1.4.Системность профессионального развития

  1. 1.4. Системность профессионального развития
  2. Год разработки Название материалаПросмор
    2019  - 2020 годИндивидуальный план профессионального развития воспитателя  Сарандаевой А.Н.Ссылка на материал
    2020  - 2021 годИндивидуальный план профессионального развития воспитателя  Сарандаевой А.Н.Ссылка на материал
    2021 - 2022 годИндивидуальный план профессионального развития воспитателя  Сарандаевой А.Н.Ссылка на материал
    2022 - 2023 годИндивидуальный план профессионального развития воспитателя  Сарандаевой А.Н.Ссылка на материал
  3.  
  1.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Тема по самообразованию

«Использование здоровье сберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»

https://i.ytimg.com/vi/OBuKgwW-yCU/maxresdefault.jpg

воспитатель:

Сарандаева Анастасия Николаевна

г. Когалым

Тема по самообразованию

 «Использование здоровье сберегающих технологий

 в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность

        В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

          Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В настоящее время стоит много проблем, которые оказывают  негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное, творческое развития детей, отсутствия режима дня в семье, перегруженность групп); отсутствие материально- технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно- образовательного процесса.

 Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.  

 Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровье сберегающих технологий; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, утренней гимнастики, подвижные игры, физкультминутки и т.д.)
  • Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
  • Совершенствовать предметно-пространственную среду группы.
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Форма самообразования: индивидуальная.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • проявление активности со стороны воспитанников.

Перспективный план работы

 Разделы плана:

  1. Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение учебно-методической литературы:

«Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г.

«Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г.

«Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г.

«Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» А. С. СундуковаМ. : АРКТИ. 2010г. стр. 104.

«Парная гимнастика» Т. Э. Токарева. Издательство «Учитель» 2009г.

«Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель» 2010г.Бейсенбаева А.А., Шокыбаев Ж.А, Катпаева Л.М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» - 2013- № 4 –С.114.

  1. Этап – внедрение в практику.
  2.  Этап – обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

ПЛАН

Сроки

Тема

Форма отчетности

1

Сентябрь

Изучение методической литературы

Изучение и подбор литературы

2

Октябрь

Проведение открытого НОД по ФГОС с использованием здоровье сберегающих элементов.

Фотоотчет

3

Ноябрь

Подготовка и проведение: «Мастер класс для педагогов: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ».  

Фотоотчет

4

Декабрь-  Январь

Февраль

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы, подвижные и спортивные игры на улице, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика утренняя,  

 гимнастика корригирующая.

( в течении всего учебного года)

Консультации для родителей:

№1 «10 советов родителям по укреплению физического здоровья детей»

№ 2 «Польза дыхательной  гимнастики и упражнения для детей».

5

 Март

Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия,  биологическая обратная связь (БОС). Проблемно-игровые, коммуникативные игры,  беседы из серии «Здоровье». (в течении всего учебного года)

Консультации для родителей:

№1 «Берегите глазки»

№2  ««Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни»

6

Апрель

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, с элементиами арт-терапии, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия)    ( в течении всего учебного года)

Консультация для родителей

 «Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника».

9

Май

Оформление отчета по теме самообразования «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Фотоотчет, презентация.

C:\Users\ACER\Desktop\фото\cRFxkwR2j5U.jpgC:\Users\ACER\Desktop\фото\IMG_20220407_164029.jpgC:\Users\ACER\Desktop\фото\мое\IMG_20220407_164212.jpg



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Экспериментальная деятельность

во второй младшей группе»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально – исследовательской деятельности.

Задачи:

  • создание условий для исследовательской активности детей;        
  • организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • изучение методик, технологий по поисково – исследовательской деятельности.

Форма работы с детьми:

  • групповая

Методы и приемы работы с детьми: 

  • практические;
  • проблемно-поисковые.

Работа педагога:

  • изучение научно – педагогической литературы;
  • разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
  • создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
  • выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
  • участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога – воспитателя формируются:

основы педагогического мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети должны научиться: 

  • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
  • предлагать возможные варианты решения;
  • исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

  • создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

  • изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

  • проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

  • разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

  • итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

  • довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
  • «Научите ребенка любить живую природу»;
  • Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования;
  • Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»;
  • Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
  • На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.

Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Работа с педагогами:

  • для педагогов будут предложены консультации;
  • «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»;
  • «Требования к проведению наблюдений»:
  • планирование открытого показа ОД «Удивительное рядом».

Анкета для педагогов.

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе надо организовать мини – лабораторию «Почемучки». В которой мы соберем дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформление уголка «Огород на подоконнике», изготовление дидактического материала.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Достаточность;
  • Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

  • Живая природа
  • Неживая природа
  • Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Изучаем свойства снега»

Цель: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре (холод, тепло).

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится);
  • закрепить знание детей о том, что снег может менять свое состояние в тепле (тает, превращается в воду);
  • дать детям представление о том, что вода, которая образуется из снега, называется “талая”, и ей можно поливать комнатные растения;
  • расширять словарный запас детей (холодный, белый, снежинки, тает, лепится, талая);
  • воспитывать желание наблюдать;
  • воспитывать усидчивость;
  • формировать умение слушать воспитателя и сверстников.

Краткое описание хода эксперимента:

Надо набрать в тарелочку снег и изучить его свойства. Выяснить, что снег белый, холодный, липкий, вспомнить, что снег состоит из множества снежинок. Потом поставить тарелку со снегом рядом с теплой батареей и пойти поиграть. Через некоторое время посмотреть в тарелочку – там оказалась вода. Выяснить, что снег превратился в воду, которая называется “талая” и, что этой водой можно поливать комнатные растения. После чего можно этой водой полить цветок.

Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников «Выращивание лука»

Цель: определение более благоприятной среды для выращивания лука на перо. Приобщение детей к коллективному труду (полив и уход за растениями).

Задачи:

  • формирование знания детей о росте растений;
  • обучение наблюдательности и высказыванию;
  • развитие мышления, кругозора;
  • воспитание бережного отношения к растениям и любовь к природе.

Гипотеза:

  • если лук посадить в землю, то он вырастет, пуская перья;
  • если лук поставить в стаканчик с водой, то он также пустит перья;
  • в земле лук вырастет быстрее.

Материал:

  • лук репчатый, горшочки с землей, стаканчики с водой, лейка, цветной картон.
  • лук репчатый в красно – коричневой шелухе, имеет пряный, острый вкус.

Ни один овощ не пользуется такой популярностью, как лук. Поставщик самых ранних “живых” витаминов на стол – зеленый лук (перо). Лук перо – зеленые длинные листья с менее выраженным пряным вкусом и остротой. Лук на перо можно выращивать в течение всего года: весной, летом и осенью – в открытом грунте, а зимой и ранней весной – на подоконнике.

Объект исследования

Дни изменения объекта исследования.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Что там в Небе голубом?»  (опыты с воздухом)

Цели:

  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности;
  • помочь выявить свойства воздуха, понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
  • показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы;
  • научить пускать мыльные пузыри и делать вертушку.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах воздуха;
  • расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Материалы и оборудование: пакеты, воздушные шары, шприцы, емкости с водой, соломинки, вертушка, мыльные пузыри, веревочки, апельсин, духи, краска, кусочки салфетки.

Опыт 1: «Что в пакете? »

Цель: показать, что вокруг нас находится воздух; обратить внимание, что он прозрачный, невидимый, легкий.

Выполнение эксперимента: набираем в пакет воздух и завязываем его. Обращаем внимание. Что воздух прозрачный и не имеет запаха.

Опыт 2: «Чем пахнет? »

Цель: обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.

Выполнение эксперимента: смочить ватку духами и оставить на столе, затем почистить апельсин. Обратить внимание, что запах заполнил всю группу.

