Приоритетное направление. Пластилинография как способ развития речи ребенка.

Малова Евгения Викторовна

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием речевого аппарата. Руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается на вербальном аппарате ребёнка.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).  Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  Занятия пластилинографией способствуют:

- развитию психических процессов;
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по приоритетному направлению

«Развитие речи при помощи пластилинографии»

Методическая разработка

Возраст 3-5 лет

2018-2020 г.

воспитатель Малова Евгения Викторовна

г. Новосибирск

Введение

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Тому виной несколько факторов, к основным из которых относятся ухудшение экологической обстановки, осложнения при родах, проблемное течение беременности и т.д.

 Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются некоторые проблемы развития речи, зачастую у детей происходят различные задержки. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаѐт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. С этой точки зрения проекция руки есть ещѐ одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.»

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей, в большей степени связана, с развитием действий рук.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Поэтому мы придем большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается.

В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путѐм тренировки движений пальцев рук, используя как традиционные игры и упражнения так и не традиционные методы, такие как пластилинография. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъѐмных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

 Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъѐмных объектов на горизонтальной поверхности. Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира..

Цель: Развитие речи дошкольников при помощи пластилинографии.

Задачи:

  • Формировать творческие способности посредством расширения общекультурного кругозора и создать условия  для творческой самореализации личности ребёнка;
  • развивать творческие способности детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  • формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • закреплять умение работать на заданном пространстве;
  • закреплять приёмы лепки;
  • развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
  • развивать внимание, память, речь, мышление;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • развивать интерес к коллективной работе;
  • воспитывать стремление к поиску, самостоятельности;

воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самок

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, изучением свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Программа основе  методических пособий:

  • Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Пластилинография-2»
  •  «Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий»,
  • Тихомирова О.Ю. Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина»
  • Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина»

Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по продуктивной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.  При этом основной общеобразовательной программой «Детство» на непосредственно образовательную деятельность по лепке отводится всего 1 занятие в две недели. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.

Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

  • Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
  • В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
  • Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
  • У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
  • Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Во второй младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
  • У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
  • На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Сроки реализации образовательной программы по пластилинографии- 2 года.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания;

- Освоить прием вдавливания;

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

- Освоить правильную постановку пальца;

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка;

- Научиться  размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- Использовать несколько цветов пластилина;

- Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

- Научиться доводить дело до конца;

- Научиться аккуратно выполнять свои работы;

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- Научиться действовать по образцу;

- Научиться действовать по словесному указанию.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи;

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности  

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Этапы работы с детьми:

• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

• изучение методических рекомендаций;

• создание условий для проведения кружковой работы;

• подведение итогов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

  • выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
  • одной темы многократно и поэтапно;
  • нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет.

Структура занятий:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Формы организации занятий:

По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (10-12 человек), индивидуальная.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 15 мин. во второй группе, 20 мин. в средней группе. НОД проводятся во второй половине дня. Оптимальное количество детей в группе – 10-12  человек. Критериями отбора является желание детей и возрастной принцип.

Предполагаемые результаты работы:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в техниках: пластилинография;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, различными видами бумаги, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал для пластилинографии:

1. Плотный цветной картон.

2. Цветной пластилин.

3. Доска для лепки.

4. Салфетка для рук.

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

6. Обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и  шприцы для пластилина.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого.

Мраморный - валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Формы подведения итогов реализации программы:

– выставки творческих работ для родителей;

– выступления на педагогических чтениях и др.

– открытые уроки

Вторая младшая группа (первый год обучения).

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

1-я

«Что такое пластилино-графия?»

-Познакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы; Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

1

2-я

«Воздушные шары»

-Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

-Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать эстетическое и образное восприятие.

1

3-я

«Бусы для Люси»

-Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

-Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

-Закреплять знания о цвете.

-Развивать чувство ритма.

1

Октябрь

1-я

«Букет из осенних листьев».

-Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

-Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.

1

2-я

«Чудо-грибочки»

-Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

-Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

-Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

-Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности.

-Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

1

3-я

«Осеннее дерево»

-Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

-Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

-Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

-Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

-Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

1

Ноябрь

1-я

   «Птичка»

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Развивать аккуратность в работе с пластилином.

-Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

1

2-я

  «Ёжик»

-Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

-Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

-Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

-Развивать мелкую моторику.

-Воспитывать аккуратность в работе.

1

3-я

 «Дождик»

-Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); учить делать поделки.

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

1

Декабрь

1-я

«Волшебные снежинки»

Познакомить детей со жгутами и жгутиками (пластилинография из жгутиков)

Формировать умение составлять изображение из жгутиков, выкладывая их по кругу.

