3.4. Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

3.4. Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности МАДОУ "Колокольчик" в 2019 - 2020 учебном году

является региональной инновационной площадкой

Приказ ДО и МП ХМАО - ЮГРЫ http://kostinaolga.ucoz.net/olga1/attest/prikaz_rip.pdf

Приказ "О внесении изменений в приказ МАДОУ "Колокольчик" от 28.10.2019 № 435 "Об организации инновационной деятельности ДОУ  в рамках региональной инновационной площадки" http://kolokolchik86.ucoz.net/INNOVAC_DEYATEL/prikaz_rip.pdf

Работа Сарандаевой А.Н. в рамках инновационной деятельности

Мероприятия в рамках опытно - экспериментальной деятельности 
Консультация для родителей "Опыты и эксперименты дома"http://konsultatsiya_dlya_roditeley_opyty_i_eksperimenty_doma.pdf (nsportal.ru)
Консультация для родителей "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2023%2F06%2F04%2Fkonsultatsiya_dlya_roditeley_organizatsiya_detskogo_eksperimentirovaniya_v_domashnih_usloviyah.docx&wdOrigin=BROWSELINK
Консультация для родителей "Экспериментальная деятельность старших дошкольников"https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2023%2F06%2F04%2Fkonsultantsiya_dlya_roditeley_eksperimentalnaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov.docx&wdOrigin=BROWSELINK
Буклет "Опытно - экспериментальная деятельность"https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/06/04/buklet_opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_doma_-2.pdf
Буклет "Опытно - экспериментальная деятельность"https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/06/04/buklet_opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_doma.pdf

Консультация для педагогов "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей

как условие успешной социализации"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/06/04/konsultatsiya_dlya_pedagogov_razvitie_issledovatelskoy_i_eksperimentalnoy_deyatelnosti_u_detey_kak_uslovie_uspeshnoy_sotsializa.pdf
Картотека "Опытов и экспериментов во второй младшей группе" 
Проект по познавательно - исследовательской деятельности  
Проект по познавательно - исследовательской деятельности  
Проект по познавательно - исследовательской деятельности  
Конспект НОД  по познавательно - исследовательской деятельности 
Конспект НОД  по познавательно - исследовательской деятельности 
Конспект НОД  по познавательно - исследовательской деятельности 
Картотека опытов  и экспериментов для детей дошкольного возраста 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Консультация для родителей «Опыты и эксперименты дома»709.93 КБ
Файл Консультация для родителей "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"718.54 КБ
Файл Консультанция для родителей "Экспериментальная деятельность старших дошкольников"26.43 КБ
PDF icon Буклет "Опытно - экспериментальная деятельность дома" -2245.47 КБ
PDF icon Буклет "Опытно - экспериментальная деятельность дома"335.89 КБ
PDF icon Консультация для педагогов "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализац"696.05 КБ
PDF icon Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе1.02 МБ
Файл Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория удивительных наук"32.66 КБ
Файл Познавательно - исследовательский проект "Чудесница вода"345.39 КБ
Файл Творчески-исследовательский проект "Зимушка Зима"1.09 МБ
Файл Конспект "Наураша в Наурандии Экспериментирование с температурой воды"1.35 МБ
Файл Конспект НОД в старшей группе "Продуктовые секреты - молоко"23.97 КБ
Файл Конспект НОД "Капелька в гостях"81.82 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяютвязи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы,от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: «Что быстрее растворится?» - морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, - кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним за-дач и находить ответы на возникающие вопросы.Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома.

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой, то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи, вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде

вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно про-вести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать,какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке, лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем.Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час,через два часа: не затвердела ли вода). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем,и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения:налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды.Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться, промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку,как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась.Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана, вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т. д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать.Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести. Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте, а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может, он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальнойдеятельности предполагалось решение следующих задач:

- создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

- развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

- умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.

Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуйте совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,любознательность: она порождает потребность в исследовании.

- Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т. п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т. д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

 

Консультация для родителей

«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

.

                 

Консультация для родителей

«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду. В центре развития - ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В своей практике мы отметили, что освоение различных свойств и отношений у детей происходит неравномерно. Часть свойств (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Другие свойства осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений. Например, неверно употребляют термины – «большой» вместо тяжелый, «мягкий» вместо легкий. Наглядность, образность модели, возможность практических действий повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать.

 В нашей детском саду мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами. Это дает возможность:

- работать с детьми малыми группами по интересам;

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь).

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: по 25 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

Структура проведения игры – экспериментирования:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов;

- вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их. Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с ребенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы «интерес ребенка мог забегать вперед».

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование  тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

Формы экспериментирования могут быть различными:

  • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
  • самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

  • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
  • сформировать интерес к исследованию природы;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
  • стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
  • активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.

      Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
  • пластмассовая игрушка;
  • камешек;
  • губка;
  • металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?»
  • морская соль;
  • мыло;
  • шампунь.

Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:
  • соль;
  •  рис;
  • сахар;
  • мед;
  • сода;
  • мука.
  • Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

      Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В.А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств.

Семья играет важную роль в развитии познавательной

активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной

и исследовательской деятельности.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нельзя делать

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Педагогический проект

«Лаборатория удивительных наук»

        Автор проекта:

        Сарандаева Анастасия Николаевна

        воспитатель

г. Когалым,

2021 – 2022 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название: «Лаборатория удивительных наук»

Автор: воспитатель, Сарандаева А.Н.

Сроки реализации: сентябрь – декабрь 2021 г. 

Общие сведения о проекте:

Тип проекта

познавательно - исследовательский

Место реализации

МАДОУ «Колокольчик»

По продолжительности

долгосрочный

По форме реализации

групповой

Участники проекта

воспитанники группы № 19 МАДОУ «Колокольчик», родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей

6-7 лет

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Области интеграции

«Познавательное развитие»,

«Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с родителями воспитанников, выстраивание партнерских отношений за счет проведения совместных мероприятий.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, потребности и самостоятельности, самостоятельной поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • знакомить детей с полезными ископаемыми (нефть, газ), добываемыми на территории округа – Югры.

Развивающие:

  • развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов;
  • развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать     выводы и устанавливать причинно – следственные отношения;
  • развивать у детей умственные способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
  • развивать у детей умения формировать внутренний план деятельности       через детское экспериментирование.

Воспитательные:

  • способствовать формированию познавательного интереса;
  • способствовать формированию социально – личностного развития каждого ребенка – развития коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • формировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций;
  • формировать знаковую деятельность через детское экспериментирование;
  • привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно - исследовательской деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Ожидаемый результат

Реализация проекта способствует:

У дошкольников:

  • развитию познавательных интересов детей;
  • расширению опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие;
  • развитию любознательности и познавательной мотивации;
  • формированию познавательных действий, становлению сознания;
  • развитию воображения и творческой активности;
  • формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности;
  • развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

У педагогов:

  • повышению уровня профессионального мастерства;
  • интеграции своей деятельности с деятельностью коллег в рамках работы по экспериментальной деятельности;
  • созданию условий для эффективного познавательного развития дошкольников, путем расширения развивающей предметно - пространственной среды;
  • объединению всех участников образовательного процесса для организации экспериментальной деятельности.

Проект и строится на следующих принципах:

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

Информационно - аналитические

Наглядно –

информационные:

Информационно – просветительские (познавательные)

Практические (досуговые)

Консультации

Индивидуальный показ выполнения упражнений

Совместная работа по тематическому плану проекта

Совместные развлечение (квесты)

Памятки

Выставка литературы

Экскурсии

Изготовление мини стен – газеты

Беседы

Папка передвижка

Персональный сайт

презентации

анкетирование



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Колокольчик»

Познавательно - исследовательский проект в

 средней группе на тему:

 «Чудесница вода»

C:\Users\XxX\Desktop\1lDK96z7j_s.jpg

Выполнила:

Сарандаева Анастасия Николаевна

Воспитатель

2020 г.


