Профессиональное направление "Развитие мышления с помощью развивающих технологий. Мнемотехника. Системный оператор"
Накопленная за период раннего развития образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания.
Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
Л.С. Выготский говорил: «В дошкольном возрасте наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки и свойства конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления.»
В своей работе я буду использовать два метода наглядно-образного обучения: мнемотехнику, для формирования умения преобразовывать абстрактные символы в образы и метод ТРИЗ «Системный оператор» для развития системного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(Дошкольное отделение)
ПРИНЯТО Протоколом Педагогического совета МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) от «___»__________________20___г. № _____ |
Парциальная программа
«Развитие мышления у дошкольников 3-6 лет через
развивающие технологии.»
Разработчик воспитатель:
Воспитатель Малова Е.В.
г. Новосибирск 2018 г.
Оглавление
Планируемые результаты освоения программы. 4
Особенности организации образовательного процесса.Мнемотехника 5
Особенности организации образовательного процесса. Системный оператор. 6
Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии: 7
Особенности развития мышления у дошкольников: 9
Перспективное планирование на первом году обучения 10
Перспективное планирование на втором году обучения 13
Перспективное планирование на третьем году обучения 16
1.Целевой раздел.
Введение
слово является для мышления
тем знаком, который и превращает
наглядно-действенное мышление в
высшую психическую функцию.
Л.С.Выготский
ФГОС дошкольного образования, реализуемой в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17», ориентирует на формирование способностей к активной умственной деятельности. Уже с раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления и связной речи. Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Эти два неразрывно связанных процесса развиваются при познании ребенком окружающего мира. И одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
Л.С. Выготский говорил: «В дошкольном возрасте наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки и свойства конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления.»
В своей работе я буду использовать два метода наглядно-образного обучения: мнемотехнику, для формирования умения преобразовывать абстрактные символы в образы и метод ТРИЗ «Системный оператор» для развития системного мышления.
В последнее время для развития речи, речеслуховой памяти и мышления в обучении дошкольного возраста широкое применение нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи.
В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Одним из современных и интереснейших методов обучения мышлению остается технология ТРИЗ – системный оператор. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует речь, память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает воображение.
Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:
- Развитие мышления;
- Развитие речи;
- Развитие воображения, фантазии;
- Формирование качеств творческой личности;
- Формирование культуры общения.
Основные цели программы:
Цель – формирование процессов словесно-образного мышления и связной речи.
Задачи:
- сформировать умение устанавливать связи между явлением и предметам
- развивать воображение, фантазию
- активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь
- развивать зрительную и речеслуховую память
- развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают, умение сохранять уверенность в свои способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Возрастной и количественный состав группы:
Данная программа рассчитана для реализации с детьми 3-6 лет. Занятия проводятся в соответствии с ФГОС во второй половине дня. Программа реализуется в течение 27 месяца в количестве 108 занятий. Проводятся подгрупповые занятия по 10-15детей 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия:
1 год обучения 15 мин.
2 год обучения 20 мин
3 год обучения 25 мин.
Планируемые результаты освоения программы.
1 год обучения:
-Развить у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
-Развить у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
-Развить у детей умение пересказывать тексты с опорой на картинки.
2 год обучения:
-научить видеть объекта как систему;
-научить видеть объект во времени;
-научить детей фантазировать;
-научить правильно и грамотно говорить.
3 год обучения:
- научить видеть объект как систему во времени и пространстве;
-формировать навыки системного мышления;
-развить творческое воображение;
-развить грамотную речь.
II.Содержательный раздел.
Особенности организации образовательного процесса.Мнемотехника
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т.к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памятиотдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса –оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действийнеобходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаковосимволические функции. В качестве условных заместителей могутвыступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения;
В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которыеактивно задействованы при формировании речи:
- наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называтьпредметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;
- создание плана высказывания, важность последовательного размещения всхеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждоезвено высказывания должно
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе надвсеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще разчтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основнуюмысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступнойдля детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Обучение пересказу.
Этапы работы над текстом при пересказе:
- Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
- Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
- Беседа по содержанию текста.
- Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
- Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ вцелом.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии мышления.
Названная технология способствует обогащению воображения, преобразованию, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а также мыслить нестандартными образами
Особенности организации образовательного процесса. Системный оператор.
Начиная со второгогода обученияиспользуется технология ТРИЗ «Системный оператор» -один из методов, который применяют при изучении объекта, при рассматривании системных свойств объекта или его элементов.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.
Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Новейшие технологии дают нам большие возможности для развития творческой личности.
Системный оператор:
- позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемыв целом при переходе по вертикали снизу-вверх;
- позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени
Регулярное использование приема СО (Системный оператор формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление (многоэкранное мышление.)
Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для детей младшего возраста используются «урезанные»варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.
Существуют различные подходы к построению занятий, учитывая это, занятия могут быть построены по следующимправилам:
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
- Обязательна активизация творческого воображения.
Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии:
- Дидактические игры;
- Проблемные ситуации;
- Чтение художественной литературы;
- Вопросы и ответы;
- Наблюдения на прогулках;
- Беседа;
Алгоритм системного мышления
Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.
- Выбор объекта и определение его функции или свойства.
- Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
- Выявление составляющих объекта.
- Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.
- Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам.
Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:
- целостности объекта;
- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);
- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы1 которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.
6. прошлое надсистемы | 3.надсистема | 9 .будущее надсистемы |
4. прошлое системы | 1. система | 7. будущее системы |
5. прошлое подсистемы | 2. подсистема | 8. будущееподсистемы |
Всякая система имеет ограниченную область эффективного использования (функцию). Под функцией понимается способность объекта изменять что-то другое. Любая система создается для выполнения полезных функций.
Основная функция
- объектов рукотворного мира – сохранять, изменять что-то, функцией объекты наделяет создавший их человек;
- объектов живой природы – размножаться, изменяться во времени, преобразовывать одни формы энергии в другие;
- объектов неживой природы – изменяться в сторону дробления до бесконечности (гора – камень – песок – микроэлементы); создавать основу для жизни объектов живой природы (живые объекты живут внутри неживого и используют неживое для жизни).
Система функционирует в какое-то определенное время, в определенном месте, взаимодействует с другими объектами. Любая система имеет антисистему (зима – лето), любая функция имеет антифункцию (охлаждать – нагревать), любое свойство имеет антисвойство (горячий – холодный).
У каждого объекта есть надсистема: по месту нахождения (солнце – на небе, в книге и т.д.), по принадлежности к квалификационной группе (солнце – объект неживой природы или звезда).
Каждая система состоит из подсистемы, включающей в себя минимум частей, без которых она не может работать.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Особенности развития мышления у дошкольников:
Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста. От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений. От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.
Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.
От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.
Дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.
Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое
Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.
Наглядно-действенное мышление
Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название «наглядно-действенное мышление».
Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.
Наглядно-образная форма
Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.
Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуетвоображение.
Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:
- подвижность
- структурная организованность
Словесно-логическое мышление
Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.
Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.
Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:
- анализ
- синтез
- сравнение
- обобщение
- классификацию
Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям.
Перспективное планирование на первом году обучения
месяц | Образовательная деятельность | Цели, задачи. | Программное содержание |
сентябрь | Выбор темы, согласование со старшим воспитателем, подбор литературы, поиск информации в интернете | Цель: Повышение уровня педагогического мастерства Задачи: - Изучить литературу - Расширить знания по теме | Литература, статьи |
Октябрь | Знакомство детей с мнемодорожками и мнемотаблицами | Цель: Развитие умения преобразовывать абстрактные символы в образы Задачи: - Развивать мышление - Способствовать развитию связной речи. | -Сказка «Репка» -Стихотворение В.Д. Берестов «Осень» |
Ноябрь | Разучивание коротких стихов, составление рассказов, составление мнемотаблицы вместе с детьми | Цель:Развитие зрительной и речеслуховой памяти памяти , образного мышления. Задачи: -Научить составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы -Формировать умение заучивать стихотворение с помощью мнемотаблиц. | -Стихотворение «Рябинка» - Составление рассказа по мнемотаблице. |
Декабрь | Заучивание наизусть стихотворений, оставление коротких рассказов по мнемотаблицам | Цель: Развитие умения преобразовывать абстрактные символы в образы Задачи: - Формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы -Формировать умение выразительно читать стихотворение по мнемотаблице | - Стихотворение «Зима белоснежная» -Стихотворение «Подарки осени» |
Январь | Составление коротких рассказов по мнемотаблицам | Цель: Развитие умения преобразовывать абстрактные символы в образы Задачи: -Формировать умение составлять самим мнемотаблицы для пересказывания сказки | -Сказка «Колобок» -Сказка «Репка» |
Февраль | Заучивание наизусть стихотворения | Цель: Обогащение словарного запаса, формирование долговременной памяти и образного мышления. Задачи: -Формировать умение заучивать стихотворение с помощью мнемотаблиц; -Формировать умения точно и последовательно передавать текст | -Стихотворение «Кто где живет» -Стихотворение «Подводный мир» -Стихотворения , посвященные 23 февраля. |
Март | Разучивание коротких стихов, составление рассказов, составление мнемотаблицы вместе с детьми. Повторение знакомых стихотворений | Цель: Развитие умение преобразовывать абстрактные символы в образы Задачи: -Формировать умение составлять самим мнемотаблицы для пересказывания текстов -Развивать зрительное внимание -Формировать словарный запас -Формировать связную речь | -Стихотворение «Про медведя» - Составление рассказа про весну -составление рассказа про матрешку -д.и. «угадай стихотворение по мнемотаблице» |
Апрель | Разучивание коротких стихов, составление рассказов, составление мнемотаблицы вместе с детьми. Повторение знакомых стихотворений | Цель: Активизирование словарного запаса. Задачи: - Развивать умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий. - Научить преодолевать робость и стеснение | -Заучивание стихотворения «Туча» -Заучивание стихотворения «Звездочет» -Рассказ про лису |
Май | Повторение знакомых стихотворений. | Цель: Развитие речеслуховой и зрительной памяти. Задачи: - Развивать зрительное внимание - Формировать словарный запас - Формировать связную речь | -д. и. «угадай стихотворение по мнемотаблице» |
Перспективное планирование на втором году обучения
месяц | Образовательная деятельность | Цели, задачи | Программное содержание | картотека |
сентябрь | Разучивание стихотворений | Цель: Развитие психических процессов (различные виды памяти, внимание, мышление) Задачи: - Целевое назначение | Отрывок из стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» А. С. Пушкин Стихотворение«Деревня» Иван Суриков | Мнемосхема 1 Мнемосхема 2 |
Октябрь | Знакомство детей с технологией ТРИЗ «Системный оператор» | Цель: Активизация мышления и воображения Задачи: - Развивать мышление - Способствовать развитию связной речи. | Д.и. «Чем был - чем стал». Д.и. «Что умеет делать?» Беседа –знакомство с таблицей Системный оператор» ЧХЛ «Курочка Ряба» русская народная сказка | Карточка 1,2 |
Ноябрь | Формирование умения выявлять функции объекта. | Задача: -Учить детей выделять у объекта его главное назначение. - Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним | Д. и «Что умеет делать?» Д.и«Раньше - позже» ЧХЛ «Снеговик -почтовик» В.Сутеев | Карточка 3, 4 |
Декабрь | Умение детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним. | Задачи: -Учить детей выстраивать линию развития у объектов природного и рукотворного мира. -Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. -Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития. | Д. и. «Чем был – чем стал» Д. и. «Раньше-позже» ЧХЛ«Волк и лиса» | Карточка 5, 6 |
Январь | Определение линии развития объекта | Задачи: - Продолжать учить детей выстраивать линию времени у событий, объектов. -Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по линии развития событий. | Д. и. «Чем был – чем стал» Д. и. «Раньше-позже» ЧХЛ «Пожар» Самуил Маршак | Карточка 7,8 |
Февраль | Объединение над- и подсистемы объекта Классификация объекта. | -. Учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта. -Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. -Учить детей делить на группы (природный и рукотворный мир), где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. | Д.и.«Где живет?» Д.и.«Все в мире перепуталось». Беседа о военных профессиях. Беседа о Родине | Карточка 9,10 |
Март | Классификация объектов | -Учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта. -Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. -Учить детей делить на группы (природный и рукотворный мир), где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. | Д.и. «Что можно сказать о предмете, если там есть…» Д.и. «Хорошо – плохо». ЧХЛ «Каша из топора» «Новое платье короля» | Карточки 11,12,13 |
Апрель | Классификация объектов. | Задачи: -Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. -Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления. | Д.и. «Все в мире перепуталось». Д.и.«Хорошо – плохо». ЧХЛ «Приключения доктора Айболита» | Карточки 14,15. |
Май | Определение линии развития объекта . | -Продолжать учить детей выстраивать линию времени у объектов живой природы. -Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по линии развития живого объекта. | Д. и. «Чем был – чем стал» Д. и. «Раньше-позже» ЧХЛ «Рассказы о животных»Б.Житков | Карточки 16,17 |
Перспективное планирование на третьем году обучения
месяц | содержание деятельности | задачи | Методы и приемы (игры) |
Октябрь Ноябрь | Формировать умения выявлять свойства и функции объекта. У.С.И. |
| 1.«Что умеет делать» 2.«Дразнилка» 3.«Мои друзья» 4.ММЧ |
Декабрь | Формировать умения выявлять подсистемных связей. У.С.И. | Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены. | 1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…» 2.«Волшебный светофор» 3.«Хорошо – плохо» |
Январь | Формировать умения выявлять надсистемных связей. У.С.И. |
| 1.«Где живет?» 2.ММЧ |
Февраль | Определение линии развития объекта. У.С.И. |
| 1.«Чем был – чем стал?» 2.«Раньше-позже» 3.«Паравозик» |
Март | Решение прогнозных задач У.С.И. |
| У.С.И. |
Апрель | Выявление ресурсов объекта. У.С.И. |
| «Аукцион» |
Май | Сравнение систем. У.С.И. |
| 1.«Раз, два, три… ко мне беги!» 2.«На что похоже?» 3.«Теремок» 4.«Давай поменяемся» 5.«Найди друзей» |
Предварительный просмотр:
Приложение к методической разработке. Системный оператор
Предварительный просмотр:
Приложение к методической разработке. Мнемосхемы
Яблочко румяное
Выросло на веточке.
Яркое, желанное,
Подходите,деточки
Рассказ про осень
!
Ходит Осень по полянам.
- Что ты, Осень, принесла нам?
С нами поделись ты!
- Вот рябины кисти.
Вот орехи спелые.
Вот грибы вам белые.
Вот вам - подосиновики,
Сыроежки синенькие!
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Рассказ про весну
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло,уютно в нем.
Рассказ про лису.
Туча
Толкает ветер облака,
Сгоняет в кучу.
Его задача нелегка –
Он строит тучу.
Потом наполнит он её
Водой и громом,
И дождь прольётся из неё
Над нашим домом.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шапках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним.
И…сломаем!
Словно паутинки
Веточки рябинки
Красные – прекрасные
Ягодки атласные
Мы не будем их срывать
Птички любят их клевать.
Рассказ про матрешку
Мой брат уходит на войну.
Что мне сказать ему?
Ему я руку протяну,
Его я обниму.
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон без дверей.
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Предварительный просмотр:
Проект
«Чудо – мнемотехника.
Развитие предпосылок инженерного мышления посредством использования приёмов мнемотехники»
Воспитатели: Малова Е.В.
Содержание
- Введение ……………………………………………………………………
- Вид проекта…………………………………………………….................
- Цель проекта……………………………………………………………….
- Задачи проекта ……………………………………………………………
- Срок реализации проекта …………………………………………………
- Участники проекта …………………………………………..……………..
- Образовательная область……………………………………………………
- Актуальность темы………………………………………………………….
- Гипотеза………………………………………….…………………………..
- Содержание проекта.………………………………………………………..
- Ресурсное обеспечение………………………………………………………
- Предполагаемые результаты …………………………….………………...
- Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..
14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………
15. Риски реализации проекта………………………………………………….
16.Эффективность реализации проекта.………………………………………
17.Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет.
Приложения……………………………………………………………………….
«Речь-это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоена речь,
Тем легче и полнее будут усваиваться знания» В.А. Сухомлинский
1.Введение
В нашей возрастной группе 3-4 года, когда мы говорим о развитии предпосылок мышления, речь идет о зачатках образного мышления, которое складывается из нескольких составляющих. Это речь, воображение, память, мелкая моторика, развитие коммуникативных способностей и развитие творческого нестандартного подхода. Мы в своем проекте хотели бы уделить особое внимание развитию связной речи и образной памяти при помощи мнемотаблиц. И, считаем, что при таком подходе, будет равномерно развиваться левое и правое полушарие, а человек, который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Так как проект долгосрочный, то сначала больше затронем тему развитию связной речи младших дошкольников, а со второго и третьего года обучения уделим больше внимание развитию образного мышления.
2.Вид проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: педагогический.
- По числу участников: групповой.
- По времени проведения: долгосрочный.
3.Цель проекта
-развитие связной речи дошкольников
- развитие образного мышления
4.Задачи:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Развивать мышление, внимание, воображение, образную память;
- Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.
- Привлечь родителей к активному участию в проекте по работе с мнемосхемами.
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи и памяти детей дошкольного возраста.
5.Сроки реализации проекта
Сентябрь 2018г. – май 2021г.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2018г.)
1. Осуществить теоретический анализ литературы по развитию связной речи и образной памяти с помощью мнемотехники.
2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста
3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию и запоминанию детей дошкольного возраста
II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2018-апрель 2021г.)
1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.
2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
III этап - заключительно-обобщающий(май 2021г.)
Анализ педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.
6.Участники проекта
Дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
7.Образовательная область
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
8.Актуальность темы
- Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
- Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- Дети в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
9. В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:
Мы предполагаем, что развитие речи и образной памяти с опорой на мнемосхемы приведет к развитию связной речи, творческого познания, развитию образного мышления, и как следствие, приведет к развитию предынженерного мышления.
10.Содержание проекта
Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.
11. Ресурсное обеспечение
1.Учебно-методическое
-д/и и пособия: мнемокарточки к стихам, мнемоцепочки «Замри», «Символы предлогов», «Символы звуков», «Времена года»
-наглядные материал: мнемотаблицы, мнемодорожки, серия сюжетных картин «сказки»
2.кадровое
-воспитатели
-учитель музыки
-родители
-дети
-методист
3.информационное
-интернет-ресурсы
-методическая литература
4.материально-техническая
-копировальная техника
5. финансовое
Перечень необходимого | Есть в наличии | стоимость | Требуется закупить | стоимость |
Набор бумаги А4 | 1 упаковка | 250 | 1 упаковка | 250 |
Набор фломастеров | 1 упаковка | 150 | 2 | 300 |
Набор карандашей | 4 упаковка | 100 | 4 | 400 |
ватман | - | - | 10 | 300 |
фотопечать | - | - | 20 шт | 200 |
Простые карандаши | 1 упаковка | 100 | 1 упаковку | 100 |
Линейка | 1 штука | 50 | 0 | 0 |
Стол | 1 шт | 1500 | - | - |
Стулья | 10 шт | 5000 | - | - |
Итого | 7150 | 1500 | ||
Всего | 8650 |
12.Предполагаемые результаты
Дети | Родители | Педагоги |
1. Развить у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу 2.Развить у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память 3.Развить у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 34.Развить у детей умение пересказывать тексты с опорой на картинки
| 1.Потребность в сотрудничестве с ДОО 2. Повышение заинтересованности родителей в развитии мышления детей посредством мнемотехники 3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми 5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе. | 1.Повышение профессионального мастерства 2.Овладение проектной деятельностью .
3.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.) |
13. Теоретическое обоснование проекта
В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.
Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Так И.Г.Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д.Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил еще Я.А.Коменский.
В своих работах Л.С.Выготский указывал на второй вспомогательный фактор - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.
Т.В.Большева в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:
.Наглядность.
.План высказывания.
Именно на эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.
В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
14. Механизм реализации педагогического проекта
задачи | мероприятия | сроки | ответственный | Ожидаемый результат | ||
1. Поисково-теоретический этап | ||||||
Повышение собственной профессиональной компетентности | 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме развития предпосылок инженерного мышления 2.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста | октябрь 2018г | Воспитатели. | 1.Конкретизировать содержание понятия «развитие предпосылок инженерного мышления посредством новых технологий» 2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения. 3.Выявить эффективность использования данного метода. 4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию и запоминанию детей дошкольного возраста | ||
Создание условий для организации работы по развитию предпосылок инженерного мышления использованием метода мнемотехники | 1. Изготовление мнемотаблиц к программным произведениям | В течение года | Воспитатели Малова Е.В. Новак Е.В. | Наличие наглядного материала | ||
Педагогическое просвещение родителей | 1. Оформление информационных листов: Мнемотехника – искусство запоминания или информация, засоряющая нашу память? 2.Консультации: -Учим стихотворение? Легко! Обучение без принуждения. 4.Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе выполнения домашних заданий 5.Тематические выставки | декабрь | Воспитатели родители | 1. Повышение заинтересованности родителей 2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Мнемотехника» и работой педагогов при решении данной задачи 3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми | ||
Курирование проекта | Ноябрь 2018, апрель 2019 | Ст.воспитатель Токарева Г.И. | Корректирование проекта | |||
2. Опытно-экспериментальный этап | ||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат | ||
1.Разработка перспективно-тематического планирования по лексическим темам | 1.Составление перспективного плана работы по лексическим темам с использованием приёмов мнемотехники. 2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами. | ноябрь В течение года По мере реализации плана | Воспитатели |
| ||
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3.овладение умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; 4.формирование умения рассказывать стихотворение без «картинок», с помощью воспоминания нарисованных образов. 5.обучать составлению различных типов рассказов 6. Разучивание песен с приемами мнемотехники | 1.Проведение занятий в соответствии с планом 2.Организация индивидуальных занятий (освоение ребенком звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи). | В течение года | Воспитатели, муз.работник | Память укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и рассказывают стихотворения , сказки,намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. | ||
Закрепление пройденного материала | 1.Домашнее задание | Еженедельно Октябрь-май 2019-2021 | Воспитатели | Умение свободно оперировать знаковыми символами; перенос ранее усвоенного принципа замещения на новый материал; повышение уровня развития связной речи. | ||
3. Заключительно-обобщающий этап | ||||||
задачи | Мероприятия | сроки | ответственный | Ожидаемый результат | ||
Оценка эффективности работы | Итоговое обследование; обработка и систематизация материала, письменное оформление проекта. | Май 2021 | Воспитатели | Определение уровня развития связной речи, памяти, внимания, воображения, логического мышления |
15.Риски реализации проекта:
- Низкая мотивация детей
- Отказ родителей от сотрудничества
- Сезонные заболевания.
16.Эффективность реализации проекта.
Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.
- Показатель связности речи - использование языковых средств связи;
- показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
- логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.
Таблица №1
Виды работ по развитию речи | Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах) | ||||||
3 | 2 | 1 | 0 | ||||
Пересказ | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложения | Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств | |||
Рассказ по серии сюжетных картин | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; | Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствии. | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказов, изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках | |||
Рассказ по картине | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла | Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. | Рассказ составлен целиком по наводящим | |||
Имя,фамилия | Октябрь 2018 | Март 2019 | |||||
Иван А. | 2 | 3 | |||||
Егор А. | 2 | 3 | |||||
Эсмира А. | 3 | 3 | |||||
Лера Б. | 5 | 7 | |||||
Диана Б. | 4 | 5 | |||||
Маша Г. | 2 | 4 | |||||
Арина Е. | 3 | 7 | |||||
Марьяна З. | 3 | 3 | |||||
Дарья З. | 5 | 8 | |||||
Слава И. | 5 | 9 | |||||
Дима Г. | 5 | 9 | |||||
Кира К. | 5 | 9 | |||||
Катя К. | 5 | 8 | |||||
Тима К. | 4 | 6 | |||||
Арина К. | 5 | 6 | |||||
Кирилл Л. | 3 | 4 | |||||
Лиза Л. | 5 | 6 | |||||
Женя М. | 5 | 6 | |||||
Лина О. | 6 | 9 | |||||
Славена П. | 6 | 9 | |||||
Дима П. | 6 | 6 | |||||
Лера С. | 6 | 6 | |||||
Леша Т. | 5 | 5 | |||||
Дарина Т. | 5 | 5 | |||||
Алиса Ф. | 6 | 8 | |||||
Миша Ч. | 5 | 5 | |||||
Соня Чет | 6 | 6 | |||||
Соня Ч. | 6 | 9 | |||||
Руслан К. | 2 | 3 |
Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1,2
Уровни речевого развития:
I уровень: низкий - от 0 до 3 баллов;
II уровень: средний – от 4 до 6 баллов;
III уровень: высокий - от 7 до 9 баллов;
Выводы на апрель 2019:
Педагогическому составу удается выполнять поставленные задачи в соответствии с планом. Заметны успехи в развитии связной речи детей, они охотно включаются в работу по мнемосхемам. Анализ проведенной работы выявил следующие выводы о том, что нам стоит:
- Продолжить заучивание стихотворений мнемосхемам;
- Включать в работу рассказы по мнемосхемам
- Больше работать по подгруппам и индивидуально с отстающими ребятами;
- Переходить на более схематичные рисунки.
- Со следующего учебного года пробовать учить детей самим рисовать простейшие мнемосхемы.
Перспектива
В процессе работы над проектом стало понятно, что работа по связной речи с дошкольниками очень важна . И именно на этом этапе важно заложить основы по формированию грамотной и связной речи. Но чем больше мы углублялись в эту тему, тем больше приходило понимание того, что с помощью мнемотехники мы также развиваем и образную память. И если в начале нашего проекта мы больше уделяли внимание и сил именно развитию связной речи, то в перспективе бы хотелось добиться результатов и в развитии образной памяти, которая очень важна и нужна в инженерном мышлении.
Нашей конечной целью ставим умение детей грамотно и связно говорить, а также умение пересказывать тексты с опорой на мнемотаблицы, составленные самими дошкольниками.
Приложения
- Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 3-4 лет.
- Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 4-5 лет.
- Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 5-6 лет
- Обучение с увлечением (фото и видео хроника)
- Конспекты занятий с использованием элементов мнемотехники.
- Протокол родительских собраний.
