Взаимодействие с родителями

Любовь Викторовна Бабкова

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация20.28 КБ
Файл Родительское собрание15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Изобразительная деятельность в домашних условиях»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые  питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок » - утверждал В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность - это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие, проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!

Пальчиковая живопись. Рисунок наносится пальцем, ладонью, ребром ладони. Краска наносится на руку несколькими способами: а) руку ребенка опускаем в краску, находящуюся на тарелке, либо на поролоновой подушечке; б) краску наносим кистью или кусочком поролона на руку, пальчики ребенка. К данной технике можно отнести рисование с обведением ладони и пальцев.

Оттиск с помощью валика. Лист картона скатывают трубочкой. На получившийся валик наматывают нитки разной фактуры, толщины. Нитки окрашивают одним или несколькими цветами. На края валика нитки не наматываются. Валик прижимается  к листу бумаги и прокатывается. Остаются следы от окрашенных ниток. Используется для создания фона в декоративном рисовании.

Оттиск с помощью овощей. Овощи (картофель, морковь, свекла и др.) разрезают пополам для получения оттиска контура. Гладкую поверхность овощей опускают в краску, отпечатывают на листе бумаги, на поверхности с песком.

Рисование с помощью зубной пасты. Пасту прямо из тюбика наносят на контур рисунка, подсушивают. Получается объемный рисунок. Используют белую пасту по цветному фону (снеговик, неваляшка). Детям, которым трудно нанести пасту на контур, могут нарисовать следы на синем фоне (снег идет). Можно окрашивать как контур, так и внутри него.

Отпечатывание пробкой, крышкой. Используются пробки, крышки разного материала и размера. На поверхность крышки, пробки кисточкой или поролоном наносится гуашь, отпечатывается на листе бумаги. Используют для создания изображения предметов круглой формы, множества кругов (гроздь винограда, ветка рябины, мимоза, гусеница), для декоративного рисования.

Оттиск смятой бумаги. Прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу (ежик, облака, котенок).

 Эмоциональная включенность ребенка в сотрудничество со взрослым обеспечивает формирование интереса к результату деятельности взрослого, а в последующем - и деятельности ребенка. Однако уже на начальных занятиях ребенок оставляет «свой след в искусстве», это может быть лишь отпечаток пальца или руки, обмакнутых в краску. Этот отпечаток в тот же день демонстрируется родным, знакомым. Его можно подарить, рассматривать, любоваться.

Первые уроки рисования - это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения.В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, сфера образов представлений, мыслительная, речевая деятельность и воображение.

Для занятий изобразительной деятельностью в домашних условиях взрослым следует подготовить для дошкольника специально отведенное место. Оно должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Родители должны следить за правильной осанкой ребенка. Он не должен горбиться и наклоняться над столом слишком сильно. Стол и стул должны соответствовать росту дошкольника. Снабдите его всеми необходимыми художественными материалами    и определите место для их хранения. Малыш должен привыкать к  порядку.

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью и оригинальностью. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процесс самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями. Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственность детского восприятия. Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией в домашних условиях, родители тем самым, формируют у детей устойчивый интерес к изодеятельности, развивают их способности.

Место, где ребёнок рисует, должно быть хорошо освещено.Свет должен падать с левой стороны.Следите за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко и т. д.Проверьте, соответствуют ли стол и стул росту ребёнка.На столе, кроме листа бумаги находятся краски, кисти, банка с водой.После промывания кисти ребёнок промокает ворс салфеткой или тряпочкой. Дошкольник может рисовать не только за столом, но и за мольбертом, если в комнате есть для этого место.Существуют специальные детские мольберты, приспособленные к росту ребёнка. В летнее время, выезжая за город, можно взять с собой мольберт. Малыш будет рисовать после прогулки в лесу, после купания в речке. Полученные яркие впечатления он с удовольствием отобразит в рисунке.

Для занятий лепкой ребёнку понадобиться небольшая доска.Хорошо для этого использовать специальные дощечки из пластика или полихлорвиниловую плитку, которую легко можно помыть водой или протереть.Детям старшего дошкольного возраста можно давать стеки - деревянные палочки, один конец которых заострён, а другой - как плоская лопаточка. Если вылепленную фигурку ребёнок хочет расписать, дайте ему пластмассовую чашечку с водой, чтобы он мог смачивать пальцы и сглаживать поверхность фигурки.В домашних условиях детям обычно для лепки дают пластилин - цветной пластический материал. В результате остывания он становится слишком твердым, и лепить из него трудно, особенно маленьким детям.

Желательно обеспечить малыша глиной.Летом родители имеют возможность накопать глину и дать её ребятам для лепки.Конечно, пока ребёнок не приучен к аккуратному обращению с ней, взрослым лучше присутствовать при лепке.Приучайте малыша не разбрасывать комочки пластилина или глины по полу, лепить нужно только на дощечке.

Для аппликации дошкольнику можно давать ножницы (с трёх лет с закруглёнными концами лезвий, легко раздвигающиеся). Нужны также клей, кисточка из щетины, мягкая тряпочка, небольшая клеёнка, на которой детали намазывают клеем.

Обращаем внимание взрослых на то, что разнообразие художественного материала позволяет ребёнку овладеть различными изобразительными навыками и умениями. Позже он самостоятельно станет выбирать тот материал, который необходим ему для осуществления того или иного замысла. Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место для хранения этого многочисленного материала. Хорошо для этого иметь детский секретер или открытую полку, где будут храниться карандаши, краска, пластилин, бумага и т. д.

Приучайте ребёнка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит своё рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

Уважаемые родители! Помните! Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня наша встреча пройдет в немного в необычной обстановке. У нас есть общие цели – вырастить гармонично развитых детей!

Предлагаю поиграть в упражнение «Волшебный клубочек». Из рук в руки передается клубок. У Вас есть возможность назвать одно самое важное качество, которым должен обладать Ваш ребенок и которое Вы хотели бы сформировать. При произнесении этого качества предлагаю сделать виток нити вокруг пальца на руке и передать клубочек следующему родителю. Клубок совершает полный круг до ведущего. Сейчас мы с Вами связаны одной нитью, целью. И в наших общих силах вырастить детей умными , добрыми, жизнерадостными, любознательными, активными, здоровыми (ведущий перечисляет качества, которые определили родители). А теперь давайте представим ситуацию, в которой вы сознательно или неосознанно отделились от общих целей (ведущий подходит к одному или нескольким родителям и отделяет их нить от других ножницами). В таких обстоятельствах , ваш ребенок будет только активным, а Ваш – лишь старательным. А ведь в начале нашей встречи мы говорили о гармонично развитых детях.

Хочется отметить, что только сплоченный коллектив может добиться покорения многих вершин и побед! Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Для этого предлагаю стать участниками упражнения «Говорящие руки»

Цель: способствовать эмоционально-психологическому сближению участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоят лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Таким образом, происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? (Родители высказывают впечатления от упражнения)

Следующий шаг нашего взаимодействия - упражнение «Мы с тобой похожи (отличаемся) тем, что…»

Цель: создать условия для возможности личностного контакта каждого родителя группы, анализа и вербального выражения своей позиции.

Родители выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Родители, стоящие во внешнем круге, говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: «… живем на планете Земля, …наши дети ходят в одну группу, …у нас у обоих двое детей…» Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: «…у нас разный цвет глаз, …разная длина волос, …наших детей зовут по- разному ». Затем , по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Следующее упражнение называется «Мы строили, строили…». Предлагаю разделиться на три группы. Чтобы выбор был случайным, воспользуемся жеребьевкой. Каждый участник выбирает фишку, с обратной стороны которой указана цифра 1, 2 или 3. У каждой команды есть набор строительного материала: кубики, конусы, деревянные блоки и т.д. Цель упражнения: использовать весь строительный материал, быстро построить здание (замок, дом и т.д.). Главное условие – работать сообща. Желательно, чтобы постройка была похожа на здание. Анализ выполнения задания.

А сейчас я предлагаю всем стать участниками упражнения «Волшебный сосуд».

Цель: способствовать положительному завершению тренинга, осуществлению рефлексии.

За истекший период времени можно сказать, что мы с Вами вкусили пуд соли. А сейчас я предлагаю окрасить эту соль новыми эмоциями и цветами. Перед вами на листе расположена соль и разноцветный мел. При тщательном растирании мела соль приобретает его оттенок. Предлагаю снова вернуться к истоку нашей встречи и подумать, что нужно сделать, чтобы взаимодействие в группе стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? В течение одной минуты мы с Вами попытаемся выявить эмоции или впечатления, которыми сейчас вы бы хотели поделиться и оставить на долгую память в этом волшебном сосуде. Теперь необходимо аккуратно поместить Вашу цветную соль в сосуд, сопровождая этот процесс одним словом или фразой, которые раскрывают суть проблемы? Родители окрашивают мелом соль, через воронку помещают поочередно ее в сосуд. Каждый родитель определяет важное качество, которое способствует, по его мнению, сплочению коллектива родителей группы. 

Этот сосуд стал по-настоящему волшебным, так как он наполнен солью поисков истины, цветом надежды и оптимизма, и Вашими светлыми пожеланиями. Он станет нам напоминанием о нашей встрече.

И в завершении нашей встречи разрешите представить Вашему вниманию свой педагогический опыт, который способствует формированию гармоничной личности ребенка в детском саду. Хочу отметить, что без Вашего участия реализация всех направлений была бы просто невозможной.

Презентация видеоролика «Чувствовать – Познавать – Творить».

Ну вот, все подарки подарены, упражнения пройдены, слова сказаны. Не забывайте, что мы все – единое целое, каждый из Вас – важная, необходимая и уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие.