Методическая работа

Любовь Викторовна Бабкова

Работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника:Бабкова Любовь Викторовна

№ участника:

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Тема занятия: «Ориентировка в пространстве»

Возрастная группа: подготовительная

Задачи:

 Воспитательные:

  • Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать  посильную помощь друг другу.
  • Воспитывать интерес к математике.
  • Воспитывать самостоятельность в работе.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать моторику рук.
  • Развивать навыки контроля, учить  правильно оценивать свою и другую работу.
  • Активизировать и обогащать словарь детей: космос, планета, центр подготовки.

 Образовательные:

  • Уточнить и расширить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
  • Упражнять  в счете в пределах 20, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • Продолжать учить детей  анализу и синтезу, конструктивному мышлению.

Дополнительные задачи: строить из геометрических фигур более сложные по заданному чертежу.

Словарная работа: космос, планета, центр подготовки.

Планируемый результат занятия: Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин

Подготовительная работа: решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления; изготовление космического корабля, солнца, созвездия Большой медведицы, кометы.

Материалы и оборудование: наборы цифр от 1до 10,  цветные ручки, 3 набора геометрических фигур,  мелодия группы «Спейс», песня «Мы дети Галактики», слайды с эпизодами планет  «Солнечной системы»,  мультимедийная презентация с использованием эпизодов планет «Солнечной системы».

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание психологического  настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Дети стоят в кругу.

Здравствуйте,

Ребята!Приглашаю вас совершить путешествие, за пределы нашей планеты.В далекий и

необъятный  мир, полный таинственных мифов и неразгаданных загадок. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:

«Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо забраться и до Солнца долететь!»

Приветствует детей

Приветствуют друг друга

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Дети садятся за столы.

- Ребята, обратите внимание на экран. Как называется этот безграничный и необъятный мир? (космосом) Правильно, космос или вселенная! У космоса не конца, нет края. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других космических тел. В космосе царит холод, мрак, нет воздуха. В бесконечной Вселенной,  в космосе  наша Земля - маленькая планета.В пространстве космическом воздуха нет,

И кружат там девять различных планет.А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Дети читают стихотворение с использованием мнемотаблицы

 «Девять планет» (на слайде появляются планеты по очереди).

Планеты вокруг Солнца 

танцуют, как дети.Меркурий заводит весь хоровод.

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.Встречали мы Землю, рядом с Луной И

огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними Юпитер, из всех великан,

И дальше – Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы.

Малы и холодны, но их различили мы:Уран, Нептун и крошка Плутон.

- Ребята, я вас приглашаю в космический круиз. Совершить путешествие на волшебные планеты и познакомиться с жителями, которые на них живут. Вы согласны?

«Если в космос мы хотим, значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш, развеселым экипаж».

-  Ребята, нам необходимо  выбрать транспорт, на котором мы отправимся в космос. Поэтому, давайте попросим помощи у мастера Самоделкина, который работает в Центре подготовки космонавтов.

Самоделкин: 

Привет вам дошколята!

Я – мастер Самоделкин!

Я с техникой на «ты»!

Я космонавтом помогаю осуществлять мечты.

Мечты о звёздах дальних,

Что в высоте небес.

Эту мечту Гагарин когда – то нам принес.

И каждый из вас сможет

Таким же точно стать,

И все сумеет сделать,

И все сможет узнать.

Для этого лишь надо

Приехать в центр к нам.

Мы ждем вас с нетерпением,

Мы будем рады вам!

-Самоделкин, помоги нам  пожалуйста, построить летающий аппарат.

Самоделкин: 

Ребята, представьте, что вы в космическом бюро. Я вам предлагаю побыть конструкторами и собрать свою ракету для каждого экипажа (3экипажа).

Самоделкин достает из тубуса чертежи и отдает детям. 

 Дети строят по чертежем (схемам). - Молодцы! Все справились с заданием, вы зачислены в отряд космонавтов!

Физминутка: Дружно в ногу мы идем!

Мы идем на космодром.

Мы идем на носах,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку.

И свели лопатки.

Дружно смастерим ракету

Для полета на планету.

-Ракеты готовы! Экипажам занять свои места! (дети садятся за столы)

-  Ребята, к нам пришло голосове сообщение от космонавтов (видео-ролик).

Внимание на экран!

Космонавт: Всем привет мои друзья!

Снова виеть рад вас я.

И пока я хздесь летаю,

Вас всех в гости приглашаю,

Вам у нас понравится!

А заодно, поможете нам с заданием справиться!

- Ребята, вы солгласны?  Внимание! Всем экипажам пристегнуть ремни! Запустить ракету! Соединить контакты, запустить двигатели, начинаем  обратный отсчет.

Дети (хором) : 10, 9, 8 … 1! Пуск!

- Ребята, обратите внимание налево – летит незнакомый летающий аппарат, справа вверху – Солнце, слева  внизу – летит комета, справа внизу – созвездие Большой медведицы, впереди  -планета под названием «Занимательные задачи». Мы приземляемся!

Планета «Занимательных задач»

У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)

На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)

Внимание на  экран! (лист с заданием каждому ребенку)

Ежик, белочка и зайчик живут на одной улице, каждый в своем домике. Зайчик и белочка живут в домиках с большими окнами. Белочка и ежик живут в высоких домиках. Соедините стрелочкой, кто в каком домике  живет. Давайте проверим!

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Планета «Цифроград»

Внимание на экран!

Покажите, соседей числа 3, 5, 7? (2,4; 4, 6; 6, 8;)

Сколько солнц на небе? (1)

Покажите, число меньше 4 на 1? (3)

Покажите, число больше 5 на 1? (6)

Сколько дней в неделе? (7)

Внимание на экран!

У Слоненка день рождение. Его пришли поздравить друзья. Сколько друзей у слоненка? (10) Кто пришел первым? Последним? Какой по счет ежик? Какой по счет котик? Кто четвертый гость? А кто третий?

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

 Планета «Геометрических фигур»

Убери все фигуры красного цвета.

Какая фигура здесь лишняя?

Назови в пустых клетках недостающие фигуры.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети! Физминутка:

 Наивысший пилотаж

Нам покажет экипаж.

Хоровод планеты водят (идут по кругу).

В вышине на небосводе (руки поднять вверх),

Заключили Солнце в кгру (взялись за руки),

И летят за другом друг (бег по кругу),

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети! Спутник «Луна» (лист с заданием) - Перед нами Луна. Луноходу необходимо добратсья до заправочной станции. Помогите ему найти нужную дорогу.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

Планета «Сюрпризная» (играет мелодия группы «Спейс»)

- Соедините цифры по порядку (от 1 до 20). Что за фигура получилась? Каждый из вас нашел себе на этой планете друга. Возьмите фломастеры и дорисуйте мелкие элементы, раскрасьте!

Давайте возьмем нашего друга с собой на Землю. Солгасны?

- Давайте проверим, на сколько хорошо вы справились с заданиями на двух карточках.

- 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

- Наша ракета пошла на снижение! Мы приближаемся к Земле! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа.

-Что нового вы узнали?  Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам понравилось больше всего? –

Я рада, что вы прошли все испытания. Каждый  - просто молодец! Путешествию – конец!

Стихотворение: есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птицы скликая перелетных,

Лишь на ней одной  цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нету!

-Давайте ребята будем любить и беречь нашу планету!

- Ребята, на этом занятие- путешествие  закончилось. Я желаю вам, быть всегда внимательными,  дружными, чтобы любили и уважали друг друга и всегда всем помогали. Я предлагаю, разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли  посмотреть, чем вы занимались и порадоваться  вашим успехам.

Стимулирует любознательность, интерес детей к космонавтике, вовлекает в слушание.

Использует наглядные средства «Солнечной системы

Создание игровой, проблемной ситуации: попросить помощи у Самоделкина.

Рассказывают на память стихотворение, показывают на наглядном средстве

Принимают решение: отправиться в путешествие и выбрать транспорт.

Отвечают на вопросы и внимательно слушают.

Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Создание ситуации, которая вызывает затруднения в деятельности детей, которое они фиксируют в речи.

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему

Беседа, наблюдение, художественное слово

Осознают и принимают проблемную ситуацию.

Делают вывод как выйти из затруднительной ситуации

Внутренняя мотивация на решение проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о планетах и о космосе.

показ слайдов.

Вопросы по ходу путешествия

Информативно-рецептивный, словесный, наглядные

выполнение гимнастики для глаз перед просмотром слайдов и презентацией

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Проведение динамической паузы,

формировать умения эмоционального исполнения

Словесный, игровой

Усвоение информации,

выполнение динамических упражнений

Снятие усталости и напряжения после путешествия

3.

Заключительный этап

подведение итогов, формирование элементарных навыков самооценки

Поощряет детей к высказыванию.

Вовлекает к слушанию

Беседа, обсуждение, вопросы

Предоставляют результаты своей деятельности (карточки) сверстникам и родителям.

Рассказывают о своих чувствах и суждениях.

Выражают эмоции посредством слов.

Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности

Умение подбирать необходимые материалы для работы;

ориентироваться в пространстве.

 Реализована потребность детей в общении.

Умение оценивать результат своей деятельности;

 Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

 Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Проявляют эмоциональное отношение к результату.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Бабкова Любовь Викторовна

№ участника:

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое развитие.

Тема занятия: «Вода в природе и в быту»

Возрастная группа:подготовительная

Цель занятия: Знакомство с разными способами очистки воды

Задачи занятия:

- Образовательная: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; формировать основы целостного восприятия мира, в котором человек и природа тесно связаны друг с другом; углубить и обобщить знания детей о воде как среде обитания рыб, животных, водорослей

-Развивающая: развивать представление детей о том, что вода очень нужна для всех существ

-Воспитательная: прививать бережное отношение к воде; воспитывать желание заботиться о природе

 Дополнительные задачи: Создать условия для очистки воды разными фильтрами. Воспитывать любознательность ,бережное отношение к воде, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.

Словарная работа: глобус, лаборатория

Планируемый результат занятия: Умение детей использовать разные фильтры для очистки воды в окружающей действительности

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование: 1. Демонстрационный материал: Коробка (мобильная мини-лаборатория), видеообращение научного сотрудника, глобус, 3-х литровая банка с водой, прозрачные пластиковые стаканы, мерные ложки, пипетка, 2 емкости с водой, 2 пустых сосуда.

2. Раздаточный материал:  стаканы,  мерные ложки,  ёмкость с грязной водой, различные фильтры (губка, марля, ватные диски, речной песок, тканевые салфетки), воронки и стаканчики по количеству детей, медали

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Формировать у детей чувство сплоченности, положительного эмоционального настроя к теме занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня просили передать для Вас эту необычную коробочку. Что же там может быть? Давайте откроем и посмотрим. (Воспитатель достает из коробки конверт с видеопосланием,  глобус и емкость с грязной водой). Интересно, а для чего нам нужна грязная вода? Здесь есть видеопослание, давайте ознакомимся с ним.«Здравствуйте, дети, - я научный сотрудник лаборатории в Институте экспериментирования. У нас в лаборатории очень много работы, и мне нужна ваша помощь. Я знаю, в вашем саду есть лаборатория, и хочу попросить, чтобы вы провели исследования воды и результаты своих опытов  прислали бы в нашу лабораторию. Заранее благодарю. Желаю Вам удачи!

Беседа, эмоционально- психологический настрой, сюрпризный момент

Дети вместе с воспитателем открывают коробку и рассматривают, что в ней находится. Высказывают свои предположения.

Дети с воспитателем просматривают видеообращение).

Психологическая готовность детей

2.

Основной этап

Актуализация знаний детей. Проектирование решений

Беседа «Значение воды для живых организмов»

А для того, чтобы узнать какое исследование нужно провести, давайте внимательно рассмотрим глобус. Скажите, пожалуйста, какого цвета на глобусе больше?

Что обозначается на глобусе синим цветом?

Кажется, что воды очень много и на всех её хватит. А так ли это? Хотите узнать?

 (показываю 3-х литровую банку с водой)

Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.

Отливаю стакан воды из банки

- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набираю чайную ложку из стакана воды

- Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...

Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце

- И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)

- Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля? Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее  надо беречь.

Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода?

- Для чего нужна чистая вода?

Значит, нам необходима чистая вода, без неё наше существование было бы невозможным. Так для чего нам ученые прислали грязную воду? Правильно, очистить.

Отвечают на вопросы и внимательно слушают.

                                                               

-На глобусе больше всего синего цвета.

-Синим цветом обозначается вода: моря, океаны, реки, озера….

-Да

-Мало.

Ответы детей

-Чтобы очистить её.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Ребята ученые просят нас провести исследования. Вы хотите помочь ученым?

Беседа, наблюдение, художественное слово.

Ответы детей. Постановка детской цели – помочь ученым провести исследования

Возможность выразить свои мысли и желания, использую речь для выражения своих мыслей.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Овладение действиями, способами решения проблемы

Напоминание детям о технике безопасности  

Проведение  подвижной игры «Водолаз», для бодрого состояния

Наглядный, словесный, игровой

Усвоение информации.

Выполнение динамических упражнений

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

На столе разложены разные фильтры. Вы можете выбрать тот, который считаете нужным для фильтрования грязной воды.Как Вы думаете, что у Вас получится, если пропустите грязную воду через выбранный фильтр? Давайте попробуем. Положите свой фильтр в воронку и потихоньку переливайте через него грязную воду в пустой стакан.

