Педагогические / образовательные технологии

Сергей Агбанович Цыренжапов

Перечень и содержание педагогических / образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_tehnologii.docx21.45 КБ
Файл zdorovesber.tehnologii.docx12.65 КБ
Файл proektnaya_i_issledovatelskaya_tehnologii.docx12.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории

Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

— развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

— развитие коммуникативных способностей;

— формирование умений принимать оптимальные решения;

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;

— обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей.

Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:

— способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

— позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

— ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ

 Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы. На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. («История России: XX век», «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917» и другие.). Эти учебники способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы, на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным. Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым параграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником.  Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ — демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат — визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации — жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.

Очень важно использовать ИКТ  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сам составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов:  «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование  таких ЦОРов  как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» — «Биографии: Россия»  для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.      Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами, возможно, компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся, как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это — вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.

Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии

ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:

соответствующее оборудование: компьютер, интерактивная доска;

учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.

Применяю следующие виды уроков:

Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.

Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.

Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.

Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.

Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

Использование информационно-коммуникативной технологии на уроке истории позволяет:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

— повысить объем выполняемой работы на уроке;

— усовершенствовать контроль знаний;

— формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

— обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

— изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

— появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. 
В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа части 1 и части 2. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.  Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ. 

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий: 
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; 
• возбуждает живой интерес к предмету познания; 
• расширяет общий кругозор детей; 
• возрастает уровень использования наглядности на уроке; 
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости; 
• идет более полное усвоение теоретического материала; 
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; 
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. 
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. 



Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Здоровье детей – это общая  проблема  медиков,  педагогов  и  родителей.  Решение этой проблемы зависит от внедрения в школе здоровье сберегающих технологий.  Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной  жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация урока. Показателем  рациональной организации учебного процесса являются:

-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

 -занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

 Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке,  чтобы сохранить    здоровье  учащихся.  Из  опыта  работы  я  понял,  что здоровьесберегающая   направленность  работы  требует  к  себе более глубокого и сложного исследования,  а  также  требует  разработки  концепции,  теории,  технологии   и диагностических  процедур  оценки  качества  урока.  И  я  выстроил  концепцию  здоровьесберегающего  обучения  следующей  логической  цепочкой.  Здоровьесберегающее  обучение  направлено  на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через учет  особенностей  класса  (изучение и понимание  человека);создание  благоприятного  психологического  фона  на  уроке; использование  приемов,  способствующих  появлению  и  сохранению  интереса  к учебному  материалу; создание  условий  для  самовыражения  учащихся; инициацию  разнообразных  видов  деятельности; предупреждение  гиподинамии. Приводит к предотвращению  усталости  и  утомляемости; повышению  мотивации  к  учебной  деятельности; прирост  учебных  достижений.



Предварительный просмотр:

      Проектная и исследовательская технологии

Перед системой  современного образования стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизнедеятельности, сформировать умения ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать информационное пространство. Одним из путей решения данной задачи является организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность обладает большим образовательным, развивающим потенциалом. Она способствует углублению теоретических знаний, развивает системное логическое мышление, творческие способности учащихся. В настоящее время в учебном процессе современных образовательных учреждений прослеживается активный интерес к исследовательской деятельности. Учитывая это обстоятельство, перед образовательными учреждениями стоит задача - обучить учащихся технологии самостоятельного исследования, чему была посвящена моя работа «Методические указания по организации исследовательской деятельности обучающихся». Данные методические указания призваны помочь учащимся в организации исследовательской деятельности.

     Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Для участия в районных и республиканских НПК под моим научным руководством обучающимися нашей школы был выполнен ряд научно - исследовательских работ.  В ходе выполнения данных работ наряду с технологией проекта  использовалась информационно – коммуникационная технология – классическая компьютерная презентация. Наиболее целесообразно использовать компьютер для оформления творческих работ и рефератов обучающихся. В ходе превращения рукописного текста в компьютерный они осваивают текстовый процессор WORD (работу со шрифтами, редактирование, оформление, вставку в текст файлов изображения, объектов WORDART, создание таблиц и работу сними), сканирование, построение диаграмм и графиков с помощью EXCEL, простейшие операции в PHOTOSHOP. Завершающим этапом становится оформление работы в технологии POWERPOINT.