Пояснительная записка

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты
необходима для жизни, ты – сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан Сент-Экзюпери

 Основой предпринятого среди детей средней группы детсада кратковременного проекта «О волшебных свойствах воды», объектом которого была выбрана вода, послужил метод экспериментальный метод, направленный на развитие у детей способности к запоминанию и на воспитание деятельности, пробуждающей исследовательские нотки в душе каждого ребенка, что, в конечном счете, являлось принципиальным стимулом для умственного развития детей дошкольного возраста.

В рамках примененного метода в средней группе дети-участники совершали знакомство с водой, как веществом, с различными состояниями воды, ее свойствами, и им было экспериментальным путем определено, что вода прозрачна, у нее отсутствуют форма, вкус, цвет и запах, что она является хорошим растворителем и способна менять свое состояние.

Актуальность проекта: Любому ребенку дошкольного возраста присуще желание познать окружающий мир, попытаться воздействовать на разные объекты и явления реального мира. Непосредственное воздействие, как организованная деятельность, помогает ребенку более осознанно воспринимать картину окружающего мира. Познавательное развитие его приводит к развитию интересов, повышению уровня его любознательности, мотивирует сам процесс познания, включающий в себя не только включение определенных познавательных действий, но и развитие собственного воображения, которое провоцирует уже сознательную творческую активность. Кроме того, у него формируются предварительное представление о себе и об окружающих, об объектах вокруг, об их свойствах и различных проявлениях, таких как форма и цвет, о составляющей части и едином целом, о причинах и следствиях. Развитие у детей способности воздействовать на объекты является, по сути, системой, в которую гармонично вписаны педагогом специальные действия, которые можно осуществить с предметами, и восприятие результатов примененных действий. Как показывает практика, именно знания и умения, полученные во время осуществления собственных действий, запоминаются особенно надолго. Сам процесс деятельности оказывает положительное влияние не эмоциональную сферу сознания ребенка, на развитие его творческих умений, на формирование определенных навыков и укрепление собственного здоровья (благодаря повышенной двигательной активности).

Проблема: «Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников среднего возраста в изучении неживой природы. Вода»

Новизна: Использование ранее известных и современных методик, стимулирующих исследование, опираясь на программу.

Цель проекта: Разработка способа, применяемого в ходе исследования маленьких детей в изучении воды, как составляющей неживой природы

Задачи:         
Образовательные

  1. Проинформировать детей о том, какую роль играет вода в жизни человека и других живых организмов.
  2. Ознакомить детей со свойствами воды, посредством воздействия на нее.

Развивающие: 

  1. Привить детям первичные навыки процесса исследования и активности в процессе познания.
  2. Развить уровень речевой активности в процессе овладения применяемым методом деятельности.
  3. Обновить запас знаний родителей о влиянии метода на развитие способностей к творчеству, формирование трудовых навыков.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать бережное отношение к воде (не бросать мусор в воду, экономить воду).
  2. Организовать деятельность старшей дошкольной группы в процессе организации их деятельности по изучению воды.

2. Общие сведения о проекте:

1.

Наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма  «Колокольчик»

2.

Название проекта

Проект в средней группе ДОУ "Волшебница - вода"

3.

Автор проекта

Сарандаева Анастасия Николаевна

4.

Тип проекта

групповой, исследовательский, творческий

5.

Продолжительность проекта

краткосрочный проект (1 недели)

6.

По  характеру контактов

Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей

7.

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатели группы, родители(законные представители) воспитанников. 

8.

Образовательные области

- Социально-коммуникативное  развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

Ожидаемые результаты по проекту:

-для детей –

  • Воспитание у детей чувства заботы об окружающей природе, умения воспринимать красоту окружающего мира;
  • Формирование понимания закономерностей и навыков бережного отношения к экологии;
  • Обогащение словарного запаса, развитие умения видеть и проявлять интерес к познанию;
  • Создание интереса к познанию, за счет привития определенных навыков исследования;

-для педагогов 

  • Удовлетворение полученными результатами метода;
  • Систематизация материала по проекту;

-для родителей 

  • Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
  • Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  • Составление описания игр-экспериментов с водой
  • Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для
  • дошкольников».

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

Первый (подготовительный) этап

На данном этапе ведется предварительная работа. Подбираются материалы, оборудование и подходящие иллюстрации. Выстраивается система опытов. В частности, выяснилось, что далеко не всем детям известно, что вода является единственным в природе веществом, которое может менять свое состояние (быть жидким, твердым и газообразным), не обладает формой, вкусом, запахом и цветом, являясь хорошим растворителем. Данная проблема решена посредством проведенных исследований и изучения методических пособий. Были подобраны соответствующие презентации и изготовлены наглядные иллюстрации

Второй (основной) этап

Включал в себя совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей в ходе исследования. Дети знакомились с подготовленными материалами, отвечали на поставленные вопросы, старались самостоятельно решить поставленную задачу, и по факту решения делали выводы.

Детям были продемонстрированы подготовленные заранее материалы для знакомства с водой и ее свойствами. Они узнали, где она встречается и для каких целей обычно используется. Для исследования материалы были взяты в природной лаборатории. Для доказательства перехода воды в разные состояния были проведены соответствующие опыты.

Эксперимент с водой

1.

Эксперимент «Переход воды из жидкого состояния в твердое»

Мы взяли формочки для льда залили их водой и оставили за окном. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.

Вывод: под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.

2.

Эксперимент «Переход воды из твердого состояния в жидкое»

Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.

Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.

3.

Опыт «Вода не имеет формы»

Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.

Вывод: вода не имеет формы.

4.

Опыт «Вода прозрачна, не имеет цвета»

Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.

5.

Эксперимент «Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»

Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.

Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.

6.

Эксперимент «Растения «пьют» воду»

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время

стебли цветов также окрасятся.

Вывод: растения «пьют» воду.

Третий (заключительный) этап

Подведение итогов исследовательской работы.

Подведение итогов нашей исследовательской работы прошло в виде итоговой НОД в мини-музее природы на тему: «Волшебница – вода».

По результатам проведенного исследования сделали вывод:

  • Вода способна переходить из одного состояния в другое.
  • Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
  • Вода это хороший растворитель.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами.

Основной этап

  1.   Практическое осуществление деятельности.
  2.   Привлечение родителей к непосредственному участию.
  3.   Согласование деятельности в ее соответствии возрасту детей.

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

НОД:

- «Вода – источник жизни»

- «Вода вокруг нас, какая она?»

Беседы:

- «Кому нужна вода?»

- «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»

-«Нужно ли беречь воду и почему?»

Речевое развитие

НОД: «Чудесница- вода»

 Разучивание пословиц и поговорок;

чтение художественной литературы:

« Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

Беседы:

- «Вода вокруг нас,

какая она?»

- «Кто живет в реке?»

- Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира

или секреты знакомых вещей Лужа»

Инсценировка сказки:

- «Умная сказка о воде»,

Показ сказки малышам:

- «Волк и семеро козлят»

-Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на

дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов»

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

-«Волшебница вода»,

- «Хорошо – плохо»

- «Береги живое»,

--«Да - нет»,

-«Дорисуй рисунок»,

- «Маленькие человечки»

Сюжетно – ролевые игры: 

- «В прачечной»,

-«Детский сад». 

Конструирование из бумаги

«Кораблик»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликации:

-коллективная работа ««Волшебница – вода».

Рисование:

- «Капелька»

- Раскрашивание в альбомах –раскрасках

Музыка: 

-прослушивание музыки «Дорогою добра», -«Доброта» (м/ф про Фунтика),

-Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра:

-танец – «Танец в парах»

«Физическое развитие»

подвижные игры: 

- «Ручеек»,

-«На болоте»,

- «Найди себе пару»,

-«Море волнуется».

целевые прогулки:

- «Наблюдение за таянием снега и льда»

Пальчиковые игры:

-«Не  боимся мы воды», -«Дождик, дождик, что ты льешь?»,

-«дождик»,  

-«жил да был дин налим». 

Заключительный этап

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.

Давайте беречь воду.

Ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!

Итоговое мероприятие: Тематический досуг, проведенный в группе. Дети отвечают на вопросы, делятся друг с другом новой информацией.