А теперь давайте, сравним полученные результаты. Как вы думаете, какой образец воды получился самым чистым? (вода, пропущенная через фильтр с песком)

Молодцы, вы очистили воду разными фильтрами. Давайте мы сейчас немного отвлечемся, и поиграем.

Игра: « Водовозы». Разделитесь на 2 команды.  Получите мерную ложку.  Ложкой вы должны зачерпнуть воду из контейнера и пробежать  до следующего сосуда, в который вы  будете выливать воду. Возвращаясь обратно, передаёте ложку следующему игроку.

Так как мы уже знаем, что воды на земле очень мало и нам необходимо её беречь, выигрывает та команда, которая больше воды перелила в сосуд.

Наглядный, словесный, игровой

Самостоятельная деятельность детей с использованием различных фильтров. Сравнение полученных результатов. Выбор наиболее подходящего фильтра для получения

чистой воды.

Участие в подвижной игре «Водолаз».

Развитие крупной и мелкой моторики. Снятие усталости и напряжения после опыта

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Молодцы ребята.

А вы не забыли, что мы должны были отправить в лабораторию? Ребята, вы хорошо поработали. Теперь надо послать ответ на видеописьмо. Я предлагаю рассказать ученым о результатах наших исследований в лаборатории. С чего мы начнем? (надо поздороваться).

Правильно. Затем мы сообщим, что мы профильтровали воду, о своём способе фильтрования, какой фильтр лучше очистил воду.

А в конце рассказ не забудьте попрощаться с учеными. Все ваши ответы я буду снимать на видео. Кто хочет рассказать о результатах исследований?

Беседа, обсуждение, вопросы, Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями

Подведение итогов. Дети рассказывают, какими фильтрами воспользовались , как очистили воду и какой фильтр лучше очистил воду).

Сформированность элементарных навыков самооценки



Предварительный просмотр:

Проект

по формированию культурно-гигиенических навыков

 «Я сам»

младшая группа

Выполнила 

воспитатель:

Бабкова Л.В.

2020 г.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: долгосрочный , сентябрь 2019 г.-май 2020 г.

Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Актуальность проекта:

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.      

Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет.    

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых. 

     Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которое включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

     «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» — именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Именно, поэтому, мы решили углубленно работать над темой «Развитие у детей младшего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков». В этом же направлении мы решаем не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей физического и психического.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Проблема: несоответствие между желаниями родителей в воспитании культурно – гигиенических навыков у ребенка и низкой компетентности в выборе средств и методов по данной проблеме.

Цель проекта. Развитие у детей самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков.

Задачи для детей:

  • Учить детей с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.
  • Учить детей с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют), задвигать стул.
  • Формировать у детей  привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться расческой, носовым платком.
  • Формировать у детей с помощью взрослого потребность в соблюдение  опрятности в повседневной жизни, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь.  
  • Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы.
  • Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
  • Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

для педагогов:

 установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей

создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

для родителей:

дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

привлекать родителей к обогащению РППС группы.
Планируемый результат:

  • Дети умеют самостоятельно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.
  • Дети умеют самостоятельно есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют), задвигать стул.
  • Дети умеют следить за своим внешним видом, умеют правильно пользоваться расческой, носовым платком.
  • У детей сформирована потребность в соблюдение  опрятности в повседневной жизни, приводят в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывают одежду, ставят на место обувь.  
  • Дети умеют садиться за стол с чистыми руками, правильно ведут себя за столом; спокойно разговаривают в группе, не шумят в спальне; слушают взрослого, выполняют его указания, откликаются на его просьбы.
  • У детей сформировано стремление к самостоятельности.
  • Родители формируют у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания в домашних условиях.

для родителей:

активные участники совместной детско-родительской выставки фотоматериалов  "Наши достижения. Я умею сам" (КГН)

для педагогов:

 установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

обогащена РППС группы  (дидактический и наглядный материал для работы с детьми по теме проекта)

 создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.

Продукт проектной деятельности:

применение полученных знаний , умений и навыков в самостоятельной деятельности

изготовление и приобретение  дидактических игр по теме проекта ;

создание фотоальбома "Наши достижения. Я умею сам"
Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

  • разработать  тематический план,
  • подобрать и систематизировать наглядный материал,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, потешки, рассказы),
  • подбор консультаций для родителей .
  • изготовление папки-передвижки  для родителей «КГН детей раннего возраста»
  • изготовление картотек игр.
  • разработка дидактических игр, бесед.

II этап - основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление фотоальбома "Наши достижения. Я умею сам"
  • презентация проектной деятельности  на педсовете ДОУ.

Приложение

I. Подготовительный этап

Мероприятия

Задачи

Срок реализации

1. Подбор методической литературы.

Методическое и информационное обеспечение проекта.

Сентябрь

I неделя

2.Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.

Планирование предстоящей работы по проекту.

Сентябрь

II неделя

3. Предварительная работа с детьми и родителями (законными

представителями).

Ознакомить родителей (законных представителей) с проектом.

Сентябрь

III неделя

II. Основной этап

Режимные моменты

Образовательная  деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Первый квартал

Питание

Игровая ситуация 

«Как мама учила мишку правильно кушать»

Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых.

Чтение потешек «Ладушки, ладушки», «Умница Катенька», «Гойда,гойда»

Дидактические игры: «Покажем кукле как нужно правильно держать ложку»

Анкетирование родителей

Консультации для

родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет»

Родительское собрание на тему: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста»

Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка»

Одевание-раздевание

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из шкафа уличную одежду. Побуждать надевать носки рейтузы, кофту, куртку, шапку.

Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились»

«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, зайчику, мишке, где лежат наши вещи. Чтение потешки «Наша Маша маленькая», З. Александровой «Катя в яслях»

Дидактические игры в кукольном уголке: «Разденем куклу после прогулки», «Разложи одежду по местам» и т.д.

Умывание навыки опрятности

Игровая ситуация: «Водичка-водичка».

Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком.

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка…», «Гуси-лебеди летели..»

Рассматривание картинок:  « Как дети моют ручки», «Мама моет дочку».

Дидактические игры: «Покажи своё полотенце»,

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Второй квартал

Питание

Игровая ситуация: «Маша обедает».

Цель: Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами.

Чтение потешек: «Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»

Сюжетно ролевая игра: «В гостях у мишки»

Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды.

Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей раннего возраста»

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»;

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!!»

Одевание-раздевание

Игровая ситуация: «Застегни пуговичку».

Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, рейтузы,с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.

Игровые ситуация: «Как петушок разбудил детей».

Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать».

Чтение: З. Александрова «Мой мишка».

Н. Павлова «Чьи башмачки»

Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуации для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

Беседа с родителями :  «Как

привить самостоятельность

Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки–помощники в воспитании детей».

Умывание навыки опрятности

Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем.

Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.

Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская»

Рассматривание сюжетных картинок:  «Дети купаются».

Консультация для родителей: «Что мы читаем дома»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу не оставляя ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

Игра-упражнение:«Как мишка учился кушать»

Дидактическое упражнение: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Читаем рассказ «Маша обедает»

Игры детей в кукольном уголке:

« Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».

Беседы с родителями «Приучаем детей правильному поведению за столом».

Фотовыставка: «Как я помогаю маме»

Одевание-раздевание

Продолжать учить застёгивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на свой стульчик. Учить вежливо выражать просьбу о помощи.

Игровые ситуация: «Поможем кукле собраться  гости к мишке».

Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»

Разучиваем стихи на тему Одевание-раздевание:

«Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Папки передвижки в уголке здоровья «Одежда по сезону»

Беседы с родителями:

Приучаем детей дома одеваться на улицу  в правильном порядке.

Умывание навыки опрятности

Учить засучивать рукава перед умыванием закреплять умение пользоваться носовым платком и расчёской. Развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическое упражнение: «Научим Куклу правильно умываться», «Покажем мишке как нужно вытираться своим полотенцем».

Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благина «Алёнушка»

Игровые ситуация: « Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Четвёртый квартал

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда, Вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умения есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровые ситуация:

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С.Капутикян«Кто скорее допьёт»

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем».

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки

Ширма «Ваш помощник на кухне»

Консультация «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»

Одевание-раздевание

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застёжек.

Дидактическое упражнение: «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Чтение И. Муравейко «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Создание различных игровых ситуаций на закрепление  культурно-гигиенических навыков.

Анкетирование родителей«Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу  года».

Умывание навыки опрятности

Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Учить во время умывания  не мочить одежду. Побуждать расчёсывать короткие волосы.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра: «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Рассматривание фото альбомов.

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Попросить родителей просмотреть вместе с детьмим/ф «Мойдодыр»

III Заключительный этап

1

  • Анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление фотоальбома "Наши достижения. Я умею сам"
  • презентация проектной деятельности  на педсовете ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа дошкольногообразования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А ... УМК — учебно-методический комплекс. ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
  3. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
  5. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.



