Методическая работа в ММО учителей искусства
Выступление на ММО учителей искусства
1.Выступление на тему: "Организация творческой деятельности и применение здоровьесберегающих технологий
на уроках изобразительного искусства"
2. Выступление на тему:
"ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О КРАСОТЕ."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутовская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на ММО учителей искусства
Организация творческой деятельности и применение здоровьесберегающих технологий
на уроках изобразительного искусства
учитель изобразительного искусства
Блажнова Галина Алексеевна
Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – многое потерял,
Здоровье потерял - всё потерял.
(Русская народная пословица).
Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся от воздействия негативных факторов, связанных с образовательным процессом. Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
Урок изобразительного искусства особый, и его нельзя преподавать так же, как другие предметы, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.
Сам урок – это релаксация. Творческая атмосфера диктует строго продуманный план урока, где цели: эстетическое, духовно-нравственное развитие, формирование качеств, отвечающих представлениям истинной человечности. На уроках приходится читать, говорить, запоминать, слушать, выполнять творческие задания, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках изобразительного искусства.
Так, в процессе занятий изобразительным искусством я часто использую разные техники – это и некоторые виды монотипий, роспись, лепка и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. По программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд» есть еще немало уроков в разных классах, где дети могут работать с различными материалами. И не надо бояться, что они испачкаются – нужно прививать аккуратность в работе.
Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Игра одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и реализации.
Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
- подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
- игры – соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
- диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
- ролевые игры.
Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды работ: беседа, практическая работа, чтение учебника, ответы на вопросы.
Уроки изобразительного искусства требуют, от учителя постоянной активной работы и от учителя зависит активность учащихся. Для этого использую: беседы, стихи, художественную литературу, репродукции великих художников мира. На уроке необходимо учить детей анализировать своё эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению творчества.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.
И в заключении мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, написанными детьми.
Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!
Здоровье сберегающие технологии
Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный. Изображая простейшие предметы, ребёнок прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои не удачи. Поэтому учитель должен знать рабочее настроение каждого учащегося, приходить вовремя на помощь, помогать при необходимости и, главное, - следить за состоянием здоровья детей. Через каждые 7 –10 минут необходимо проводить физкультминутки по 1,5 – 2 минут.
№ 1. Сели, встали, встали, сели № 2. Мы считали и устали,
И друг друга не задели. Дружно все мы тихо встали.
Мы немножко отдохнём Ручками похлопали, раз, два, три
И опять считать начнём Ножками потопали,
Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три.
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
№ 3 Митя шёл, шёл, шёл, белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положи их в кузовок.
№ 4. На моей руке пять пальцев, № 5. Как на пишущей машинке
Пять хватальцев, пять держальцев, Две хорошенькие свинки
Чтоб строгать и чтоб пилить, Туки-туки-туки-тук!
Чтобы брать и чтоб дарить. Туки-туки-туки-тук!
Их нетрудно сосчитать: И постукивают,
Раз, два, три, четыре, пять. И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Упражнение № 1 Движение кистей рук в стороны – локти на столе. Под счёт
раз, два, три (4 – 5 раз).
Упражнение № 2 Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены, как для
письма, правая рука протянута вперёд, подымание и
опускание указательного пальца по счёту раз, два, три,
вращение трёх пальцев вправо по счёту раз, два, три и влево
с обратным счётом: три, два, раз.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутовская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на тему:
ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ О КРАСОТЕ.
Подготовила учитель
изобразительного искусства
Блажнова Галина Алексеевна
«Красота спасёт мир!» - эти слова, прозвучавшие в романе Федора Михайловича Достоевского, часто цитируются. Однако не всегда они понимаются людьми в своём истинном Православном смысле. Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
На уроках изобразительного искусства наряду с приобретением изобразительной грамоты, расширением кругозора и развитием творчества, является формирование представлений о Красоте, понимания Красоты как духовного совершенствования человека, отражённого в его облике, помыслах и поступках.
Какой видит жизнь юный художник, что волнует его, что вызывает восторг или негодование, в чём замечает он красоту? Всё это напрямую зависит от основ мировоззрения маленького человека, от духовных ценностей, вырастающих в его душе и являющихся основанием «нравственного закона», которым будет руководствоваться взрослый человек в своих помыслах и поступках.
В изобразительном искусстве понятие «красота» неразрывно связано с понятием «художественный образ». Творческая работа учащихся как раз и состоит в том, чтобы увидеть красоту в мире и, восприняв её всею душой, выразить на холсте или бумаге.
Воспитать детей можно любовью и восхищением перед красотой Божьего мира, красотой разлитой повсюду, окружающей нас и поддерживающей даже в самые серые дни, когда мы этого не замечаем. Научить детей видеть красоту в природе, Образ Божий в людях, красоту в добрых человеческих поступках, искренних взаимоотношениях помогает изобразительное искусство, и прежде всего, Православная тема в искусстве. Она многогранна. Непосредственное её явление мы видим в русской
иконописи и архитектуре, декоративном убранстве русских церквей и храмов, с которыми обучающиеся знакомятся на занятиях по изобразительному искусству.
Православное понимание красоты – это, прежде всего, образ «положительно прекрасного человека», милосердного и любящего, чистого в помыслах и благородного в поступках. Этот образ красоты отражён в темах: «Материнство», «Любовь и верность Отечеству», «Народные праздничные обряды», «Русская архитектура - неотделимая часть мирового искусства (Храмовая архитектура)», «Древние соборы». На уроках и внеурочной деятельности ребята учатся видеть красоту в картинах художников, замечать её в жизни и воплощать в рисунках. Особо нужно сказать о красоте русского пейзажа. Разве в его целомудренной красе не воплощается Православная идея о «простоте, добре и правде», о силе духа и милосердии? Умение видеть эту красоту в жизни и передавать в живописи позволяет создавать художественный образ русской природы (показ фотографий)
Знакомство с памятниками архитектуры и живописи объединяется с изучением Православных праздников, звучанием духовной и классической музыки. Такой интегрированный подход к обучению, позволяет наиболее ясно раскрыть художественный образ и красоту произведения искусства.
Детям всех возрастов интересны творческие конкурсы. В качестве примера, можно привести конкурсы посвящённые Пасхе- «Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес», Рождеству- «Рождественское чудо», «Красота Божьего мира», «Житие святителя Агафангела», «Любимый храм», «Святыни Серебряно- Прудской земли». Здесь дети постепенно приближаются к пониманию красоты, милосердия, смирения, покаяния, доброты, уважения и любви к Отечественной культуре, к Православным традициям.
Стремление к истинной Красоте в Православном её понимании действительно способно спасти мир. Детские сердца наиболее отзывчивы к проявлениям истинной Красоты, но они всегда нуждались и будут нуждаться в поддержке и примере взрослых.
Главный результат нашего педагогического труда отдалён во времени. Только через многие годы мы увидим, какими людьми станут наши ученики. Но уже сейчас у меня возникает ощущение радости, когда мои ученики стараются создать художественный образ в своих работах с истинным пониманием значения слова «красота».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутовская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на РМО учителей искусства:
«Реализация творческих проектов
во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
Блажнова Г.А.
Август 2018
«В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»
Сухомлинский В.А.
У маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» - Рук поднялось не сосчитать!
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.
В девятых классах Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?». Рук поднятых не видать.
А ведь ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось…
Куда всё это подевалось?
Это стихотворение Валентина Берестова. Оно называется «Потеря».
Чтобы такой потери не случилось, чтобы повысить мотивацию к творческой деятельности и качественно формировать художественные навыки, развивать творческие способности учащихся педагог должен использовать современные методы, средства и технологии обучения.
Особенно мне кажется целесообразно на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время применение проектно-исследовательской технологии. Так как она учит: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникативные навыки, всё это должен уметь современный человек, чтобы достичь успеха.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
В последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя.
Метод проектов – это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Проект предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов. В ходе работы над проектом учитель является консультантом, источником информации, координатором и помощником.
При помощи проектов можно:
1. Научить учащихся:
- выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у школьников исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
5. Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения, развитию деловых качеств учащихся (лидер и т.д.)
