Мой опыт работы
На этой странице представлен опыт педагога по ращличным направлниям деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы с детьми, имеющими проблемы аудио восприятия | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Гонышкова Мария,
преподаватель ГБПОУ Киржачский колледж технологий и сервиса
Особенности обучения произносительной технике английского языка обучающихся с ОВЗ
(с различной степенью поражения слуховой функции)
Аннотация: В данной работе освещается проблема преподавания фонетики и отработки произносительной техники английского языка обучающимся с ОВЗ, имеющим различные, хотя и незначительные, степени поражения слуховой функции.
Автор представляет свой опыт работы с обучающимися первого курса по направлению «повар-кондитер». . В основу подхода к этим детям была положена теория мультисенсорного подхода - Multiple Intelligences, разработанная Ховардом Гардером «Gardner, Howard (1983), Multiple Intelligences: The Theory in Practice, Basic Books».
Abstract: This paper highlights the problem of teaching phonetics and practicing the pronunciation technique of the English language to students with disabilities who have various, albeit minor, degrees of damage to auditory function.
The author presents his experience of working with first-year students in the field of "pastry chef". . The approach to these children was based on the theory of Multiple Intelligences, developed by Howard Gardner "Gardner, Howard (1983), Multiple Intelligences: The Theory in Practice, Basic Books».
Овладение иностранными языками, в частности английским, языков мы рассматриваем как средство и метод познания мира, иной культуры, менталитета. Задача образовательной организации любого уровня - это всесторонне развитие личности ребенка, и в том числе, детей с ограниченными возможностями. На мой взгляд, именно у образовательной организации среднего профессионального образования, больше всего возможностей расширить взаимодействие детей с ОВЗ с окружающим миром.
Изучая работы Л.С. Выготского, Ж.И. Шифа и других выдающихся педагогов, мы узнаем, что в теории сурдопедагогики давно проявлялся интерес к взаимосвязям, существующим между овладением родным языком при слуховой недостаточности и овладением иностранным языком при нормальном слухе. Учеными рекомендованы два методических подхода, определяющих процесс обучения. Первый из этих подходов состоит в том, что обучение слабо слышащего ребенка иностранному языку может опираться на приемы и методы, которые используются при обучении таких детей родной речи. Второй из подходов состоит в том, что, приступая к изучению английского языка в СПО, студент уже владеет опытом осваивать язык.
Для себя как для преподавателя английского языка, я выделила несколько факторов, влияющих на содержание обучения иностранному языку, это - темп изучения, доступный для студентов с нарушением слуха, а также содержание самого предмета, которое они смогли бы в дальнейшем использовать. Так как, в моем случае, это обучение студентов проходило на первом курсе по профессии «Повар, кондитер», то область изучение английского языка базировалась на профессиональной лексике.
Хотелось бы отметить, что основной проблемой обучения на ступени СПО зачастую является отсутствие рекомендаций специалистов ТПМПК. Обнаружить проблему в обучении детей выше обозначенной категории достаточно сложно, хотя в непосредственном общении любой педагог проблему увидит, что называется, невооруженным глазом. Неоценимую помощь оказывает в работе мое образование по направлению педагогика начального образования и пройденная мною переподготовка по профессиям педагог-дефектолог и педагог-психолог.
Так как в моем случае обучение слабослышащих студентов осуществляется одновременно с обучением студентов без нарушения слуха, это существенно изменяет деятельность преподавателя. И вот на помощь пришел мультисенсорный подход. В основу этого подхода была положена теория Multiple Intelligences, разработанная Ховардом Гардером «Gardner, Howard (1983), Multiple Intelligences: The Theory in Practice, Basic Books». Не смотря на то, что данная методика используется в основном в начальной школе, разумное ее использование при обучении слабослышащих детей очень уместно и СПО. Ее достоинство - восприятие детей не как способных или неспособных, а как умных и способных по-разному.
Известно, что новая информация воспринимается и запоминается разными людьми по-разному. Если говорить про людей с нарушением слуха, то в их случае лучше развита зрительная память и восприятие через осязание и с помощью движения (кинестетики). Принципиально важную положительную роль играет практически полная опора на наглядность. Стимуляцией зрительного восприятия и понимания служат: текст и\или картинка на бумаге, постеры, модели, экран проектора, использование цвета и шрифтов для выделения информации; изготовленные студентами картинки, образы, тексты и видео.
Широко используется наглядный материал и при введение новых тем: при организации диалогов, полилогов студентам предлагаются картинки, дающие дополнительную зрительную информацию. Так, при работе с диалогом, опорой служат картинки разных сцен из этих диалогов, и студентам нужно делать осознанные выбор фраз-картинок для точного выполнения задания.
Все дети любят рисовать, даже если эти дети уже старшего возраста, так почему бы не совместить это с обучением. Я предложила обучающимся открыть «Ресторан моей мечты», а точнее нарисовать ресторан и рассказать о нем ребятам. Дети охотно рисуют ли раскрашивают шаблоны по теме. И это не просто рисование, это еще регуляция психологического состояния, что очень важно для детей с ОВЗ любого типа.
Я должна отметить самое важное – дети, представляя свои работы, перестают комплексовать перед аудиторией. Они работают на аудиторию, внимательно относятся к любым поправкам или подсказкам ребят. При этом лучше слышат именно им сказанную фразу или слово, повторяют сказанное другими, не обязательно педагогом, наконец, отчетливо и ровно повторяют звуки, шлифуют произносительную технику.