Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная/экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issled.rabota.docx | 38.8 КБ |
innovats.deyat-t.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыренжапов С.А..учитель истории
и обществознания МБОУ «Кижингинская
СОШ имени Х.Намсараева»
Научно исследовательская работа
«Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»
С 2016 по 2020 учебные годы мною проводилась научно - исследовательская работа по теме «Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»
Краткое описание НИР
Актуальность: Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи:
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся средствами краеведения.
Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма обучающихся с помощью краеведения, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической и краеведческой литературы по предмету исследования, учебных программ, пособий по истории, краеведению; обобщение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности Кижингинской СОШ имени Х.Намсараева по воспитанию патриотизма у обучающихся.
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если обучающийся не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Ну как, скажите, можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь? «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость» (Д.С. Лихачев). Именно эти вопросы и призван решать курс краеведения.
«Краеведение» – это изучение своей «малой» Родины: её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и знания, необходимые каждому уважающему себя человеку.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Человек – важнейшее звено в цепи жизни. История края, страны и всей планеты – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.
2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться не только с природой и экономикой республики, но и с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у обучающихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Кроме того, обучающиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей республики и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
3. Научить обучающегося осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть обучающимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека, его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
4. Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
5. Изучение природы и истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для обучающегося, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу обучающихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих».
Поэтому, на мой взгляд, в последние годы заметно повысился интерес к краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:
– растущим пониманием в нашем обществе значения патриотического воспитания обучающихся;
– стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;
– поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.
Важной составляющей системы краеведения являются организационные формы обучения.
Существует три основных направления работы с обучающимися:
1. Учебное (уроки, факультативные занятия).
2. Внеклассное (занятия в краеведческих кружках, группах).
3. Внешкольное (центры туризма и отдыха, центры развития творчества детей и юношества, центры эстетического воспитания).
Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Огромные возможности для реализации краеведческого воспитания дает грамотная организация внеклассной работы, которая может осуществляться через:
- Массовые мероприятия (экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции).
- Групповые занятия (кружки, лектории, факультативы, издание стенгазет).
- Индивидуальную работу (чтение литературы, подготовка докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий).
Таким образом, краеведение является одним из важнейших средств патриотического воспитания учащихся.
Меня как историка - обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в нашем учебном заведении складывается система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент - спецкурс «История родного края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания обучающихся. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
При изучении тем по истории Отечества я применяю следующие материалы:
Национально-региональный компонент на уроках истории
№ | Темы | Национально-региональный компонент | Кол-во часов |
3 | Борьба Руси с нашествием монголо-татар в XIII в. | Бурятия в монгольский период | 1 |
5 | Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Сибири. | Присоединение Бурятии к России | 1 |
6 | Россия в конце XVII – XVIII вв. | Бурятия в XVII – XVIII вв. | 1 |
6 | Культура России во II половине XVIII в. | Буддизм в Бурятии. Культура и быт бурят в XVIII в. | 1 |
7 | Российская империя в I половине XIX в. | Декабристы в Бурятии, участие забайкальского казачьего войска в Отечественной войне 1812, Крымской войне. Культура и быт бурят в XIX в. | 1 |
8 | Российская империя во II половине XIX в. | История и культура Бурятии во II половине XIX в. | 1 |
9 | Россия в начале XX в. | Бурятия в начале XX в.: экономическое (Транссиб), политическое и духовное развитие. | 1 |
10 | I российская революция | Бурятия в годы I российской революции. Ц. Ранжуров, Бабушкин. | 1 |
12 | Россия в I мировой войне | Участие бурят-казаков в войне. Буряты на тыловых работах. | 1 |
13 | Культура. Духовное развитие России в начале XX в. | Культура Бурятии в начале XX в. | 1 |
14 | Революционные потрясения и противостояния в обществе: 1917-1920 | Бурятия в годы революций и гражданской войны. | 1 |
15 | Россия, СССР в 1920 - 1930-е годы | Образование Бурят-Монгольской АССР. Бурятия в 20–30-е годы | 1 |
16 | СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) | Участие воинов и тружеников тыла из Бурятии и Кижинги в Великой Отечественной войне. Д. Ж. Жанаев. | 1 |
17 | Послевоенные годы (1945-1953) | Бурятия в послевоенные годы | 1 |
18 | СССР в 1953-1964 годах | Бурятия в 1953-1964 годах. Переименование Бур.- Монг. АССР в Бур. АССР | 1 |
19 | СССР в середине 60-начале 80-х годов | Бурятия в 1964-1985 гг. | 1 |
20 | Перестройка в СССР (1985-1991) | Бурятия в 1985-1991 гг. | 1 |
21 | Суверенная Россия | Бурятия на современном этапе | 1 |
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал.
На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании обучающихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у обучающихся политико – правовой культуры.
Изучение спецкурса по истории родного края, а также краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволило добиться хороших результатов на районных и республиканских олимпиадах и НПК пообществознанию, истории Отечества и Бурятии:
2016-2017 | Муниципальный этап ВОШ:-История Бурятии (муниципальный этап ВОШ) | 10 | 1.Шатова Юлия (10в) | V место |
-История Бурятии | 10 | 2.Шатова Люба (10в) | III место | |
-История | 8 (за 9 кл.) | 3.Мадасов Батор (8б) | II место | |
-История | 9 | 4.Алексеева Саша (9б) | IV место | |
Районная олимпиада, посвященная 25-летиюКижингинского лицея:-история | 9 | 5.Алексеева Саша (9б) | V место | |
Районная олимпиада, посвященная 100-летию Верхне-Кижингинской СОШ: -История -Обществознание | 5 8 6 7 8 | 6.Бастуев Амгалан (5 г) 7.Мадасов Батор (8б) 8.Елшина Ника (6 в) 9.Семенова Кристина (7 в) 10.Цыдыпова Вика (8б) |
V место II место III место II место III место | |
2017-2018 | Муниципальный этап ВОШ: -История | 9 | 1. Мадасов Батор (9 б) | II место |
-История | 10 | 2. Билигтуев Б.(10 в) | III место | |
-Обществознание | 10 | 3.Тимофеева Н. (10б) | V место | |
-История Бурятии | 11 | 6.Шойнжонова С. (11 в) | III место | |
Районная олимпиада по истории и общ-ю, посвященная 90-летию НКСШ среди 5-8 классов: История Обществознание: | 7 8 6 8 | 7.Елшина Н. (7 в) 8.Бороева А. (8 в) 9. Беликтуева Д. (6 г) 10. Бороева А. (8 в) | V место IV место IV место IV место | |
2018-2019 | Муниципальный этап ВОШ: История России: | 9 9 10 10 11 11 | 1.Филиппова Ю. (9г) 2.Бороева Алина (9в) 3.Мадасов Б. (10 б) 4. Санжижапова С. (10 б) 5.Алексеева А. (11 б) 6. Биликтуев Б. (11 в) | III место V место IV место V место I место IV место |
История Бурятии: | 9 10 11 11 | 7.Тогмитова А. (9 в) 8.Тобоева Д. (10 в) 9.Эрдынеева Э. (11 в) 10. Базарова Т. (11 б) | IV место V место I место IV место | |
Обществознание: | 8 9 10 11 11 | 13.Елшина Н. (8 в) 14. Семенова К. (9 в) 15.Тогмитова А. (10 б) 16.Биликтуев Б. (11 в) 17.Тимофеева Н. (11 б) | IV место V место IV место IV место V место | |
Районная олимпиада среди 5-8 классов в Сулхаринской СОШ: -история - обществознание | 8 8 | 18.Жимбэжамсуева Сэсэг (8 в) 19.Иванова Юлия (8 в) 4.Елшина Ника (9 в) 5.Иванова Юлия ( ( 9 в) 6. Доржиева Санжима ( 10 б) 12.Тогмитов Стас (8 г) 13.Елшина Ника (9 в) 14.Иванова Юлия (9 в) 15.Балданова Туяна (10 б) 16.Мадасов Батор (11 б) 17.Семенова Кристина (10 б) | IV место IV место | |
2019-2020 | Муниципальный этап ВОШ: История Бурятии: | 9 9 10 | III место IV место IV место | |
История: | 8 9 9 10 11 | III место III место IV место I место III место | ||
Обществознание: | 10 | V место | ||
Ученый год | Предмет | Класс | ФИО | Место |
2018-2019 | Региональный этап ВОШ: История Бурятии | 11 | Эрдынеева Э. (11 в) | 1 место |
История России: | 11 | Алексеева А. (11 б) | участие | |
Олимпиада БГУ по истории: | 11 9 8 8 | Биликтуев Бато (11 в) Балданова Туяна (9 б) Елшина Ника (8 в) Иванова Юлия (8 в) | 3 место сертификат сертификат сертификат | |
2019-2020 | Региональный этап ВОШ: История Бурятии | 9 | Елшина Ника (9в) | участие |
История России: | 10 | Балданова Туяна (10б) | участие | |
Избирательное право | 10 11 | Доржиева Санжима (10б) Цыденова Баира (11в) | II место III место | |
Олимпиада БГУ «Байкальская перспектива – 2020»: -История | 10 11 10 10 9 9 10 | Балданова Туяна (10б) Цыренова Глория (11б) Тогмитова Аурита (10б) Галданов Радна (10б) Будаева Саяна (9в) Ешиева Светлана (9в) Жалсанова Дыжитма (10б) | Диплом III степени участие участие участие участие участие участие |
Вывод: Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, районе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Предварительный просмотр:
Результативность инновационной и научно-исследовательской деятельности
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает само по себе. С самого раннего возраста необходимо знать, что самой дорогой, близкой человеку является малая Родина, тот небольшой уголок земли, где он родился и вырос, стал человеком. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края. В наши дни высказывание академика Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение.
Именно с целью обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков мною был разработан авторский спецкурс по истории родного края. Этот спецкурс был апробирован в течение ряда лет. Ребята знакомятся с историей Бурятии, при этом особое внимание уделяю изучению местного краеведческого материала.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед по пути добывания новых знаний, при решении новых задач, возникающих в ходе учения. « Лучше запоминается то, что задевает чувство. Что любишь, то интересно. Что интересно, то и запоминаешь». Эти слова служат девизом для учителя - краеведа. Работа в музеях, в библиотеках, встречи, переписки, интервью с интересными людьми, экспедиции – все эти формы сбора краеведческого материала вырабатывают навыки и приемы исследовательской деятельности, воспитывает уважение к историческому факту, способствуют выработке умения практически использовать полученные знания. Об эффективности данной работы свидетельствуют следующие результаты. За последние годы под моим руководством обучающиеся нашей школы являются постоянными призерами районных и республиканских олимпиад по истории Бурятии, районных и республиканских научно – практических конференций .
Перед системой современного образования стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизнедеятельности, сформировать умения ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать информационное пространство. Одним из путей решения данной задачи является организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность обладает большим образовательным, развивающим потенциалом. Она способствует углублению теоретических знаний, развивает системное логическое мышление, творческие способности учащихся. В настоящее время в учебном процессе современных образовательных учреждений прослеживается активный интерес к исследовательской деятельности. Учитывая это обстоятельство, перед образовательными учреждениями стоит задача - обучить учащихся технологии самостоятельного исследования, чему была посвящена моя работа «Методические указания по организации исследовательской деятельности обучающихся». Данные методические указания призваны помочь учащимся в организации исследовательской деятельности.
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Для участия в районных и республиканских НПК под моим научным руководством обучающимися нашей школы был выполнен ряд научно - исследовательских работ. В ходе выполнения данных работ наряду с технологией проекта использовалась информационно – коммуникационная технология – классическая компьютерная презентация. Наиболее целесообразно использовать компьютер для оформления творческих работ и рефератов обучающихся. В ходе превращения рукописного текста в компьютерный они осваивают текстовый процессор WORD (работу со шрифтами, редактирование, оформление, вставку в текст файлов изображения, объектов WORDART, создание таблиц и работу сними), сканирование, построение диаграмм и графиков с помощью EXCEL, простейшие операции в PHOTOSHOP. Завершающим этапом становится оформление работы в технологии POWERPOINT.
Для активизации мыслительной деятельности ученика, для эффективности урока применяю такой прием как составление различных вариантов проверочных тестов по пройденным темам. Мною разработана серия контрольно-проверочных тестов по истории Отечества и обществознанию.