Вывод:

Результат проекта:

  • У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
  • Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
  • Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
  • У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
  • Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Литература:

  1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.
  2. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
  3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Конспект НОД в старшей группе

«Продуктовые секреты: молоко»

Подготовила:

Воспитатель

Сарандаева Анастасия Николаевна                                         

2020 г.

«Продуктовые секреты: молоко»

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания детей о молоке и молочных продуктах;
  • познакомить детей со свойствами молока на примере простых опытов.

Развивающие:

  • развивать воображение, логическое мышление, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа.

  1. Загадки о молоке и молочных продуктах.
  2. Дидактические игры «Что из чего», «Полезно или вредно».
  3. Сюжетно-ролевые игры «В супермаркете», игровая ситуация «Мама попросила купить молоко».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ

Оборудование: видеокамеры, мультимедийная установка.

Раздаточный материал для проведения опытов: одноразовые шапочки, стакан с молоком и водой, трубочка, кисточка, небольшой листочек бумаги, ватная палочка, жидкое мыло, пластиковая тарелочка, пищевые краски.

Ход НОД

Воспитатель заводит детей в затемненную группу, стилизованную под телестудию.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. К нам приехала съемочная команда программы «Продуктовые секреты»! Вы готовы принять участие в съемке? (да) Тогда занимайте места!

 (включается свет)

Ребята, сегодняшнюю передачу предложили провести мне, а вы станете зрителями! Прошу на съемках вести себя тихо, с мест не вставать, слова не выкрикивать. Помните, нас снимает камера!

Голос: Внимание! Камера! Начали!

(звучит отбивка, возникает фон на экране)

Воспитатель: Доброе утро, наши дорогие зрители! Я рада видеть вас на съемках программы «Здоровое питание».

Сегодня наш герой не смог приехать к нам на шоу, но прислал нам видеописьмо. Давайте посмотрим на экран!

(появляется изображение пингвина)

Малыш (полушепотом):

Привет, ребята! Конечно, вы меня узнали, я – малыш  пингвиненок.

Записываю вам видеописьмо, пока мама спит.

Каждый день она заставляет меня пить молоко!  Все уверяет, что это полезно, особенно для растущего организма! А мне оно так не нравится! Я бы лучше Кока – колу выпил с Дружком! Вот это я понимаю, взрослый напиток!  Ребята, помогите, как переубедить маму?!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, права ли Мама, предлагая Малышу молоко вместо кока – колы? (предположения детей)

Воспитатель: Спасибо за ответы, ребята! А я предлагаю узнать мнение эксперта нашей передачи!  

(на связь выходит мама пингвина)

Мама П: Здравствуйте, уважаемые зрители!

Воспитатель: Что вы думаете насчет обращения Малыша?

Мама П: Дорогие ребята, я очень расстроена! Ведь Малыш предпочитает молоку кока – колу! Скажите, а вы тоже уже пробовали этот жуткий напиток? (ответы детей)

Я думаю, что Малыш просто не знает ничего о пользе этого замечательного продукта! Но я сейчас все расскажу, и, думаю, он изменит свое мнение!

Молоко – это подарок самой Природы. Люди открыли это напиток несколько тысяч лет назад и до сих пор оно является почетным гостем на наших столах. И не только на столах! Ведь молоко – это первая пища младенца, появившегося на свет. А, подрастая, ребенок начинает с удовольствием употреблять блюда, приготовленные на основе молока.

Ребята, а вы знаете, какие продукты делаются на основе молока? Давайте поиграем!

Проводится Д/и «Молочные продукты» (дети предлагают из предложенных вариантов продукты, в основе которых лежит молоко).

Мама П: Молодцы, ребята. Молоко – уникальный продукт! В нем содержатся важные элементы, необходимые для полноценного роста детей. Особую пользу оно приносить нашим зубам и костям. Поэтому молоко должно присутствовать в вашем рационе каждый день! Как и молочные продукты! Они помогут вам вырасти сильными и крепкими.

А напоследок я хочу вам показать, что происходит у вас внутри, если вы выпьете хоть один стаканчик кока-колы.

