1.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды (Краткое описание развивающих центров, фотоматериалы)

Жолобова Марина Викторовна

Предварительный просмотр:

4.Организация развивающей предметно-пространственной среды воспитателя Жолобовой Марины Викторовны, воспитателя МБДОУ детского сада №2 г.Турана

Все пространство предметно-пространственной среды группы построено  в соответствии с ФГОС  безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада.       В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. 

 При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.  Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.   Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к  игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической  и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех  объектов.

Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, так же здесь находятся серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим центра природы является календарь природы и погоды.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен  коллекцией (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.Материалы мобильны,хранятся в спец.коробках.

https://knowledge-tree.ru/wp-content/uploads/1-eksperimentirovanie-vazhno-dlya-rebyat.jpg

Центр «Математики»  имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Тувинские игры» ит.д

C:\Users\1610030\Desktop\0-02-05-cc2ca97183e4863ea45aaf17f5aad509f4560f050dec321760c4c9a8bb5d91a9_d6013d6f.jpg  C:\Users\1610030\Desktop\0-02-05-8423ff4bae1b99bfa114fd1d7af6aa135f15b8f7ac31743c61f890e70eff3900_3df8a248.jpg

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена  государственная символика родного края  и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашей республики

       

 В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. 

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/24/magazin-1_0.jpg?itok=bvfiCkbo 

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/26/20200324_171416-1-1.jpg?itok=NxgbkzCg https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/24/img-1a90186a3421651c85b8a1b42fea5f29-v.jpg?itok=tdY6Kjke

Центр «Физкультурнщ-оздоровительный центр» Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

C:\Users\1610030\Desktop\0-02-05-4ca8198a8d47f12ca31105fd3d46307e3eaa6c887f3fc5c858a3b96e8ee0e656_9d6d9ecb.jpg C:\Users\1610030\Desktop\0-02-05-394f2443b1afa4147c19dd855ced3303cff586e49e08da688631ba03b1d7c904_3cd2803.jpg

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/24/divan-1.jpg?itok=PmYT06CC

Направление: Художественно — эстетическое развитие. 

В Центре «Творческая мастерская» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/Foto-4-Materialy-dlya-zanyatij.jpg

«Музыкально — театрализованный»  

 В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

 https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/24/20200424_144342-1_0.jpg?itok=dviJWvmA

 

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/26/20200324_171220-1.jpg?itok=Qp2r6zE0