Предварительный просмотр:

http://kapelka.ru/webroot/delivery/images/book-kap.png

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQsl7-a19qs9JMoYCZGrUq_5vzkTeklWm5gcdEHtJVGSE4Q6stj

«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

  • Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
  • В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и  воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

  • С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
  • Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
  • В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь:  тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь:  2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

  • Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

«Моет трубочиста»

Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику,  речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые  игрушки, дайте  ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу  сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

                Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал:  тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

  • В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
  1. Тонет сразу
  2. Тонет после намокания
  3. Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь:  резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

  • Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

 «Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

        Г. Лагздынь

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

  • Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
  • Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь:  тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

  • Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.
  • Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
  • Этот  эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

  • Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
  • Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь:  пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

«Я и река»

Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной   водой.

  • На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
  • Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
  • Затем с помощью салфетки – фильтра  очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните.  Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
  • Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
  • Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
  • Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка  детский  сад  №116

г. Калининграда

Конспект

  занятия на тему

«День народного единства».

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Бабкова Любовь Викторовна

Калининград

2017г.

 

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Цель:  Приобщение детей к истории России

Задачи:

  1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)
  2. Учить узнавать и называть героев России
  3. Закреплять умение выразительно с соблюдением  просодических единиц читать стихи
  4. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию
  5. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине
  6. Дать знания о событиях происхождение  400 лет назад (восстания против поляков)

Оборудование:

  1. Проектор;
  2. Ватман;
  3. Клей;
  4. Кисти на каждого ребенка;
  5. Салфетки на каждого ребенка;
  6. Презентация;
  7. Столы.

Ход мероприятия

Воспитатель: -  Ребята, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник.  Во все времена русские люди любили свою родину.  Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.

Ребенок 1: Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем...

Воспитатель: -   Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина …  (высказывания детей)

Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

 

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

Воспитатель: - Молодцы! Вот какая у нас  с вами замечательная Родина…. Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.

Послушайте, что же  произошло 400 лет тому назад….  

Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью, в Нижнем Новгороде,  земской староста Кузьма Минин, начал собирать войско для борьбы с врагами.

 - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.

И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.

Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?  (ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, конечно можно, потому что впервые простые люди шли воевать не за царя, а за свою родную землю. И они победили! Объединились во имя победы люди всех национальностей, деревни и города.

И памятник им стоит в  Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России.  Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

Воспитатель  читает отрывок стихотворения Н. Майданик 

«День Народного Единства»

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

Воспитатель: А какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского?  (высказывания детей) 

Воспитатель: – Правильно: смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

Теперь мы празднуем День народного единства как  заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить  мудрые пословицы о дружбе и мире…

 

    Старый друг лучше новых двух.

    Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.

    Дружба - великая сила.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?

Воспитатель: Тогда для вас игра, игра называется «МИРИЛКА»

Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось.

Надо просто стать добрей

И мириться поскорей.

Воспитатель: - Настала минута послушать стихи, о мире и о дружбе!

Ребенок 1 - ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года, цари менялись и года

Но время смутное, невзгоды, Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка, и  славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века

И поднималась Русь с колен, в руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой, под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города, с  поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!

Ребенок 2 - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, с  историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

Ребенок 3 - ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом, будем вместе навсегда,

Все народности России, в дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить, сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить, охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить, войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить, чтоб под мирным небом спать!

Ребенок 4 - ПРИЗЫВНАЯ

Даже если очень сложно, избежать всегда возможно

Ссор, раздоров, перебранок, никому это не в радость —

Нужно быть мудрее, выше, и спокойнее, и тише,

Детям не нужна война — очень страшная она.

Нет, мы не будем драться,

Будем мы лучше, друзья, улыбаться,

Пусть неприятности, беды, проблемы,

Это пройдет, будут же перемены!

Пусть будет мир у всех на Земле,

Это так нужно и мне, и тебе!

Ребенок 5 - ПРИЗЫВНАЯ

В добром мире вместе жить,

Уважать людей, любить,

Жить спокойно, без тревог

Каждый человек бы мог,

Нужно только улыбаться,

И проблемам не сдаваться.

Ссориться, ругаться бросьте,

И ходите лучше в гости,

За приятною беседой,

Помиритесь вы  с соседом,

С другом, братом иль сестрой

И вам дам совет такой —

Живите вы счастливо,

Тихо, мирно и красиво!

Воспитатель: - И сегодня накануне Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно!».