Приложение 1
Перспективное планирование на октябрь 2018-апрель 2019
месяц | Недельное планирование | План работы |
октябрь | Грибы, ягоды | Заучивание стихотворения «Рябинка», «Загадка про грибы» |
ноябрь | Праздник мам | Заучивание стихотворений про мам |
декабрь | Зима белоснежная | Заучивание стихотворения «Снежок» |
январь | Рождественские каникулы | Пересказ сказки «Колобок» |
Февраль |
|
|
Март |
|
|
апрель |
|
|
Приложение 4 Обучение с увлечением
Приложение 5 Конспект занятия
Цель: формирование умения составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
Развивающие:
- развивать связную речь, умение подбирать слова- действия и слова-признаки,
- развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
Образовательные:
- формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;
- формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками,
- воспитывать заботливое отношение и любовь к природе;
- формировать умение работать в коллективе;
- создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май;
приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч
Демонстрационный материал: мнемосхемы.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Ход НОД
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном крaю, .
Всех я, вaс, приветствую!
Игра «Запоминай-ка»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
Воспитатель: Какие слова запомнил ты? (имя ребенка) и т.д.
Воспитатель: Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы! А к какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?
Дети: Весна.
II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть. Игра «Волшебная сосулька».
Воспитатель: Весна (какая?):
Дети по очереди: Теплая, веселая, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, радостная, ветреная. (с подсказками воспитателя0
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
Примеры составления предложений по мнемосхеме:
Дети: Весной…
Ярко светит солнце.
Тает снег.
Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
На деревьях набухают почки, появляется трава.
Возвращаются перелетные птицы.
Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили.
Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем, чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?
Высказывания детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.
Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей
Приложение 6 Протокол родительского собрания
Протокол №2
Родительского собрания гр. «Акварельки» от 22.11.2019
Тема : «Предварительные результаты адаптации детей в детском саду»
Председатель: Малова Е.В.
Секретарь: Новак Е.В.
Присутствовали:
Повестка дня:
1. Выступление воспитателя Новак Е.В. «Результаты адаптации детей в детском саду»
2. Выступление воспитателя Маловой Е.В. «Планы и методы работы в рамках проекта по развитию предпосылок инженерного мышления».
3. День матери – праздничный концерт с участием воспитанников группы «Акварельки»
Ход собрания:
- Воспитатель Новак Е.В. рассказала об особенностях адаптации детей в детском саду, выделила основные сложности у некоторых воспитанников, указала на успехи большинства детей. Дала рекомендации по дальнейшей адаптации детей.
- Воспитатель Малова Е.В. осветила план работы по внутригрупповому проекту «Развитие предпосылок инженерного мышления при помощи развивающих технологий», рассказала родителям о таком приеме как мнемотехника, показала на примере, как работает данный метод.
- Праздничный концерт в группе, посвященный Дню матери: воспитанники группы «Акварельки» рассказали стихотворения, спели песню для мам, воспитатели провели несколько совместных конкурсов для мам и детей. В конце мероприятия дети вручили мамам подарки, сделанные своими руками.
Конспект занятий №1
Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе
ТЕМА: «Веселое путешествие»
Программное содержание: Выявить уровень развития детей на конец учебного года. Повторить изученный материал, закрепить знания детей о времени года – весна, ее признаках. Закрепить умение классифицировать предметы. Продолжать учить детей описывать животное по мнемосхеме. Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас прилагательными, обозначающие признаки диких и домашних животных. Развивать активный словарь детей, память, внимание, воображение, логическое мышление, связную речь.
Оборудование: картинки с изображением времен года, игрушка ёжик, Д/и «Мама и детеныши», гномик, атрибуты для драматизации отрывка из р. н. с. «Заюшкина избушка».
Ход занятия:
1. Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Мы пойдем сегодня в лес-
Сколько всяких там чудес! (рр. на поясе, высоко поднимать колени)
По густой траве пойдем,
Через бревна перейдем. (перешагиваем)
Прыгай, прыгай же смелей
Через камешки скорей!
До полянки далеко,
Нам бежать с тобой легко! (легкий бег)
Подожди, остановись
И вокруг оглянись.
А вот и полянка.
Воспитатель: Скажите, какое время года наступило? Встаньте возле картинки, где изображена весна. (на картинках 4 времени года)
Воспитатель: Как узнать, что на улице наступила весна?
…. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, тает снег, бегут ручьи, от долгого зимнего сна просыпаются животные, распускаются листья на деревьях, из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы, оживает и просыпается природа.
Пальчиковая гимнастика:
Пришла весна красная
Пришла весна ясная,
Птицы громко поют,
Людям спать не дают,
В поле летят,
С поля идут,
Медок несут.
Воспитатель: Ребята, я слышу чьи-то шаги. Кто-то бежит на лесную полянку.
Бежит ежик — туп-туп-туп.
Весь колючий, острый зуб
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Ежик: (магн.) за мною зверь гонится рыжий, носик черный, хвост пушистый. Вы ребята угадали, кто это?
Воспитатель: Не бойся, ежик, мы тебе поможем. Лиса не любит, когда про нее рассказывают, а мы сейчас попробуем про нее рассказать.
2. Пересказ текста про лису по мнемосхеме.
Воспитатель.: - Молодцы, ребята.
3. Игра с Ежиком (на ребенке маска ежика)
Слышишь, ежик, всюду тишь
Чу, скребется где-то мышь.
Пляши, пляши, ежик
Не жалей ножек
Ты лови себе мышей
Догоняй наших детей.
Воспитатель: Ну вот, ежик, лиса убежала своей дорогой, а ты иди своей. Да и нам пора в путь.
Крепко за руки держись
От детей не оторвись! (проходят чуть дальше)
4. Д/и «Мама и детеныши»
Воспитатель: Ой, кто-то плачет, да это зайчиха — мама, весной как только пригреет солнышко, у диких животных детки убегают из нор. Они играют, прыгают. Так вот и у наших животных детки убежили. Даваете им поможем. Я буду описывать маму, а вы угадывать:
1. Хитрая, ловкая, рыжая. (лиса)
Мама — лиса, а дети — кто? Лисята — это много детенышей, а один детеныш?
Возьмите маму - лису и положите к детенышу.
2. Голодная, серая, злая.
3. Колючая, маленькая, серая.
4. Лохматая, косолапая, бурая.
5. Маленькая, быстренькая, рыженькая.
6. Трусливая, прыткая, белая.
7.Бодливая, добрая , молочная
Воспитатель: Посмотрите внимательно, и скажите, кто из животных здесь лишний, почему?
Ну что ж, ребята, помогли мы зверятам.
Дальше нам нужно идти.
Чаща густая теперь на пути,
но нам нужно пробраться, нужно пройти.
5. В гостях у Гнома.
Воспитатель: А чей это красный колпачек я вижу? Ты кто?
Гном: (магнит.): - Я Гном — весельчак,
Я задания задаю,
Кто не выполнит — не пропущу.
a) Приготовил вам рисунок, угадайте — ка, что я здесь нарисовал неверно.
(у медведя заячьи уши, лисий хвост, волчьи лапы)
б) А теперь мое второе задание: - попробуйте ошибку исправить, что я вам неверно скажу?
1. Мышка ловит кошку.
2. На красный свет светофора надо переходить дорогу? Почему?
3. Колобка испек дедушка.
4. Собака — это дикое животное.
5. Репку посадила жучка.
Молодцы! (говорит Гном)
Гном: (магнит.):Ну что же, справились с заданиями, молодцы!
Ребята, а вы заметили, что
Я Гном — весельчак
Никогда я не скучаю,
Петь люблю и танцевать,
Аеще я предлагаю
Вам немного поиграть.
Динамическая пауза «Руки подняли»
Гном: (магнит.): - Устал я, ребятки, пора мне к своим братьям. А вам надо из леса выбираться. До свидания.
6. р. н. с. «Заюшкина избушка»
Воспитатель.: - Идти нам не легко, дорога далеко.
Реб., на лесной поляне избушка стоит, зайка под окошком сидит. Да он грусный какой-то, как вы думаете, почему?
(Драматизация отрывка из р. н. с. «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: И стал Зайка в избушке своей жить. Птицы песни ему поют. Как вы думаете, какие птицы распевают песни зайчику? (дети называют птиц, а восп-ль выставляет их)
7. Итог:
Воспитатель: Молодцы, дети. А нам пора.
Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Нам пора прощаться,
В д/с возвращаться.
А вот и д/с.
Где вы были сегодня?
Что вам запомнилось в нашем путешествии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементы развития предпосылок инженерного мышления дошкольника развитие памяти Развитие речи Развитие воображения,фантазии Развитие мелкой моторики Развитие творческого нестандартного подхода Развитие коммуникативных способностей
Гипотеза Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. Мы предполагаем, что развитие речи и памяти с опорой на мнемосхемы, приведет к развитию связной речи, развитию образой памяти, и как следствие, приведет к развитию предынженерного мышления.
Цель проекта: Повысить уровень развития связной речи и развитие образной памяти детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехники Задачи: ► закрепить умение детей работать с упором на мнемотаблицу при заучивании стихов и составлении описательных рассказов; ► развивать образную память, внимание, воображение,; ► Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС
Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи и развитию ассоциативной памяти детей дошкольного возраста
«Речь-это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоена речь, Тем легче и полнее будут усваиваться знания» В.А. Сухомлинский «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.» К.Д.Ушинский
Схема связи психических процессов с полноценным развитием речи. ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ
МНЕМОТЕХНИКА Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. В основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из следующих этапов: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: заучивание стихотворения по теме.
4 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Сравнительный анализ уровня речевого развития
Взаимодействие с сотрудниками ДОУ. С инструктором по физ.воспитанию С муз. руководителем
Вывод: Самым большим доказательством эффективной работы являются ДЕТИ , их желание и умение связно, красиво говорить.
Предварительный просмотр:
Особенности организации мониторинга.
Цель мониторинга: выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка и определение при необходимости индивидуального маршрута максимального раскрытия потенциала детской личности, а такжекорректировки образовательного процесса в группе.
Объектом мониторингаявляются интеллектуальные и личностные навыки и умения воспитанников.
Субъект мониторинга –дети дошкольного возраста (3 - 4 года), дети (4-5 лет), (5-6 лет).
Мониторинг проводится два раза в год - в начале обучения (сентябрь) и в конце обучения (май). За все время будет проведено 6 мониторингов.
Воспитателями группы осуществляется мониторинг развития навыков и умений по следующим критериям:
Критерии по диагностике детей второй младшей группы «Акварельки»:
1. Умение слушать текст произведения.
2. Умение преобразовывать абстрактные образы в символы.
3. Проявление интереса к занятию.
4. Наличие связной речи.
Критерии по диагностики средней группы «Акварельки»
1. Умение применять модель «трехэкранки» для анализа объекта.
2. Умение включать фантазию, воображение.
3. Наличие образной логической речи
4. Преодоление робости, застенчивости, замкнутости.
Сбор информации основывался на использовании следующих методов:
- ежедневные беседы;
- систематические наблюдения;
- организация игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
Мониторинг образовательного процесса, содержащий пять образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития воспитанников.
Критерии оценки:
0 баллов – ребенок не обладает навыком;
1 балл – ребенок отвечает иливоспроизводитте или иные действия вместе со взрослым или по его показу;
2 балл – у ребенка имеется определенный объемзнаний, но он нуждается в помощи взрослого;
3 балла – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчет результатов по горизонтали, %:
1 – 4 – низкий уровень;
5 – 8- средний уровень;
9 – 12 – высокий уровень.
Подсчет результатов по вертикали, баллы:
1 – 29– низкийуровень
30 – 58 -средний уровень
59 – 87– высокийуровень
Планируемые результаты на первом году обучения:
- Дети понимают мнемосхемы и легко ориентируются по символам.
- Развита речеслуховая и зрительная память.
- Дети умеют пересказывать тексты с опорой не мнемосхемы
Результаты сведены в таблицу. Результаты подсчитываются по вертикали (балл) и горизонтали(%). По вертикали отслеживается развитие каждого критерия по группе, по горизонтали — общее развитие по группе
Исходя из данных можно сказать, что на первом году обучения общее развитие группы в начале года преобладало количество детей со средним значением 45%; к концу года этот показатель стал 28%, однако вырос и показатель «высокий уровень» с 40% до 69%.
По индивидуальным критериям делаем вывод, что на начало года они находятся в зоне средний, высокий уровень. Но показатели находятся на нижней границе уровня. Это говорит о том, что дети готовы к изучению нового материала и готовы к усложнению. На конец года все критерии находятся в зоне высокий уровень, что показывает, насколько успешенподход к обучению детей по мнемотехнике. Для более наглядной картины все данные отображены на диаграмме.
Вывод по промежуточным результатам 3-4 года:
На основании проведенного мониторинга можно сделать следующие промежуточные выводы:
- Работа по мнемосхемам помогает ребятам преобразовывать абстрактные образы в символы.
- Прослеживается логичность мышления при пересказе текстов с опорой на таблицу.
- Улучшилась запоминаемость текстов при пересказе, стихотворений при заучивании наизусть.
- Улучшилась в значительной степени связная речь.
- Ребята с удовольствием включаются в работу по мнемотаблицам.
На следующий год обучения, учитывая промежуточные результаты мониторинга, можно смело переходить на следующую заявленную ступень – технологию ТРИЗ «Системный оператор». Дети к концу первого года благодаря мнемотехнике способны понимать графическое изображение объекта. Могут соотносить символ и образ, что значительно облегчает работу по технологии ТРИЗ «Системный оператор». Кроме того, благодаря мнемотехнике прослеживаются предпосылки развития системного мышления у детей, которое не может существовать без творческого воображения.
Планируемые результаты на втором году обучения:
- Умение видеть объект во времени.
- Умение определять функции объекта, его классификацию.
- Хорошо развитая речь и воображение.
- Преодоление робости, застенчивости, умение высказывать свои мысли
Результаты сведены в таблицу.
Мониторинг сводная таблица 4-5 лет
На основании второго промежуточного мониторинга можно сказать, что на начало года все показатели находится в зоне «низкий уровень», это значит, что дети столкнулись с новым, трудным для восприятия материалом. Данные были внесены в таблицу,для наглядности составлена диаграмма развития. На конец года видим, что индивидуальные показатели находятся в категории средний уровень, это значит, что материал детьми усваивается, необходимо продолжить обучение. Полагаясь на данные диагностики, следует уделить внимание таким критериям, как развитие воображения и развитие логической речи. По этим критериям небольшой прирост по группе. Такой критерий как преодоление застенчивости показывает, что дети могут уже свободно выступать перед друг другом, не испытывая затруднения. На начало года процент детей с низким уровнем составлял 68 % на конец года этот показатель 21 %. На начало года процент детей находящихся в зоне средней уровень составлял 29 %, на конец года этот показатель 48%. Дети с высоким уровнем развития на начало года составляли менее 10%, на конец года это показатель вырос до 30%.
На основании проведенного мониторинга за два года можно сделать следующие промежуточные выводы. Те задачи, которые ставились в начале проекта, выполняются в полной мере. Сформировано умение устанавливать связи между явлением и предметами. Дети учатся фантазировать и развивают свое воображение. Формируется активный словарный запас, формируется умение правильно и связно говорить. С родителями проведена большая работа. Выполняются все рекомендации по выполнению занятий дома по мнемосхемам. Есть обратный отклик.
Вывод по промежуточным результатам 4-5 лет:
Основываясь на данных мониторинга, делаю следующие выводы.
- На следующий год уделить внимание развитию логической речи детей.
- Продолжить развитие системного мышления с помощью технологии ТРИЗ системный оператор.
- Внедрить системный оператор на занятия по развитию речи.
- Продолжить развивать воображение и фантазию.
- Внедрить пятиэкранный системный оператор.
- Продолжить работу с родителями, давать рекомендации по занятиям дома с мнемосхемам, проводить консультации.