Опыт 3: «Игры с соломинкой»

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух

Выполнение эксперимента: поставить перед каждым ребенком стакан с водой и трубочку. Дети набирают воздух и дуют в трубочку, опущенную в воду.

Опыт 4: «Воздушный шарик»

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух.

Выполнение эксперимента: надуть шарик и сдуть шарик

Опыт 5: «Реактивный шарик»

Цель: помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Выполнение эксперимента: надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше шарик, тем дальше он улетает. Воспитатель рассказывает. Что такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.

Опыт 6: «Упрямый воздух»

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Выполнение эксперимента: рассматриваем устройство шприца, отжимаем поршень вверх, вниз. Затем закрываем отверстие пальцем и пробуем отжать поршень. Смотрим, что получится. (поршень двигается с трудом и воздух давит на пальчик. Направляем струю воздуха из шприца на кусочек салфетки. Смотрим, что произойдет.тНабираем в шприц подкрашенную воду. Смотрим как движется поршень (легко).

Опыт 7: «Мыльные пузыри»

Цель: научить пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Опыт 8: «Вертушка»

Можно ли играть с ветром?

Делаем вертушку и обсуждаем принцип действия. Почему она начинает вертеться? Если в группе нет ветра, чтобы вертушка начала вертеться, нужно с вертушкой бегать.

Игра-эксперимент

«Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет. Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Используемые игры: «Какой формы пузырь», «Какой пузырь летит дальше, выше?», «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?».

Ход эксперимента.

– Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них).

– Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.

Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют).

– Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют).

– Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет).

– А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют). Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.

– Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?», «Какой формы пузырь?», «Какой пузырь летит дальше, выше?» (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Опасная свеча»

Цели: объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре. Формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.

«Жил – был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зверята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».

А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:

  • что неправильно сделали зверята?
  • можно ли играть детям со спичками?
  • как можно вызвать пожарных?
  • что нужно делать, чтобы не было пожара?

А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы. (Пожарная машина).

Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно (картинок).

Не так давно в одной из пещер Франции археологи нашли небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Круглое дно чашки было покрыто каким – то чёрным налётом. Когда налёт исследовали в лаборатории, то обнаружилось, что это нагар, возникший от того, что в чашке жгли сало. Думают, что такими и были первые свечки, освещавшие жилище человека в те годы, когда люди жили ещё в пещерах. Было время, когда свечи горели вечером в каждом доме; позднее их заменили керосиновые лампы, а потом и электрические (картинок).

У каждого из вас дома найдётся эта чудесная палочка из парафина с перекрученным белым шнурком, выглядывающим из неё. Свеча надёжна. Маленькое пламя её света безотказно служит до конца, пока свечка полностью не исчезнет.

  • Но куда исчезает свечка?
  • Как быстро она сгорает?
  • От чего зависит высота её пламени?

Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.

Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.

Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени — самая светлая, средняя часть — самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени — самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.

Опыт 1:

Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая оказалась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.

А теперь давайте посмотрим куда направлено пламя свечи.

Опыт 2:

Зажжом, удерживая в руке, свечу и дадим разгореться пламени. Теперь попробуем медленно наклонять свечу. Вы заметили, что при любом наклоне свечки язычок

пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый умудряется оставить вертикальным хотя бы огонь от фитиля. Этот невидимка — земное притяжение. Земля

удерживает вокруг себя воздух, свечка нагревает часть воздуха над пламенем. Нагреваясь, воздух расширяется, становится легче и «всплывает» строго вверх, уступая место холодному.

А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева. Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?

Опыт 3:

Возьмем предмет белого цвета, например, фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.

Опыт 4:

Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.

Вывод:

Маленькое пламя свечи высветило некоторые тайны природы, помогло дотронуться до своих секретов. Многое из загадочного стало простым и понятным. Возможно, у вас разгорелся исследовательский огонёк, появилось желание самостоятельно наблюдать, задавать себе вопросы. Окружающий мир таит ещё немало тайн. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в большую науку.


Предварительный просмотр: