Для педагогов

Фомина Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Музыкально-ритмические движения»

Автор: Фомина Светлана Викторовна

Консультация для воспитателей «Музыкально-ритмические движения»

Практическое занятие для воспитателей

«Музыкально-ритмические движения»

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения,к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

В первой младшей группе через музыкально-ритмические движения начинают развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, формировать способность воспринимать и воспроизводить движения,показываемые взрослыми:

Марш (осанка прямая, ноги сгибать на 90о, особое внимание обращать на отмашку руками)

«Пружинка» (ноги вместе, полупрриседать, руки на поясе)

Хлопать в ладоши

Притопывать ногой (ногу поднять на 90о и топнуть)

Топающий шаг

Прыжки на двух ногах

Совершенствовать повороты кистей рук

Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы

Птичка летает

Зайка прыгает

Мишка косолапый идет и т. д.

Совершенствовать умение ходить и бегать

на носочках, тихо

высоко и низко поднимать ноги

прямым галопом (выпад на правую /левую/ ногу вперед, левая нога / правая/ подтягивается и с небольшим подскоком продвигается вперед.)

Менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Во второй младшей группе начинают учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания

Громко

Тихо

Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Самостоятельно начинать и заканчивать движение. Совершенствовать навыки основных движений:

Ходьба

Бег

Хлопки (у груди, у щек, «Буратино», скользящие)

Маршировать вместе со всеми и индивидуально

Бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество исполнения танцевальных движений:

Притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой

Выполнять прямой галоп (выпад на правую /левую/ ногу вперед, левая нога / правая/ подтягивается и с небольшим подскоком продвигается вперед.)

Развивать умение кружиться в парах (на носочках)

Двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов:

Идет медведь

Крадется кошка

Бегают мышата

Скачет зайка

Ходит петушок

Клюют зернышки цыплята

Летают птички

Едут машины

Летят самолеты

Идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

В средней группе продолжают формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения с двух- и трехчастной формы музыки. Совершенствовать танцевальные движения:

Прямой галоп

Пружинка

Кружение по одному и в парах

Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах

Ставить ногу на носок и на пятку

Ритмично хлопать в ладоши

Выполнять простейшие перестроения (из круга в рассыпную и обратно)

Поскоки (во второй половине года)

Продолжать совершенствовать навыки основных движений

Ходьба«торжественная», спокойная, «таинственная»

Бег: легкий и стремительный.

В старшей группе продолжают развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений:

Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке (ноги прямые, тянуть носок)

Приставной шаг с приседанием

Кружение

Поскоки

Перестроения (шеренга, колонна)

Формировать танцевальное творчество. Продолжать развивать навыки инсценирования песен.Учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях:

Лошадка

Коза

Лиса

Медведь заяц

Журавль

Ворон и т. д.

Учить детей придумывать движения к танцам, пляскам, составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве.

В подготовительной к школе группе музыкальный руководитель способствует дальнейшему развитию навыков танцевальных движений:

Ковырялочка (правая/ левая/ нога выносится вперед на носок, на счет «раз»«два» поставить ногу на каблук, движение можно выполнять с другой ноги и тремя притопами.)

Боковой приставной шаг

Прямой приставной шаг,

Способствовать умению выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.Знакомить с бальными танцами и особенностями национальных плясок:

Русские

Белорусские

Украинские и т. д.

Развивать танцевально0игровое творчество: формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей:

Лыжник

Конькобежец

Наездник

Рыбак и т. п.

Образы животных:

Лукавый котик

Сердитый козлик и т. п.

Стимулировать формирования музыкальных способностей, мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Сказкотерапия для детей и не только…»

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть,

а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,

во весь голос то, что думаешь.

Евгений Шварц

Сказка - один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку. Сказки не только открывают перед детьми двери в чудесный мир волшебства, в котором обитают невиданные существ, но и на подсознательном уровне обучают простым жизненным ситуациям, с которыми наши дети сталкиваются каждый день.

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение - научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Задачи и приёмы сказкотерапии в работе с дошкольниками

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

раскрытие и активизация творческого потенциала;

развитие фантазии и образного мировосприятия;

знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;

регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);

формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;

оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;

развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;

решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

чтение или рассказывание;

пересказ по опорному плану;

обсуждение и словесный анализ;

рисование сказки;

артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:

театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;

изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);

дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);

сочинение собственных сказочных сюжетов;

решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);

эмоциональные и актёрские тренинги;

подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.

«Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

«Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.

«Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

«Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание. Последовательность действий:

Малыши самостоятельно или с помощью педагога собирают карточку-изображение какого-либо сказочного героя.

Собрав образ героя на картинке, ребёнок называет его имя, вспоминает сказки, в которых он принимает участие.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать... Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.

Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях.

Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

Автор: Фомина Светлана Викторовна



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. «Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста».