1

2-я

«Снеговик»

-Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

-Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

1

3-я

«Украсим ёлочку новогодними игрушками»

-Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

-Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

-Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

-Развивать интерес к работе.

1

Январь

1-я

«Украсим Кате чашку»

- Развивать представления детей о посуде, её характерных особенностях.

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Развивать аккуратность в работе с пластилином.

-Закрепить знания о  цветах.

-Воспитывать интерес к русским традициям – чаепитие.

1

2-я

«Матрёшка»

-Познакомить с русскими традициями и игрушками.

-Формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.

-Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

-   Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать внимание, наблюдательность.

1

3-я

«Чебурашка»

-   Закреплять технику создания изображений на плоскости  при помощи пластилина.

-Учить создавать целостность объекта из отдельных частей, используя навыки придавливания деталей к основе.

1

Февраль

1-я

«Самолёт летит»

-Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

-Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

-Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

-Закрепить знания о голубом и синем цветах

1

2-я

Открытка для папы «Танк»

-Продолжать формировать умение составлять изображение из жгутиков.

-Развивать интерес, творческие способности.

1

3-я

«Весёлый светофорчик»

-Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

1

Март

1-я

«Цветы для любимой мамы»

-Воспитывать у детей доброжелательность, аккуратность в процессе рисования пластилином.

- Развивать познавательный интерес к природе, живым цветам.

-Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. - Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.

1

2-я

«Украсим туфельку»

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

-Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

1

3-я

«Веточка мимозы»

-Способствовать радостному весеннему настроению.

-Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

-Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

-Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

1

Апрель

1-я

«Солнышко лучистое»

- Учить самостоятельно отщипывать кусочки пластилина и сплющивать их на листе картона.

-Раскатывать жгутики на горизонтальной поверхности и раскладывать их по кругу.

1

2-я

«Ландыши»

-Продолжить знакомство детей с миром природы.

- Закрепить умение раскатывать шарики между ладонями круговыми движениями и сплющивать их между пальчиками.

-Стимулировать активную работу пальцев рук.

1

3-я

«Летит ракета, летит к планете»

-Вызвать у детей интерес к теме космоса, развивать фантазию творчества, воображение.

-Закреплять представления о цвете и размерах предметов.

-Закреплять умение смешивать разные оттенки пластилина с целью получения новых.

1

Май

1-я

«Радуга-дуга»

-Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

-Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

-Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

-Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

-Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

1

2-я

«Цветик-семицветик»

-Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

-Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

-Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

-Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

-Закреплять знания об основных цветах спектра.

1

3-я

«Проснулись божьи коровки, жучки и другие насекомые»

-Обобщить представление о насекомых.

-   Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей.

- Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

1

Средняя группа (второй год обучения)

  Неделя

Тема занятия

Программные задачи

Количество

часов,

приёмы работы

Сентябрь

1-я

«Вспомним лето. Волшебные цветы» Прямая и обратная

пластилинография.

  Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить летние цветы: ромашки, розы, васильки.

   Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.

Приёмы работы: скатывание длинных колбасок и деление их стекой на равные части.

         1 час

2-я

Грибочек-мухоморчик (мозаичная пластилинография или пластилиновая мозаика)

Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – мухоморчика  из отдельных частей на горизонтальной плоскости. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг за другом.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Приёмы работы:

отщипывание, скатывание шариков пальцами, выкладывание их по контуру.

     1 час

3-я

Вишенки

(модульная пластилинография)

-Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – вишенок  из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу.

-Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Приёмы работы:

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

    1 час

4-я

Корзинка с грибами – лесные сокровища. (прямая пластилинография)

Формировать интерес к

окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида грибов. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Приёмы работы:

Отщипывание, скатывание колбасок, размазывание их на пластилиновой основе по контуру.

           

            1 час

Октябрь

1-я

Пшеничный букет.

(прямая пластилинография)

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе.  Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Приёмы работы:

раскатывание, деление колбаски на равные кусочки с помощью стеки, сплющивание.

       

        1 час

2-я

3-я

Коллективная работа «Золотая осень»

(прямая пластилинография)

Ветка рябины.

(прямая пластилинография)

Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Создать эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж.

Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе.  Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей.

         1 час

Приёмы работы:

раскатывание, деление колбаски на равные кусочки с помощью стеки, сплющивание.

       

        1 час

4-я

Лисёнок (модульная пластилинография, жгутики)

Формировать реалистическое представление о диких животных.

Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – лисёнка из жгутиков. Побуждать детей передавать разнообразие форм. Формировать умение действовать по образцу.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

       1 час

Ноябрь

1-я

Мишка – Топтыжка (модульная пластилинография-жгутики).

Формировать реалистическое представление о диких животных, их подготовке к зиме.

Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – медвежонка из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

       1 час

2-я

Пёс-Барбоска

(модульная пластилинография-жгутики)

Формировать реалистическое представление о домашних животных.

Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – собаки из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

       1 час

3-я

Весёлые картинки (мозаичная пластилинография)

Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

Учить раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.

Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание.

        1 час

4-я

Открытка для мамы.

Корзинка с цветами

(модульная пластилинография)

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

       1 час

Декабрь

1-я

Золотая рыбка на дне морском (витражная пластилинография)

Формировать представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление.

Налеп, отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание.

2-я

Зимний пейзаж

(прямая пластилинография)

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

      1 час

3-я

Вот она, ёлочка наша… (модульная пластилинография)

Учить создавать изображения в технике пластилинографии.
Закрепить представления о празднике Новый Год.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать эстетический вкус,
желание делать поделки из пластилина.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

       1 час

4-я

Новогодняя сказка.

(прямая пластилинография)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

Раскатывание шариков, сплющивание.

        1 час

Январь

1-я

Знакомство с новой техникой «торцевание». Снежинка.

(контурное торцевание)

Знакомство с техникой «торцевание»; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы.

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам.

Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.

         1 час

2-я

За окошком снегири.

(прямая пластилинография)

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

            1 час

3-я

Золотая хохлома.

(прямая пластилинография)

Приобщать детей к миру декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к народным ремеслам. Закрепить знание  элементов хохломской росписи: Ягоды, цветы, завиток травки. Учить созданию узоров, используя технику пластилинографии. Вызвать желание придумывать свой узор, используя знакомые элементы. Развивать фантазию творчества, чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. Закреплять представления о цвете и размерах предметов.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

Раскатывание жгутиков, шариков, сворачивание длинного жгутика по спирали.

         1 час

4-я

Сказочные домики (мозаичная + модульная пластилинография)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Скатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.

          1 час

Февраль

1-я

Петушок.

(прямая пластилинография)

Продолжить знакомство детей с миром природы, образом жизни домашних птиц. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.

Неполное примазывание пластилинового шарика. Размазывание на горизонтальной поверхности.

           1 час

2-я

Изготовление открыток к Дню Святого Валентина. Сердечко.

(контурное торцевание)

Продолжать знакомство с техникой «торцевание», правилами выполнения работы. Познакомить с традициями празднования Дня Святого Валентина. Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, усидчивость, внимание.

Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.

       1 час

3-я

Открытка для папы.

Кораблик.

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии,  развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

  Воспитывать чувство уважения, любовь к родным и близким.

Раскатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.

        1 час

4-я

Овечка.

(скатывание шариков из газетной бумаги)

Воспитывать бережное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

Скатывание шариков из газетной бумаги, рисование пальчиками.

         1 час

Март

1-я

Цветок для мамы (контурное торцевание)

Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы  через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.

       1 час

2-я

Необычная посуда.

Чайник.

(аппликация +

прямая пластилинография)

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

Раскатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.

        1 час

3-я

Совушка- сова, большая голова.

(прямая пластилинография)

Продолжить знакомство детей с миром природы, формировать представление об образе жизни ночных птиц - сов. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями, размазывать их по горизонтальной поверхности. Стимулировать активную работу пальцев рук.

Скатывание шариков, размазывание по горизонтальной поверхности.

       1 час

4-я

Дятел.

(контурная пластилинография)

Продолжить знакомство детей с миром природы. Формировать представление об образе жизни перелётных птиц. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, усидчивость, внимание.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру.

         1 час

Апрель

1-я

"Весна идет, весне дорогу"

(прямая пластилинография)

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева – направо; придавливание, примазывание, разглаживание границ, соединение частей.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру.

               1 час

2-я

Загадочный космос.

(витражная пластилинография)

Способствовать расширению знаний детей о космосе, космическом транспорте.

Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами.

Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.

Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.

      1 час

3-я

Цветы весны.

(модульная пластилинография)

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру.

           1 час

                                                         Май

1-я

Веточка сирени (торцевание на пластилине)

Продолжить знакомство детей с миром природы. Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Формировать умение изготавливать торцовки, заполнять силуэт.

Изготовление торцовок, заполнение силуэта.

        1 час

2-я

Гусеница (модульная - пластилиновые жгутики)

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм насекомых. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Развивать творческие способности, воображение, память, внимание.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

           1 час

3-я

Бабочка (контурная пластилинография - рисование жгутиками)

Обобщить представление о насекомых.

Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей.  Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. Развивать мелкую моторику рук.

Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

           1 час

4-я

Диагностика усвоенных приёмов лепки.

Выставка детских работ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: