Консультации для родителей
Данный раздел содержит консультации для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?
Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!
ПРИМАКИВАНИЕ.
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Вот некоторые темы: Орешки - Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка"
Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт. - Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.
Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "примакивание", в лапках животных или в мисках.
Принцесса (нарядное платье).
Нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.
Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.
Цветы - сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Также делаем и листочки.
Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать разноцветные листочки.
Птицы. Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше - крылья. Той же кистью делаем хвостик - три - четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом.
Рыбки. Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.
Выбери цвет.
Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача - определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка - зеленная, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.).
Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.
Коробочка для подарка
Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.
Дорожки.
На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились.
Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!
РИСОВАНИЕ
Трёхлетний ребенок уже может иметь дело с темперой, гуашью или акварелью. Поместите немного водорастворимой краски на лист бумаги и покажите малышу, как размазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Занимаясь этим он заметит, как изменяются цвета, если их смешивать. В качестве кисточки можно использовать зубочистку. Окуните ее в каску и проведите на бумаге разные линии. Напишите с ее помощью имя ребенка. Это заинтересует его. Превосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и перья птиц. Малыш будет очень гордится рисунком, который сделал сам.
Солнышко.
Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны.
Ёжик.
Нарисуйте гуашью ёжика и вместе с малышом с помощью зубочисток или спичек нарисуйте ему иголки.
Елка с шариками и огоньками.
Нарисуйте елку. Отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью ушных палочек нарисуйте разноцветные шары и огоньки.
Волшебные кляксы.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру - овал, треугольник и т. д.; можно рисовать несколькими цветами.
Картинка с двух сторон.
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.
Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует, что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Техника разбрызгивания
На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на "незапятнанной" части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Отпечатки.
Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка рисовать
Первое и самое любимое занятие ребенка – рисование. Много радости у ребенка вызывает цветной карандаш. Вначале следы карандаша лишь случайны, но как только ребенок научится держать его в руках, на бумаге появляется все то, что задумал маленький художник.
Рассматривая первые детские рисунки, взрослые часто их не понимают. Однако вскоре рисунок становится понятнее и красивее, особенно тогда, когда папа и мама помогают советом и примером. Еще большее удовольствие доставляет ребенку кисточка и краски. Следы кисточки разнообразнее, ярче. Широкая, извилистая синяя линия – река. Пять мазков кисточкой по кругу означают цветок. Вначале родители сами должны приобрести элементарные технические навыки в рисовании гуашью, а затем передать свои знания детям.
После того как ребенок ознакомился со свойствами карандаша, надо разрешить ему чиркать на бумаге сколько угодно, это полезно для развития мускулатуры руки. Однако одних упражнений недостаточно, ребенку необходима помощь взрослых. Мы начинаем обучать ребенка рисованию в возрасте трех-четырех лет, но особое внимание следует уделять шестилетнему ребенку, так как в этом возрасте у детей появляются зачатки критического отношения к себе и другим. Накопившийся опыт и способность наблюдать требует новых приемов в воспроизведении предметов. Эти приемы должны быть показаны родителями. Без такой помощи ребенок лишается веры в свои силы, ибо результаты работы его не удовлетворяют, он утрачивает интерес к рисованию. Первая задача – научить ребенка правильно держать карандаш – между большим и средними пальцами, придерживая его сверху указательным пальцем, водить карандашом по бумаге без излишних усилий.
Одновременно необходимо научить ребенка различать цвета, знать их наименования: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, коричневый.
Первые упражнения в рисовании состоят в проведении линий в разных направлениях – сверху вниз (забор, столбики) и слева направо (дорожки, ленточки). Позднее ребенок использует эти линии для изображения различных предметов.
Следующая задача – научить рисовать кружочки, сопоставляя их форму с представлениями ребенка о хорошо знакомых ему предметах – мяче, шаре, солнце, яблоке и т.д.
Постепенно ребенка следует научить рисовать предметы, с которыми он повседневно сталкивается. Это, например, дом, дерево, машина. Надо также научить рисовать его куклу, медвежонка, зайку и другие игрушки, близкие и знакомые ему. Затем ребенок должен научиться рисовать домашних животных и птиц – собаку, кошку, курицу, петуха.
Когда дети уже умеют рисовать большое количество предметов, следует научить их различать пропорции: нельзя, например, рисовать девочку или животное больших размеров, чем дом.
Нужно также привить умение хорошо осмотреть предметы, сравнить их между собой и только после этого приступать к рисованию. Рекомендуется научить детей самих находить в природе красивые предметы и рисовать их: весной – цветущие деревья, осенью – деревья с плодами, зимой – заснеженные деревья и т.д.
Дети рисуют не только карандашами. Следует обучить их умению пользоваться кисточками и красками. Рекомендуется применять гуашь. Сперва ребенка надо научить проводить кисточкой горизонтальные и вертикальные линии, а затем горизонтальные и вертикальные поперечные линии, кружки, волнообразные линии и, наконец, узоры, помогающие изображать цветы, листья, орнаменты. Обучая рисованию, надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял работу аккуратно, всегда заканчивал начатое, совершенствовал свои рисунки и вкладывал в них собственные мысли.
Предварительный просмотр:
О чем говорят детские рисунки
Феномену детского рисунка посвящены сотни научных работ. Ученые, художники, педагоги, психологи с разных сторон рассматривают детское творчество. Однако до последнего времени шли споры, можно ли назвать результаты этой деятельности искусством.
Теперь смело можно утверждать, что можно, ибо ценность детского рисунка доказана всеми специалистами. С какой же точки зрения в первую очередь волнуют каждого родителя рисунки его чада - умеет рисовать или не умеет, хорошо или плохо, стоит ли ходить на занятия в изо-студию или есть вещи поважней. И это далеко не весь список вопросов.
Цвет детского рисунка
Рисунок для самого ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем "каракулям", которые он рисует всеми доступными ему материалами, способными оставить след на бумаге. И тут важно их предоставить в достаточном количестве. Мы попытаемся вам помочь.
Когда у ребенка есть выбор средств, полет его фантазии ничем не ограничен. Это позволяет сделать очень много полезных наблюдений. Одно из самых очевидных - это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.
Когда ребенок раннего возраста из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, он еще может не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка, как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.
Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать "волшебные истории" и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.
Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия или, хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.
Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. И вот тут должна прийти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции вызывает рисунок - покой и умиротворение или беспокойство и тревогу.
Как точнее определить это - можно попробовать описать рисунок, используя понятия "светлый" - "темный", "яркий" - "тусклый", "гармоничный" - "негармоничный", "спокойный" - "неспокойный", "упорядоченный" - "беспорядочный", "веселый" - "грустный", "агрессивный" - "доброжелательный", "богатый" - "бедный", "тяжелый" - "легкий". Это поможет более точно понять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве "независимых экспертов". Ну, и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его состояние в данный момент - тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование при наличии выбора только простого карандаша иногда трактуют как "отсутствие" цвета.
Таким образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение
темно-синий - концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный - сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый - "отсутствие" цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.