Правила дорожного движения детям дошкольного возраста
Главная задача воспитателя, доступно разъяснить ребенку правила, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказив их содержание. Детей необходимо знакомить не только с правилами дорожного движения, но и учить безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_dorozhnogo_dvizheniya_detyam_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила дорожного движения детям дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда формируется личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных условиях очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Дорожно–транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Более 10 тыс. детей ежегодно становятся жертвами ДТП, большинство при этом находятся на автомобилях и велосипедах, но и для маленьких пешеходов дорога – опаснейшее место. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Как только ребенок начал ходить – он пешеход, его положили в коляску, он пассажир, сел на велосипед – водитель.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, вот почему необходимо учить детей правилам дорожного движения в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.
Ребенок не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Причиной ДТП чаще всего бывают сами дети. У дошкольника нет предвидения опасности в быстро изменяющейся дорожной ситуации. Поэтому они могут выбежать на дорогу перед машиной. Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять игру с мячом. Возрастные особенности дошкольника, несомненно, влияют на его поведение на улице и дороге. В шестилетнем возрасте боковым зрением ребенок видит 2/3 того, что видят взрослые, так как имеет ограниченный угол зрения. Зачастую дети не могут определить, что движется быстрее, велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределить внимание и отделить существенное от незначительного.
Поэтому главная задача воспитателя, доступно разъяснить ребенку правила, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказив их содержание. Детей необходимо знакомить не только с правилами дорожного движения, но и учить безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.
Система работы строится по трем аспектам: ребенок – пешеход, ребенок - пассажир, ребенок – водитель детских транспортных средств. В связи с этим работа по обучению ПДД не должна быть одноразовой акцией. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений в сочетании с личным примером взрослого. Чтобы полученные знания ребенок реализовал в повседневной жизни, работа должна охватывать все виды деятельности дошкольника. В процессе обучения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, значительное место отводится практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. При проведении целевых прогулок, экскурсий в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, необходимо обращать внимание детей на такие важные моменты как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательную активность. Зимой необходимо обращать внимание детей на скользкую дорогу: можно поскользнуться, упасть, водителю трудно остановить машину. После таких прогулок дети с удовольствием рисуют и объясняют, что в этой ситуации опасно на дорогах.
Обучение, проверка и закрепление знаний эффективно осуществляется в игровой форме. Для этих целей используются различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно - ролевые. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуации, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможности ребенка в игре.
В играх дети учатся размышлять, рассуждать, закреплять знания правил дорожного движения, обучаются ориентировке в пространстве, развивают монологическую речь, логическое мышление, внимание. С целью ознакомления детей с правилами дорожного движения во второй младшей группе, я используя следующие игры:
д/и «Транспорт» - развивать умение детей различать виды наземного транспорта (легкового, грузового), закрепить знание частей машин;
д/и «Виды машин» - учить объединять машины в группы;
д/и «Как перейти улицу» - закреплять знания о сигналах светофора, познакомить с правилами перехода улицы;
д/и «Сломанный светофор» - закрепить знание сигналов светофора;
с/р игра «Мы водители» -учить взаимодействовать друг с другом согласовывать свои действия с определенными правилами.
Эти игры проводятся в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности воспитателя с детьми, это нашло свое отражение в организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Комментарии
Правила дорожного движения детям дошкольного возраста
правила дорожного движения детям дошкольнолго возраста