Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Анисимова Диана Робертовна
ФИО
на 2023-2024 учебный год
2024 г.
План самообразования
Тема «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Цель: Использовать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Совершенствовать мелкую моторику рук, через пальчиковые игры;
2. Развивать мелкую моторику рук, для развития речи детей;
3. Формировать представления у родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка раннего возраста.
Предполагаемый результат: Проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;
Дать родителям необходимые знания по данной теме, и больше информации в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Подготовить кисти рук и пальцы к работе с мелкими игрушками, развивать подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Форма отчета по проделанной работы
Актуальность темы:
В последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Развитие необходимо начинать с развития движения пальцев рук. Мелкая моторика является важным компонентом в развитии ребёнка раннего возраста. В результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к навыкам рисования и в дальнейшем к письму.
Работа с родителями:
Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы: беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.
У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования. | Изучить литературу.
Разработка траектории реализации
задач.
Сделать выводы по диагностике | Диагностика. | - | - |
Октябрь | Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования. | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь».
8.Вкладыши «Животные». | - | - |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Консультация для родителей: «Ум на кончиках пальцев», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком». | Внедрение в
практику
подготовленного
материала. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий– шершавый», «Найди такой же на ощупь». 7. «Прокати шарики через воротца».
8. «Сортер Доска с геометрическими фигурами ». | Консультации на стенде информации: «Ум на кончиках пальцев», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком». | - |
Декабрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Консультация для родителей: «Ум на кончиках пальцев», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком». | - | 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок)
7.Мозаика «Умные камешки». | - | - |
Январь | Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»). | Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек») | 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком). 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) 6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
| - | - |
Февраль | Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»). | - | 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста».
2. .Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 3.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 4.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
5. «Чудесный мешочек». | - | - |
Март | Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр. | Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр. | Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья». 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5. Игра «Прищепки» 6.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом». 7.Мозаика «Умные камешки».
| Изготовление папки-передвижки: «Пальчиковые игры для малышей в стихах». | - |
Апрель | Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр. | Написание отчета о проделанной работе за учебный год, выступление на пед. совете. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 3.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. | - | - |
Май | Организовать работу кружка на следующий учебный год, разработать план по самообразованию. | - |
| Составление и распространение буклетов для родителей по теме самообразования: «Пальчиковые игры для малышей».
| Подведение общих итогов о том, чему научились дети за год, что получилось реализовать, а что нет. Каких результатов достигли, а на какие сделать акцент на следующий год.
|
Вывод:
Таким образом, изучив и проработав данную тему, были сделаны следующие выводы:
1. Начинать развивать мелкую моторику рук с первых дней пребывания ребенка раннего возраста в детском саду;
2. При работе с детьми и подборе материала учитывать их индивидуальные особенности;
3. Работу по развитию мелкой моторики рук следует проводить регулярно;
4. Дидактический материал должен быть красочным, ярким, привлекающим внимание детей;
5. Приобщать родителей к изготовлению игр для развития мелкой моторики рук;
6. Побуждать родителей к совместным действиям для достижения результата.
Если родители и воспитатели стремятся к тому, чтобы их ребенок владел речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками, то необходимо развивать речь с момента рождения и до школы.