Опыт «Кока – кола и ментос»

(в стакан с кока-колой опустить конфету «Ментос»)

Посмотрите, ребята, такой же фонтан происходит и у нас в животе при употреблении кока-колы. Сложно найти что-то более вредное для детского организма, чем этот напиток! Употребление кока-колы разрушает зубы и раздражает наш желудок! Если употреблять ее в больших количествах, можно даже попасть в больницу! Ребята, никогда не пейте кока-колу! Пейте лучше молоко – будете здоровы!

Воспитатель: Спасибо, мама пингвина за важную и полезную информацию!

Вы запомнили, какие полезные свойства имеет молоко? (да)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в чудесную молочную лабораторию, в которой молоко раскроет вам все свои секреты!

 (дети переходят в другую часть группы, надевают шапочки, подходят к столам, на которых подготовлено оборудование для опытов)

Воспитатель: Ребята, я вас поздравляю! Вам выпала удача принять на себя роль настоящих ученых! Сегодня мы исследуем уникальный продукт – молоко!

Опыт №1

Вкус молока.

(стакан с молоком и водой на каждого участника)

Воспитатель: Для начала я предлагаю определить, если ли у молока вкус. Сделайте маленький глоток из стакана с водой. Есть ли у воды вкус? (нет) А теперь сделайте небольшой глоток из стакана с молоком. Есть у молока вкус? (да) Какое оно на вкус? (сладкое)

Опыт №2

Цвет молока

(трубочка и стакан с водой и молоком)

Воспитатель: А теперь давайте опустим коктейльные трубочки в стакан с водой и в стакан с молоком. Что мы видим? (вывод детей: молоко имеет цвеет, оно не прозрачно)

Опыт №3

Шпионские записи.

(кисточка, небольшой листочек бумаги, стакан с молоком)

Воспитатель: Есть у молока еще одно удивительное свойство, из него можно сделать невидимые чернила!

И сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими шпионами и написать секретное послание! Нарисуйте что-то приятное своему другу!

(дети кисточкой изображают произвольные рисунки, а затем обмениваются ими)

Теперь мы дадим высохнуть нашим посланиям, а дома вы проявите их вместе с мамой при помощи любого нагревательного прибора. А теперь приступим к следующему опыту.

Опыт №4

Рисование молоком

(ватная палочка, немного жидкого мыла, тарелочка, стакан с молоком, пищевые краски)

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем много способов рисования, но с эти мы еще не знакомы. Оказывается, на молоке тоже можно рисовать! Давайте попробуем?

Вот как мы это будем делать:

- налейте в тарелочку немного молока (при необходимости помочь детям или приготовить тарелочки с налитым молоком)

- добавьте немного сухих красок

- возьмите палочку, окуните ее в жидкое мыло

- едва коснитесь красок на молоке ватной палочкой

- наблюдайте!

Что мы видим, ребята? (дети описывают результат)

Воспитатель: Ребята, наши чудесные опыты окончены, мы можем вернутся в студию.

(дети снимают шапочки и садятся на свои места)

Воспитатель: Итак, я напоминаю, сегодня мы снимали телепередачу «Продуктовые секреты», где дети из детского сада «Колокольчик» узнали все о свойствах молока.

Рефлексия

Уважаемые участники, что вы узнали из нашего шоу? (о пользе молока, молочных продуктов, о свойствах молока).

Что мы можем сказать в ответ на обращение Малыша? (дети формулируют ответ, например, молоко – полезный продукт, на его основе производят множество других продуктов, лежит в основе питания детей)

Воспитатель: Наша передача подошла к концу!

До встречи через неделю!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

во II младшей группе

тема: «Капелька в гостях у ребят»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0147/0013eaee-d5a83e2b/img7.jpg

Подготовила:

Воспитатель

Сарандаева Анастасия Николаевна

Цель: формировать представления о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основными свойствами воды: прозрачная, жидкая, без запаха;
  • закрепить знания детей о значении воды для человека.

Развивающие:

  • развивать любознательность, мышление, речь детей;
  • активизировать в речи детей слова: прозрачная, без запаха.

Воспитывающие:

  • побуждать детей принять участие в эксперименте;
  • учить детей выслушивать друг друга, не перебивая, быть усидчивыми;
  • воспитывать        добрые        чувства,        любознательность,        любопытство, эстетическое восприятия.

Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Материалы и оборудование: волшебный сундучок, по 2 шт стаканчиков по количеству детей, чайные ложки, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей, , камешки, картинки.

Предварительная работа:   чтение   потешек,   стихотворений   К.И.Чуковского

«Мойдодыр», «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая» рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде. Совместная работа в уголке природы.

Методы и приемы: Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация. Путешествие по групповой комнате.

  1. Наглядный (схемы – символы, обозначающие свойства воды).
  2. Практический (наблюдение, эксперимент).
  3. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).

Ход работы:

  1. часть. Организационная

Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают: Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.

Дети: да!

Воспитатель: давайте прочитаем

«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну фокусов, вам нужно произнести волшебные слова:

Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь

В стране фокусов окажусь.»

Воспитатель: Ну, что ребята, отправимся в страну фокусов?

Дети: да

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник?

Дети: это человек, который показывает фокусы Воспитатель: А вы умеете показывать фокусы? Дети: нет.

Воспитатель: а хотите я вас научу? Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.

Воспитатель: Посмотрите ребята в волшебном сундучке что-то есть. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достать бутылочку с водой) как вы думаете, что в бутылке?

Дети: вода

Воспитатель: Какая вода?

Дети: вода прозрачная

Воспитатель: чем пахнет?

Дети: ничем.

Воспитатель: почему вода не пахнет, чего у воды нет?

Дети: нет запаха

Воспитатель: имеет ли вода вкус?

Дети: нет, она без вкуса

Воспитатель: ребята скажите, зачем людям нужна вода?

Дети: пить, варить пищу, купаться, стирать белье.

Воспитатель: ребята, а вы бы хотели научиться фокусам с водой?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь на каждого ребенка)

Садимся за столы…

Опыт №1

Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой?

Дети: она льется.

Воспитатель: мы можем лить воду тонкой стрункой, она течет не прерываясь. Значит вода какая?

Дети: она жидкая

Как льется вода из кружки знаем, знаем, да-да-да

Где тут прячется вода! Будь-буль-буль!- журчит водица С-с-с она свистит поет и из кружки струйкой льет.

Опыт №2

Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим камешек в стакан и если камешек будет виден, то вода прозрачная. Ребята, камешка видно сквозь воду?

Дети: да

Воспитатель: Правильно, молодцы камешек виден, значит вода у нас какая?

Дети: вода прозрачная

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.) Очень медленно сперва. (прыжки медленно)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)

Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.) От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).

Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. (сели за столы)

Опыт №3 «Разноцветная вода» (фокус)

Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, что вода – это жидкость. Она текучая, ее можно наливать, переливать в разные емкости. Вода- бесцветная, не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Еще вода прозрачная. Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (пить, готовить еду, поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи,

фрукты, умываться, мыться и мыть руки и тд).А кто еще нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, птицы и тд).

Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

В нашем волшебном сундучке есть картинки. Вам нужно выбрать те картинки, которым нужна вода (дети выбирают и раскладывают картинки)

Воспитатель: Ребята, так кому нужна вода?

Дети: всему живому нужна вода.

Воспитатель: а что может произойти если не станет воды?

Дети: Все живое умрет.

А сейчас послушайте стихотворение (читает ребенок)

«Вы слыхали о воде ? Говорят она везде!

В луже , в море , в океане и в водопроводном кране На плите у нас кипит, паром из чайника шипит , Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда Без воды нам не умыться, не наесться , не напиться,

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить

Воспитатель:        Ребята        наша        комната        фокусов        уже        закрывается        и        нам        нужно возвращаться в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова.

«Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь

И в детский садик я вернусь.»

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? (ответы детей) А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.

Воспитатель: Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…

Ой. эти картинки превратились в сладкие призы (раздача подарков) Спасибо вам ребята