Консультационно-просветительский блок для родителей!
Информация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bu_bu_bu_-_artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malyshey.pdf | 1.18 МБ |
pozhuzhzhim_i_polyalyakaem.doc | 1.39 МБ |
osnovnye_rechevye_narusheniya_u_detey.docx | 101.11 КБ |
konsultatsiya_po_mezhpolusharnomu_razvitiyu.docx | 1.84 МБ |
"Читаем вместе" Роль семьи в приобщении детей к чтению | 810.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультационно – просветительский блок для родителей.
«Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Диагноз — не приговор, диагноз — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи. О. Е. Грибова
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше.
Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех и старше лет. Современные специалисты выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей.
«Говоруны» выделяются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, все остальное они «сделают» сами.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна, спокойна; надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать» Любая перемена требует от них периода для адаптации. «Молчунам: очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но, как правило, практически сразу чисто. Попытайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.
Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, безотлагательно обращайтесь к специалисту. Логопед определит точное заключение: это может быть общее недоразвитие речи, алалия, аутизм, дизартрия и т. д., по необходимости направит к необходимым дополнительным специалистам.
Близких ребенка чаще всего пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?
Ознакомимся с основными видами речевых нарушений
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речь называется дислалией. сейчас такое заключение можно встретить очень, редко.
Ринолалия — это нарушение тембра голоса (он приобретает носового оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия бывает открытая (так называемая в народе «волчья пасть»), и закрытая.
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.
Будем внимательны! Не пропустим первые признаки заикания. Сразу же обратитимся к специалисту, если малыш:
• употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
• повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
• делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
• затрудняется перед началом речи.
Профилактика заикания
• Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
• Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, конфликты и скандалы.
• Избегайте психических и физических травм (особенно головы). Следите за ребенком!
• Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
• Не опережайте его развитие! Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда!
• Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами. Не читайте страшные сказки на ночь!
• Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии - автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:
• не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
• в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.
Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и, тем не менее, молчит. Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например, в детском саду) или с определенным человеком.
Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства - нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.
Детский аутизм - болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: многие не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит или же речь не свойственна возрасту ребенка, он цитирует слова и фразы из телепередач, услышанными им, где то, речь не несет функции общения, автономная, поведение полевое.
Будьте внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть несколько отличительных особенностей:
• они легко возбудимы, порой агрессивны;
• разыгравшись, могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;
• иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;
• с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки;
• для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданны: малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.
1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»)
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла Значительная ограниченность активного словаря проявляете; в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначав несколько понятий: «биби» - машина, самолет, пароход, грузовик
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) — сидеть; «пать» (спать) — кровать. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращаете; «аба» - собака, «алет» -самолет.
2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средств. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. И этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». В речи детей появляется довольно большое количество слов существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» - яблоко, «обуйчик» - огурчик). Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» -Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» - Книга лежит на столе). В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» - красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» - медведь, «лисипед» — велосипед).
Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться. По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из-з употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»). Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки». Нередки ошибки в словообразовании. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «лицанер» полицейский. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местам части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять сдержание.
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой, что без коррекции может привести к Дислексии (чтение), Дизграфии (письмо).
Ну и одна из самых распространённых, является
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией (подвижность), не только в органах артикуляционного аппарата, но также страдает мелкая и общая моторика. 1)псевдобульбарную; 2)экстрапирамидальную; 3)мозжечковую; 4)корковую; 5)бульбарную.
Главная задача взрослых - вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Список используемой литературы:
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова РИЦ, 2004.–215с.(13,25 п.л.)
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: АСТ Астрель, 2005.–223с.(13,9 п.л.)
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00128-0.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Читаем вместе»
Роль семьи в приобщении детей к чтению
Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя.
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
- Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
- Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
- Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
- Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению.
· Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет.
· Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
· Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
· Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю.
· Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.
· Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
· Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
· Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.
· Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.
· Купите настольную игру, предполагающую чтение.
· После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
* Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
* Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ
* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
* Не читать во время еды.
* Не загибать листы, пользоваться закладкой.
* Класть книгу только на чистый стол.
* Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
* Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ
* Объясните перед чтением или во время его трудные слова.
* Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
* Что нового, интересного узнал?
* Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
* Как описана природа?
* Какие слова и выражения запомнились?
* Чему научила книга?
* Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.