Коррекционная работа в группах казачьей направленности
В группах казачьей напрвленности провожу различные коррекционно-логопедические мероприятия с детьми в соответствии с региональным компонентом: казачий сход, посиделки, гостинная казачат
Скачать:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/10/06/svidetelstvo_na_gramoteyku_proekta_infourok.ru_nofs04594325.jpg)
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста «Виртуальное путешествие казачат»
Автор: Абалмазова Людмила Владимировна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР –детский сад № 5 станица Старощербиновская
Данный материал может быть использован в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей начальных классов с целью проведения работы по патриотическому воспитанию детей. В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми представлена работа по развитию речи, связанная с темой казачества.
Тема: “Казаки и их традиции “
Цель:
Коррекционно-логопедическая: работать над развитием звуко-слухового внимания и фонематического восприятия; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами, активизация словаря по теме: “Казачество, быт, семья и традиции “, учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного;
Коррекционно-образовательная: расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить умению переносить новые знания в игровую деятельность; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование: мультимедийная установка, шапка- кубанка, куклы казак и казачка, интерактивная игра с учетом регионального компонента «Найди лишний предмет одежды», настольная игра на липучках: «Собери хату казака», звуковая схема слова: конь, символы звуков, картинки игры «Чей хвост?», игрушка «Лошадки» (физминутка).
Ход образовательной ситуации
1.Введение в игровую ситуацию.
Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:
Хлопцы и девчата, играть начинайте, шапку не роняйте.
Мотивация:
Игра «Ловкий казак», подбрось и не роняй.
Кто подбросит шапку, и поймает ее головой.
Что вы подбрасывали? Кому она принадлежит?
Казаку.
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации
Логопед читает:
Среди вспаханных полей
И Кубанских степей
Где Кубань и Ея текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют казаки
Логопед: Как бы хотелось посмотреть как жили наши предки-казаки.
Что нужно сделать, как попасть?
Какие бы вы слова сказали?
Глаза закрой, портал открой.
Глаза закрой, вокруг себя повернись, портал отворись.
(предварительно накрыть казака и казачку и казачий двор шалями)
Встречают казаки и казачка (Куклы). Здравствуйте, гости дорогие, хлиб ди силь.
Казак и казачка. Ребята кем являются казак и казачка в семье? Казак-батько, казачка, маты, матынько.
Как казачата относились к старшим. Вам это интересно узнать? А ка вы думаете. 3. Открытие детьми нового знания.
Учитель-логопед. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Как на казачьем языке будет ребенок ,– «дитя», «дитё», дитятко, сын –«сынку»,
Логопед: Как называется казачий язык называется кубанская балачка:
Назовите предметы казачьей одежды ?
Игра с помощью ИКТ «Найди лишний предмет»
Одежда казаков: черкеска (газыри) бурка, джинсы, жилетка
Головные уборы: шапка, кубанка, кепка, шляпа.
У казачек ..парка, шаль, шлычка, спидниця
Игра на липучках : «Собери хату казака»
Казачка: Что же есть из предметов на кубанском подворье? Двор огорожен…плетнем. Во дворе …хата, кабыця, сарай.
А что казак спросит? Какие домашние животные есть у меня во дворе?
Коровы, козы, овцы, лошади.
Схема какого домашнего животного здесь представлена? (Верно: Конь)
А вы сможете построить звуковую схему названия любого домашнего животного ?
Игра : «Чей хвост?» (По картинкам) лошадиный, овечий, козий,…
Кто был надежный друг казака в бою ?
Какие вы знаете пословицы о коне?
(Казак сам не поест, а коня покормит.
Без коня казак сирота.
Казак: я в поход собрался, надо выгулять коня…поможете.
(Круг на конях) или кинезиологическое упр. (руками) песня «Казак у поход идет»
Спасибо ребята. (Дети поставили коней)
Казачка: проходите в дом, гости дорогие.
Что мы увидим в хате казака?
Как это изобразить ? (можно нарисовать)
В углу висят иконы, это называется Красный угол. В хате есть люлька, прялка, стол и лавки.
Зачем нам нужен макет?
Кому мы покажем наш макет? Ну что, тогда через портал возвращаемся в нашу группу и покажем макет и расскажем где мы были воспитателю и родителям.
Рефлексия: чем мы сегодня занимались? Что было интересного? В чем испытывали трудности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5 муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновсккая
Конспект образовательной ситуации
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Энциклопедия казачат»
с применением технологии «Детский совет» Свирской Л.В.,
разработан конкурсанткой муниципального этапа
краевого конкурса «Воспитатель года Кубани - 2022»
Абалмазовой Людмилой Владимировной
2021 год
Тема: «Энциклопедия казачат»
Основная образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие социально - коммуникативное развитие
Цель:
- знакомство детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг. Развивать интерес к справочной литературе, любознательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества;
- приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Коррекционно-логопедические задачи:
- развивать звуко-слуховое внимание и фонематическое восприятие;
- развивать слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез (Слово «энциклопедия», «атаман»);
- обогащать речь детей пословицами («Казак без веры не казак», «Без атамана казак – сирота», «Атаманом громада крепка»);
- познакомить с устойчивым выражением - фразеологизмом «Ходячая энциклопедия»;
- способствовать активизации словаря словами: энциклопедия, атаман, по теме «Казачество, быт, семья и традиции».
Образовательные задачи:
- расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе у казаков;
- учить умению переносить новые знания в игровую деятельность;
-развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Словарная работа: энциклопедия, черкеска, шлычка, кубанка, атаман.
Оборудование: колокольчик, мультимедийная установка, видео запись ребенка с объяснением слова «энциклопедия»; разнообразные детские иллюстрированные энциклопедии: «Энциклопедия для дошкольников», «Почемучка», «Профессия», «Вселенная», «Обо всем на свете», «Животные», «Растеия» и др.:, ватман, 2 листа формата А-3, клей, кисточки, салфетки, маркеры, цветные карандаши, цветные иллюстрации по теме: «Казачество» и «Современная жизнь и быт людей.
Ход образовательной ситуации
1.Введение в игровую ситуацию.
Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:
Эй, ребята, собирайтесь,
На завалинке встречайтесь,
Здесь вопросы и ответы
Разберем, мы, с вами дети!
Ребята собираются на Казачий сход.
Мотивация.
Учитель-логопед:
- Я рада вас приветствовать на нашем казачьем сходе.
- О чем бы вы хотели поговорить и узнать что-то новое? (Ответы детей)
- У меня есть видео, о чем говорили ребята другой казачьей группы на своем сходе. Вам это интересно? Тогда давайте посмотрим (видеозапись воспитанников другой группы с объяснениями слова «Энциклопедия»)
- Кто догадался, о чем говорили ребята?
- Часто ли у вас возникают вопросы?
- Где мы можем найти на них ответы?
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Учитель-логопед:
- А что такое энциклопедия? (это красочная книга, в которой собраны ответы на интересующие вопросы)
- А есть ли в группе у вас такие книги?
- Давайте с вами посмотрим. (ребята находят в центрах активности различные энциклопедии)
3. Открытие детьми нового знания.
Учитель-логопед:
- Давайте рассмотрим найденные вами энциклопедии.
- Как вы думаете, о чем каждая из них?
Затем учитель – логопед спрашивает детей, что же необычного они заметили в этих книгах, и выслушивает их высказывания, отмечая их на доске выбора.
Учитель – логопед обобщает ответы детей: «Вы правильно заметили, что эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи, рассказы, которые мы смотрели в начале. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги – энциклопедиями. Их цель – помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами, рассказами, эти книги не читаются сразу от начала до конца, используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги. Для примера можно рассмотреть картинки, интересующие детей.
Учитель – логопед:
- Если твоя энциклопедия о животном мире, то это о ком в ней говорится?
С детьми учитель – логопед делает вывод - энциклопедии могут быть разной тематики и содержат знания из разных сфер науки.
- Это длинное или короткое слово?
- Давайте его прохлопаем. Сколько слогов в этом слове?
- Назовите первый звук этого слова, последний звук.
- Как вы думаете, какая энциклопедия нужна нам, воспитанникам казачьей группы? (энциклопедия казачества)
- А у нас есть?
- А что мы можем сделать, чтобы она у нас появилась?
- А что нам для этого нужно?
- Что мы можем сделать, чтобы наша энциклопедия давала ответы на все интересующие вопросы по казачеству? (включить разные разделы, страницы)
Дети определяют с помощью доски выбора разделы своей будущей энциклопедии.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
- С какой первой страницы или раздела мы начнем нашу энциклопедию?
- Я знаю, что Вы уже много знаете казачьих слов. Может нам начать с раздела «Словарь казачьих слов», как вы считаете?
- Какая первая буква откроет наш словарь?
- Какие слова казачьи на букву «А» вы знаете?
- Я с вами согласна, давайте начнем со слова «Атаман».
- А кто такой «Атаман?» Атаман –это казачий командир, предводитель казачьего войска, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.
- Как будет выглядеть наша страница? (дети предлагают макет – рисунок атамана, звуковая схема слова, слово «Атаман» из букв, пословицы и др.)
- Нам нужна картинка: буквы А., атамана, где мы ее возьмем? Кто нам поможет?
- На нашей странице должна быть звуковая схема, кто подберет ее нам?
- А кто соберет слово «Атаман» из букв или напишет его?
- Давайте вспомним пословицы об атамане. Как нам их изобразить на нашей странице? Давайте подберем картинки к нашим пословицам. Где мы их разместим.
(Дети предлагают конверт с пословицами)
- Ребята, я знакома с крылатым выражением «Ходячая энциклопедия». Вы с ним знакомы? (показ картинки)
- Это говорят о человеке грамотном, начитанном, который знает ответы на вопросы в разных сферах науки. Можно так сказать об атамане?
Изготовление воспитанниками страницы «Атаман» для Энциклопедии.
Рефлексия:
- Юные Казачата, а чем мы с вами занимаемся?
- А что нового и интересного для себя Вы сегодня узнали?
- Что больше всего понравилось в нашей работе?
- В чем вы испытали затруднения?
- Ребята, для чего мы с вами делаем страницу энциклопедии?
- Кому вы покажите нашу готовую энциклопедию?
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста «Виртуальное путешествие казачат»
Автор: Абалмазова Людмила Владимировна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР –детский сад № 5 станица Старощербиновская
Данный материал может быть использован в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей начальных классов с целью проведения работы по патриотическому воспитанию детей. В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми представлена работа по развитию речи, связанная с темой казачества.
Тема: “Казаки и их традиции “
Цель:
Коррекционно-логопедическая: работать над развитием звуко-слухового внимания и фонематического восприятия; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами, активизация словаря по теме: “Казачество, быт, семья и традиции “, учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного;
Коррекционно-образовательная: расширять и закреплять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить умению переносить новые знания в игровую деятельность; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование: мультимедийная установка, шапка- кубанка, куклы казак и казачка, интерактивная игра с учетом регионального компонента «Найди лишний предмет одежды», настольная игра на липучках: «Собери хату казака», звуковая схема слова: конь, символы звуков, картинки игры «Чей хвост?», игрушка «Лошадки» (физминутка).
Ход образовательной ситуации
1.Введение в игровую ситуацию.
Учитель-логопед приглашает детей к общению закличкой:
Хлопцы и девчата, играть начинайте, шапку не роняйте.
Мотивация:
Игра «Ловкий казак», подбрось и не роняй.
Кто подбросит шапку, и поймает ее головой.
Что вы подбрасывали? Кому она принадлежит?
Казаку.
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации
Логопед читает:
Среди вспаханных полей
И Кубанских степей
Где Кубань и Ея текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют казаки
Логопед: Как бы хотелось посмотреть как жили наши предки-казаки.
Что нужно сделать, как попасть?
Какие бы вы слова сказали?
Глаза закрой, портал открой.
Глаза закрой, вокруг себя повернись, портал отворись.
(предварительно накрыть казака и казачку и казачий двор шалями)
Встречают казаки и казачка (Куклы). Здравствуйте, гости дорогие, хлиб ди силь.
Казак и казачка. Ребята кем являются казак и казачка в семье? Казак-батько, казачка, маты, матынько.
Как казачата относились к старшим. Вам это интересно узнать? А ка вы думаете. 3. Открытие детьми нового знания.
Учитель-логопед. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Как на казачьем языке будет ребенок ,– «дитя», «дитё», дитятко, сын –«сынку»,
Логопед: Как называется казачий язык называется кубанская балачка:
Назовите предметы казачьей одежды ?
Игра с помощью ИКТ «Найди лишний предмет»
Одежда казаков: черкеска (газыри) бурка, джинсы, жилетка
Головные уборы: шапка, кубанка, кепка, шляпа.
У казачек ..парка, шаль, шлычка, спидниця
Игра на липучках : «Собери хату казака»
Казачка: Что же есть из предметов на кубанском подворье? Двор огорожен…плетнем. Во дворе …хата, кабыця, сарай.
А что казак спросит? Какие домашние животные есть у меня во дворе?
Коровы, козы, овцы, лошади.
Схема какого домашнего животного здесь представлена? (Верно: Конь)
А вы сможете построить звуковую схему названия любого домашнего животного ?
Игра : «Чей хвост?» (По картинкам) лошадиный, овечий, козий,…
Кто был надежный друг казака в бою ?
Какие вы знаете пословицы о коне?
(Казак сам не поест, а коня покормит.
Без коня казак сирота.
Казак: я в поход собрался, надо выгулять коня…поможете.
(Круг на конях) или кинезиологическое упр. (руками) песня «Казак у поход идет»
Спасибо ребята. (Дети поставили коней)
Казачка: проходите в дом, гости дорогие.
Что мы увидим в хате казака?
Как это изобразить ? (можно нарисовать)
В углу висят иконы, это называется Красный угол. В хате есть люлька, прялка, стол и лавки.
Зачем нам нужен макет?
Кому мы покажем наш макет? Ну что, тогда через портал возвращаемся в нашу группу и покажем макет и расскажем где мы были воспитателю и родителям.
Рефлексия: чем мы сегодня занимались? Что было интересного? В чем испытывали трудности.