Трансляция педагогического опыта. Публикации.

Будникова Тамара Викторовна

Рабочая программа по театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

MКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 97 «Земляничка»

РБ 670042 г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 19Б тел. 45-06-16,45-18-26 эл. почта: 97zemlaYaiehkafcmail.ru

                                 

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

                                Заведующий МБДОУ Детский сад № 97

                        «Земляничка»

                                                       ____________   Ширипнимбуева О.Н.

_____________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по театрализованной деятельности

«ТЕАТР И ДЕТИ»

C:\Users\User\Desktop\аттестация будникова ТВ\229934.jpg

2018 г

Программа по театрализованной деятельности

«Театр и дети»

Театр — одно из ярких эмоциональных средств,

 формирующих вкус у детей,

 если в младшем возрасте окунуться в мир театра,

то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.

А.Богуш

Пояснительная записка

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр-представлений позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Занятия театральной деятельностью способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.,) раскрепощают. Таким образом, помогая всесторонне развивать ребёнка.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
         Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Формы, методы и способы развития творческих способностей детей средствами театрального искусства очень разнообразны. Основная форма осуществления - игра, которая необходима ребенку, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания навыкам. В программе игровые формы сочетаются с диалогами, чтобы реализовать потребность детей в общении, ребенку важно знать, насколько его поняли и приняли. Часто при общении принимается во внимание только его вербальный компонент, поэтому в программе используются упражнения, этюды, в которых отрабатываются невербальные средства общения (интонация, мимика, движения, ритмика, пластика). К тому же, для обучение разным средствам общения включены упражнения, направленные на освобождение от мышечных напряжений, так называемых зажимов, которые в свою очередь порождаются психическими осложнениями.

Проведение в игровой форме артикуляционной гимнастики, развивает подвижность артикуляционных органов, дикционные упражнения, формирующие навык правильного произношения, игры, которые развивают интонационную выразительность и формируют правильное речевое дыхание. Произведения художественной литературы, музыкальные произведения используются в полном или частичном виде. Звучащая музыка или литературное произведение помогают создать атмосферу, отдельные сюжеты могут используются,  как основа для этюдов.

Одним из важных методов развития творческих способностей ребенка является создание ситуаций, в которых ребенок может раскрыть тот или иной художественный образ. Создание внутреннего сценического самочувствия представлено в следующем порядке: сначала проводится разминка речедвигательного аппарата, затем идет освобождение мышц и действия в предлагаемых обстоятельствах ("как будто"). Это, в свою очередь, развивает у детей воображение, фантазию, образное мышление, внимание, память, наблюдательность.

Детям свойственно стремление к сценическому результату, но на начальном этапе их движения, действия в основном подражательны. Дети учатся не изображать чувства и не делать вид, что действуют, а действовать. Для этого необходимо четко определить в эпизодах, сценах:

• Что я делаю?

• Зачем?

• Как это делать?

• Как на это реагируют окружающие?

• Что изменяется в связи с этим?

Проанализировав все обстоятельства, мотивы поступков героев, ребенок погружается в их внутренний мир, отсюда появляется понимание характеров героев и способов их сценического воплощения. Таким образом, ребенок проходит большой путь от простого подражания к осознанному творчеству.

При отработке конкретных ролей используются индивидуальные показы этюдов, движений, упражнений, репетиционный метод. Здесь в равной степени важно как активное слушание, так и созерцание зрителей. Необходимо воспитывать в ребенке такие качества, как умение слушать, наблюдать, созерцать, высказывать свое мнение.

Организация театрализованной деятельности

Театрализованные занятия проводятся один раз в неделю для каждой возрастной группы: время проведения занятий

Средняя группа 20-25 минут, старшая группа 25-30 минут, подготовительная группа30-35 минут

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Программа предусматривает и   я: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки), театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор и т. д.

Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

1 год обучения

Средний дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

Формы организации театрализованной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки;

Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе

• показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.

Планирование занятий по театрализованной деятельности

Первый год обучения (средняя группа)

Сентябрь

1 неделя: «Давайте познакомимся». Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.

2 неделя: рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба» или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки.

3 неделя: пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята».

4 неделя: подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa».

Октябрь

1 неделя: рассказывание «Пошла курочка за водой», беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята».

