Главные вкладки
Презентации
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности реализации работы психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности реализации работы психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Объект исследования : процесс адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования: адаптация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях коррекционной группы.
Задачи исследования: На основе анализа литературы уточнить сущность феномена адаптации, описать специфику адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы; раскрыть возможности психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Экспериментальным путём выявить уровень адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы, проверить ее эффективность.
М етоды исследования: – теоретические методы: теоретико-методологический анализ научных источников, дедуктивный метод, системный анализ, аспектный анализ, структурно-функциональное моделирование; – эмпирические методы: метод констатирующего эксперимента, беседа (социометрия «Два домика», методика «Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя»)); – методы обработки полученных данных: метод расчета числовых характеристик распределения (средние значения, медиана), метод статистической проверки гипотез (критерий различий t-Стьюдента), объяснительно-интерпретационные методы (табличное и графическое представление данных, сравнительный и сопоставительный анализ).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проанализированы: понятие «адаптация» и его содержание в отечественной и зарубежной литературе; адаптация к дошкольному образовательному учреждению в норме и при тяжелых нарушениях речи; возможности психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Практическая значимость исследования: разработанная и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы может быть использована педагогами образовательных учреждений.
Адаптация в широком социокультурном контексте предполагает первоначальное приспособление человека к его окружению с последующим влиянием – в той или иной степени – на это окружение. В качестве основных механизмов адаптации выделяются: познавательные процессы; социальное воображение; социальный интеллект; реалистичная направленность сознания.
Структура адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи должны входить следующие компоненты : когнитивный (уровень развития и функционирование познавательных процессов); коммуникативный (образ «я» в контексте социальной среды, способность к взаимодействию, установлению успешных взаимоотношений); эмоциональный (умение понимать и выражать свои чувства и переживания, способность их регулировать)
Выборка и база исследования: МБДОУ «Детский сад № 189» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 28 испытуемых, из них 14 дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, которые составили экспериментальную выборку и 14 детей дошкольного возраста 5-6 лет, не имеющих нарушений речи. Контрольная группа введена в исследование с целью доказательства наличия имеющихся нарушений по причине наличия речевого дефекта. Задачи исследования Выявить особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: нарушения когнитивных (познавательных) процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере. Разработать организационно-содержательные основы процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Проверить эффективность опытно-поисковой работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы .
Схема диагностического аппарата Методика, метод Диагностируемые переменные Показатели измерения Параметры Методика диагностики развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников (И.В. Дубровина, А. Д. Андреева) Когнитивная сфера (познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие) Баллы Уровни: Низкий (0 баллов); Ниже среднего (1 балл); Средний (2 балла); Высокий – 3 балла Методика «Свободная классификация» (Е.Я. Агаева ) Баллы Уровни: Низкий (0 баллов); Ниже среднего (1 балл); Средний (2 балла); Высокий – 3 балла Социометрия «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) Коммуникативная сфера Выборы Варианты отношения к себе и другим: 1) положительное отношением к себе и другим; 2) положительное отношение к себе и избирательное отношение к окружающим; 3) неприятие себя Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) Баллы Уровень: высокий, средний, низкий Методика «Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов) Эмоциональная сфера Баллы Уровень: высокий, средний, низкий
Показатели уровня развития когнитивных процессов в Эг и Кг
Показатели уровня развития логического мышления и способности к обобщению в Эг и Кг
Показатели по итогам проведения социометрии «Два домика» в Эг и Кг
Показатели уровня самооценки по результатам проведения методики «Лесенка» (В.Г. Щур) в Эг и Кг
Показатели уровня эмоционального благополучия по результатам проведения методики «Раскрась свои чувства» в Эг и Кг
Основны е направления программы психолого-педагогической работы: 1) организация и проведение консультационной работы и семинарских практических занятий – для педагогов с целью повышения психолого-педагогической грамотности взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи и социальной адаптации; 2) организация психолого-педагогической поддержки родителей с целью повышения их педагогической компетентности и психологической грамотности в вопросах оптимального взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи и социальной адаптации (родительские собрания, семинары, группы поддержки, консультации); 3) создание предметно-развивающей воспитательной среды в коррекционной группе для дошкольников с ТНР; 4) организация совместной работы родителей и детей с целью повышения уровня социальной адаптации дошкольников (проведение совместных занятий с детьми); 5) организация и проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленной на повышение уровня адаптации детей к условиям коррекционной группы.