Я для вас приготовила   ватман,  вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек   рядом друг с другом, как будто мы  крепко  держимся за руки -  это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!!!

( детьми  располагают и наклеивают силуэты своих рук  на ватманах)

Воспитатель - Молодцы!

Главное, мы вместе!  Главное, мы дружно!

Главное, мы с сердцем, горящим в груди!

Нам – равнодушных,  в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

Воспитатель - Мы думаем, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы  запомните,  и будете  любить свою Родину, держаться всегда вместе, и  помогать друг другу, на этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо.

Список используемой литературы:

1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста. - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2010.

2. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии

мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в Дошкольном Образовательном Учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

На тему: «В мире солнечного камня»

Цель:

Расширить знания детей о родном крае, развить исследовательские способности детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с самым известным промыслом Калининградской области - янтарем. Развивать умения и изучать свойства предметов.

Развивающие: Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе и родному краю, воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Материалы: Янтарь, карта Калининградской области, демонстрационный материал, мелкие камешки, лупы, вода, стаканы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что за чудо – чудеса?

Раз рука и два рука,

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая.

И скажу, вам, не тая

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки - не бросятся в драку,

Добрые руки - погладят собаку,

Умные руки - умеют лечить,

Чуткие руки  - умеют дружить.  

Покажите свои ладошки и давайте их потрем сильно-сильно. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Это тепло наших добрых рук, давайте поделимся этим теплом друг с другом. Молодцы, ребята!

Как называется наш город? (дети отвечают)

Как называются жители нашего города? (дети отвечают).

Наш город самый лучший, послушайте стихотворение

Как много городов под синим небом

И в жарких странах, и среди снегов,

А мы живем на островке России,

В краю дождливом у балтийских берегов.

Погода здесь сурова и капризна,

Мой город моря запахов пронизан

И снятся волны кораблям в порту.

А еще наш край называют «Янтарным». Почему он получил такое название, я вам сейчас расскажу.

У нас в области есть город Янтарный, где находится янтарный комбинат. Там над янтарем работает  много людей. Расположен город Янтарный на берегу Балтийского моря, где находится самое богатое месторождение в мире. Добывают янтарь в открытых карьерах, в огромных ямах. В карьере добывают мощным экскаватором янтароносную землю. Потом эту землю размывают водой, сортируют и доставляют янтарь на комбинат. Как вы думаете, что можно сделать из янтаря? А еще янтарь дробят в муку и делают янтарную кислоту, которую применяют в медицине. Янтарный лак, которым покрывают инструменты.

С древних времен янтарь привлекал своей красотой и люди хотели понять, что же за камень янтарь? А вы хотите узнать? Давайте сядем, отдохнем и послушаем увлекательную историю о появление янтаря на земле.

Давным-давно, много лет назад росли дремучие леса. В лесах этих росли огромные папоротники и могучие сосны, а на соснах жили смоляные  капли – непоседы. Бегали резвились по запутанным коридорчикам. Вот одна такая капля – непоседа всем мешала, всех толкала, хотелось ей из душного жилья на свободу вырваться. « Я такая смолистая, смышленая и быстрая» - говорила она. Однажды она увидела щелку на сосне и сломя голову покатилась к ней, обогнала всех своих братьев и сестер, тетушек и дядюшек, первая в щелку проскользнула, выскочила наружу и замерла от восторга. « Сколько солнца, синего неба, зеленых деревьев», закричала она. «Как красиво», сказала капля и покатилась вниз. «Ой-ой, что за зверь сидит», увидела она паучка, который седел на стволе дерева. Я самый отважный и могучий паучок. А ты кто? « Я капля смолистая, смышленая и быстрая» Видит паучок, бока у нее круглые, смолянистые . Вот что ты мне нравишься я тебя съем. Ой – ой , не ешь меня , не надо. Я не когда не буду убегать из дома, я сейчас вернусь домой, а сама все катится с дерева и остановится, не может. А паучок только хотел съесть каплю, но капля налетела на паучка и  обволокла его со всех сторон и увлекла за собой. « Чудеса - подумала капля, меня хотели съесть,  а я сама съела». Капля засмеялась да и сорвалась с дерева, только ветки мелькали, летела и прилетела прямо на землю.

Много таких капель – непосед слетало с деревьев, словно в бочку меда. Но какой - то великан взял и опрокинул бочку , прям над лесом. Смола падала с деревьев , покрывалась опавшими листьями, песком, корой деревьев и твердела многие - многие годы. Прошло много – много лет и на месте этого дремучего леса образовалось наше Балтийское море. И волны стали размывать землю и выносить янтарь на берег. Так что же такое янтарь? Это затвердевшая смола деревьев.