2 неделя: рассказывание вместе с детьми: «Пошла курочка за водой», упражнение: «Изобрази героя», веселая песня «Про котенка».

3 неделя: отгадывание загадок, разучивание колыбельной песни.

4 неделя: подвижная игра «Гуси», хороводы.

Ноябрь

1 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка-хохлаткa».

2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.

3 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», свободные веселые танцы

4 неделя: драматизация сказки К.Чуковского «Цыпленок», слушание спокойной музыки.

Декабрь

1 неделя: знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра.

2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки».

3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.

4 неделя: пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, прослушивание песен о дружбе.

Январь

1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Изобрази героя», танец «Маленьких утят».

2 неделя: игра «Изобрази героев», драматизация сказки «Репка», хоровод.

3 неделя: игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки.

4 неделя: отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра.

Февраль

1 неделя: рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, пантомимические упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка».

3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу», имитация движений и голосов героев.

4 неделя: подвижная игра «Воробей и кот», рассказывание «Кто сказал мяу» вместе с детьми.

Март

1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал мяу».

2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Кто сказал мяу», веселый танец.

3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».

4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнени

Апрель

1 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.

2 неделя: отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.

3 неделя: отгадывание загадок «Заюшкина избушка».

4 неделя: рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.

Май

1 неделя: игра: «Угадай, о ком говорю», рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми, имитационные упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», веселый танец.

3 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения под музыку, веселый танец

4 неделя: отгадывание загадок по костюмам, драматизация сказки «Теремок», хоровод.

2 год обучения

Старший дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрализованного представления :

• следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;

• эмоционально воспринимать театральные постановки;

• сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;

• рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

• передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;

• исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности ;

• исполнять роль во время совместной с сверстниками игр, диалогов;

• оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;

• самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;

• в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;

• исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

• разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;

• принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;

• устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;

• принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки), запоминает их, понимает их смысл и значение;

• получает основные сведения о театре (работа актеров, название помещений театра, оборудование, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки, повтор, начало, основная часть, концовка).

Формы организации театрализованной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• драматизация сказок;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• организация игр, имитация;

• инсценировка диалога;

Инициатива детей

• ряженье, организация хороводов;

• инсценировка сказок с сверстниками;

• импровизированные игры в театр;

• самостоятельная или со сверстниками в зоне театральной деятельности;

Показатели успехов и достижений:

• активно общается со взрослыми и со сверстниками во время  драматизации, инсценировок, игр имитации;

• действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передает характерные особенности образов персонажа;

• имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;

• с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;

• принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;

• использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор совместной деятельности, помощник.

Ребенок:

• участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.

Планирование занятий по театрализованной деятельности

Второй год обучения (старшая группа)

Сентябрь

1 неделя: экскурсия в уголок театрализованной деятельности, знакоместо с новыми детьми, игра «Назови свое имя ласково», игра «Что тебе нравится в твоем друге», хоровод.

2 неделя: ряженье в костюмы, имитационные этюды, игра «Измени свой голос».

3 неделя: показ театра живых теней, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика.

4 неделя: игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», ведения понятия жесты (определенные движения) и мимика (выражение лица), подвижная игра.

Октябрь

1 неделя: показ теневого театра, «Колобок», игра забава.

2 неделя: слушание сказки В.Бианки «Колобок колючий бок» с показом настольного театра, вопросы по содержанию, рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

3 неделя: отгадывание загадок с изображением их героев, показ детьми настольного театра сказки «Колобок колючий бок» и рассказывание хором, индивидуально и в диалогах между героями.

4 неделя: игра «Изобрази настроение героя», показ диалога детьми во время рассказывания сказки «Колобок колючий бок», пение песен.

Ноябрь

1 неделя: рассматривание костюмов и ряженье, драматизация сказки «Колобок колючий бок».

2 неделя: чтение стихотворений о дружбе, беседа о друзьях, рассказывание сказки «Под грибком», беседа по содержанию, игра «Скажи о друге ласковое слово».

3 неделя: отгадывание загадок по содержанию сказки, этюды на выразительность передачи образа, пение песни Шаинского «Если с другом вышел в путь».

4 неделя: прослушивание песен о дружбе, беседа с детьми, рассказывание детьми сказки «Под грибком», общий танец.

Декабрь

1 неделя: драматизация сказки «Под грибком», показ сказки младшим детям.

