Дистанционное обучение родителей

Знахарева Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

                 

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

       В целях защиты природы и обеспечения разумного использования ее ресурсов был принят закон, в котором охрана природы объявлена важнейшей задачей. Закон предусматривает охрану земли, ее недр, воды и воздуха, растительного и животного мира.

       Забота о сохранении богатств  природы - дело всего народа. Перед родителями и воспитателями стоит важная задача - ввести ребенка в мир природы. Научить любить ее и бережно относиться к ней. Нужно с самого раннего детства приучать детей беречь растения на участке, в парке, в лесу, заботиться о животных. Нужно приучать детей к тому, чтобы они не разоряли птичьи гнезда, оберегали полезных животных (жаб, лягушек, ящериц, муравьев).

Народные приметы говорят:

« Рощи да леса - всему свету краса».

«Много леса - не губи, мало леса - посади».

ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ

       Влияние родной природы каждый из нас испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

       Дети всегда и везде соприкасаются с природой в той или иной форме. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, ручейки - все это привлекает внимание детей. Радует их, дает богатую пищу для развития.

       Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его богаче, чутким. Развивается любовь к своему краю, к Родине. Это богатый материал для развития у детей эстетического, нравственного,  трудового, физического воспитания.

       Описанию и воспеванию природы посвящают свои произведения поэты, писатели, художники, музыканты.

       Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, чтобы в дальнейшей жизни они умели воспринимать мир во всей его красе и всем многообразии.



Предварительный просмотр:

                 

«Экспериментирование - как средство познания

экологической культуры»

(консультация для родителей).

       Экспериментирование - это особый способ практического освоения действительности. Главная задача - поставить ребенка в активную позицию, самостоятельно ставить цель и находить решение.  Элементарные опыты помогают приобрести знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на преобразование вещей, в ходе которой дошкольник познает свойства и связи. По мнению академика Н. Н. Подъякова «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

       Детское экспериментирование - это не  изолированный от других видов деятельности процесс, оно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с наблюдениями и трудом. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в  том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания.

       В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать, стимулирует развитие речи.

       Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за счет повышения общего уровня двигательной активности.

       Опыт - это наблюдение, которое проводится в специальных условиях. Создание условий для детского экспериментирования  позволяет естественно создать атмосферу, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им.

       Младший возраст - это возраст любопытства, но, дети этого возраста не способны работать самостоятельно .Так как игра- наиболее естественный и радостный вид деятельности, опыты проводила в форме игры. Самые первые опыты - это опыты с песком на выявление его свойств.

       Формой деятельности в среднем возрасте является манипулирование предметами. Опыты усложняются. В этом возрасте инициатива может исходить от детей.

       В старшем возрасте дети чаще проявляют инициативу. Они больше задают вопросов и ищут самостоятельно на них ответы. Старший возраст период любознательности. Дети подросли, поэтому опыты стали более серьезными. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы  на вопросы.

       Опыты расширяет кругозор ребенка, развивает все его психические способности: ребенок учится анализировать материал, выдвигать гипотезы, проверять их. Развивается наблюдательность: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; развивается речь и логика - ведь гипотезу надо доказать.

       Кроме того, активно развиваются личностные качества - гордость за успех желание потрудиться. И,  конечно же, опыты влияют на эмоциональную сферу - ребенок получает массу положительных эмоций.  



Предварительный просмотр:

                     

РОДИТЕЛЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ

       Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения наших детей. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки и жуки, птицы и звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Наша природа прекрасна в любое время года.

       В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, истребляются многие виды животных, загрязняются реки, моря, озера, накапливаются не разлагающиеся отходы. Все это происходит от экологического невежества людей, от их невоспитанности.

       Необходимо знать и защищать нашу природу. Этим занимается наука ЭКОЛОГИЯ, которая  исследует, каким образом растения и животные связаны между собой, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Она поможет людям понять природу и учит, как ее беречь.

       Чтобы наши дети не росли невеждами по отношению к окружающей их природе, необходимо уже в дошкольном возрасте воспитывать в них бережное, ответственное отношение ко всем видам растений и животных, учить быть добрыми, внимательными, отзывчивыми.

       Совершая со своими детьми прогулки в городской парк, в лес, или гуляя по цветочному лугу, учите их не рвать цветы, не топтать их, а любоваться ими; учите видеть и беречь красоту, которую создала природа.

                  Давай пройдемся медленно по лугу

                  И « здравствуй» скажем, каждому цветку.

                  Ты должен над цветами наклониться

                  Не для того, чтоб рвать или срезать,

                  А чтобы увидеть добрые их лица,

                  И доброе лицо им показать.

       Объясните детям, что сорванные полевые цветы быстро вянут, они долго живут только в естественных условиях, ведь не зря в народе говорят: « Растение - земли украшение».

       Наши дети должны обязательно знать, почему в городе должно расти много деревьев, кустов, цветов. Они очищают городской воздух, украшают наши улицы. Вот почему нельзя ломать ветки, портить кору, обрывать почки и листья. Народная мудрость гласит:

« Срубили кусты - прощай птицы».

« Сломать дерево недолго - вырастить, нужны годы».

       Учите своих детей не причинять вред полезным видам насекомых. Расскажите,  какие это замечательные существа - бабочки, стрекозы, шмели, пчелы, жуки - какие они труженики. Но из-за необыкновенной красоты их ловят, а они мучаются, становятся  некрасивыми, ив природе их все меньше и меньше.

       Увидев в лесу муравейник, расскажите об огромной пользе этих насекомых. Не будет муравьев - будут болеть деревья в лесу.

       Объясняйте детям, как правильно собирать грибы, не вырывать их с корнем, а аккуратно срезать. Полюбуйтесь красотой мухоморов, не растопчите их, они очень нужны обитателям леса.

       Собирая с детьми лесные ягоды, следите, чтобы дети не топтали кустики, не вырывали их с корнем. Учите с благодарностью относиться к лесным дарам нашей природы.

                             

                              Если я сорву цветок,

                              Если ты сорвешь цветок,

                              Если все: Я и ТЫ-

                              Если МЫ сорвем цветы,

                              То окажутся пусты

                              И деревья, и кусты,

                              И не будет красоты.

       Детям дошкольного возраста свойственно подражание. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, их отношению к животным и растениям к окружающей среде.

       Словом и делом, личным примером, формируйте у детей представления о природе, как величайшей ценности. Развивайте у них  понимание ее неприкосновенности. Воспитывайте чувство ответственности по отношению ко всему живому.

                               

                                Родник иссяк, ручей ослаб.

                               А мы из крана – кап, кап, кап….

                               Мелеют реки и моря,

                               Не тратьте воду зря,

                               А то пройдет немного лет

                               И нет водицы - нет, нет, нет…

 

     



Предварительный просмотр:

                                   

НА ПРОГУЛКУ В ЗИМНИЙ ЛЕС

       У каждого из нас есть любимое время года. Многим нравится теплое лето, кому – то больше по душе весна, потому что все кругом распускается и зацветает. Кто- то предпочитает осень - мало что сравнится по красоте с золотым листопадом. А вот зиму, как правило, любят только дети, потому что можно кататься с горки на санках и получать новогодние подарки. Взрослые с ужасом ждут приближения зимы, но, как назло, она такая длинная,  кажется, ей не будет  конца…. Зимой  хочется сидеть под мягким пледом и читать любимую книжку. На городских улицах грязная вязкая « каша», пронизывающий ветер и снег, который норовит попасть за пазуху…. А давно ли вы были в зимнем лесу?  Не пора ли взять детей, теплее одеться и отправиться на удивительную прогулку?

                                   

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ЛЕПИМ ИЗ СНЕГА. На коллективной прогулке получаются самые красивые снеговики и снежные бабы! Правда, есть одно» но»: снег должен быть достаточно липкий. Распределите роли. Самый младший член семьи будет катать самый маленький шарик - голову снеговика. Папа слепит самый большой шар - нижний. Средний шар достанется маме или старшему ребенку, а украшать будете вместе. Если семья большая или в поход отправились несколько семей, разделитесь на две команды и устройте конкурс красоты среди снежных баб. Раз есть конкурс, должны быть награды. Заготовьте дома несколько .картонных медалей на веревочках. Не забывайте, что награждены должны быть все участники. Только медали могут быть разными – « За самую большую снежную бабу «, «За лучший нос», « За самое аккуратное исполнение».

       Покажите детям, как катать шары, научите их время от времени прихлопывать снег ладонями, чтобы они получались ровнее. Когда все три шара будут готовы, нужно аккуратно составить из них туловище и приладить голову. А дети пусть берут снег горстями и прилепляют его в местах стыков деталей, тогда снеговик не развалится .Теперь настало время украшать « скульптуру». Вместо рук можно прилепить два небольших шарика из снега. Из снега  можно вылепить почти настоящие руки, сложенные на груди.

