Мастер классы, Аналитический отчет, обобщения опыта
Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определенной области творческой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 18.85 КБ |
master_klass_dlya_pedagogov_igraya_razvivaem.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов.
«ЭБРУ или танец красок на воде».
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - Эбру, как средством развития фантазии, воображения.
Задачи:
1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
2. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – Эбру (рисование по воде).
3. Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
3.Место проведения: музыкальный зал
Материал: Раствор для ЭБРУ, лотки для раствора, кисти, спицы, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, видеоролик «ЭБРУ», аудиозапись.
План:
1. Вступительное слово.
2. Рассказ с демонстрацией видеоролика.
3. Практическая часть.
4. Итог.
Вступительное слово.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе, тема которого «ЭБРУ или танец красок на воде».
Самое главное сегодня – получить удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Эпиграфом к нашему мастер-классу хочется взять такие слова:
Я нарисую красками судьбу.
Зеленой – ЖИЗНЬ, ведь в ней все расцветает.
НАДЕЖДУ – светло - голубой,
Она как льдинка на ладошке тает.
УДАЧУ – желтой, словно солнце свет…
Появится она и пропадет куда-то….
ЛЮБОВЬ? …Возьму для чувств я красный цвет,
Цвет страсти, цвет рассвета и заката…
ОБИДЫ – нарисую черной краской я
Они как сажа, их стереть возможно…
ДОВЕРИЕ… Какую же мне взять?
Наверно, белойпроведу я осторожно….
Я нарисую серым цветом – ГРУСТЬ,
Что с хмурой осенью в окно стучится…
Наверно, пестро вышло? Ну и пусть!
Художником не стать. Но можно поучиться!
Каждый человек хочет чувствовать себя сильным, энергичным и уверенным в себе. У каждого есть свои желания и цели, которые он бы хотел реализовать в жизни. Учеба, работа, отношения, семья, воспитание детей, самореализация.
На это нужны огромные силы. Да, для радости тоже нужна энергия. Чем больше хорошего мы замечаем в жизни, чем больше позитивных эмоций, тем более энергичными становимся, а это для нас, педагогов, очень важно. Сегодня я познакомлю вас с техникой Эбру,где каждый из вас сможет:
– Получить удовольствие от процесса рисования, а значит получить массу позитивных эмоций;
– Избавиться от напряжения, а значит обрести спокойствие.
– Развить свой творческий потенциал;
– Обрести внутреннюю гармонию;
– Возможность выразить все свои эмоции.
2. Рассказ с демонстрацией видеоролика.
Эбру- это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. В переводе «Эбру» - это «на воде». Это рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. С помощью эбру даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься.
О технике ЭБРУ я узнала совсем недавно, увидела видеоролик. Эта техника меня очень заинтересовала, я стала искать информацию, изучать, экспериментировать с различными красками и загустителями. Но в итоге, заказала набор для ЭБРУ через интернет и стала вводить эту технику в работу с детьми.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань. Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса! Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию.Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать? Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
Рисование в технике ЭБРУ способствует:
- Развитию интеллекта, мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.
- Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.
- Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.
- Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.
Сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеоролик о технике ЭБРУ.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.
Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, кисточка для фона, спица для рисования и лист бумаги.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.
- Первое нарисуем фон. Нужно набрать небольшое количество краски на кисточку и аккуратно набрызгать на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.
- Затем мы повторим то же самое краской другого цвета, но не более 2 – 3 цветов. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьм м инструмент, которым собственно и будем рисовать – это спица.
Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде и не протыкать воду, а лишь чуть – чуть касаться поверхности воды.
- Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т. д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой.
- Далее, нарисуем цветок. Наносим спицей круг, в центр этого круга ещ круги других цветов. Затем к центру круга сверху, снизу по бокам проводим линии, получаются лепестки. Вот так из обычного круга мы получили цветок.
- Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. При желании, Вы можете нарисовать самостоятельно свой рисунок. Раствор «ЭБРУ» можно использовать несколько раз.
Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?
Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Не зря искусство Эбру часто используется в качестве арт-терапии, ведь рисование на воде имеет неоспоримый, терапевтический эффект, и будет полезно не только детям, но и взрослым. Хороший способ получить огромный заряд положительных эмоций. Поэтому я считаю, что для детей Эбру технология является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Подарим нашим детям завораживающий мир Эбру и они обязательно раскрасят и наш мир яркими красками!
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.