2 неделя: игра «Что я умею» (например: я зайчик, я умею прыгать и веселиться и т.д.), чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».

3 неделя: упражнение на выразительность движений и мимики, чтение сказки «Кот, лиса и петух», упражнение на интонационную выразительность.

4 неделя: упражнение на выразительность движений, мимические этюды у зеркала.

Январь

1 неделя: драматизация сказки «Кот, лиса и петух», показ детям младшей группы.

2 неделя: игровое занятие, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоций. Игры: «Изобрази жестом слова» (высокий, маленький, До свидания. Здравствуй. Иди сюда), игра: «Пройди тише», игра: «Покажи, какая конфета на вкус». Игра «Покажи свое настроение».

3 неделя: пантомимические этюды, подвижные народные игры.

4 неделя: чтение сказки «Кошкин дом», пантомимическая игра «Угадай кого покажу», пение украинских песен.

Февраль

1 неделя: упражнения в интонировании диалогов, пантомимическая игра «Угадай, кто пришел к коту».

2 неделя: драматизация сказки «Кошкин дом», показ сказки старшим детям.

3 неделя: чтение стихотворения «Добрые слова», игра «Назови вежливое слово», рассказывание сказки «Лиса и журавель».

4 неделя: загадывание загадок, беседа по содержанию сказки «Лиса и журавель», игры на интонационную выразительность речи.

Март

1 неделя: повторение, что такое эмоция, игра «Покажи настроение героя», теневой театр «Лиса и журавель», народная игра.

2 неделя: прослушивание диалогов между детьми по сказке «Лиса и журавель».

3 неделя: придумывание окончаний сказочных историй, рассказывание сказок по очереди, подвижная игра.

4 неделя: игра «На выразительность мимики», рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко», беседа по содержанию, слушание музыкальных фрагментов, интонационное упражнение.

Апрель

1 неделя: музыкальные загадки, рассматривание отличительных особенностей в сказке В. Сутеева «Яблоко», разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

2 неделя: рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью пальчикового театра, пантомимическая игра «Пойми меня».

3 неделя: драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко», подвижная игра «Дождь».

4 неделя: показ драматизации сказки «Яблоко» детям детского сада, пение песен о дружбе.

Май

1 неделя: просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Под грибком», игра-конкурс «Попросись под грибок».

2 неделя: отгадай загадку и покажи без слов героя, игра-имитация «Пойми меня».

3 неделя: игровое занятие, народные игры, игра «Покажи любимого героя и скажи из какой он сказки».

4 неделя: драматизация сказки детьми и родителями по желанию, веселая пляска.

3 год  обучения

Подготовительный к школе возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрализованного представления :

• понимать смысл сказки, театральный образ как живую актерскую деятельность с использованием речевого общения, мимики, жестов, движений, музыки, танцев, песен;

• оценивать свои поступки и поступки товарищей сравнивать их с поступками персонажей сказок, сопереживать положительным героям;

• узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать характер героев (хитрый, жадный и т.д.), подсказывать героям, как лучше выйти из трудных ситуаций

В игровой деятельности:

• изображать характерные особенности образа театральных персонажей (движением и словом, движением и мимикой, жестами);

• своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, самостоятельно организовывать игры драматизации, театрализованные игры, игры в театр (Театр);

• распределять роли, подбирать самостоятельно роль, включатся в роль предоставленную взрослым

В сценической деятельности:

• принимать активное участие в подготовке театральных игр;

• творчески перевоплощаться в образ персонажа, разыгрывать сюжет, четко, выразительно исполнять роль;

• вносить творческие фрагменты в игру по сказке, иметь желание играть в уголке театрализованной деятельности, изготовлять атрибуты, костюмы, декорации;

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о театре как средстве выражения жизненных ситуаций в актерской игре;

• о разных видах театра их особенностях и значениях;

• про театральную терминологию (коллектив театра, актер, труппа, режиссер, костюмер, гример, художник, декоратор, зрители, успех, аплодисменты; спектакль — сюжет, сценарий, премьера, части спектакля, антракт; театр — афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, фойе, декорации);

• коллективный характер подготовки к театральной постановке, важность ориентировки на партнеров во время игровых действий;

• творчески подходить к исполнению роли.

Формы организации театрализованной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• театрализация эпизодов сказок;

• драматизация сказок;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• организация игр, имитация;

• кукловедение;

• инсценировка и чтение по ролям стихотворений, сказок;

• оснащать сюжетно-игровое поле;

• разработка сценария;

Инициатива детей

• ряженье;

• инсценировка стихотворений, сказок самостоятельно и со сверстниками;

• обогащение атрибутами игровое поле или театрализованное действие;

• желание водить марионетки и показывать кукольный театр;

Показатели успехов и достижений:

• составление сюжета на наглядной, словесной основе и самостоятельно;

• составляет сценарии по стихотворным текстам или на основе комбинирования сюжета;

• самостоятельно реагирует на смысл украинского фольклора;

• использует малые жанры фольклора сюжетно-ролевых игр;

• самостоятельно показывает спектакли с игрушками настольным, теневыми театрами;

• организовывает сюжетно-ролевую игру (Театр)

• организовывает самостоятельно или по просьбе воспитателя игры-драматизации, театральные игры, по сюжетам известных произведений;

• принимает участие в инсценировке сказок;

• изготовляет вместе с воспитателем атрибуты, костюмы, декорации;

• проявляет себя как эмоциональный, чуткий зритель;

• классифицирует чувства и поступки персонажей и сопоставляет их с собственными поступками;

• проявляет собственную позицию в процессе перевоплощения в сценический образ;

• запоминает сюжетную последовательность;

• вовремя включается в действие;

• использует музыкально-пластично-песенный опыт;

• в театрализации различных жанров литературных произведений

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• организатор предметно-игровой среды;

• помощник;

• зритель;

• участник игры;

• режиссер

Ребенок:

• участник игры;

• режиссер;

• исполнитель;

• инициатор совместной деятельности;

• организатор сверстников.

Планирование занятий по театрализованной деятельности

Третий год обучения (подготовительная группа)

Сентябрь

1 неделя: формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке, способствовать возникновению дружеских взаимоотношений, игра «Расскажи о себе», рассказ об устройстве театра.

2 неделя: познакомить детей с понятиями мимика, жест, упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, развивать способность понимать и слушать собеседника, пантомимические упражнения.

3 неделя: развивать фантазию творчества в процессе придумывания диалога к сказке, учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость, активизировать использование в речи детей понимание, мимику, жест. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба», хоровод.

4 неделя: развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса, активизировать словарь, закрепляя умение пользоваться понятиями, мимика жест, игра «Я прочту стихотворение, а ты покажи действие мимикой и жестами», народная игра.

Октябрь

1 неделя: способствовать объединению детей совместной деятельностью, расширять словарь жестов и мимики, введение понятия (пантомима) творческая игра «Что за сказка», пение песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».

2 неделя: учить характерной передачи образов движениями рук и пальцев, закрепить в речи понятие пантомима, игровые упражнения с помощью пальцев, игры-инсценировки с помощью пальцев, веселые танцы.

3 неделя: развивать фантазию, совершенствовать выразительность движений, чтение сказки В.Бианки «Теремок», игра «Кто это?», слушание спокойной музыки.

4 неделя: создать положительный и эмоциональный настрой, вызвать интерес к новому произведению, учить понятно, логично, отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать умение охарактеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Беседа по сказке В.Бианки «Теремок», слушание песен о дружбе.

Ноябрь

1 неделя: развивать умение выразительно рассказывать сказку. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность передачи образов, народные игры.

2 неделя: учить узнавать героев по характерным признакам в игре «Узнай героя», совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Драматизация сказки «Tepeмок».

3 неделя: введение понятия интонация, игры на отработку интонационной выразительности. Развитие коммуникативных способностей, слушание спокойной музыки.

4 неделя: введение понятие скороговорка, отработать дикцию проговариванием скороговорок, подвижная игра.

Декабрь

1 неделя: уточнить понятие скороговорка, развивать дикцию, ввести понятие рифма, упражнять в придумывании рифмы к словам, подвижная игра.

2 неделя: упражнять в подборе рифм к словам, дидактическая игра «Придумай как можно больше слов», поощрять совместное стихосложение.

3 неделя: показать, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения, помочь детям понять смысл сказки «Хвостатый хвастунишка», совершенствовать средство выразительности в передачи образов сказки.

4 неделя: учить логично и понятно, отвечать на вопросы сказки, используя в речи сложноподчиненные в речи предложения. Дать понятия, что музыка и иллюстрации верное средство выразительности, характеристика персонажей сказки, народная игра.

Январь

1 неделя: пантомимические упражнения, интонационные упражнения, передача образов через средство выразительности. Конкурс «На лучший показ героя сказки».

2 неделя: драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка», учить коллективно и согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность. Парный танец.

3 неделя: знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик», беседа по содержанию, сочинение продолжения сказки. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

4 неделя: пантомимическая игра, придумывание сказки, драматизация придуманной сказки, развивать творческое воображение, развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе

Февраль

1 неделя: учить распознавать эмоциональное состояние по мимике, учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации изображать соответствующую мимику у себя на лице.

2 неделя: объяснение понятия эмоция, знакомство с пиктограммами, изображающими эмоции, эмоциональное чтение стихов игрушки, подвижная игра.

3 неделя: драматизация сказки Пушкина «Золотая рыбка», способствовать обогащению словаря и эмоциональной среды ребенка;

4 неделя: знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей», пение песен.

Март

1 неделя: воспитывать у детей эмпатию, закрепить умение последовательно излагать мысли по сказке К.Чуковского, игра «Изобрази настроение героев»;

2 неделя: помочь детям понять взаимозависимость людей, их необходимость друг другу. Игры с куклами марионетками.

3 неделя: управление куклами бибабо из сказки «Репка», показ кукольного театра по сказке «Репка».

4 неделя: слушание сказки «У страха глаза велики», изображение эмоций страха, танец под фонограмму к песне В.Шаинского «Улыбка».

Апрель

1 неделя: беседа по сказке «У страха глаза велики», пантомимические игры, ряженье в костюмы, хоровод.

2 неделя: закрепить умение изображать страх, рассматривать картины «Страшно», рисование свои страхов, игра «Преодолеем страх», настольный театр «Красная Шапочка».

3 неделя: распределение ролей, ряженье в костюмы, драматизация сказки «У страха глаза велики».

4 неделя: знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна», игра «Найди и покажи эмоции», подвижная игра.

Май

1 неделя: учить детей распознавать злость, совершенствовать умение передавать настроение героев с помощью различных интонаций, рассматривание картинки «Злость». Упражнение на выразительность голоса, мимики и голоса.

2 неделя: неделя беседа о злости, упражнение «Изображаем эмоцию», рассказывание детьми сказки, «Как поссорились Солнце и Луна».

3 неделя: закрепить умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки драматизации, распределения ролей, ряженье. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Лунa».

4 неделя: викторина «Мы любим сказки», драматизация любимой сказки, игра «Я называю героев вы называете сказку», отгадывание загадок, игра «Покажи эмоции». Игра «Покажи героя», веселые песни. Награждение.

В результате освоения программы воспитанники получают знания из области театрального искусства, истории театра и приобретают актерские умения и навыки исполнительской деятельности.

Педагогический мониторинг.

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.

Список литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школьного театра. – М.: «Аквариум», 2003
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: «Детская литература»
  3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1967
  5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992
  6. Закон РФ «Об образовании» // «Педагогический поиск. - № 7-8
  7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1989
  8. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989
  9. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
  10. Игры и упражнения со словами. Серия «Дошкольное образование» / Сост. Е.И. Синицына. – М.: ЮНВЕС, 2000
  11. Крымова Н.А. Любите ли вы театр? – М., 1987
  12. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.: «Знание»,1988
  13. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. и автор вступит. статьи В.В. Кумарин.
  14. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / Сост. Беспятова Н.К.. – М.: «Айрис пресс. Айрис дидактика», 2003
  15. Программа театра-студии «Алые паруса» / авт. В.Ф. Чувашев. – Киров.
  16. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1-11 классы. – М.: «Просвещение», 1995
  17. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 1, 2, 3, 4, М.: «Искусство», 1998
  18. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: «Владос», 2001
  19. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989

Список литературы для детей.

1.  Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школьного театра. – М.: «Аквариум», 2003

2.  Алянский Ю., Азбука театра. – Л.: «Детская литература»

3. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»

4. Михалков С. «Театр для детей»

5. Островский А. Пьесы.

6. Шварц Е. «Два клена»

7. Энциклопедический словарь юного зрителя.