Ребенок читает стих.

Если в соснах гуляет ветер

И качает морской песок

        Выйди на берег, на рассвете

Золотой искать янтарек,

Он затеплится, загорится

Вспыхнет весело, как огонь

Будто ветер перо жар – птицы

Уронил тебе на ладонь.

Закройте ребята глаза, и протяните ладошки. ( Раздаю в ладошки янтарь).

Дыхательная гимнастика:

Давайте подышим морским воздухом,( вдох-выдох носом) 2-3 раза.

А теперь покачаемся как волны.

А сейчас, мы с вами отправимся в лабораторию, и определим, какими свойствами обладает янтарь. ( работа за столами).

Возьмите в руки лупу и рассмотрите свои кусочки янтаря. ( рассматриваем цвет, прозрачность, вкрапления янтаря хвоинки). А теперь приложите янтарь к щеке, что вы ощущаете? ( тепло). Возьмите простой камень, что можно сказать о нем? ( холодный, шершавый, непрозрачный).

Вывод: Почему янтарь называют солнечным камнем?( потому что он теплый, желтый как солнце).

Янтарь очень мягкий самоцвет. Он хорошо полируется, давайте попробуем, возьмем шерстяной лоскуток и хорошо протрем его. Что происходит с камнем? ( он блестит). Дети где находят янтарь? ( на берегу моря). Какая вода в море? (соленая). А какая вода в реке? (пресная).

Перед вами два стакана: в одном стакане соленая вода ( с синей каймой), в другом пресная. Возьмите два кусочка янтаря и опустите в стакан. Что произошло с янтарем?

Вывод: Почему море выносит янтарь на берег? Потому что в соленой воде янтарь всплывает, а простой тонет.

Молодцы ребята, хорошо поработали в лаборатории. Что интересного мы узнали о свойствах янтаря?

Послушаем стихотворение о янтаре.

Много в мире есть морей

Глубже Балтики, синей.

Но лишь Балтика одна

Янтарем озарена.

И пылает желтый цвет

В синих волнах сотни лет!

Этим очень дорожу, что янтарь в руке держу.

На этом наше занятие завершилось. Спасибо вам ребята. Вам понравилось? Что нового вы узнали?

А теперь давайте поиграем в игру « море волнуется 1,2,3 морская фигура на места замри»



Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе на тему « Светлый праздник день Победы».

-Ребята, 9 мая наша страна будет отмечать 70-летие Победы.

-Воспитатель включает запись песни «День Победы».

-Почему этот праздник со слезами на глазах? Потому что в каждой семье кто-то погиб на той войне и не вернулся домой.

Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. 22 июня ранним утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Они хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов.

-воспитатель включает запись песни «вставай страна огромная».

-Все поднялись на защиту Родины и наша армия, женщины, старики и даже дети.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве- столицы нашей Родины. Но наши храбрые воины не пустили их к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней.

Но наши доблестные воины прогнали фашистов и сами перешли к Берлину.

Но наступил долгожданный день , день Победы!

 И с тех пор как закончилась война каждый житель нашей страны , жители других стран отмечают этот праздник день Победы. Но главные герои этого события  Парада Победы конечно –же участники ВОВ – ветераны.

Много подвигов совершили  воины в годы ВОВ, их награждали боевыми орденами и медалями.

Майский праздник –День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад.

Таких людей было много, наш народ мужественно сражался и победил. Но не все участники войны  дожили до великой Победы.

Что бы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено памятников в память о героях войны, братские могилы в которых захоронены погибшие в боях.

- куда б ни шел ни ехал ты ,

Но здесь остановись, могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Навек запомни здесь лежит

Твой самый лучший друг,

И для меня и для тебя

Он сделал все что мог

Себя в бою не пожалел

А Родину сберег.

В нашем городе Калининграде тоже берегут память о героях войны. На гвардейском проспекте у памятника 1200 горит вечный огонь, о людях погибших в сражениях в годы ВОВ. Но к  сожалению мало остается участников войны: 70 лет прошло со дня Победы.

Вы тоже должны с уважением  относится к участникам войны и пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на земле. А Родина у нас одна!

Я узнал что у меня

Есть огромная родня

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка небо на домною

Это все мое родное!

Родина бывает разная, но у всех она одна! Берегите свою Родину, растите честными, добрыми, мужественными и смелыми.

Дети читают стихи и поют песню «мир это главное слово на свете…»