Показатели развития мышления, внимания, восприятия (цвет, форма, величина) детей ЭГ на констатирующем и контрольном этапах
Показатели логического мышления и способности к обобщению испытуемых ЭГ на констатирующем и контрольном этапах
Показатели по итогам проведения социометрии «Два домика» испытуемых ЭГ на этапе констатирующего и контрольного эксперимента
Показатели уровня самооценки по результатам методики «Лесенка» (В.Г. Щур) в ЭГ на констатирующем и контрольном этапе (в %)
Показатели уровня эмоционального благополучия по результатам проведения методики «Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов) в ЭГ на констатирующем и контрольном этапах (в %)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ( снабжением органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС ) речевого аппарата.
Нейростимуляция - это целенаправленная модуляция активности нервной системы. Нейростимуляция головного мозга прямого воздействия - это аппаратные медицинские методы, которые могут осуществляться только квалифицированными медицинскими специалистами. - Электростимуляция - трансмагнитная стимуляция - микрополяризация - микротоковая рефлексотерапия - денос – терапия - БОС – терапия и т.д.
Методы непрямого воздействия на головной мозг – методы и технологии которые доступны педагогам: - бионергопластика - мозжечковая стимуляция - кинезиология - гимнастика для мозга - межполушарное взаимодействие и др.
Логографические упражнения – это упражнения направленные для автоматизации звуков, сопряженно с графомоторными навыками. Логографические упражнения позволяют сочетать процесс автоматизации с привычной деятельностью ребенка, максимально приближая коррекционные упражнения к естественному речевому поведению; сократить срок автоматизации; мотивировать к выполнению упражнений, создавая положительный эмоциональный фон; разнообразить коррекционную работу; развить мелкую моторику, готовить руку к письму.
Р еципрокные (перекрестные) упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Благодаря слаженной работе обоих полушарий головного мозга становится возможным контроль и программирование не только своих действий, но и речи .
Логомоторные упражнения – это упражнения, основанные на использовании связи слова и движения. Логомоторика – это одна из форм активной терапии преодоления речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции высших психических функций.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мозжечок - это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус.
Основные функции мозжечка. • Регуляция позы и мышечного тонуса; • Коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами, поддержания позы; • Правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений; • Участие в регуляции вегетативных функций; • Мозжечок координирует движения конечностей, туловища; • Координирует совместную деятельность мышц, участвующих в акте речи, дыхания, глотания, жевания; • Червь мозжечка регулирует эмоции и внимание.
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие и тренировку функций головного мозга для нормализации психических, физических и эмоциональных процессов.
Функционал мозжечковой стимуляции Центральное нарушение слухового анализатора Нарушение осанки, работы вестибулярного аппарата Расстройство сенсорной обработки Нарушение координации движений, моторная неловкость Поведенческие расстройства Интеллектуальные нарушения ЗПР, ЗРР,ММД,СДВГ Нарушения письменной и устной речи (заикание, дислексия , дисграфия , дизартрия) Нарушения аутистического спектра
Идея о применении методики мозжечковой стимуляции принадлежит доктору Фрэнку Бильгоу. Именно он первым, в начале 1960-ых разработал программу, которая в последствии его программа получила название Learning Breakthrough , что можно перевести как «Прорыв в обучении», и специальный снаряд – балансировочную доску, с целой серией упражнений на ней. ( Балансировочный комплекс Balametrics ) .
Принципы программы Ф. Бельгоу : стимулирование сенсорной интеграции; совершенствование работы вестибулярной системы; развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.
В Комплект тренажера входит: доска - балансир Бильгоу, которая представляет собой деревянную доску с разметкой. Дополнительный инвентарь: мяч-маятник подвесной планка для отбивания с цифрами мешочки разного вес д оска с цифрами стойка с 5 мишенями комплект кинезиологических мячей-прыгунов (1 простой + 1 с креплением на шнурке к поясу) м етодическое пособие, инструкция.
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие.
Другие виды балансировочных досок Изогнутая доска-балансир , Доска Совы (подходит детям от 1 года) Доска Совы - это детская игрушка, спортивный, развивающий тренажер. Любое раскачивание помогает сформировать в мозгу нейронные структуры, отвечающие за восприятие ритма. А ритм — это основа процессов в нервной системе. Поэтому качание на Доске Совы - это профилактика дислексии , дисграфии и других бед, имеющих в основе дизритмию . Когда ребёнок использует Доску Совы в качестве балансира и раскачивается стоя, перенося вес тела с одной ноги на другую, — это мощный тренинг для механизмов межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции.
Титер поппер – балансир с присосками на дне, которые во время движения издают разнообразные звуки. Рассчитан на детей старше 2-х лет. В нем можно сидеть, стоять, вращаться, раскачиваться и прыгать. В процессе игры у ребенка развиваются моторные движения, чувство равновесия и воображение.
Балансборд «Лабиринт» (подходит детям с 4 лет) Используется для занятий по мозжечковой стимуляции, коррекции особенностей развития, взрослыми для прокачки вестибулярного аппарата. Балансборд с лабиринтом развивает координацию, улучшает навыки работы с телом, повышает концентрацию, совершенствует моторные реакции, укрепляет мышечный корсет, улучшает глазо -двигательные реакции, помогает развивать когнитивные навыки (память, внимание и мышление), синхронизирует работу полушарий мозга, стимулирует работу мозжечка, отвлекает от гаджетов, положительно влияет на эмоциональную сферу.
В результате применения метода мозжечковой стимуляции, улучшаются: • Концентрация внимания; • Зрительно – моторная координация; • Графомоторные навыки; • Саморегуляция и контроль; • Скорость развития когнитивной сферы; • Эффективность других коррекционных занятий; • Функции сенсорной интеграции; • Произносительная часть речи (четкость звуков и плавность речи); • Скорость мышления; • Скорость чтения;
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра. И одной из них является игра – друдлы. Цель: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. Что же такое ДРУДЛЫ? « doodle » – каракули « drawing » – рисунок « riddle » - загадка
Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Правильного ответа просто нет. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом, ребенок учиться выражать свои мысли.
Что вы видите на картинке?
Что вы видите на картинке?
Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться видеть необычное в обычном.
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться».
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различительной роли звука, 3) выделение качественных основных характеристик звука».
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки: «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ).
Этапы формирование звуковой культуры: I этап (до 3-х лет) – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д , и т. д) (звукоподражания). II этап (от 3 до 5 лет) - проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д …(правильная артикуляция звуков) III этап (от 5 до 7 лет) – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.
Два этапа подготовки к обучению грамоте: • 1 этап - формирование умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывать четкую артикуляцию звуков, уточнять их звучание. • 2 этап - развивать у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей; В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением); В подготовительной группе навыки звукового анализа и синтеза слов совершенствуются, дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа: . 1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа: • выделение звука из слова; • определение первого звука; • определение последнего звука; • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова); • анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК; • выделение ударных гласных из положения после согласных (дом); • анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ; • полный звуковой анализ слова; • деление слов на слоги.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: • с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.); • в речевом плане (проговаривание); • по представлению - в уме (самое трудное). 3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа: • слова из двух гласных (ау, уа ); • слова из двух звуков (ум, ах, ус); • слова из трех звуков (дым, кот); • слова из двух открытых слогов (ваза, сани); • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); • слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук); • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). 4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода: • формирование навыков элементарного анализа; • обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Спасибо за внимание !