Я хочу подвести итог словами Жан Жака Руссо:
«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Родничок» город Советский
Конспект
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Играя, развиваем»
Разработала воспитатель:
Смирнова Ксения Романовна
2022г.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Показать педагогам важность развития таких психических процессов как воображение (образное), словесно-логическое мышление для успешного обучения ребенка в школе.
- Обучить участников мастер-класса в практической деятельности по применению игр и упражнений как приемы развития творческого воображения (образного), словесно-логического мышления.
Оборудование: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации, столы, стулья, мольберт, магниты, стаканчик из-под йогурта, катушка ниток (пустая), белый лист бумаги А4, маленький мячик, цветной шнурок, прищепка, коктейльная трубочка, крышка от бутылки, маленькое ведерко, ножницы, скотч, бутылочка от йогурта, цветы, клей, листы бумаги А3 для рисования картины, колокольчик, цветная бумага, резинки, фломастеры, игрушка-сердечко, CD-диск, карточки-задания для упражнения «Придумай свой конец сказки», стол для поделок, буклет «Игры и упражнения для развития творческого воображения», музыкальное сопровождение «Играют маленькие волны» композитор Г.В. Свиридов, релаксационная музыка.
Принципы: деятельностный принцип, принцип практической направленности, принцип «Я знаю, как это сделать и научу вас».
Ожидаемые результаты: активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; понимания участниками важности развития психических процессов у дошкольников для успешного обучения будущих воспитанников к школе; практическое освоение игровых методов и приемов;
Участники мастер – класса: педагоги дошкольных учреждений.
План проведения мастер-класс:
1. Вступление педагога-психолога «Что такое воображение?»
2. Практическая часть: развивающие игры и упражнения
- Игра «Как это можно использовать?» («Голь на выдумку хитра»).
- Игра «Фантазия» («Вопрос-ответ»).
- Игра «Дорисуй рисунок» («Художник художника видит издалека»).
- Упражнение «Придумай свой конец сказки» («Сказка ложь, да в ней намек»).
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный. Ритуал приветствия.
Вступительное слово педагога-психолога «Что такое воображение?»
Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги! Позвольте начать мастер-класс название, которого вы видите на экране «Играя-развиваем».
«В окно смотрели двое
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь.
И небо голубое.
В окно смотрели двое».
Педагог-психолог: Воображение — условие и неотъемлемая часть любой творческой деятельности на всех этапах жизни: от младенчества до глубокой старости. Известно, что воображение складывается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания и является важнейшей стороной жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у дошкольников, необходимы развивающие игры и упражнения, которые являются наиболее доступными для детей деятельностью, способ обработки впечатлений и знаний, полученных от внешнего мира. Игры четко отражают особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, развитие потребности в общении. Детское творчество проявляется в идее игры и в поиске средств для ее реализации.
Сегодня я хочу предложить вам игры и упражнения, которые вы можете использовать в работе с детьми для развития творческого (образного) воображения. Начнем со знакомства! Предлагаю участникам мастер-класса встать в круг.
Знакомство. Игра «Эхо» Цель: создание позитивного эмоционального фона.
Педагог-психолог: Я очень рада вас видеть! Сейчас мы с вами будем знакомиться необычным способом. Предлагаю закрыть глаза и представить, что мы находимся на берегу моря (звучит мелодия «Играют маленькие волны», композитор Г.В. Свиридов). Мы стоим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Они шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Услышали? А теперь проговариваете свое имя так, как ее произнесла волна, бегущая к берегу. (Предлагаю педагогам открыть глаза и произнести свое имя). Вот мы с вами и познакомились.
2. Основная часть.
Все мы хотим видеть выпускника ДОУ успешным и прилагаем все усилия для этого. Не так ли? А в чем секрет успешности выпускника ДОУ»? Сегодня нам с вами предстоит раскрыть ее секрет. Перед нами разбросанные детали пазла, наша задача - собрать его. Для того, чтобы его собрать нам надо выполнить несколько несложных заданий.
Игра «Как это можно использовать?» Цель: развитие наглядно-образного мышления, сообразительности, мелкой моторики рук.
