Консультации
Консультации для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 77.5 КБ |
vyrazitelnost_dvizheniy_yavlyaetsya_odnim_iz_pokazateley_garmonichnosti.docx | 674.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»
| ||
|
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ЖУК.Е.С
2020 – 2021 уч.год.
пгт. Смирных
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
∙ познакомить педагогов с игровыми приѐмами, применяемыми в музыкальной деятельности.
∙ использование практического материала на развитие творческих и ритмических способностей детей.
Детство-это, прежде всего, игра. Если ребёнок познает мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им легче и быстрее. Это подтверждают и ФГОС, отмечая, что игра является адекватной формой работы в ДОУ. В своей работе я использую игровые приемы почти во всех видах деятельности, а музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. Ведь музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательной, скрупулёзной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
Успехи всестороннего развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре, но и от воспитателя. Ведь он больше общается с детьми, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа узких специалистов и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, плясками, танцами и играми. Тем самым, у ребёнка теряется интерес к этому виду деятельности. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и поставь ногу сюда, а вот эту вот так», не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей-сухой неоднократный повтор за хореографом или воспитателем гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: не качественное и не выразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни хореографа.
Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, тоже через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движения неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него получится, возрастает во много раз.
Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если воспитатель использует в своей работе игры, пляски, музыкально-ритмические комплексы, тем самым воспитывая и развивая движения детей, систематически прививая им необходимые навыки.
В течении всех лет пребывания в детском саду надо учить детей двигаться выразительно, то есть уметь сознательно, убедительно и правдиво передавать в движении и действии образы исполняемых игр, плясок. Вырабатыванию точности, четкости, осмысленности движения часто помогает использование имитационных движений или образное сравнение.
Ребенок правильно и выразительно идет на носках, если он старается «не разбудить куклу». Легко и без лишнего напряжения «качает» руками с лентами, если ему объяснить, что его руки должны взлетать так же легко, как ленты. При закреплении движений не следует добиваться, чтобы дети полностью овладели ими на одной игре или пляске. Надо те же движения повторять в разных играх, упражнениях, соединять с разной музыкой, чтобы
движения совершенствовались постепенно. Работа над совершенствованием
движений может проводиться в разных формах.
Методические указания к выполнению игровых движений, элементов плясок.
Виды шага.
«Бодрый шаг»-обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный. Характер бодрости и решительности ему придает хорошая осанка, слегка приподнятая голова, свободные движения рук: одной вперед,
другой назад. От детей следует требовать, чтобы они не стучали пятками,
сохраняли хорошую осанку.
Шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Бедро поднимается вперед до горизонтального положения, голень висит вертикально. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками: одной вперед, другой
назад (когда поднимается левая нога, вперед выносится правая рука и наоборот).
Шаг на носках - в двух формах: или наклонившись вперед, как бы притаившись; или - выпрямившись, как бы вытянувшись вверх и выше, и выше поднимаясь на носки. Колени при этом не втягиваются, шаги плавные,
без толчков; сохраняется хорошая осанка.
Виды бега
«Легкий бег» - основная форма бега для всех групп. Точная форма меняется в зависимости от музыки, образа, подготовленности детей. Всегда надо следить, чтобы ноги упруго отталкивались от пола и мягко приземлялись.
Стремительный бег. Дается уже в средней группе(в играх с убеганием по прямой, на короткое расстояние).Он или исполняется без музыки, или соответствует громкому, стремительному заключению.
Неторопливый танцевальный бег. Встречается в плясках средней и старшей групп. Он является как бы цепью легких пружинных прыжков с одной ноги на другую. Величина прыжков и устремленность бега меняются в зависимости от музыки. Руки свободно двигаются.
Поскоки с ноги на ногу.
Легкие поскоки. Исполняются без лишнего напряжения; свободная нога высоко не поднимается, а только слегка выносится вперед с согнутым коленом. Руки или свободно двигаются - одна вперед, другая назад, или легко приподняты в стороны.
Сильные поскоки. Свободная нога высоко поднимается вперед с согнутым коленом, руки делают энергичные движения вперед-назад. Исполняются поскоки обязательно с движением рук, так как это помогает силе поскоков (держать руки на поясе или держаться за руки друг с другом не следует).
Притопы
Одно из основных плясовых движений детей. Притопы соответствуют веселой, плясовой музыке; в старшей и подготовительной группе иногда передают яркий ритмический рисунок музыки. Энергичные притопы не должны быть просто сильным ударом ноги о пол. При всех притопах следует обратить внимание детей на то, что ногу нужно ставить мягко; колено опорной ноги слегка сгибается.
«Попеременные» притопы то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги к другой ноге (на «раз»- топнуть ногой впереди себя; на
«два» - приставить ногу к ноге; затем-то же с другой ноги). Топающая нога ставится непосредственно перед опорной; не следует переносить ее далеко вперед, так как при этом ребенок теряет равновесие, наклоняет корпус, и характер плясового движения теряется. Доступны детям старшего возраста.
Три притопа - исполняются обычно с небольшим наклоном корпуса вперед, как бы с поклоном.
Элементы танцев
Боковой галоп. При галопе вправо правая нога делает шаг вправо, левая придвигается к ней, пяткой как бы «выталкивая» ее снова вправо, для следующего шага (при движении влево - наоборот). Движение идет правым (левым) плечом вперед, корпус в сторону движения не поворачивается. Пятка к пятке должна прикасаться на каждом шаге.
Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед-любимое плясовое движение детей старшей группы, которые исполняют его без особо точной формы. В подготовительной группе под музыку легкой польки нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола.
Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы несколько большей плавностью. Он же используется часто и в начале танца. В этом случае, девочки опускают руки спокойно вдоль туловища и не раскачивают ими; мальчики выходят на пляску более размашистым шагом, размахивая руками.
Практическая часть
Мы сейчас с вами попробуем сделать несколько хореографических движений под музыку.
Хореографические упражнения:
- на носках и спокойная ходьба;
- подскоки;
- прыжки и спокойная ходьба;
- боковой галоп;
- приставной шаг;
- хоровод.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОСТРОВОК»
| ||
|
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ЖУК.Е.С
2020 – 2021 уч.год.
пгт. Смирных
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
∙ познакомить педагогов с выразительностью движений в свободной деятельности детей;
∙ использование практического материала на развитие выразительностью движений в свободной деятельности детей.
Выразительность движений является одним из показателей гармоничности, которая обеспечивает баланс всех функций, физическое, психическое развитие и социальное благополучие ребёнка, так как предполагает согласованность двигательных действий, эмоциональной отзывчивости и способов общения (А.А. Бодалев, В. Вунд, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн). Большинство исследователей С.Н. Беляева-Экземплярская, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.А. Лубанская отмечают, что перечисленные компоненты являются составляющими выразительности движений, включающих как двигательную организацию (внешние движения), так и пластическую выразительность (переживания, внутренние состояния, которые относятся к психической сфере).
Одним из оптимальных видов специально организованной деятельности для развития выразительности движений являются музыкальные занятия и хореография, реализуемые в рамках обучения и воспитания дошкольников, и развивающие двигательную организацию, чувство ритма.
Благодаря такому обучению, с одной стороны, у дошкольника значительно обогащается репертуар выразительных движений, эмоционально-пластический опыт, т. е. создается «материальная база» для творчества. С другой стороны, он учится действиям, с помощью которых осуществляется творчество (изменение, варьирование, комбинирование). Опыт показал, что такое обучение развивает у детей и общительность. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния, настроения других людей. Он учится приемам невербального общения с детьми и взрослыми, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере работы с замкнутыми, застенчивыми, мало эмоциональными детьми. То, как они постепенно раскрываются, становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально и пластически свободными, общительными, убеждает лучше всяких словесных доводов в важности обучения языку выразительных движений
В процессе обучения используются, во взаимодействии друг с другом, три выразительных языка.
Движение — основной предмет изучения, главное средство воплощения образов и развития образно-пластического творчества.
Слово — вспомогательное средство обучения. С его помощью взрослый делает необходимые пояснения относительно содержания движений и приемов их выполнения; объясняет задания; задает вопросы, направляющие поиск выразительных средств, движений; описывает воображаемые (игровые), ситуации; регулирует весь процесс обучения и т. д.
Музыка также является вспомогательным средством обучения. Музыка на занятиях по выразительному движению необходима для создания определенной атмосферы, настроения. Она помогает детям в образном перевоплощении, в поиске выразительных движений. Развитие музыкальности движений не является задачей обучения на занятиях по выразительному движению. Важно лишь соответствие пластического образа характеру музыки.
Практическая часть
Мы сейчас с вами попробуем по играть в музыкальные игры на развитие выразительности движений.
Этюд «Танец пяти движений»
Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творчества.
Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему музыкальному залу, не наталкиваясь.
Педагог: Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое. А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие. Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные. К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные. А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.
«Танцы в паре» (под быструю и медленную мелодии)
Дети стоят в паре. Договорившись в паре, кто будет № 1, а кто №2.
Ставится любая мелодию, под которую дети будут танцевать в парах. Но тот, кто № 1 – будет ведущим, а тот, кто №2 «- ведомым и он будет двигаться с закрытыми глазами. Потом поменялись ролями.
Цель: объединение детей, развитие музыкального слуха.
Игра «Как живёшь?» (в кругу)
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Задание: Я задаю вопрос, вы произносите: «– Вот так!», сопровождая жестами ответ.
Педагог: Дети:
Как живешь? – Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? – Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? – Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Игра «Круг и кружочки».
Делятся на маленькие группы и встают в маленькие кружочки. Под тихую музыку двигаются по кругу в своих маленьких кружочках. Как только музыка заиграла громче, выстраивают большой круг. И, наоборот, когда музыка становится тихой, перестраиваемся в маленькие кружочки.
Для закрепления Танец
«Вперёд четыре шага»