       Для оформления лица используйте захваченные из дома старые пуговицы, крупные бусины или грецкие орехи для глаз, морковку ( традиционно), небольшую картофелину, или другой округлый предмет для носа, несколько мелких предметов в ряд для рта, например те же бусинки или пуговички. Если вы ничего не прихватили, используйте то, что найдете в лесу: палочки, желуди, семена растений, кусочки коры. Вылепите из снега оригинальный головной убор, украсьте его любыми мелкими предметами. Из них же  «нарисуйте» детали одежды - пуговицы и карманы. В конце сфотографируйтесь около снеговика.

       А вот идея: попробуйте сделать снежную крепость. Можно делать это традиционным способом - из больших снежных комьев, залепляя снегом образующие пустоты.

НАБЛЮДАЕМ. Обратите внимание детей на то, как красив зимний лес. Предложите просто молча посмотреть по сторонам, наслаждаясь необыкновенными, почти сказочными видами. Старшим детям предложите поиграть в следопытов.

       Попросите найти  следы на снегу и попробовать угадать или хотя бы предположить, чей это след. Даже дошкольник легко отличит след птицы от следа зверька. А некоторые дети могут угадать, кто именно оставил след. А еще попробуйте рассмотреть встречную лыжню. В каком направлении шли по ней люди? Давно ли это было? Когда лыжник отталкивался лыжей от снега, он силой нажимает на нее. Конец лыжи выдавливает в снегу как бы ступеньку. Определить направление движения помогают и следы от палок. Концом палки лыжник всегда как бы чиркает по снегу, после того как оставит в нем ямку.

       Когда проложили лыжню, тоже узнать несложно. Обратите внимание на то, как выглядит край колеи. Если он резко очерчен, значит, прошли недавно, если сглажен - след уже старый.

       Попробуйте вместе с детьми различить, какие деревья растут в лесу - без листьев это не всегда просто сделать. Обращайте внимание на кору, оставшиеся на ветках семена, почки, форму кроны. Рассмотрите снег под деревьями. Вам могут попасться обгрызенные белкой шишки или лесные орешки. Подойдите к небольшой елочке, попробуйте определить, сколько ей лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие из одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели. Елочка, которой 5 или 7 лет, еще невысокая, ниже ребенка такого же возраста.

                                                 

ПОМОГАЕМ ПРИРОДЕ. Полезное дело – подкормка птиц. Заранее сделайте вместе с детьми несколько кормушек, захватите семена подсолнечника, арбузные и тыквенные семечки. В кормушки можно класть ягоды рябины, бузины, крошки хлеба. Для синиц и дятла привяжите к ветвям кусочки несоленого сала.

       А на последок…

Самая любимая игра - снежки. Но она же самая шумная и бурная. После нее довольно сложно спокойно гулять. Поэтому лучше оставить ее « под занавес» прогулки: играть можно и на подходе к станции или остановке автобуса.

       Через несколько дней предложите малышу вспомнить прогулку, зарисовать свои впечатления или слепить из пластилина уменьшенную копию снеговика.

       Сделайте фотоальбом или стенгазету со смешными подписями.



Предварительный просмотр:

             

ТОВАРИЩИ  РОДИТЕЛИ!

       Находясь в лесу, или посетив его, вы можете рассказать детям, как полезен для здоровья лесной воздух, как во время войны, в партизанских  лесах спасали раненых дарами леса; мхом, настоями трав, хвои, как спасает лес заблудившихся, как лес украшает людей, как лес кормит животных.

       Если вы всей семьей собираетесь в лес, возьмите с собой : веревочку чтобы повязать ветки, нож, чтобы срезать несколько цветов, а не рвать их с корнями.

                                ЛЕС - БОГАТСТВО РОДИНЫ!

       Остановитесь на лесной опушке. Сколько цветов и душистых трав! При сборе цветов обратите внимание детей на красоту их венчиков, листьев, на их нежный аромат.

                            Здравствуй лес, дремучий лес,

                            Полный сказок и чудес!

                            Ты о чем шумишь листвою

                            Ночью темной, грозовою?

                            Что там шепчешь на заре

                            Весь в росе, как в серебре?

                            Кто в глуши твоей таится,

                            Что за зверь, какая птица?

                            Все открой не утаи,

                            Ты же видишь, мы свои!