Педагог-психолог: И вот первое задание (на экране деталь пазла и название «Голь на выдумки хитра!») назовите знакомые предметы, которые лежат на столе (педагоги называют: стаканчик из-под йогурта, катушка ниток (пустая), белый лист бумаги А4, маленький мячик, цветной шнурок, прищепка, коктейльная трубочка, крышки). Придумайте, как еще можно использовать эти предметы. Возьмите любой предмет и подарите ему вторую жизнь. (Например: стаканчик можно использовать как карандашницу, кормушку для птиц, вазу для цветка, маленькое ведерко для мусора, шкатулка для заколок…; пустую катушку ниток можно использовать как колеса для машины, подставка для кисточки, кнопка, стул для кукол, карусель, фонтан…; на листе бумаги можно нарисовать картину, в него можно что-то завернуть, сделать самолет, кораблик, вырезать салфетку, свернуть пакетик для конфет…; мячик можно превратить в елочную игрушку, приделать лапы и нарисовать мордочку – получится смешное животное, раскрасить красным цветом и приклеить листок – получится яблоко, если разрезать мячик на две половинки, может получиться две корзинки для ягод или грибов). (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки участники мастер-класса выполняют задание и по окончанию работы рассказывают о своем предмете).
Игра «Фантазия» Цель: развитие продуктивного мышления, умение находить ресурсы предметов, заменять их, на другие предметы.
Педагог-психолог: Я вас поздравляю! Вы получили первую деталь нашего пазла, преодолев первое препятствие. А вот и второе задание (на экране деталь пазла и название «Вопрос-ответ»). Коллеги, давайте попробуем порассуждать. (Предлагаю присесть на стулья, образуя круг). - Представьте себе, если на земле исчезнут - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- Представьте себе, если на земле исчезнут все книги. Чем их можно заменить?
- Представьте себе, если на земле исчезнут все ручки. Чем их можно заменить?
Педагог-психолог: Молодцы! Умеете рассуждать, высказывать свое мнение, преодолели второе препятствие и получили вторую деталь нашего пазла. (Предлагаю участникам присесть за стол).
Игра «Дорисуй рисунок» Цель: развитие творческих способностей.
Педагог-психолог: А вот и третье задание (на экране деталь пазла и название «Художник художника видит издалека»).
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, начинаем творить чудеса. Предлагаю нарисовать картину. Перед вами чистый лист бумаги. Этот лист мы будем пускать по кругу, дорисовывая сюжет. По сигналу колокольчика один участник, заканчивая рисовать, передает картину соседу. У нас должна получиться целая картина, название, которой придумаете вы сами. (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки педагоги выполняют задание и по завершению работы рассказывают о своей картине).
Педагог-психолог: Молодцы! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили третью деталь нашего пазла.
Упражнение «Придумай свой конец сказки». Цель: развитие творческого воображения.
Педагог-психолог: Вот перед нами четвертое задание (на экране деталь пазла и название «Сказка ложь, да в ней намек»). Коллеги, хочу предложить вам изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. (Предлагаю разделиться на две команды. Каждой команде выдается конверт с заданием по сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят»).
- «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …, но вдруг случилось…, они подружились». (Команда 1).
- «Волку не удалось съесть козлят, потому что случилось неожиданное…, он увидел… …» (Команда 2). (Участники мастер-класса под музыкальное сопровождение релаксационной музыки сочиняют конец знакомых сказок).
Педагог-психолог: Спасибо за удивительные сюжеты сказок. Поздравляем! Преодолели и это препятствие и получили четвертую деталь нашего пазла. Вы замечательные педагоги – вам удалось раскрыть секрет успешности выпускника ДОУ! Пришло время нам собрать пазл! (На слайде собранный пазл и надписи: уверенный в себе, в своих возможностях, имеющий положительную самооценку, умеющий проявлять инициативу и творчество, нацеленный на дальнейшее обучение.)
Как и в воспитании ребенка, путь ваш был труден, но интересен, не правда ли? На практике познакомились с новыми играми и упражнениями для развития творческого воображения, словесно-логического мышления. Хочется пожелать вам терпения, творчества и пусть успешность наших детей сопровождает их всю жизнь! (Предлагаю педагогам встать и сделать круг).
3. Заключительный этап. Рефлексия. Прощание.
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, передавая «сердечко», поделитесь своими впечатлениями, ответьте на следующие вопросы:
- Данные игры, упражнения вы можете использовать в своей педагогической деятельности? Какие игры вам больше понравились, чем? Какие упражнения вызвали недоумение, непринятие? Почему?
Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. И в память о нашей встрече хочу подарить вам буклет «Игры и упражнения для развития творческого воображения».
Список литературы:
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. - С. 17-44.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М.: Генезис. 2005. - С. 22.
- Интернет-ресурсы.