Автор: Фомина Светлана Викторовна

«Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условие для их музыкально – эмоционального общения. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Пение очень полезно для детей имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма, темпа речи, улучшает дикцию. Пение, развивая координацию голоса и слуха, развивает детскую речь.

Проблема постановки певческого голоса ребёнка, одно из самых важных проблем музыкального воспитания. Поэтому развитие певческих навыков у детей я начинаю с 3-х летнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию:

1. Учу петь детей протяжно, естественным, светлым, нежным голосом, слаженно.

2. Учу петь с музыкальным сопровождением, одновременно начинать и заканчивать пение.

3. Учу внятно и чётко произносить слова в распевках и песнях.

В средней, старшей и подготовителной группах работа над певческими навыками продолжается. На музыкальных занятиях дети учатся различать звуки по высоте, правильно передавать мелодию песни и характер музыки, учатся петь а капелла, в ансамбле, соло и в сопровождении музыкальных и шумовых инструментов. Для развития вокальных способностей детей я систематически использую песни упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. В младшей и средней группе это: р. н. песня «Петушок», «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?»,р. н. попевки «Две тетери», «Андрей-воробей».

Для развития дыхания помогают песенки распевки «Колыбельная», «Зайка»,

«Дудочка», «Кукушка» Н. Карасёвой, р. н. «Солнышко». На музыкальных занятиях по развитию певческих способностей я использую упражнения с применением дидактических игр. Например: «Лесенка- чудесенка», «Эхо», «Бубенчики», «Весёлый кузнечик», «Музыкальный теремок», «Небо синее».

При пении распевок часто использую работу с руками. Руки отвечают за определённые участки коры головного мозга. Пение с показом руками позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Руки внизу- низкий звук, руки наверху- высокий звук. Руки совершают отрывистые движения- отрывистый звук, мягкие движения руками- плавный, нежный звук и т. д. Пальчиковые игры необходимый приём на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, ритмику речи, дыхание.

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности. Общее воодушевление, радость исполнения особенно активизирует робких детей. Наиболее часто используемые игры с пением «Васька кот», «Ворон», «Мышки», «Царевич- королевич», «Ты, Мороз, мороз», «Тень- потетень», «Ищи», «Кострома».

При разучивании песен использую наглядный материал: иллюстрации, игрушки, музыкальные и шумовые инструменты. А так же работаю над фразировкой, дикцией, выразительным исполнением песни. Учу детей петь с музыкальным сопровождением и без него, в ансамбле и по одному. С детьми, которые поют фальшиво, использую индивидуальную форму работы.

В процессе разучивания каждой песни, решаю нравственные, патриотические и эстетические задачи. Поэтому тщательно подхожу к подбору песенного репертуара. Обязательно учитываю возрастные особенности детей, их певческие возможности. В работе над развитием вокальных способностей всегда помню об охране детского голоса и слуха.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, игр, индивидуальная работа с детьми- всё это позволяет добиться положительных результатов в развитии вокальных навыков у детей дошкольного возраста.

Распевка «Дудочка», средняя группа

Распевка «Кот-царапка», старшая логопедическая группа

Музыкально-дидактическая игра «Птичка и птенчики», средняя группа

Дидактическая игра «Бубенчики», подготовительная логопедическая группа

Игра с пением «Ты, Мороз, Мороз», старшая логопедическая группа

Песня «Собачка Жучка» (соло, средняя группа



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Пение и здоровье»

Автор: Фомина Светлана Викторовна

Консультация для воспитателей «Пение и здоровье»

Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Особенно большое значение пение имеет для здоровья.

Звук, зарождающийся во время пения, только на 15–20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу. Кроме того, систематические занятия пением благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей. Русский физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии) песен, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект.

Мелодичная музыка песен нормализует секрецию желудочного сока, что помогает быстрому заживлению язвы желудка по сравнению с тем, что вызывает современная рок - и поп - музыка, следствием которой могут быть тяжелые болезни.

Очень важно прививать детям интерес и любовь к пению, как важной составляющей здорового образа жизни.

Большинство людей при дыхании используют только верхнюю и среднюю часть ребер, создавая гипервентиляцию, что плохо сказывается на здоровье человека, приводя в конечном итоге к бронхиальной астме. Во время пения дыхание налаживается, улучшается вентиляция организма.

Правильное дыхание - залог здоровья и не единственная цель занятий пением. Глубокое дыхание благоприятно влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем чаще становится наше дыхание, и наоборот.

Терапия методом вокала помогает вылечить заикание и исправить врожденные дефекты дыхательной системы.

Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются эндорфины – вещества, которые называют «гормонами удовольствия». Благодаря им улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, происходит избавление от стрессов. Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку, а также великолепно развивает дыхательную систему и грудную клетку (у профессиональных певцов они особенно развиты, и становится залогом здоровья сердечной мышцы. Подавляющее большинство профессиональных певцов имеют уровень продолжительности жизни значительно выше среднего и, как правило, живут долго.

Гортань, наш орган голосообразования, ученые образно называют «вторым сердцем» человека. Когда мы поем, то тренировка голоса настраивает организм на нужный лад.

Для детей пение особенно важно. Коллективное пение способствует дружбе между детьми. От сверстников их отличает положительная эмоциональность, самодостаточность. У них не возникает желания и пристрастия к опасным удовольствиям, в том числе наркотикам.

Вибрация голоса, который дан человеку с рождения, положительно воздействует на весь организм. Эти колебания происходят не только в гортани, но и резонируют с костями черепа и с мозгом, отвечающим и за иммунную систему человека и укрепляющие защитные силы организма. Что особенно важно для ребенка. Поэтому дети, которые любят петь, значительно меньше подвержены простудным заболеваниям, чем их сверстники.

Детский голос при пении пронизывает организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации, улучшает кровообращение.

Значение гласных звуков в оздоровлении

Звук «А» купирует различные боли, оказывает лечебное действие на сердце и верхние доли легких. При острых респираторных заболеваниях оздоравливающе действует на весь организм и способствует насыщению тканей кислородом. Помогает он и при параличах.

«И» поможет вам в лечении глаз, ушей и недугов тонкого кишечника. Он «прочищает» носовую полость и стимулирует работу сердечной мышцы.

«О» лечит заболевания верхних и нижних дыхательных путей – бронхит, воспаление легких, трахеит, а также кашель. Снимает в этих органах спазмы и боли. Облегчает состояние при туберкулезе легких.

«У» тренирует дыхание, лечит голосовые связки и горло, стимулирует функцию почек, а также всех органов брюшной полости.

«Ы» способствует излечению ЛОР-патологий (в частности, заболеваний ушей, улучшает дыхание.

«Э» благоприятствует работе головного мозга.

Значение согласных звуков в оздоровлении

Так, звуки «В»«М» и «Н» положительно воздействуют на деятельность мозга.

«К» и «Щ» помогают при заболеваниях ушей.

«Х» очищает организм от шлаков и негативной энергии, способствует улучшению дыхания.

«С» помогает при кишечных заболеваниях, полезен для сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Мощное оздоровительноевоздействие на организм человека оказывают и сочетания звуков:

«ОМ» помогает при гипертонической болезни, восстанавливает баланс тела и умиротворяет ум.

«АХ»«ОХ» и «УХ» способствуют очищению организма от продуктов метаболизма и негативной энергетики.

Во время пения тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что улучшает дренаж легких. Известна методика лечения бронхиальной астмы при помощи обучения пению. Ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом это, прежде всего, предупреждение простудных заболеваний так, как оно прокачивает трахею и бронхи, вентилирует и тренирует легкие. Таким образом, пение способно предупреждать респираторные инфекции благодаря возникающему при вокале «газовому дисбалансу» в организме. Иммунитет при этом, начинает работать активнее.

С давних времён известна положительная роль пения при лечении нервных и психических недугов. Ещё в древней Греции практиковали хоровое пение, как средство от бессоницы, а Аристотель и Пифагор утверждали, что оно весьма полезно при душевных расстройствах, для излечения от нервных болезней. Петь полезно в любом случае. Даже если человек думает, что природа обделила его голосом и музыкальным слухом.

Пение является эффективным средством снятия внутреннего напряжения, стрессов.

Большое внимание при вокальном воспитании детей следует уделять гигиене голоса. Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что голос ребенка нежный хрупкий. Связки детей тонкие и короткие. Поэтому звук, издаваемый ребёнком высокий и слабый.

Дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика. Крик и шум портят голос ребенка, притупляют его слух. Вредно петь и разговаривать громко, не только в домашних условиях, но особенно на улице в сырую и холодную погоду. Нельзя есть мороженое в разгорячённом состоянии, пить холодную воду.

Плохо влияют на голосовые связки ребёнка шоколад, чипсы, газированные напитки.

Таким образом, голос является музыкальным инструментом, относиться к нему нужно бережно. При заболевании горла, не затягивая, необходимо обратиться к врачу, а также регулярно проходить осмотры у фониатра.

Недаром говорится «Нам песня строить и жить помогает». Ведь поющий человек настроен позитивно и доброжелательно. Даже если ему грустно или произошло горе, то пение приносит ему ощутимое облегчение.

У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Неважно, какая это будет песня весёлая или грустная, хорошо ли вы её помните или нет. Главное, делайте это от всей души! Пойте не в одиночке, а лучше со своими друзьями, в кругу семьи, со своими детьми, в будни и в праздники.

Так что, занятие пением – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.

 



Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Консультация для педагогов

Автор: Фомина Светлана Викторовна

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Консультация для педагогов

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Задачи по этому разделу состоят в следующем:

— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;

— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

-Словесный методМетодический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

- Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.

- Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

-Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

Несколько иной характер приобретает музыкальное воспитание средствами движений в работе с детьми средней группы. На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают»«лошадки скачут»«зайчики прыгают» и т. д.).

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный).

Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей.

Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются последовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, затраченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.

В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.