       Покажите ребенку урок эстетики и бережного отношения к природе: срежьте ножом несколько цветов, заверните их в мокрую, а когда придете домой, поставьте их в маленькую вазочку. Не надо из леса уносить лучшие цветы, пусть они растут, дают семена, украшают нашу землю.

       Покажите детям, как надо собирать ягоды и грибы. Собирая грибы, никогда не разрывайте мох, не нарушайте грибницу. На разрытых местах под лучами солнца, грибница высохнет и погибнет. Грибов не будет ни в этом году, ни в следующем. Когда вы увидите эти раны леса, тщательно прикройте их мхом. Чтобы не повредить грибницу, срезайте грибы ножом.

       Ягодники приносят очень большую пользу человеку, берегите их!

       Никогда не собирайте ягоды букетиками, не вырывайте их с корнями.

                                    Лес не школа, а всему учит.

                                    Рощи да леса - всему краю краса!

         

Я  - ПРИРОДА.

Я - ВЕЛИКИЙ МАСТЕР,
ВЕЧНЫЙ МАСТЕР ЖИЗНИ.

Я МОГУ ЧЕЛОВЕК, ТЕБЕ ЗА СОУЧАСТИЕ ПОДАРИТЬ-

В МОЕЙ ВСЕ ЭТО ВЛАСТИ!

ГРИБ ВЛЕСУ, РОМАШКУ  НА ЛУГУ.

НЕБО В ЧАС ЗАХОДА И ЗАКАТА НАД РЕКОЙ И НАКОНЕЦ,
СОЛНЦЕМ ПРОКАЛЕННЫЙ, РЫЖЕВАТЫЙ
ХЛЕБНЫЙ КОЛОС! КАК ВСЕМУ ВЕНЕЦ….



Предварительный просмотр:

СТИХИ О ПРИРОДЕ

                              ***

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы.

ЗИМА

Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула –

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан был ковер…

Новый взмах – и речка встала

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руку поднимает –

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры –

И роскошные узоры

Вытканы кругом!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка –

Матушка – зима!

***

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути.

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

МОРОЗ

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно прокрался к окну,

И за ночь своею волшебною кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,

И зимняя сказка приходит к нам в дом.

Цветут  - расцветают кусты перламутром,

И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?

Мороз его чутко хранит от тепла.

И долго жар – птица над лесом летает,

Раскинув два белых лучистых крыла.

ЗИМА

Мороз в окно глядит, и дышит,

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза.

МОРОЗ

Голубушка моя, склони ты долу взоры,

Взгляни ты на окно: какие там узоры

На стеклах расписал нам дедушка Мороз

Из лилий, ландышей и белоснежных роз.

***

Ночь… Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки

Взял иголку,

Вдел в иголку

Свет от звезд.

Тянет нить

Сквозь щелку в шторах –

Все окно уже в узорах.

Завтра утром

Рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Месяц с Солнцем стал считаться,

Кому раньше подыматься,

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышел ветер полетать,

Напустил он птиц крылатых,

Облак серых и лохматых.

Запушило небосвод,

Днем и ночью снег идет,

А меж окон, под оконцем,

Плачет горько Месяц с Солнцем:

Раз – два – три – четыре – пять,

Кому тучи разгонять?

***

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из – под черных кудрей.

Словно рад он чему –

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

***

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких
Одинокий бег.

ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА

Вот пришла зима серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днем с детьми на коньках

Все катается.

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом -  иголочкой

И стучит к нам во двор

С свежей елочкой.

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей…

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинку принес,

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко – алые грозди.

МЕТЕЛИ

Кружится и хохочет

Метель под Новый год:

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту:

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету!

ВЕСНА

Идет матушка – весна,

Отворяй – ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

***

Весна – красна!

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко…

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

ПОЯВЛЕНИЕ ВЕСНЫ

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

« Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

ТЕПЕРЬ УЖ СКОРО

Теперь уж скоро! Март настанет,

Грачи к нам с юга прилетят,

Растает снег, теплом потянет,

И новый примет все наряд.

В лесу, на сухоньком местечке,

Подснежник первый расцветет,

И широко разлившись, речка

Вновь в берега свои войдет.

АПРЕЛЬ

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

« Скоро, скоро быть теплу!» -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

***

Синее небо,

Синие тени,

Синие реки

Сбросили лед.

Синий подснежник,

Житель весенний,

На синей проталинке

Смело растет.

***

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума

Подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло

Повеяло прелью,

Чуть слышно

Подснежник твердил:

- Спасибо, спасибо апрелю

За то, что меня разбудил!

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

« Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

***

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

« Я весну и солнце

Принесла с собою…»

***

Кто – то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

***

Я с утра в лесу гуляю:

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Про березку и про мох,

Про малину,

Ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которых за ежат

Все иголочки дрожат.

***

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки –

Только улыбаются в ответ.

***

Мне слышится кукованье кукушки.

Месяц из облака выставил ушки.

Запах росы и сена нагретого.

А мне почему – то грустно от этого…

***

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где – то

Лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый –

Кленовый.

***

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

***

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают.

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

***

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом засини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

***

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно – синий.

На листочках белый иней.

***

Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

***

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!..

***

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.



Предварительный просмотр:

                       

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

Опыты и эксперименты с песком. Свойства  сухого песка.

Песок – естественный материал, он состоит из крошечных твердых песчинок. Песок – это песчинки: маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Песчинки – это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней. Песок бывает желтым, белым, красноватым и даже черным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего строить, но зато можно пересыпать тонкой струйкой или просеять через сито.

Волшебное сито.

Сделайте ровную площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху на просеянный песок положите монетку и карандаш. Обратите внимание на глубину следа оставшегося от предмета в песке.

Затем насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с монеткой и карандашом. Результаты будут иметь явные отличия. След в  песке  от карандаша будет глубже, чем в просеянном. Отпечаток монетки будет более отчетливым на непросеянном песке. Это связано с тем, что просеянный песок более плотный. Этим свойством песка пользуются строители.

Живой песок.

Можно пересыпать песок из горстей, чтобы он падал в одно место. На месте падения песка образуется конус, который растет в высоту и занимает большую площадь у основания. Если долго песок сыпать на поверхность конуса, то возникает движение песка похожее на течение воды. Значит, песок может двигаться. Вопрос: можно ли в песках проложить постоянную дорогу?

Своды и тоннели.

Склейте из бумаги трубочку, чуть больше диаметра карандаша. Вставляем в трубочку карандаш. Затем засыпаем трубочку вместе с карандашом в песок, так чтобы края трубочки выступали наружу. Затем карандаш вытащить. Трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, которые попадают в песок,  выползают из него целыми и невредимыми.

                                                       

Исследования песка через лупу.

Рассмотрите через лупу сухой и мокрый пески. Можно увидеть, что сухой песок виден через лупу разноцветным и разной формы, а мокрый липнет. Вывод: мокрый песо липнет, так как песчинки соединяются.

                                                         

Сравнение песка и глины.

1 способ: Взять стаканчик с песком и стаканчик с глиной. Высыпаем из стаканчика немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Попробуем высыпать из стакана глину. Что сыплется легче песок или глина? Песок. Поэтому и говорят песок  « сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Вывод: песок рыхлый, в отличии от глины.

2 способ: Возьмем палочку и попробуем опустить ее в стаканчик с песком, затем в стаканчик с глиной. Что происходит? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. В песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга. Палочку воткнуть легче. Вывод: песок рыхлый.

                                             

Свойства мокрого песка.

Влажный песок нельзя сыпать струйкой, но он будет принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить ребенку, почему из влажного песка можно сделать разные фигуры: когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности влажного песка можно рисовать пальчиком, палочкой.

    Влажный песок – другого цвета, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно « печь пирожки и куличики».

     Песок используют при строительстве домов. Если влажный песок добавить в цемент, то после высыхания он не потеряет свою форму и станет твердым, как камень.

                                             

Опыты и эксперименты с водой.

Вода главный источник жизни на Земле. Воды на планете очень много – она занимает одну треть ее поверхности. Основная масса воды находится в морях и океанах, в них она солено – горькая. Пресной воды меньше, она находится в реках, озерах, ручьях, болотах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни. Как человек использует воду, где в природе есть вода, как вода работает на человека.

                                                               

Тонет – не тонет.

В ванночку с водой опускаем  различные по весу предметы. Вывод: на поверхности воды остаются те предметы, которые легче.

                                                             

Соленая и несоленая вода.

Берем два стакана с водой. В одном стакане пресная вода, в другом стакане соленая вода. В соленой воде яйцо всплывает. Вывод: в соленой воде легче плавать, так как тело поддерживает не только вода, но и растворенные частички соли.

                                                               

Цветок лотоса.