6.Развивать у учащихся его творческие способности, умение творчески подходить к способу подачи материала.
Что же подразумевается под творческими способностями –это комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение.
Развивать творческие способности? Что это значит?
Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление обучающихся к творчеству и углублению способностей.
Главной целью развития творческих способностей является воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели во внеурочной деятельности, я мини- проекты.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?
создаёт ситуацию успеха;
-ориентирует на быстрый практический результат;
-учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
-быстро ориентироваться в ситуации;
-строить новые отношения в сотрудничестве;
-проявить свои организаторские способности.
На заключительном этапе мини-проекта дети переходят к презентации работ. Выставка всех творческих проектов позволяет детям обменяться впечатлениями, провести позитивную оценку, как собственных работ, так и работ своих одноклассников. Ученики обмениваются положительными впечатлениями, эмоциями, делятся приятными ощущениями от создания своих творений.
Использование метода мини- проекта на внеурочных занятиях по изобразительному искусству одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать занятия современными, более увлекательными и интересными для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Вот некоторые мини-проекты, которые дети выполняли на занятиях внеурочной деятельности «Весёлый карандашик»:
- «Сказочное подводное царство»
- Букет для мамы «Удивительный букет»
- Деревня- деревянный мир
-Архитектурный проект «Современный город»
- «Сказочная поляна»
- Иллюстрирование книги «Колобок»
- Городецкая роспись
Более подробно хочу остановиться на долгосрочном проекте «Без шика, но с душой. (Новогоднее украшение подъездов)»
Таким образом, применение творческих проектов учителями позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс и внеурочную деятельность, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика, воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
2021-2022 уч. год
Выступление на РМО учителей искусства
СЛАЙД «Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке изобразительного искусства ситуации успеха и условий для самореализации учащегося»
СЛАЙД «Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться»
В.А. Сухомлинский.
СЛАЙД Уроки искусства – особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Поэтому постарайтесь понять, что чувствует ребёнок, бережно поддержите его на пути в мир искусства.
Занятия изобразительным искусством, как ни одно другое в школе, развивает воображение и фантазию. Очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия ситуации успеха деятельности обучающегося на уроках изобразительного искусства.
СЛАЙД Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает: - удача в достижении чего-нибудь; - общественное признание; - хорошие результаты в работе, учёбе.
СЛАЙД Как создать ситуацию успеха?
Комфортность. Для психологического и физического благополучия обучающимся на уроке необходим кратковременный отдых. Переключение внимания с одного объекта на другой, применение физкультминуток для кистей рук, глаз, музыкальные паузы. Иногда можно разрешить работать стоя , общаться с одноклассниками. Если возникла необходимость, взять книгу, журнал, поменять воду в баночке, делая всё это свободно. Единственное условие – не мешать работать одноклассникам. Психологический комфорт обучающихся на уроках, смена видов деятельности и темпа работы, вера в возможности и таланты своих детей обязательно принесут желанные результаты.
Интерес. Интерес и удовольствие, сопровождающие уроки изобразительного искусства, рождают ситуацию успеха. СЛАЙД Раскрепоститься, уйти от так называемого страха «чистого листа», помогает смена видов деятельности.
Здесь на помощь приходят прежде всего, нетрадиционные техники рисования использование игровых приёмов, смена изобразительной деятельности, СЛАЙД сочетание индивидуальных и коллективных форм работы. Учитель изобразительного искусства должен находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов преподавания. Только тогда его подопечные будут заниматься творчеством, уметь видеть безграничный простор для применения своих сил. Обстановка на уроке изобразительного искусства позволяет создать ситуацию успеха, широко применять игровые формы. СЛАЙД (с куклами) Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Во 1 классе я провожу игру «Весёлые кляксы». Предлагаю ребятам обмакнуть кисть в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листе бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Получаются причудливые узоры. Можно провести соревнование: «кто больше диковинных животных или птиц изобразит», или придумает интересную историю. СЛАЙД На моих занятиях происходит освоение обучающимися различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, картон, различные виды бумаги, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы, резцы и т.д.), а также художественных техник СЛАЙД (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и другое. Использование музыкального сопровождения на уроках изобразительного искусства, элементов взаимного обучения, эксперимент с художественными материалами и техниками, СЛАЙД использование особенно эмоциональных высказываний выдающихся деятелей культуры, сказок, легенд, историй, способствующих тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать. Они идут с удовольствием на уроки изобразительного искусства с радостью!
Доступность. Задание для учеников должно быть посильным. Поэтому, планируя уроки изобразительного искусства, я учитываю возрастные особенности учащихся. Предоставляю право выбора самим учеником. Нельзя не сказать о важности рисунка на уроке самим педагогом. СЛАЙД Например, в 6 классе при изображении головы человека на первом занятии я показываю мелом на доске, а ученики за мною повторяют каждый этап, начиная с проведения осевой линии и заканчивая проработкой. А на следующем уроке можно раздать карточки с поэтапным изображением головы человека, затем выполнить лепку головы, аппликацию и так далее – от простого к сложному. Нужно дать ребёнку возможность выбора. Выбора тем, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа.
СЛАЙД Программа 5 класса рассчитана на работу детей с различными материалами, так, на уроках посвящённых глиняным игрушкам, мы работаем с гипсовыми фигурками, с пластилином, создаём форму игрушки, а затем расписываем их.
Или при знакомстве с русскими народными промыслами, мы расписываем деревянные изделия, всё это способствует как развитию интереса к уроку ИЗО в целом, так и лучшему усвоению знаний. И, как следствие, это один из шагов на пути к чувству успешности у ребёнка.
Следующий метод для создания успеха, я использую метод выступления-рассказа. Ребёнок перед классом рассказывает о том, что он изобразил, придумывает историю, которая произошла с героями его рисунка. Это позволяет ребенку выразить словами то, что возможно у него не получилось нарисовать, но зато он почувствует, что цель, к которой он стремился - выразить что-то что ему хочется, эта цель достигнута при помощи и рисунка и слова. Здесь дети учатся уверенно вести себя перед классом и одновременно испытывают чувство удовлетворённости, не напрасности своей работы, особенно когда слышат одобрения со стороны одноклассников.
Не обязательно выходят к доске дети у которых самые лучшие рисунки, это могут быть и рисунки в которых случилась какая-то досадная ошибка, например нечаянно капнувшая краска испортила мордочку у собачки, и вот ребенок уже расстроен, он не смог донести то, что хотел до других, тогда ему на помощь приходит слово.
Радость возникает, если есть - успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
В практике современный учитель нередко сталкивается с проблемой полного равнодушия к результатам обучения со стороны школьников. Значит, необходимо постоянно создавать ситуацию успеха, которая не только стимулирует учебную деятельность, но и даёт ребёнку веру в себя, в его прекрасное будущее. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения успеха осознать свои возможности, поверить в себя.
Мало объяснить и показать тот или иной приём работы – надо добиться того, чтобы этот приём был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа, - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как обучающийся воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и действия. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движениям ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чём идёт речь, или нет. Можно с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеником.
Контроль. Изобразительную деятельность обучающихся необходимо постоянно контролировать, оказывать своевременную помощь, указывать на ошибки, давать практические советы по их устранению.
(СЛАЙД выставки) Периодически организую выставки, что даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Ребёнок должен знать, что его оценка зависит только от результатов проделанной работы. Оценка ставится не только за выполнение практического задания, но и за активную работу на уроке, домашнее задание. СЛАЙД В конце урока обязательна выставка работ учащихся. Похвалите детей. - Какой оригинальный рисунок; какое необычное сочетание красок; как прописаны детали. Найдите в рисунке ребёнка положительные моменты. Не пожалейте для него похвалы, хотя бы пустячной, авансом. Потом можно потребовать большего.
СЛАЙД Повысить качество – это значит заинтересовать. Используя перечисленные выше формы работы на своих уроках, позволяют мне повысить качество знаний.
Суть ситуации успеха состоит в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.
Ситуация успеха помогает разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.