родителей много денег.
9. Не приглашай домой незнакомых ребят.
10. Не задерживайся по дороге из школы домой.
ИНСТРУКЦИЯ 13
по мерам безопасности во время гололеда
1. Без необходимости не выходи на улицу.
2. Ступать надо на всю подошву.
3. Не торопитесь: шаги должны быть короткими.
4 . Ноги слегка расслабьте в коленях.
5. Руки должны быть свободными. Не держите их в карманах.
6. Если падение неизбежно, присядьте и сгруппируйтесь.
ИНСТРУКЦИЯ 14
противопожарной безопасности
1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
5. Без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу.
ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПОЖАРА - САМОМУ НЕ СТАТЬ ЕГО ПРИЧИНОЙ.
ПОМНИ:
1. Почувствовав запах дыма, выясни, откуда он идет.
2. Если произошло возгорание - позвони по 9-01, сообщи дежурному: что горит, точный адрес, свою фамилию, запиши фамилию дежурного.
3. Если огонь невелик, попробуй справиться с ним сам, используя подручные средства.
4. Не следует распахивать окна и двери в горящем помещении.
5. Нельзя тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы или электрические. провода.
6. При пожаре опасен не только огонь, но и дым.
7. Срочно покинь квартиру. Чтобы уберечься от огня, накинь на себя мокрое одеяло, пальто.
ИНСТРУКЦИЯ 15
Что делать, если вы оказались заложником террористов?
1. Постарайся понять, чего хотят террористы, определи для себя, кто из них наиболее опасен.
2. Нужно выполнять все указания главаря, не стоит апеллировать к совести террористов.
3. Если кто-то ранен и ему требуется помощь, а вы можете ее оказать, попроситеподойти старшего из террористов и обратитесь к нему:
«Вы можете сберечь одну жизнь. Это когда-нибудь вам зачтется. Будьте благоразумны. Позвольте мне помочь несчастному».
Говорите спокойно. Но не настаивайте на своем.
4. Не повышайте голоса и не жестикулируйте.
5. Старайтесь избегать контактов с террористами, если они требуют от вас
«соучастия» в тех или иных действиях. Все остальные требования террористов надо выполнять неукоснительно и точно.
6. Никого не торопите, и не подталкивайте к необдуманным действиям. Ведите себя послушно, спокойно и миролюбиво.
7. Если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не проверяйте этого! Ошибка может стоить вам жизни.
8. Если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение. Вы невольно окажитесь мишенью для группы захвата.
9. Старайтесь запоминать все, что видите и слышите: имена, клички и т. д. Ваши показания будут очень важны для следствия.
ПОМНИТЕ - НЕТ БЕЗВЫХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ. НАДО ТОЛЬКО ЗАПАСТИСЬ ТЕРПЕНИЕМ И ОПЕРЕТЬСЯ НА СВОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ.
ИНСТРУКЦИЯ 16
по безопасности жизни детей при проведении школьных мероприятий
1. За жизнь и здоровье детей несет ответственность классный руководитель.
2. Дежурство во время проведения мероприятия осуществляют родители (из расчета на 10-12 детей - 1 взрослый).
3. Мероприятия заканчиваются в строго оговоренное время. Классные дискотеки, праздники и т. д. заканчиваются не позднее 19.00., общешкольные дискотеки не позднее 21.00.
4. При проведении мероприятия строго соблюдаются правила пожарной безопасности.
5. Во время проведения мероприятия классный руководитель не должен оставлять учащихся одних.
6. Заявление на проведение мероприятия подается не позднее, чем за 3 дня до него.
7. Во время проведения мероприятия не разрешается открывать окна.
8. Не разрешается ставить столы в кабинетах, где проводится мероприятие, один на другой. При необходимости столы и стулья могут быть вынесены в коридор.
Рядом с ними находится дежурный родитель.
9. Во время проведения мероприятия не разрешается хождение учащихся по школе.
10. Если при проведении мероприятия предусмотрено угощение для учащихся, то классный руководитель следит за соблюдением санитарных норм.
11.Если с учащимися произошел несчастный случай, то мероприятие приостанавливается, пострадавшему оказывается помощь, при необходимости
вызывается «Скорая помощь». Кл. руководитель сообщает о несчастном случае или травме в администрацию школы.
12.По завершении мероприятия необходимо убрать помещение. Где проводилось мероприятие. Кл. руководитель и дежурные родители совершают обход школы, проверяя чистоту и порядок на ее территории.
ИНСТРУКЦИЯ 17
меры безопасности в транспорте
1.Если нет свободных мест, постарайся стоять в центре прохода. Держись
рукой за поручень во время движения, иначе при толчке ты рискуешь
потерять равновесие, а в случае резкой остановки - упасть или удариться.
2. Посмотри, где расположены запасные и аварийные выходы (пригодится в случае аварии или пожара).
3.Не забывай про свою сумку.
4.Не стой возле выхода, в случае давки, тебя могут случайно вытолкнуть на
проезжую часть, если двери будут неплотно закрыты.
5. Выходя из транспорта, старайся не толкаться, не наступать пассажирам на
ноги и не попасть под колеса.
6. В автомобиле воспользуйся ремнями безопасности.
В СЛУЧАЕ АВАРИИ:
Если у выхода давка и паника, воспользуйся аварийным окном, выдернув специальный шнур и выдавив стекло (инструкция на окнах). Если в автобусе, трамвае или троллейбусе вспыхнул пожар:
1.Немедленно сообщи о пожаре водителю.
2.Попытайся открыть двери с помощью аварийного открывания дверей. В крайнем случае, разбей окно.
3.Помни, что в салоне есть огнетушитель.
4. Защити рот и нос от дыма платком, шарфом, полой платья. Пригнись, выбираясь из горящего салона.
5. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае - при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением.
ПОМНИ:
При аварии самое опасное место в автомобиле - рядом с водителем. Детям до 12 лет сидеть там ЗАПРЕЩЕНО! Постарайся как можно
быстрее выбраться наружу, так как машина может загореться (особенно когда она перевернулась). Если дверь заклинило выбирайся через окно.