Сделать из бумаги цветок лотоса, лепестки закручиваем к центру. Опускаем цветок в воду – он распускается. Вывод: лепестки цветка распускаются, потому что бумага намокает, становится тяжелее.

                                                             

Имеет ли вода запах.

Берем три стакана с водой. В первом стакане раствор соли, во втором стакане раствор сахара, в третьем  - чистая вода. В один из стаканов добавим лимон. Есть запах. Вывод: вода пахнет тем веществом, которое в нее добавили.

                                                             

Есть ли у воды вкус.

Берем три стакана: с соленой, с сладкой, с чистой водой. Даем детям попробовать. Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

                                                             

Испаряется ли вода.

Наливаем в тарелку воду, подогреваем на огне. Воды в тарелке не стало. Вывод: вода испарилась, превратилась в пар. При нагревании вода превращается в пар.

                                                             

Удивительные пузыри.

Возьмите тазик с водой, моющее средство, фигуры для выдувания пузырей. Смешать воду с жидким мылом, не сильно перемешивая. Зачерпнуть мыльную воду и дуть, чтобы получились пузыри. Вывод: тонкая пленка мыльной воды образуется под воздействием силы поверхностного натяжения, она связывает молекулы воды между собой.

                                                               

Опыты с воздухом.

Воздух – это смесь газов, которая окутывает Землю и образует ее атмосферу. Воздух – важнейший элемент окружающей среды, без воздуха существование жизни было бы невозможным. Что находится вокруг нас? Воздух. Любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Воздух не является пустотой, несмотря на то, что мы его не видим, не можем попробовать на вкус или осязать.

Опыт 1. Возьмите  стакан с водой и соломинку. Опускаем соломинку в воду и подуем в нее. Что мы наблюдаем? Пузырьки воздуха. Вывод: мы вдыхаем воздух.

Опыт 2. Возьмите тазик с водой и воздушный шарик. Надуйте шарик. Если отпустим горловину шарика из рук – шарик взлетит. В тазик с водой опускаем шар. Воздух  будет выходить, и воздушный шар начнет вращаться по воде под действием реактивной силы. Вывод: этот способ используют в реактивных двигателях.

Опыты с магнитами.

Что такое магнит? Каждый держал в руках магнит и забавлялся им детстве. Магнит – физическое тело, способное притягивать железо и некоторые другие вещества. Природный магнит представляет куски магнитного железняка, он обладает притягательной силой. Магниты могут быть самыми разными по форме, размерам, но все магниты имеют общее свойство – они притягивают железо. Магнит – это объект сделанный из определенного материала, который создает магнитное поле. Для усиления притягательной силы магнит сгибают в форме подковы. В хозяйстве магнитам находится множество полезных дел. Им удобно собирать потерянные иголки. Это совсем не бесполезная вещь.

                                         

Притягивание одних предметов через другие.

Нам потребуется: магнит, стакан с водой, иголка. Положите иголку в стакан с водой, попробуйте вытащить иголку из стакана с водой, магнит перемещать вверх вдоль стакана. Вывод: в стакане с водой, иголка притягивается к магниту через стенку. Иголка повторяет движения магнита, вдоль стакана вверх. Это происходит из – за подводного магнетизма.

                                                     

Испытание магнита.

Нам понадобится: магнит, предметы магнетические ( скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора), немагнетические ( бумага, дерево, резина, пластмасса). Ищем железные предметы с помощью магнита. Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? Магнит притягивает к себе железные предметы. Вывод: магнит притягивает к себе железные предметы, поэтому чтобы отделить их от остальных предметов используем магнит.

                                                     

Волшебные фигурки.

Вам потребуется: вырезанные из пергаментной бумаги фигурки, воздушный шарик, шерстяная ткань . Возьмите надутый воздушный шарик, потереть его шерстяной тканью. Приложите фигурки к шару, они сразу прилипнут к нему. Вывод: во время трения на шарике возникает электрический заряд. Он притягивает бумагу. Фигурки весят очень мало, они держатся на шаре, как приклеенные.

В твердом состоянии вода занимает больше места.

Вам потребуется: банка с крышкой, вода, морозилка. Возьмите банку налейте ее до краев водой. Сверху положите крышку, не закручивая. Поместите банку в морозилку  и подождите, пока не замерзнет вода .Замерзшая вода выталкивает крышку. Вывод: при замерзании воды, она расширяется. Лед занимает больше места, поэтому банка не может вместить его целиком.