Дифференциация звуков
Материал для дифференциации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация Р-Л | 30.98 КБ |
Дифференциация З-Ж | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков Р-Л
1.Произносить звуки
Л язычок неподвижен | Р язычок дрожит |
Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.
2) Произносить (читать) слоги
ра-ла рэ-лэ | ро-ло ра-ла | ру-лу ло-ро | ры-лы лу-ру | лы-ры лэ-рэ |
ра – ра – ла – ра ры – лы – ры – ры лу – ру – лу – лу | ро – ро – ло – ро лэ – рэ – лэ – рэ ла – ла – ра - ла |
3) Придумать слова со звуками [Л] и [Р] в начале, середине и в конце слова, составить схемы
Образец:
Л Палка Лампа Пенал | Р Горка Ракета Забор |
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.
4) Произносить (читать) слова парами
рад – лад рак – лак ров – лов рук – лук | рама – лама рука – лука роза – лоза рожь - ложь | ложки – рожки лавка – рамка лучей – ручей лучше - ручка |
пол – пор дал – дар жал – жар вал – вар | мил – мир пил – пир жил – жир вол – вор | балка – барка полка – порка колко – корка булка – бурки |
5) Произносить звуки
Ль язычок неподвижен (см. артикуляция звука [Л']) | Рь язычок дрожит (см. артикуляция звука [Р']) |
Звуки звонкие, мягкие согласные, окрашены зеленым цветом.
6) Произносить (читать) слоги
ря-ля ре-ле | рё-лё ря-ля | рю-лю лё-рё | ри-ли лю-рю | ли-ри ле-ре |
ря – ря – ля – ря ри – ли– ри – ри лю – рю – лю – лю | рё – рё – лё – рё ле – ре – ле – ре ля – ля – ря - ля |
7) Придумать слова со звуками [Л’] и [Р’] в начале, середине и в конце слова, составить схемы
Образец:
Ль Билет Лимон Медаль | Рь Перец Репка Фонарь |
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) зеленым цветом.
8) Произносить (читать) слова парами
Лёва – рёва лечь – речь | моря – поля варю – велю | жарь – жаль ударь – удаль |
9) Произносить (читать) слова со звуками [Л], [Л’],[Р’] и [Р]
ларь литр роль руль брал прял грел орёл | рояль лавры крыло горло рулет ларёк маляр варил | ныряли лагерь карлик журнал форель лорнет столяр лазурь | тарелка рулетка правило стрелка журавль корабль слесарь лесоруб | карамель карусель проблема кастрюля мармелад акварель спортзал вертолёт |
10) Произносить (читать) словосочетания
Заливная рыба.
Горелые сухари.
Умелый слесарь.
Спелый персик.
Лесной дрозд.
Гладкая дорога.
Первый класс.
Белый кролик.
Крупная форель.
Лиловые ирисы.
Шустрая белка.
Стальные рельсы.
Резное крыльцо.
Больное горло.
Старое кресло.
Горный орёл.
Рулон кальки.
Прелая листва.
Мелкий брод.
Полезная руда.
Солёная брынза.
Летняя гроза.
Хлебные крошки.
Полевая крыса.
Белый мрамор.
Лимонное ситро.
Бронзовая люстра.
Полосатый матрац.
Ласковый ребёнок.
Стеклянный графин.
Кислый крыжовник.
Варёный картофель.
Серебряный браслет.
Оранжевый апельсин.
Старательный ученик.
11) Проспрягать предложения
Я рисовал(-а) корабль.
Я резал(-а) солёную брынзу.
Я вырвала(-а) лист из тетради.
Я сварил(-а) рассыпчатый картофель.
Я бросил(-а) в кастрюлю лавровый лист.
Я рассматривал(-а) иллюстрации в журнале.
Образец:
Я разбил(-а) тарелку.
Ты разбил(-а) тарелку.
Он (она) разбил(-а) тарелку.
Мы разбили тарелку.
Вы разбили тарелку.
Они разбили тарелку.
12) Произносить (читать) предложения
У Милы жар.
Рома упал.
Корабль сел на мель.
Рома строил планер.
Лена постирала бельё.
Кира накрыла на стол.
Коля кормил кроликов.
Вера жарила картофель.
Орёл парил над горами.
Юра на полу играл юлой.
Лука руками ловил раков.
В плитке сгорели сухари.
Журавль взмахнул крыльями.
Рая поступила в первый класс.
Марина сварила варенье из малины.
Маленькая Маринка играла в куклы.
Валя и Варя играли на бульваре.
Плетистые розы опутали перила крыльца.
Лёва поливал огурцы из лейки тёплой водой.
Лора натёрла на тёрке морковку для Леры.
Ирина шила пелерину и укололась иглой.
Марина увлеклась игрой и забыла про уроки.
Варя на прогулку одела тёплые бурки.
Пекарь вынул из духовки горячие булки.
Кира уехала на каникулы в Карелию.
Маляр покрасил двери белилами.
Снегири склевали ягоды рябины.
Ворона уселась на верхушку ели.
Лукерья бросила в кастрюлю лавровый лист.
13) Повторить в быстром темпе
Дело мастера боится.
Мал золотник, да дорог.
Толст тот, кто ест торт.
Сражайся смело за правое дело.
Орёл на горе, перо на орле.
Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала.
Клара у Вали играет на рояле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Пекла Аришка пирожки, а вышли крышки на горшки.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Прохор ехал в Харьков, а Захар – из Харькова.
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
По небу голубому проехал грохот грома.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.
Ювелир Валерий Калерии в Карелии
Оправлял кораллы, полировал опалы.
Солнце в прорубь провалилось,
Солнце крепко простудилось.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
На улице погода размокропогодилась.
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [З] - [Ж]
Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании
«Комар – жук». Произносить звуки: "З З З – Ж Ж Ж"
Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах
ЗА – ЖА ЖА – ЗА
ЗУ – ЖУ ЖУ – ЗУ
ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ
ЗО – ЖО ЖО – ЗО
Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах
АЗА – АЖА ОЗА – ОЖА УЗА – УЖА ЫЗА – ЫЖА
АЗО – АЖО ОЗО – ОЖО УЗО – УЖО ЫЗО – ЫЖО
АЗУ – АЖУ ОЗУ – ОЖУ УЗУ – УЖУ ЫЗУ – ЫЖУ
АЗЫ – АЖИ ОЗЫ – ОЖИ УЗЫ – УЖИ ЫЗЫ – ЫЖИ
Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных
ЗНА – ЖНА ЗМА – ЖМА ЗВА – ЖВА ЗДА – ЖДА
ЗНО – ЖНО ЗМО – ЖМО ЗВО – ЖВО ЗДО – ЖДО
ЗНУ – ЖНУ ЗМУ – ЖМУ ЗВУ – ЖВУ ЗДУ – ЖДУ
ЗНЫ – ЖНЫ ЗМИ – ЖМИ ЗВИ – ЖВИ ЗДИ – ЖДИ
Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий заря – жаря
Залей – жалей зал – жал
Зовёт – живёт
Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова
Узы – ужи вязать – бежать
Везу – вяжу лизать – лежать
Козы – кожи базар – пожар
Розы – рожи мазут – мажут
Грозу – грожу дерзать – держать
Лоза – ложа разок – рожок
Лиза – лыжа возы – вожжи
Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З – Ж в одном слове
Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать, железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.
Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут, забытый жакет, тяжёлый воз.
Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.
Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.
Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.
Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.
Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.
Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 6 – 8 слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.
Дифференциация звуков [з - ж] в стихах
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.
***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.
***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,
О ежевике и о еже.
***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!
Дифференциация звуков [з - ж] в текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.
ДВЕ КОЗЫ
Идут две козы под зонтами, знакомятся:
- Тебя как зовут?
- Зоя.
- А тебя как зовут?
- Жанна.
- У тебя зонт?
- Зонт.
- А у тебя?
- И у меня зонт.
- У тебя зонт от зноя?
- От зноя.
- А у тебя?
- А у меня от дождя.
- Заходи в мою избушку ужинать.
- И ты заходи в мою избушку ужинать.
- Когда заходить ужинать?
- На закате.
- А к тебе, когда заходить ужинать?
- Тоже на закате.
КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.